Конспект урока по теме: "Обобщающие слова при однородных членах предложения"
Конспект урока по теме: "Обобщающие слова при однородных членах предложения"
Целью данного урока является восстановление и углубление знаний учащихся об обобщающих словах при однородных членах предложния. Урок начинается с опроса.который состоит из синтаксического разбора предложения, фронтальной беседы и работой со схемами.Опираясь на записанное в тетради предложение, учащиеся самостоятельно ставят цели к уроку. Изучают тему, закрепляют разными видыми письменных и устных работ, а в конце урока пишут небольшой тест по изученныму материалу с целью проверки усвоения и понимания услышанного на уроке. В конце урока рефлексируют свою деятельность на уроке, отвечая на вопросы: Сегодня я узнал... Я научился... В качестве домашнего задания дается работа с комплексным анализом текста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Обобщающие слова при однородных членах предложения" »
Обобщающие слова при однородных членах предложения.
ЦЕЛИ УРОКА:
1) восстановить знания учеников об обобщающих словах при однородных членах; углубить и расширить знания по теме; 2) продолжить формирование пунктуационного навыка; 3) развивать логическое мышление, умение делать вывод; 4) развивать навыки креативного мышления при усвоении информации; 5) воспитывать самостоятельность, познавательную активность и любовь к языку.
1. Организационный момент.
2.Опрос.
1.Синтаксический разбор предложения на доске (1 ученик на оценку, остальные в тетрадях):
Любишь каждую травинку, поникшую от росы или согретую солнцем, каждое деревцо, трепещущее листьями, каждое облачко, плывущее по бледному и высокому небу. (К. Паустовский.)
? Назови однородные члены предложения. Найти изобразительные средства языка, использованные писателем.
2. Фронтальный опрос.
? Вспомните, какие члены предложения называются однородными?
? Как связываются между собой однородные члены предложения?
? В каких случаях перед союзами и, да запятая не ставится?
3. Расставить знаки препинания в схемах. (самостоятельно, затем 1 уч-ся у доски на оценку)
О и О и О.
О зато О.
не только О но и О.
как О так и О.
ни О ни О ни О.
О и О О и О.
4. Синтаксическая пятиминутка
В наших лесах водятся разные звери: лоси, медведи, волки, лисы.
? В чём особенность этого предложения?
? Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Запишите её.
? Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока. (дополнить начатые фразы)
Цель урока: уточнить и расширить знания…
учиться ставить …
3. Объяснение нового материала
Чтение § __ на с. ____.
? Каково значение обобщающего слова?
? Каким членом предложения является обобщающее слово?
? Какие слова используются в роли обобщающих слов?
? Какими ещё словами могут быть выражены обобщающие слова?
? Расскажите о знаках препинания при обобщающих словах?
? Что нового вы узнали из прочитанного параграфа?
4. Актуализация опорных знаний.
1. Вернёмся к нашему последнему предложению
В наших лесах водятся разные звери: лоси, медведи, волки, лисы.
Перестройте данное предложение в соответствии схемам, данным в теории.
В наших лесах водятся разные звери, а именно: лоси, медведи, волки, лисы.
Лоси, медведи, волки, лисы – разные звери водятся в наших лесах.
Разные звери: лоси, медведи, волки, лисы – водятся в наших лесах.
Учащиеся анализируют предложения, делают вывод о месте обобщающих слов в предложении (есть три основных случая пунктуационного оформления предложений с однородными членами и обобщающим словом при них), об их синтаксической роли (тот же член предложения, что и однородные члены), составляют схемы.
4. Закрепление материала
1) Подберите к данным существительным обобщающие слова.
1) Имя существительное, имя прилагательное, наречие, глагол, междометие –…
В) Всегда: зимой и летом, осенью и весной – хорош русский лес.
Г) Лесная ягода малина и земляника раньше поспевают на полях.
Взаимопроверка поверка по ключу
4) Рефлексия.
- Сегодня я узнал …
- Я научился …
Задание на дом.
Комплексная работа с текстом
(1) В истории русской живописи сохранились имена прекрасных художников-пейзажистов: Саврасова, Васильева, Куинджи, Левитана и других. (2) Один из лучших художников этого жанра - Шишкин. (3) Русская природа - основная тема его творчества. (4) В своих картинах он воспевал родную землю, ее свежее дыхание, необозримые просторы и богатство. (5) Цветушие поля, сосновые рощи, лесные дали, папоротник в лесу, ручей в лесной чаще - все это близко и дорого сердцу художника.
(6) Широко известны многие его картины: "Сосновый бор", "Лесная глушь", "Рожь", "Среди долины ровная...", "На севере диком", "Корабельная роща" и другие.
(7) "Утро в сосновом бору" - одна из лучших картин художника. (8) Он писал русскую природу летом и зимой, весной и осенью, на восходе солнца, в яркий полдень и при закате - в разные времена года, в различные часы дня. (9) Все: обыкновенное дерево, старый пень, полевые цветы - привлекало внимание художника.
(10) Во всем он умел находить красоту: в тумане над рекой, в лесной полянке, в чаще леса. (11) Смотришь на его картины и вдруг как будто снова находишься среди родной природы: у знакомой речки, в родном лесу, в поле. (12) Картины Шишкина широко известны как в нашей стране, так и за рубежом.
Озаглавьте текст.
Определите стиль и тип речи.
Какова основная мысль текста?
Выполните задания к тексту. Ответы запишите.
B1. Из предложений 9–11 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением приближения, присоединения.
Ответ: ________________________
В2. Из предложений 3–5 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
Ответ: ______________________________________
В3. Укажите номер предложения, в котором обобщающее слово находится перед однородными членами, но предложение после них продолжается.
Ответ ____________________
В4. Составьте схему 4-го предложения. ____________________________________
В5. Укажите способ выражения сказуемого в предложении 10. ________________
В6. Из предложений 5-7 выпишите слово с непроизносимым согласным в корне слова. ____________________
Приложение №1
Знаки препинания при однородных членах и обобщающих словах (теория)
Место обобщающего слова
Пример
Схема
Впереди однородных членов предложения
В саду росли цветы: фиалки, тюльпаны, розы.
ʘ : , , .
После однородных членов предложения
В лесах, на лугах, в полях – всюду лежит снег.
, , - ʘ.
Перед однородными членами предложения, но после них предложение продолжается
Грибы: белые, грузди, маслята – лежали на столе.
ʘ : , , - … .
После обобщающего слова, которое стоит впереди однородных членов, могут быть слова: как-то, а именно, например, которые предупреждают о перечислении.
Перед словами как-то,а именно,напримерставится запятая, а после них двоеточие.
Ему подавались обычные в трактирах блюда, как-то: щи, мозги с горошком, сосиски с капустой.
Некоторые грибы очень ядовиты, например: бледная поганка, сатанинский гриб, мухомор.
Для выработки навыков грамотного письма требуются три условия, а именно: знание правил, внимание, умение пользоваться справочником.
4. Сеть магазинов, прачечных, культурнобытовых учреждений — словом, всё необходимое предусмотрено для жителей каждого микрорайона города-спутника.
ʘ, как-то: Ο,Ο,Ο.
ʘ, например: Ο,Ο,Ο.
ʘ, а именно: Ο,Ο,Ο.
Ο,Ο, Ο – словом, всё.
Особенно часто обобщающими словами бывают следующие:
всё,
всё это,
все они,
вот что,
никто,
ничто,
везде,
всюду,
нигде,
всегда,
никогда
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
1.Синтаксический разбор предложения на доске:
Любишь каждую травинку, поникшую от росы или согретую солнцем, каждое деревцо, трепещущее листьями, каждое облачко, плывущее по бледному и высокому небу. (К. Паустовский.)
2. Расставить знаки препинания в схемах.
1. О и О и О. 4. как О так и О.
2. О зато О. 5. ни О ни О ни О.
3. не только О но и О. 6. О и О О и О.
3. Синтаксическая пятиминутка
В наших лесах водятся разные звери: лоси, медведи, волки, лисы.
? В чём особенность этого предложения?
? Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Запишите её.
? Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока. (дополнить начатые фразы)
Цель урока: уточнить и расширить знания…
учиться ставить …
Закрепление материала
1) Подберите к данным существительным обобщающие слова.
1) Имя существительное, имя прилагательное, наречие, глагол, междометие –…