kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме словообразование в 6 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок, урок обобщения и систематизации полученных знаний.

Типом урока -   урок- путешествие, с использованием активных форм работ.

Использованы следующие методы и формы работы: словесный, наглядный, репродуктивный, продуктивный, частично – поисковый.

Словарная, парная, фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, тестирование, игра, комментированные формы работы.

Содержание предлагаемого урока  дает возможность проверить уровень знаний по предмету: умение применять специально разработанные упражнения для первичного закрепления материала на уроке; развивать умения оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме словообразование в 6 классе »



Тема: «Словообразование»

Вид урока:  урок обобщения и систематизации полученных знаний.

Тип: урок- путешествие, с использованием активных форм работ.

Цели:

  1. Обучающая: формирование навыков правописания гласных в разных морфемах слова, обработка навыков морфемного анализа слова.

Необходимо:

  • обобщить и углубить полученные знания о        словообразовании;

  • обобщая полученные знания по теме, развивать и совершенствовать орфографическую зоркость;

  • выяснить, с какими разделами русского языка связано «Словообразование».

2. Развивающая: развитие орфографической зоркости.

  1. Воспитывающая: воспитание любви и уважения к русскому языку.

Методы и формы работы:

Словесный, наглядный, репродуктивный, продуктивный, частично – поисковый.

Словарная, парная, фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, тестирование, игра, комментированные формы работы.

Виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, ответы на вопросы.

                                                                       

                                                                         «Не можешь оторвать глаз от лесенки

                                                                           слов, на которой покоится жизнь с ее

                                                                          прошлым, с ее нынешним пульсом,

                                                                          со взглядом в завтра…»

                                                                                                                   В. Песков.

                                                            Ход урока.

1. Организационный момент.

     Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас с вами необычный урок. Урок-путешествие в страну «Словообразование».

       Чтобы купить билет на поезд, вы должны рассказать стихотворение.

Мы с вами изучили большой раздел русского языка.

     Давайте вспомним, как этот раздел называется.

2. Работа с эпиграфом.

—  Ребята, давайте прочитаем эпиграф к уроку.

    Какой же смысл вкладывает в эти слова автор этих строк?

3. Слово учителя.

    Словообразование – один из важнейших разделов русского языка. Словообразование – один из важнейших источников пополнения словарного запаса.

    Многие орфографические правила опираются на словообразование. Поэтому, чтобы понять смысл, суть правил, надо хорошо знать состав слова, его строение, находить морфемы и точно определять границы между ними.

— Ребята, а что же такое морфема?

(Морфема – это мельчайшая значимая единица языка, выделяемая в словарном составе слова.) Чтобы вспомнить морфемы, я предлагаю вам разгадать кроссворд.

Задание1. Кроссворд «Морфема»

по горизонтали:

  1. Изменяемая часть слова

5. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

по вертикали:

 2. Часть слова без окончания.

 3. Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.

 4. Часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.

А вы знаете, что  в русском языке 4,5 тысяч корней, а служебных морфем намного меньше: 500 суффиксов, меньше 100 приставок и около 100 окончаний, поэтому-то мы и допускаем больше ошибок именно в корнях слов.

Скажите, а какие мы с вами знаем правила чередования гласных в корне?


-лаг-

-лож-

-раст-

-рос-

-кас-

-кос-

-гар-

-гор-

-стил-

-стел-

-зар-

-зор-

-бир-

-бер-


 Молодцы, а теперь давайте сыграем в игру «Вставь правильно букву».

Для этой игры приготовьте карточки с буквами. Я называю слово, а вы должны поднять ту карточку с буквой, которую необходимо вставить в корне.

Поросль, благодарность, собирательство, собирать, убраться, пловец, плавать, приложить, застилать, постелить, ложиться, претвориться, творчество, загореться, пригорок, промокнуть, уравнение.

Хорошо, молодцы!

Скажите, а какие мы с вами знаем способы образования слов?

Суффиксальный

Приставочный

Приставочно-суффиксальный

Сложение основ

Сложение слов

Сложение сокращенных основ

 Переход одной части речи в другую

Задание 3. Определите, как образованы следующие слова.

 Развесёлый, овражек, подсвечник, бег, лесовоз, продтовары, парашютистка

птицефабрика, приморский.

1. Развесёлый ← весёлый. (приставочный способ)

2. Овражек ← овраг. (суффиксальный)

3. Подсвечник ← свеча. (приставочно-суффиксальный)

4. Бег← бегать. (бессуффиксный)

5. Лесовоз ← лес возит. (сложение основ)

6. Продтовары ← продуктовые товары. (сложносокращённое слово)

7. Парашютистка – парашют (суффиксальный)

8. Птицефабрика – птица, фабрика (сложение основ)

9. Приморский- море (приставочно-суффиксальный)




Задание 4. А сейчас ответьте на опросы в карточках.

Взаимопроверка

(Ученики заполняют карточки “Запиши правильный ответ”).

Вопрос

Ответ

1

Приставки по-, от-, со-, про-, под- всегда пишутся с какой гласной?

о 

2

Какое окончание в слове “договорилась”?

 сь

3

Укажите морфологический способ образования слова “языковед”?

 сложение

4

Перед звонкими согласными пишется з или с?      

з

5

С помощью какого суффикса образовано слово “охотник”?       

ник

6

Какой корень в слове “маленький”?

мал

7

Слово белизна образовано _________ способом

суффиксальным

8

Каким способом образовано слово “подоконник”?       

суф-приставочным


- Передайте друг другу свои листочки, проверьте друг друга. Поставьте оценку.

(за 1-2 ошибки – 4; за 3 – 3, больше – 2).

А сейчас я продиктую верные ответы, а вы проверьте у друг друга и выставьте оценки.

– Поднимите руку, кто написал на 5; на 4; на 3.

Разминка: Мы топаем ногами. Топ, топ, топ.

Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп.

Качаем головой.

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем.

Мы руки разведем, и побежим кругом.

Задание 5. Игра «Составь слово».

Работа в тетрадях

- А давайте сами попробуем сконструировать слова с помощью отдельных морфем. Работаем в тетради молча, кто первый запишет слово, поднимает руку и даёт готовый ответ. Выделите морфемы в словах.

-От глагола понёс взять приставку,

от глагола дарить корень,

от существительного кружок суффикс.

- Какое слово получилось?

  (подарок)

-От глагола побелел взять корень,

от прилагательного маленький суффикс,

от прилагательного синий окончание.  

(беленький)

-От глагола пришёл взять приставку,

от глагола улетел взять корень,

от глагола бежит окончание.

(прилетит)

Вот молодцы, ребята!

Самостоятельная работа с карточками.


Задание 6: заполните таблицу, поставив галочку в нужной колонке.


Слова

е

и

пр…образователь

 +

 

пр…школьный

 

 +

пр…вращение

 +

 

пр…тормозить

 

 +

пр…красный

 +

 

пр…рвать

 +

 

пр…остановить

 

 +

пр…одолеть

 +

 

пр…выкать

 

 +

пр…поднять

 

 +


Итоги урока.

    Ребята, что же мы с вами сегодня повторили на уроке?

— основные способы словообразования.

—  морфемный и словообразовательный разбор.

— орфографические правила (пре-, при-, чередование корней).(Таблица).

— проследили, как словообразование связано с другими разделами.

— Какой можно сделать вывод?


Вывод: Словообразование – важнейший раздел русского языка. Этот раздел тесно связан с лексикой, орфографией, культурой речи. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок и сделать нашу речь правильной и грамотной.


Рефлексия: «Дары моей души»

Напишите на лучах солнца то, что вы хотите подарить своим близким, друзьям, всем людям.


Домашнее задание.

Подготовить к сочинению-рассуждению «Первый снег»





















Тема: «Словообразование»

Задание № 1. Кроссворд «Морфема»

по горизонтали:

  1. Изменяемая часть слова

5. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

по вертикали:

 2. Часть слова без окончания.

 3. Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.

 4. Часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.

Задание №2. Я называю слово, а вы должны поднять ту карточку с буквой, которую необходимо вставить в корне.

Поросль, благодарность, собирательство, собирать, убраться, пловец, плавать, приложить, застилать, постелить, ложиться, претвориться, творчество, загореться, пригорок, промокнуть, уравнение.

Задание №3. Определите, как образованы следующие слова.

 Развесёлый

Овражек

Подсвечник

Бег

Лесовоз

Продтовары

Парашютистка

Птицефабрика

Приморский

Задание №4. Взаимопроверка “Запиши правильный ответ”

Вопрос

Ответ

1

Приставки по-, от-, со-, про-, под- всегда пишутся с какой гласной?

 

2

Какое окончание в слове “договорилась”?

 

3

Укажите морфологический способ образования слова “языковед”?

 

4

Перед звонкими согласными пишется з или с?      


5

С помощью какого суффикса образовано слово “охотник”?       


6

Какой корень в слове “маленький”?


7

Слово белизна образовано _________ способом


8

Каким способом образовано слово “подоконник”?       



Задание: заполните таблицу, поставив галочку в нужной колонке.


Слова

е

и

пр…образователь

 

 

пр…школьный

 

 

пр…успевать

 

 

пр…лунение

 

 

пр…красный

 

 

пр…рвать

 

 

пр…остановить

 

 

пр…одолеть

 

 

пр…выкать

 

 

пр…поднять

 

 








































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока по теме словообразование в 6 классе

Автор: Сегизбаева Бибигуль Иргебаевна

Дата: 08.04.2015

Номер свидетельства: 199013

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Конспект урока русского языка 6 класс "Морфемика. Морфемы, их роль в словообразовании и формообразовании" "
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-6-klass-morfiemika-morfiemy-ikh-rol-v-slovoobrazovanii-i-formoobrazovanii"
    ["file_id"] => string(6) "130104"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415817665"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока по русскому языку "Морфемика и словообразование" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-morfiemika-i-slovoobrazovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "141584"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418141285"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока по русскому языку на тему "Словообразование имён существительных". "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-slovoobrazovaniie-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "194421"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427778263"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "конспект урока русского языка по теме ".  Словообразование имён прилагательных." "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-slovoobrazovaniie-imion-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "108605"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403780456"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "План – конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе по теме « Словообразование имен прилагательных»"
    ["seo_title"] => string(116) "plan_konspiekt_otkrytogho_uroka_po_russkomu_iazyku_v_6_m_klassie_po_tiemie_slovoobrazovaniie_imien_prilaghatiel_nykh"
    ["file_id"] => string(6) "345847"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1474819522"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства