План- конспект урока русского языка
на тему «Части речи»
3 класс
Цели урока: Обобщить знания детей о частях речи.
Создать представление о частях речи как о группах слов, каждая из которых выделяется на основе общности вопросов и значений.
Формировать умение различать имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги и правильно их употреблять.
Показать детям различия между самостоятельными и служебными частями речи.
Оборудование: таблицы, слайды, картинки.
Ход урока:
- Организация.
- Чистописание. Дд Письмо под диктовку:
Доска домашний добрый дружить дразнить доброта дружный деловой дарить дочка
Проверка написания.
-Какие орфограммы встречаются?
3. Новый материал.
-Разделите эти слова на группы.
- По каким признакам разделили?
-Как называются такие слова?
Вывод: -Имена существительные отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет.
-Ваши примеры.
-Имена прилагательные отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? и обозначают признак предмета.
- примеры.
-Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? и обозначают действие предмета.
-Глаголы, имена существительные, имена прилагательные - это части речи.
4. Закрепление.
а) №217. Прочитайте строки из сказки А.Пушкина.
Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златогривыми церквами,
С теремами и садами…
(Объяснение значении слов град, златогривые, терем)
Разделить слова на группы. По каким признакам сделали? Объясните орфограммы.
б) Узелки на память. Стр 122.
в) В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут.
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Разделить слова на группы. По каким признакам сделали? Объясните орфограммы.
-Поставьте вопросы к остальным частям речи. Можно? Оказывается, к некоторым частям речи нельзя поставить вопросы.
-Назовите такие части речи.
-В, по.
- Как назыются?
- Предлоги.
Вывод: - Имена существительные, глаголы, имена прилагательные имеют значение, к ним можно поставить вопросы. Поэтому их называют самостоятельными частями речи. А предлоги- служебные части речи. Предлоги служат для связи слов.
г).№219 Рассмотрите рисунок. Прочитайте названия частей речи и вопросы к ним. Все ли части речи вам знакомы? Какие части речи незнакомы? К каким частям речи нельзя поставить вопрос?
Показ портрета Крылова. Беседа о его баснях. Прочитать фразы из басен Крылова. Распределить слова по частям речи.
- Волк из лесу в деревню забежал.
- Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела.
- Голодная кума Лиса залезла в сад.
д) №220. Прочитать слова из трех столбиков. Определить , к какой части речи относятся слова каждого столбика. На какой вопрос отвечают?
Снежок снежный заснежить
Дружба дружный …
Лёд … заледенить
… чистый …
Смелость … осмелиться
… красочный …
е) –По одному вопросу всегда ли можно определить часть речи?
Покрывало
- Это какая часть речи?
(Ответы детей)
- Белое покрывало всю землю покрывало.
- Солнце село за село.
ж) Объясни значения слов. Какой частью является слово?
Берегу- берегу
Бури-бури
Вести-вести
Еду-еду
Засели-засели
Мела-мела
Соли-соли
4. Итог урока. – О чем говорили на уроке сегодня? –Что такое имя существительное, имя прилагательное, глагол? –Какие служебные части речи знаете?