kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме: "Обобщающие слова при однородных членах предложения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью данного урока является восстановление и углубление знаний учащихся об обобщающих словах при однородных членах предложния. Урок начинается с опроса.который состоит из синтаксического разбора предложения, фронтальной беседы и работой со схемами.Опираясь на записанное в тетради  предложение, учащиеся самостоятельно ставят цели к уроку. Изучают тему, закрепляют разными видыми письменных и устных работ, а в конце урока пишут небольшой тест по изученныму материалу с целью проверки усвоения и понимания услышанного на уроке. В конце урока рефлексируют свою деятельность на уроке, отвечая на вопросы: Сегодня я узнал... Я научился... В качестве домашнего задания дается работа с комплексным анализом текста.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Обобщающие слова при однородных членах предложения" »

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

ЦЕЛИ УРОКА:

1) восстановить знания учеников об обобщающих словах при однородных членах; углубить и расширить знания по теме; 
2) продолжить формирование пунктуационного навыка;
3) развивать логическое мышление, умение делать вывод;
4) развивать навыки креативного мышления при усвоении информации;
5) воспитывать самостоятельность, познавательную активность и любовь к языку.

1. Организационный момент.

2.Опрос.

1.Синтаксический разбор предложения на доске (1 ученик на оценку, остальные в тетрадях):

Любишь каждую травинку, поникшую от росы или согретую солнцем, каждое деревцо, трепещущее листьями, каждое облачко, плывущее по бледному и высокому небу. (К. Пау­стовский.)

? Назови однородные члены предложения. Найти изобразительные средства языка, использо­ванные писателем.

2. Фронтальный опрос.

? Вспомните, какие члены предложения называются однородными?

? Как связываются между собой однородные члены предложения?

? В каких случаях перед союзами и, да запятая не ставится?

3. Расставить знаки препинания в схемах. (самостоятельно, затем 1 уч-ся у доски на оценку)

  1. О и О и О.

  2. О зато О.

  3. не только О но и О.

  4. как О так и О.

  5. ни О ни О ни О.

  6. О и О О и О.

4. Синтаксическая пятиминутка

В наших лесах водятся разные звери: лоси, медведи, волки, лисы.

? В чём особенность этого предложения?

? Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Запишите её.

? Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока. (дополнить начатые фразы)

Цель урока: уточнить и расширить знания…

учиться ставить …

3. Объяснение нового материала

Чтение § __ на с. ____.

? Каково значение обобщающего слова?

? Каким членом предложения является обобщающее слово?

? Какие слова используются в роли обобщающих слов?

? Какими ещё словами могут быть выражены обобщающие слова?

? Расскажите о знаках препинания при обобщающих словах?

? Что нового вы узнали из прочитанного параграфа?

4. Актуализация опорных знаний.

1. Вернёмся к нашему последнему предложению

В наших лесах водятся разные звери: лоси, медведи, волки, лисы.

Перестройте данное предложение в соответствии схемам, данным в теории.

В наших лесах водятся разные звери, а именно: лоси, медведи, волки, лисы.

Лоси, медведи, волки, лисы – разные звери водятся в наших лесах.

Разные звери: лоси, медведи, волки, лисы – водятся в наших лесах.

Учащиеся анализируют предложения, делают вывод о месте обобщающих слов в предложении (есть три основных случая пунктуационного оформления предложений с однородными членами и обобщающим словом при них), об их синтаксической роли (тот же член предложения, что и однородные члены), составляют схемы.

4. Закрепление материала

1) Подберите к данным существительным обобщающие слова.

1) Имя существительное, имя прилагательное, наречие, глагол, междометие –…

2) Сказуемое, определение, обстоятельство –…

3) Фортепиано, виолончель, скрипка, фагот, валторна – …

2) Работа с учебником упр. ___

3) Тест

 

   1. Найдите предложения с обобщающим словом при однородных членах.

      (знаки препинания не расставлены).

    А) Запах черемухи чувствовался всюду в саду в доме на улице.

    Б) Все и лес и поле и цветущий луг залито солнцем.

    В) Дни стояли синеватые пасмурные.

    Г) Туча росла и захватывала запад и восток

 

   2. Укажите, в каких предложениях с обобщающим словом при однородных членах

        неверно расставлены знаки препинания.

    А) На деревьях, стогах, домах – всюду лежал снег.

    Б) Юные деревья ель и сосна, клен и вязь – все растут дружно.

    В) Восход осыпал все: сосну, утес, реку, облака потоками золотой пыли.

    Г) Везде: на полях и в лесных просеках – пар поднимался от земли.

 

   3. Укажите слово, которое не может быть обобщающим.

    А) растения

    Б) животные

    В) одуванчик

    Г) вредители

 

4.Укажите предложения, в которых знаки препинания при обобщающем слове расставлены верно.

   А) В лесах, на лугах, в поле – всюду стали распускаться первые цветы.

   Б) Небо становилось разноцветным – белесым, розовым, красным.

   В) Всегда: зимой и летом, осенью и весной – хорош русский лес.

   Г) Лесная ягода малина и земляника раньше поспевают на полях.

Взаимопроверка поверка по ключу

  4) Рефлексия.

 - Сегодня я узнал …

- Я научился …

Задание на дом.







Комплексная работа с текстом

(1) В истории русской живописи сохранились имена прекрасных художников-пейзажистов: Саврасова, Васильева, Куинджи, Левитана и других. (2) Один из лучших художников этого жанра - Шишкин. (3) Русская природа - основная тема его творчества. (4) В своих картинах он воспевал родную землю, ее свежее дыхание, необозримые просторы и богатство. (5) Цветушие поля, сосновые рощи, лесные дали, папоротник в лесу, ручей в лесной чаще - все это близко и дорого сердцу художника.

(6) Широко известны многие его картины: "Сосновый бор", "Лесная глушь", "Рожь", "Среди долины ровная...", "На севере диком", "Корабельная роща" и другие.

(7) "Утро в сосновом бору" - одна из лучших картин художника. (8) Он писал русскую природу летом и зимой, весной и осенью, на восходе солнца, в яркий полдень и при закате - в разные времена года, в различные часы дня. (9) Все: обыкновенное дерево, старый пень, полевые цветы - привлекало внимание художника.

(10) Во всем он умел находить красоту: в тумане над рекой, в лесной полянке, в чаще леса. (11) Смотришь на его картины и вдруг как будто снова находишься среди родной природы: у знакомой речки, в родном лесу, в поле. (12) Картины Шишкина широко известны как в нашей стране, так и за рубежом.


Озаглавьте текст.

Определите стиль и тип речи.

Какова основная мысль текста?

Выполните задания к тексту. Ответы запишите.

B1. Из предложений 9–11 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением приближения, присоединения.

Ответ: ________________________

В2. Из предложений 3–5 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

Ответ: ______________________________________

В3. Укажите номер предложения, в котором обобщающее слово находится перед однородными членами, но предложение после них продолжается.

Ответ ____________________

В4. Составьте схему 4-го предложения. ____________________________________

В5. Укажите способ выражения сказуемого в предложении 10. ________________

В6. Из предложений 5-7 выпишите слово с непроизносимым согласным в корне слова. ____________________






Приложение №1


Знаки препинания при однородных членах и обобщающих словах (теория)

Место обобщающего слова

Пример

Схема

Впереди однородных членов предложения


В саду росли цветы: фиалки, тюльпаны, розы.

ʘ : , , .

После однородных членов предложения


В лесах, на лугах, в поляхвсюду лежит снег.

, , - ʘ.

Перед однородными членами предложения, но после них предложение продолжается


Грибы: белые, грузди, маслята – лежали на столе.


ʘ : , , - … .

После обобщающего слова, которое стоит впереди однородных членов, могут быть слова: как-то, а именно, например, которые предупреждают о перечислении.

Перед словами как-то, а именно, например ставится запятая, а после них двоеточие.




  1. Ему подавались обычные в трактирах блюда, как-то: щи, мозги с горошком, сосиски с капустой.

  2. Некоторые грибы очень ядовиты, например: бледная поганка, сатанинский гриб, мухомор.

  3. Для выработки навыков грамотного письма требуются три условия, а именно: знание правил, внимание, умение пользоваться справочником.

4. Сеть магазинов, прачечных, культурнобытовых учреждений — словом, всё необходимое предусмотрено для жителей каждого микрорайона города-спутника.

ʘ, как-то: Ο,Ο,Ο.



ʘ, например: Ο,Ο,Ο.



ʘ, а именно: Ο,Ο,Ο.





Ο,Ο, Ο – словом, всё.


Особенно часто обобщающими словами бывают следующие:

  • всё,

  • всё это,

  • все они,

  • вот что,

  • никто,

  • ничто,

  • везде,

  • всюду,

  • нигде,

  • всегда,

  • никогда

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

1.Синтаксический разбор предложения на доске:

Любишь каждую травинку, поникшую от росы или согретую солнцем, каждое деревцо, трепещущее листьями, каждое облачко, плывущее по бледному и высокому небу. (К. Пау­стовский.)

2. Расставить знаки препинания в схемах.

1. О и О и О. 4. как О так и О.

2. О зато О. 5. ни О ни О ни О.

3. не только О но и О. 6. О и О О и О.

3. Синтаксическая пятиминутка

В наших лесах водятся разные звери: лоси, медведи, волки, лисы.

? В чём особенность этого предложения?

? Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Запишите её.

? Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока. (дополнить начатые фразы)

Цель урока: уточнить и расширить знания…

учиться ставить …

Закрепление материала

1) Подберите к данным существительным обобщающие слова.

1) Имя существительное, имя прилагательное, наречие, глагол, междометие –…

2) Сказуемое, определение, обстоятельство –…

3) Фортепиано, виолончель, скрипка, фагот, валторна – …

3) Тест

 

   1. Найдите предложения с обобщающим словом при однородных членах.

      (знаки препинания не расставлены).

    А) Запах черемухи чувствовался всюду в саду в доме на улице.

    Б) Все и лес и поле и цветущий луг залито солнцем.

    В) Дни стояли синеватые пасмурные.

    Г) Туча росла и захватывала запад и восток

 

   2. Укажите, в каких предложениях с обобщающим словом при однородных членах

        неверно расставлены знаки препинания.

    А) На деревьях, стогах, домах – всюду лежал снег.

    Б) Юные деревья ель и сосна, клен и вязь – все растут дружно.

    В) Восход осыпал все: сосну, утес, реку, облака потоками золотой пыли.

    Г) Везде: на полях и в лесных просеках – пар поднимался от земли.

 

   3. Укажите слово, которое не может быть обобщающим.

    А) растения     В) одуванчик

Б) животные Г) вредители

 

4.Укажите предложения, в которых знаки препинания при обобщающем слове расставлены верно.

   А) В лесах, на лугах, в поле – всюду стали распускаться первые цветы.

   Б) Небо становилось разноцветным – белесым, розовым, красным.

   В) Всегда: зимой и летом, осенью и весной – хорош русский лес.

   Г) Лесная ягода малина и земляника раньше поспевают на полях.

  4) Рефлексия.

 - Сегодня я узнал …

- Я научился …


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме: "Обобщающие слова при однородных членах предложения"

Автор: Богданович Наталья Васильевна

Дата: 16.01.2015

Номер свидетельства: 156547

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект. Предложения с обобщающим словом при однородных членах. "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-priedlozhieniia-s-obobshchaiushchim-slovom-pri-odnorodnykh-chlienakh"
    ["file_id"] => string(6) "155634"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421308071"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока русского языка в 8 классе "Однородные члены предложения""
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekturokarusskoghoiazykav8klassieodnorodnyiechlienypriedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "308190"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458541180"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "конспект урока русского языка на тему "Однородные члены предложения. Знаки препинания при них" "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-odnorodnyie-chlieny-priedlozhieniia-znaki-priepinaniia-pri-nikh"
    ["file_id"] => string(6) "113565"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410466007"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока по русскому языку в 8 классе на тему: "Однородные члены предложения""
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-8-klassie-na-tiemu-odnorodnyie-chlieny-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "295396"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455809526"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Конспект урока русского языка в 8 классе по теме: "Односоставные предложения""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_v_8_klassie_po_tiemie_odnosostavnyie_priedlozhi"
    ["file_id"] => string(6) "372885"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482522319"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства