kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе "Предлог как часть речи".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: предлог как часть речи.

Класс: 7

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: углубить знания о предлоге и научиться распознавать в текстах предлоги, выявлять их функцию.

Задачи:

-обучающая: научить определять предлоги; закрепить умения писать предлоги с другими частями речи;

- развивающая: развивать орфографическую зоркость, умение применять теоретические знания на практике.

- воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку через выполнение упражнений.

 

Учебник: Русский язык. 7 класс: учеб. Для образовательных организаций. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. – 2 изд-е – М.:Просвещение.

 

Оборудование, дополнительные материалы. Слайд-презентация,  листы оценивания, раздаточный материал.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе "Предлог как часть речи".»

ПЛАН - конспект урока


Дата: 18.03.2016.

Тема: предлог как часть речи.

Класс: 7

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: углубить знания о предлоге и научиться распознавать в текстах предлоги, выявлять их функцию.

Задачи:

-обучающая: научить определять предлоги; закрепить умения писать предлоги с другими частями речи;

- развивающая: развивать орфографическую зоркость, умение применять теоретические знания на практике.

- воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку через выполнение упражнений.


Учебник: Русский язык. 7 класс: учеб. Для образовательных организаций. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. – 2 изд-е – М.:Просвещение.


Оборудование, дополнительные материалы. Слайд-презентация, листы оценивания, раздаточный материал.


Ход урока


1.Организационный момент.

-Добрый день, ребята! Какое у вас настроение? Отличное? Нам предстоит многое успеть. Вы готовы? (Слайд №2)

2. Мотивация учащихся.

-Ребята! Вы, я знаю, любите решать кроссворды.

Предлагаю поработать, разгадать кроссворд, придумать название. Приём «Кроссворд»

(Слайды № 3,4)


Дети решают кроссворд, находят ключевое слово предлог

1.Скучать по вас

2. При содействии друзей

3.Читать без очков

4.Добежать до дома

5.Капли для лечения

6. Предостеречь от опасности

7.Сделал благодаря мне

Работа с листом оценивания №1

3.Этап целеполагания.

-Проанализируйте проделанную работу, сформулируйте тему урока, запишите в тетрадь и подумайте, чему будем учиться сегодня. (Цель урока определяется совместно с учащимися).

Ученики отвечают:

Тема урока - «Предлог». Наша задача - научиться распознавать предлоги и отличать их от других частей речи, выяснить, на какие группы они делятся. (Записать на доске)


Стадия осмысления

1. Сегодня на уроке речь пойдёт о предлоге. Скажите, ребята, сколько частей речи в русском языке?

(12: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, причастие, деепричастие, наречие, категория состояния; предлоги, союзы, частицы)

-На какие 2 группы делятся они в зависимости от роли в языке?(самостоятельные и служебные)

-Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных (знаменательных)?

В результате коллективной работы делается вывод, что особенности служебных частей речи таковы: (устно)

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

1) есть лексическое и грамматическое значение;

2) изменяются (кроме наречия);

3) являются членами предложения;

4) употребляются самостоятельно

1) нет лексического и грамматического значения;

2) не изменяются;

3) не бывают членами предложения;

4) не употребляются без самостоятельной части речи


Работа с листом оценивания №2

-Значение предлогов точно определил лингвист Василий Алексеевич Богородицкий, назвав эти слова «словечками отношений». Почему?

Задание. Из данных слов составьте предложения. Кто больше?

Книга, стол, лежит (Слайды№ 5,6)

Ответы:


Почему эти предлоги выбрали?

Работа с листом оценивания №3

Работа с учебником, упражнение 326,стр.136 (письменно). 1 у доски. Проверка. Обобщение.

-2.Мини-исследование текста по теме. Работа по группам. (Учитель объясняет последовательность действий).

Сегодня мы поработаем в группах с раздаточным материалом, выполним предложенные задания и пополним наши знания о предлоге.

1 группа: Прочитайте и восстановите текст, вставьте предлоги. Выясните, на службе у каких частей речи предлоги находятся и с какими падежами употребляются? (Из какого произведения отрывок?)

… базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов … новой шинели и … узелком … руке. …. ним шагает рыжий городовой … решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина... …. площади ни души... Открытые двери лавок и кабаков глядят …. свет божий уныло, как голодные пасти; …. них нет даже нищих. (Слайды № 7, 8)

2 группа Прочитайте текст. Найдите в тексте все предлоги и выясните, какие из них наиболее употребительные. Как пишутся предлоги со словами? (Из какого произведения отрывок?)

Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Около самых ворот склада, видит он, стоит вышеописанный человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: "Ужо я сорву с тебя, шельма!", да и самый палец имеет вид знамения победы. В этом человеке Очумелов узнает золотых дел мастера Хрюкина. В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала - белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса.

(Слайды №9/10)

3 группа. Прочитайте текст. Найдите в тексте непроизводные и производные предлоги, распределите их в две колонки. Укажите общее количество предлогов, выясните, какие из них наиболее употребительные.

Гимназист VII класса Егор Зиберов милостиво подает Пете Удодову руку. Петя, двенадцатилетний мальчуган в сером костюмчике, пухлый и краснощекий, с маленьким лбом и щетинистыми волосами, расшаркивается и лезет в шкап за тетрадками. Занятие начинается. Согласно условию, заключенному с отцом Удодовым, Зиберов должен заниматься с Петей по два часа ежедневно, за что и получает шесть рублей в месяц. Готовит он его во II класс гимназии. (В прошлом году он готовил его в I класс, но Петя порезался.) (Слайды №11/12)

4 группа. Используя материал учебника на стр.134-135 и готовые таблички, придумайте название и создайте кластер. Прокомментируйте кластер. (Таблички: морфология, части речи, самостоятельные, служебные, имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие, предлог, союз, частица, непроизводные, производные, простые, составные, по составу, по значению, по происхождению).

(Слайды №13/14)

3.Заслушивание результатов работы групп.

- Итак, мы сегодня открыли тему «Предлог», несмотря на то, что мы знакомы с ним с начальной школы, мы узнали на этом уроке много нового и интересного. Дети называют то, что им известно об этой части речи, приводят примеры.

Ответ 1 группы Через (В.п.) базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в (П. п.) новой шинели и с (Тв.п.) узелком в (П.п.) руке. За (Тв. п.) ним шагает рыжий городовой с (Тв. п.) решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина... На (П.п.) площади ни души... Открытые двери лавок и кабаков глядят на (В.п.) свет божий уныло, как голодные пасти; около (Р.п.) них нет даже нищих.

(7 предлогов употребляются с сущ., 2 с мест.)


Ответ 2 группы В тексте 11предлогов: к - 1, около -1, в – 4 , на - 3, с – 2. Наиболее употребительные предлоги на - 3 раза, в – 4 раза используется. Все предлоги написаны со словами отдельно.)

Ответ 3 группы Непроизводные : в, с, в, за, с, с, по, за, в, во, в, в. Производные: согласно. В тексте 13 предлогов. Наиболее употребительные – в (5), с(3).

Ответ 4 группы Кластеры «Служебные части речи», «Предлог» или общий «Морфология». Ученики, используя таблички, создают на доске кластеры и комментируют их.

Работа с листом оценивания №4

Стадия рефлексии

1.Контрольно-оценочный этап.

- Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

Ответ: Узнали, что

1.Предлоги бывают простыми и составными.

2.Производными и непроизводными.

3.Частотные предлоги – в , на, с.

4.Предлоги употребляются с существительными, местоимениями.

5.Некоторые предлоги омонимичны приставкам.

6.Предлоги употребляются с определенными падежами.

2.Оценка результативности урока.

Выразите понимание темы «Предлог как часть речи» через составление синквейна.

Прием «Синквейн».

Стихотворение из 5 строк, которое пишется по определенным правилам:

1 строка – одно существительное. Это тема синквейна.

2 строка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна

3 строка – три глагола, описывающих действия по теме синквейна.

4 строка- одно предложение, выражающее свое отношение к теме.

5 строка – одно слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяющее выразить к ней личное отношение. (Слайды №15,16)

Ученики зачитывают синквейны:

1.Предлоги

Простые, составные

Служат, пишутся, употребляются

Наиболее частотны в, на.

Слова.



2. Предлоги

Производные, непроизводные

Не изменяются, образуют, употребляются

Они являются «словечками отношений»

Часть речи.

Дети работают с листом оценивания

Дополнительное задание. Распределительный диктант

Учащиеся записывают слова под диктовку в 2 столбика.

с предлогами без предлогов

по дороге подальше

по рассеянности понесся

на расстоянии навеяло

подо мной подбросив

над нами надписать

при приближении присоединяя

за зайцами запоминаешь

-Как отличить предлог от приставки?

(У слова с предлогом в начальной форме он отсутствует: заяц, а не «зазаяц»!)

Работа с листом оценивания №5

3.Домашнее задание. Упр.328 (Слайд 17)

4.Оценивание работы.


- Как вы думаете, смогли ли мы достичь поставленной цели?

-Дайте самооценку работы. Какие оценки вы поставите лично себе, группе.

Ученики оценивают себя, группу, проводят устную рефлексию.


Устная рефлексия.

Интересным показалось …

Полезным было …..

Мне трудно было…..

Я понял….

Я справился с заданиями….

Я выполнил…(Слайды №18)

Раздаточный материал

1 группа.

Прочитайте и восстановите текст, вставьте предлоги. Выясните, на службе у каких частей речи предлоги находятся ?

… базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов … новой шинели и … узелком … руке. …. ним шагает рыжий городовой … решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина... …. площади ни души... Открытые двери лавок и кабаков глядят …. свет божий уныло, как голодные пасти; …. них нет даже нищих.

2 группа. Прочитайте текст. Найдите в тексте все предлоги и выясните, какие из них наиболее употребительные. Как пишутся предлоги со словами?

Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Около самых ворот склада, видит он, стоит вышеописанный человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: "Ужо я сорву с тебя, шельма!", да и самый палец имеет вид знамения победы. В этом человеке Очумелов узнает золотых дел мастера Хрюкина. В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала - белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса.

3 группа.

Прочитайте текст. Найдите в тексте непроизводные и производные предлоги, распределите их в две колонки. Укажите общее количество предлогов, выясните, какие из них наиболее употребительные.

Гимназист VII класса Егор Зиберов милостиво подает Пете Удодову руку. Петя, двенадцатилетний мальчуган в сером костюмчике, пухлый и краснощекий, с маленьким лбом и щетинистыми волосами, расшаркивается и лезет в шкап за тетрадками. Занятие начинается. Согласно условию, заключенному с отцом Удодовым, Зиберов должен заниматься с Петей по два часа ежедневно, за что и получает шесть рублей в месяц. Готовит он его во II класс гимназии. (В прошлом году он готовил его в I класс, но Петя порезался.)

4 группа. Используя материал учебника на стр.134-135 и готовые таблички, придумайте название и создайте кластер. Прокомментируйте кластер. (Таблички: морфология, части речи, самостоятельные, служебные, имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие, предлог, союз, частица, непроизводные, производные, простые, составные, по составу, по значению, по происхождению).





Самоанализ урока русского языка в 7-ом классе.

Тема: Предлог как часть речи.

Данный урок первый в разделе «Служебные части речи». С предыдущими темами не связан, но имеет большое практическое значение для изучения дальнейших тем в этом разделе.

При планировании урока были учтены особенности класса. Класс имеет средний уровень качества знаний.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Структура урока:

  1. Организационный момент

  2. Мотивация учащихся

  3. Этап целеполагания

  4. Контрольно-оценочный этап

  5. Оценка результативности урока

  6. Домашнее задание. Оценивание работы.

  7. Устная рефлексия

Начало урока было максимально доброжелательным, искренним и открытым. Начало урока было организованным. Класс к уроку был подготовлен. Дети в течение всего урока показывали хорошую работоспособность.

Учащиеся совместно со мной  определили цели урока. Это было сделано в ходе небольшой беседы, где я помогала детям наводящими вопросами. Так как цели  формулировались не одним учителем, а  совместно с детьми, то дети вникли в них, и приобретение знаний стало осознанным.

Цели, предложенные детям на урок, соответствовали программным требованиям:

- знать перечень служебных и самостоятельных частей речи; отличие служебных частей речи от самостоятельных;

- знать определение предлога как служебной части речи; значения, выражаемые предлогами; синтаксическую роль предлога: способность функционировать только внутри словосочетания;

- уметь находить служебные части речи в тексте, классифицировать их.

Исходя из этого, были поставлены цели и задачи урока:

1.Углубить знания о предлоге и научиться распознавать в текстах предлог, выявлять их функцию.

2. Формировать умения работать в паре, группе, осмысленно осуществлять оценку собственной результативности.

3. Формировать устную и письменную речь.

4. Формировать культуру умственного труда.

Основная цель – изучение предлога как служебной части речи.

Задачи:

- систематизировать изученный ранее материал о самостоятельных и служебных частях речи, сформулировать их отличительные признаки;

- определить значения, выражаемые предлогами;

- доказать значимость предлога как части речи.

Для достижения поставленных целей были выбраны следующие методы и приёмы:

- тема и цели урока формулировались совместно с учащимися, что обеспечивает включение учащихся в активную мыследеятельность;

Я использовала приемы активизации познавательной деятельности такие как кроссворд, прием «Знаю-Хочу знать-Узнал», прием «Синквейн».

На основе сочетания разных форм работы добиваюсь включения каждого ученика в активную целенаправленную учебно-познавательную деятельность.

Контроль был организован: через контроль учителя, само- и взаимоконтроль, у каждому ученика был лист оценивания . Такая организация урока помогает учащемуся видеть свои результаты.

При построении урока пользовалась принципами:

- научности, проблемности, наглядности, активности, доступности,

системности и последовательности.

Старалась на всех этапах урока создавать ситуацию успеха и формировала у уч-ся ответственность за свою деятельность.

С целью проверки усвоения знаний провела оценку результативности урока. На этом этапе учащимся было предложено выразить понимание темы Предлог как часть речи» через составление синквейна.  В конце урока было сделано возвращение  к целям, которые  рассматривались в начале урока.

После этого был подведен итог урока и ученикам предложено домашнее задание. Домашнее задание было закрепляющего, развивающего характера. На мой взгляд, оно было посильно для всех  детей.

Содержание урока было оптимальным,  методы обучения – словесный. Формы работы были фронтальными, индивидуальными.

Учащиеся на уроке были активными. Они показали умение продуктивно работать,  делать выводы, умение анализировать и обобщать свои знания. Также дети показали наличие навыков самоконтроля.

Класс к уроку был подготовлен. Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе "Предлог как часть речи".

Автор: Егорова Татьяна Васильенва

Дата: 17.03.2016

Номер свидетельства: 306927

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока русского языка по теме "Неопределённая форма глагола", 4 класс "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-nieopriedielionnaia-forma-ghlaghola-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "158360"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421737004"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Конспект открытого урока "Предлог и приставка""
    ["seo_title"] => string(44) "konspekt_otkrytogo_uroka_predlog_i_pristavka"
    ["file_id"] => string(6) "530503"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1575606414"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Конспект урока русского языка по теме "Развитие умения различать приставки и предлоги" "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-razvitiie-umieniia-razlichat-pristavki-i-priedloghi"
    ["file_id"] => string(6) "197622"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428261425"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Конспект урока русского языка на тему "Винительный падеж одушевлённых имён существительных" "
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-vinitiel-nyi-padiezh-odushievlionnykh-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "151791"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420742573"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Сложные слова""
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-na-tiemu-slozhnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "257871"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448392110"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства