1.Тема и цели урока: -Кто из вас догадался, чему нам предстоит научиться на уроке письма? 2.Сообщение темы и цели урока. - Сегодня мы будем учиться писать срочную букву а. 3. Работа над звуковой схемой слов (аист, астра) . Работа в прописях. -Ребята, откройте прописи - Посмотрите на экран. Здесь загадка. По первому звуку каждого слова соберите слово. - А теперь проверим (аист) - У кого получилось такое слово? - Посмотрите на схему слова аист. - Определите, сколько слогов в слове АИСТ. Поставили ручки на локотки. Хором произносим и считаем. - Сколько слогов? (2) - Назовите первый слог. (а) - Назовите второй слог. (ист) - Выясним, какой из них ударный. Давайте позовём слово в гости. (АААААист) - Какой слог ударный? (а) -Назовите его место в слове: первый или второй? (а) - Сколько в нём звуков? (1) -Какой он? (гласный) - Почему? (не встречает во рту никаких преград) - Обведите кружок красным цветом. - Назовите второй слог . (ист) -Сколько в нём звуков? (3) - Назовём по порядку: -Назовите первый звук (и), -Какой он? (гласный) - Назовите второй звук (С) , какой он? (согласный, твёрдый), - Почему? (встречает во рту преграду) - Последний звук – Т, какой он? (согласный) Значит , в слове АИСТ – 2 слога, первый ударный, 4 звука. - Назовите второй звук (С), -Какой он? (согласный, твёрдый), - Почему? (встречает во рту преграду) - Последний звук… (т) -Какой он? (согласный) -Докажите. Значит, в слове АИСТ – 2 слога, первый ударный, 4 звука. - А теперь собираем второе слово по первому звуку каждого слова (астра) Проверим - У кого получилось такое слово? Внимание на экран. Верна ли схема слова астра? (Нет, не хватает последнего звука а) Приготовили ладошки. Определим сколько слогов в слове «АСТРА». Что для этого сделаем? (позовем). - аааааа-стра - Сколько слогов? (2). - Какой первый? (а) - Какой второй? (стра) - Какой из них ударный? - Позовём слово: ААААААстра -Какой слог ударный? (1) - Найдите схему в тетради и нарисуйте красный кружок. -Назовите второй слог? (стра). -Какой первый звук в этом слоге? (с) -Дайте ему характеристику. (согласный). -В схеме обведите его синим кружочком с преградой -Какой следующий звук? (т). -Какой он? (согласный) -В схеме обведите его синим кружочком с преградой -Какой следующий звук? (р). -Какой он? (согласный) -В схеме обведите его синим кружочком с преградой. -Какой следующий звук? (а). -Какой он? (гласный) -В схеме обведите его красным кружочком Вывод: ИТАК, в слове АСТРА – 2 слога, первый ударный, 5 звуков. - Скажите, чем похожи эти слова? (Начинаются со звука а) - А какой буквой на письме мы обозначаем этот звук (буквой а) 4. Печатные буквы А. Письмо строчной буквы а. Работа с плакатом «Сиди правильно». -Рассмотрите внимательно образец печатной буквы а На уроке чтения вы уже учились печатать букву «а», обведите букву по образцу и пропишите строку до конца. -Какие буквы мы сейчас писали? (печатные) - А какие еще бывают буквы?(письменные). -Кто догадался, чему мы будем учиться на уроке письма? - А какую букву мы будем учиться писать? 5. Анализ строчной буквы ( а). Показ строчной буквы «а» Рассмотрите, из каких элементов состоит буква «а» (овал, наклонная линия с закруглением внизу) Даю образец написания на доске и экране. Письмо пальчиком на карточке (буквы из наждачной бумаги). Пропишем букву по образцу на картоне под счет. 5. На ладошке подсчет 6.Письмо тычком ручки по образцу в тетради. 6. Работа в тетради 1.Письмо строчной буквы а В тетради по образцу пишут. 2. Письмо элементов буквы а -А теперь пишем на строке букву а и элемент буквы а -Дописываем строчку до конца -Вспомним из каких элементов состоит строчная буква «а»? (овал, наклонная линия с закруглением внизу). - А теперь на третьей строке пропишем элементы буквы «а» 3. Письмо буквы и элементов Строчку короткой наклонной линии с закруглением внизу. Следующая строка овал чередуем с короткой наклонной линией с закруглением внизу -А сейчас закрепим написание буквы «а» строчной -Работаем на следующей строке (буква «а») -Обведем букву «а» и две короткие наклонные линии - Повторим образец 4. Письмо буквы с нижним и верхним соединением - Пишем две буквы «а» с нижним соединением и две короткие наклонные линии. Пишем до конца. ФИЗМИНУТКА ( музыкальная) «Весёлые пингвинчики». Пальчиковая гимнастика Пальцы делают зарядку Чтобы меньше уставать А потом они в тетради будут буковки писать (трясем ладошками) Только уставать начнём Пальцы сразу разожмём Мы пошире их раздвинем Посильнее напряжём. (кисти встряхнуть) Мы наши пальчики сплели и вытянули ручки (в замок и в вверх) Ну а теперь мы от земли Отталкиваем тучки - А сейчас мы будем учиться писать две буквы «а» в соединении и две наклонные линии. 9.
-На свободной строке пиши букву «а», если слово начинается со звука «а». Анна, утка, адрес, автор, осы, булка, ангел -Сколько раз написали букву «а»? (4).Верно. Загадка : Если дождик моросит, у деревьев грустный вид, Слышен ветра шум и свист, грустен шелест старых сосен….Это время года- (осень) -Чем она богата? - В тетради картинки. - Обведите только те фрукты и овощи, в названиях которых слышите звук а. -Что стало лишним? -Кто не согласен? -Отметьте красным кружком место звукаа в словах: БАНАН, ГРУША,РЕПА. Работа в парах (по карточкам) А сейчас поработаем в парах. На карточке отметьте красным кружком место звука (а) в слове апельсин, ананас -Пара берется за руки на локотке и поднимает руки. -Пара выходит к доске и показывает свою схему. -Все согласны? - В слове апельсин (1), ананас -звуков а? (3) Игра «Найди букву» -Назовите слова, начинающиеся на звук ( а). |