Тема урока: «Повелительное наклонение глагола» 5.03. 2015 г.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты |
УУД |
Этап мотивации Цель: организовать направленное внимание на начало урока; проверка готовности рабочих мест; создание положительного настроя учащихся на урок. | Ребята, каково ваше настроение на начало урока? Покажите его при помощи цветных смайликов. В конце урока посмотрим, как изменится ваше настроение. Записываем в тетрадях число. Ученикам раздает карточки с заданиями и “Листки учета знаний”. | Ребята поднимают смайлики. Выполненное задание сразу проверяется и оценивается в парах. | Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
Актуализация знаний Цель: повторить и обобщить сведения о глаголе, изъявительном и условном наклонении глагола | На уроках русского языка мы получали и усваивали информацию о глаголе как части речи. Мы убедились, что глаголы – наиболее живая и подвижная часть речи. Ведь именно при помощи этих удивительных слов мы побуждаем к действию других, получаем информацию о давно произошедших событиях – и картины прошлого оживают перед нами. Не обойтись без глагола и тогда, когда мы мечтаем о будущем. Работа с эпиграфом. “Движение и его выражение – глагол – являются основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе” (А.Н.Толстой) Предположите, о чём мы вами сегодня будем говорить на уроке? Организует взаимоопрос обучающихся. Работа с таблицей Предположите, над чем будем работать? | Устное высказывание Проводят взаимоопрос. Задают вопросы друг другу. Слушают ответы. Это морфологические признаки глагола. Наклонение (какое?) | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли. Достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения Метапредметные: умение осуществлять поиск, сбор и выделение существенной информации. Познавательные: строить высказывания в устной форме. Постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала, умение планировать и оценивать свои действия. |
Постановка учебной задачи Цель: подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели. | Попробуем сформулировать тему урока. Запишем тему урока в тетрадь. Возникла проблема. Давайте вместе попробуем разобраться. Поставим перед собой цель действий, какой будет наша ближайшая цель? | Повелительное наклонение глагола, как образуется, как пишутся правильно такие глаголы. Записывают тему. | Метапредметные: формирование логических действий анализа объектов. Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно, и того, что неизвестно. |
Построение проекта выхода из затруднения | Читает материал учебника Что обозначают, в какой форме употребляются и как образуются глаголы повелительного наклонения. Повелительное наклонение – как выражение побуждения к действию. Какой же вывод можно сделать? | Читают, анализируют, делают вывод. Изучить материал учебника теории п.91. Делают вывод. Дополняют таблицу. Самостоятельно формулируют результат наблюдения. Высказывают свои мнения. | Метапредметные познавательные: формирование логических действий анализа объектов; Адекватное понимание информации устного сообщения; Владение разными видами чтения ( поисковым, изучающим текстов разных стилей и жанров. Коммуникативные : осваивать культуру общения, слушать товарища. Предметные : опознание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения Метапредметные познавательные : установление причинно-следственных связей; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему. |
Физкультминутка | А теперь немного отдохнем. Без сомненья, мы устали. Встали! Сели! Снова встали! Разогнулись, потянулись, Вправо-влево повернулись! Головою повертели! Сели! Встали! Снова сели! Слова какой части речи помогли нам отдохнуть? | Выполняют физминутку. | |
6.Первичное закрепление Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи. | Прочитайте текст, подчеркни глаголы повелительного наклонения, выделите суффикс Советы биолога. Ничего нельзя нарушать в лесу! Иди в лес, но не бери с собой сачков и морилок. Оставь дома своего четвероногого друга – собаку. Старайся тише говорить, чтобы больше увидеть, услышать и не нарушить лесную жизнь. Запиши в дневнике, сколько видел муравейников, очисти их от мусора. Увидите плакучую березу – залепите глиной рану. Не лови и не бери домой зайчат, птенцов. | Выполняют задание - проверка по эталону Проводят взаимопроверку и самоконтроль. Наблюдают, оценивают. | Метапредметные познавательная: формирование логических действий. Метапредметные коммуникативная : Способность участвовать в речевом общении |
7.Применение знаний и формирование умений и навыков | Спиши текст, заменяя глаголы неопределенной формы глаголами повелительного наклонения мн. числа. Приготовление домашних заданий. (Научиться) быстро включаться. Не (отвлекаться), (быть) внимательны и аккуратны. (Сесть) прямо, не (горбиться). Сначала (готовить) уроки средней трудности. Когда втянетесь в работу, (переходить) к выполнению наиболее трудных заданий, (заканчивать) более легкими. Через каждые 40-50 минут (делать) перерыв на 5-10 минут. (Проветрить) комнату, (сделать) несколько гимнастических упражнений и (продолжать) работу. | Работают самостоятельно. Самоконтроль, взаимоконтроль. | Коммуникативные: осваивать культуру общения, слушать товарища. Регулятивные: контроль в форме сличения способов действия и его результата с заданным эталоном. Коммуникативные: строить диалогическое высказывание. |
Цель: закрепить полученные знания | Поработаем самостоятельно. Задание 1. Образуйте от данных глаголов форму повелительного наклонения единственного и множественного числа. Бежать, отрезать, поздравлять, поехать, бежать, измерять, прославиться, знакомиться. Критерии оценок: 8-9 правильных ответов-“5”; 6-7 правильных ответов- “4”; 4-5 правильных ответов-“3”; 0-3 правильных ответа-“2”. | Выполняют задание в тетради. Взаимоконтроль. | Метапредметные: формирование логических действий. Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного. |
| Задание 2. Найдите глаголы повелительного наклонения. Быть- будут- будь – будьте; бежать- бегут- беги – бегите; везти – везут – вези –везите; жарить –жарят-жарь-жарьте; плакать –плачут -плачь-плачьте; стричь- стригут- стриги – стригите. Критерии оценок: 6 правильных ответов-“5”; 4-5 правильных ответов- “4”; 3 правильных ответа-“3”; 0-1 правильных ответа-“2”. Задание3.Составить словосочетания с глаголами в повелительном наклонении во множественном числе Прилечь, не хмурить, спрятать, наладить, не горбитесь, не спорить, переходить, заканчивать. Критерии оценок: 8 правильных ответов-“5”; 7-6 правильных ответов- “4”; 4-5 правильных ответа-“3”; 0-3 правильных ответа-“2”. | Индивидуальная работа. Повторяют орфографическое правило: правописание глаголов в повелительном наклонении Определяют наклонение глаголов. Работают самостоятельно. Взаимоконтроль. | Метапредметные: формирование логических действий; способность определять цели предстоящей деятельности Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Познавательная: способность извлекать информацию из различных источников Коммуникативная: Способность участвовать в речевом общении Познавательная: способность извлекать информацию из различных источников |
8. Контроль знаний | Тест | Выполнение теста. Самоконтроль. | |
9.Рефлексия Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности. | -Что нового мы узнали о повелительном наклонении глагола? -В форме какого лица и числа они употребляются? -От основы какого времени они образуются? Сбор листков учета знаний и выставление итоговой оценки. | Отвечают на вопросы. | Личностные: формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении. Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. |
10.Домашнее задание | Даёт домашнее задание | Записывают в дневник параграф 85, правило, упр.642 (по заданию) | |