Конспект урока по теме словообразование в 6 классе
Конспект урока по теме словообразование в 6 классе
Данный урок, урок обобщения и систематизации полученных знаний.
Типом урока - урок- путешествие, с использованием активных форм работ.
Использованы следующие методы и формы работы: словесный, наглядный, репродуктивный, продуктивный, частично – поисковый.
Словарная, парная, фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, тестирование, игра, комментированные формы работы.
Содержание предлагаемого урока дает возможность проверить уровень знаний по предмету: умение применять специально разработанные упражнения для первичного закрепления материала на уроке; развивать умения оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме словообразование в 6 классе »
Тема: «Словообразование»
Вид урока:урок обобщения и систематизации полученных знаний.
Тип: урок- путешествие, с использованием активных форм работ.
Цели:
Обучающая: формирование навыков правописания гласных в разных морфемах слова, обработка навыков морфемного анализа слова.
Необходимо:
обобщить и углубить полученные знания о словообразовании;
обобщая полученные знания по теме, развивать и совершенствовать орфографическую зоркость;
выяснить, с какими разделами русского языка связано «Словообразование».
2. Развивающая: развитие орфографической зоркости.
Воспитывающая: воспитание любви и уважения к русскому языку.
Методы и формы работы:
Словесный, наглядный, репродуктивный, продуктивный, частично – поисковый.
Словарная, парная, фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, тестирование, игра, комментированные формы работы.
Виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, ответы на вопросы.
«Не можешь оторвать глаз от лесенки
слов, на которой покоится жизнь с ее
прошлым, с ее нынешним пульсом,
со взглядом в завтра…»
В. Песков.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас с вами необычный урок. Урок-путешествие в страну «Словообразование».
Чтобы купить билет на поезд, вы должны рассказать стихотворение.
Мы с вами изучили большой раздел русского языка.
Давайте вспомним, как этот раздел называется.
2. Работа с эпиграфом.
— Ребята, давайте прочитаем эпиграф к уроку.
Какой же смысл вкладывает в эти слова автор этих строк?
3. Слово учителя.
Словообразование – один из важнейших разделов русского языка. Словообразование – один из важнейших источников пополнения словарного запаса.
Многие орфографические правила опираются на словообразование. Поэтому, чтобы понять смысл, суть правил, надо хорошо знать состав слова, его строение, находить морфемы и точно определять границы между ними.
— Ребята, а что же такое морфема?
(Морфема – это мельчайшая значимая единица языка, выделяемая в словарном составе слова.) Чтобы вспомнить морфемы, я предлагаю вам разгадать кроссворд.
Задание1. Кроссворд «Морфема»
по горизонтали:
Изменяемая часть слова
5. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.
по вертикали:
2. Часть слова без окончания.
3. Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.
4. Часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.
А вы знаете, что в русском языке 4,5 тысяч корней, а служебных морфем намного меньше: 500 суффиксов, меньше 100 приставок и около 100 окончаний, поэтому-то мы и допускаем больше ошибок именно в корнях слов.
Скажите, а какие мы с вами знаем правила чередования гласных в корне?
-лаг-
-лож-
-раст-
-рос-
-кас-
-кос-
-гар-
-гор-
-стил-
-стел-
-зар-
-зор-
-бир-
-бер-
Молодцы, а теперь давайте сыграем в игру «Вставь правильно букву».
Для этой игры приготовьте карточки с буквами. Я называю слово, а вы должны поднять ту карточку с буквой, которую необходимо вставить в корне.
Приставки по-, от-, со-, про-, под- всегда пишутся с какой гласной?
о
2
Какое окончание в слове “договорилась”?
сь
3
Укажите морфологический способ образования слова “языковед”?
сложение
4
Перед звонкими согласными пишется з или с?
з
5
С помощью какого суффикса образовано слово “охотник”?
ник
6
Какой корень в слове “маленький”?
мал
7
Слово белизна образовано _________ способом
суффиксальным
8
Каким способом образовано слово “подоконник”?
суф-приставочным
- Передайте друг другу свои листочки, проверьте друг друга. Поставьте оценку.
(за 1-2 ошибки – 4; за 3 – 3, больше – 2).
А сейчас я продиктую верные ответы, а вы проверьте у друг друга и выставьте оценки.
– Поднимите руку, кто написал на 5; на 4; на 3.
Разминка: Мы топаем ногами. Топ, топ, топ.
Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп.
Качаем головой.
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем.
Мы руки разведем, и побежим кругом.
Задание 5. Игра «Составь слово».
Работа в тетрадях
- А давайте сами попробуем сконструировать слова с помощью отдельных морфем. Работаем в тетради молча, кто первый запишет слово, поднимает руку и даёт готовый ответ. Выделите морфемы в словах.
-От глагола понёс взять приставку,
от глагола дарить корень,
от существительного кружок суффикс.
- Какое слово получилось?
(подарок)
-От глагола побелел взять корень,
от прилагательного маленький суффикс,
от прилагательного синий окончание.
(беленький)
-От глагола пришёл взять приставку,
от глагола улетел взять корень,
от глагола бежит окончание.
(прилетит)
Вот молодцы, ребята!
Самостоятельная работа с карточками.
Задание 6: заполните таблицу, поставив галочку в нужной колонке.
Слова
е
и
пр…образователь
+
пр…школьный
+
пр…вращение
+
пр…тормозить
+
пр…красный
+
пр…рвать
+
пр…остановить
+
пр…одолеть
+
пр…выкать
+
пр…поднять
+
Итоги урока.
Ребята, что же мы с вами сегодня повторили на уроке?
— основные способы словообразования.
— морфемный и словообразовательный разбор.
— орфографические правила (пре-, при-, чередование корней).(Таблица).
— проследили, как словообразование связано с другими разделами.
— Какой можно сделать вывод?
Вывод: Словообразование – важнейший раздел русского языка. Этот раздел тесно связан с лексикой, орфографией, культурой речи. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок и сделать нашу речь правильной и грамотной.
Рефлексия: «Дары моей души»
Напишите на лучах солнца то, что вы хотите подарить своим близким, друзьям, всем людям.
Домашнее задание.
Подготовить к сочинению-рассуждению «Первый снег»
Тема: «Словообразование»
Задание № 1. Кроссворд «Морфема»
по горизонтали:
Изменяемая часть слова
5. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.
по вертикали:
2. Часть слова без окончания.
3. Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.
4. Часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.
Задание №2. Я называю слово, а вы должны поднять ту карточку с буквой, которую необходимо вставить в корне.