ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
3.Метапредметные:
а) познавательные УУД:
Ученик научится:
-проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя
-создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач
-давать определение понятиям, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения
-структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное
Ученик получит возможность научиться:
- основам рефлексивного чтения, ставить проблему, аргументировать её актуальность, проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы
б) коммуникативные УУД:
Ученик научится:
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть устной и письменной речью
-работать в группе, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками
- осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра
в) регулятивные УУД:
Ученик научится:
- целеполаганию, преобразовывать практической задачи в познавательную
-контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике
- самостоятельно анализировать условия достижения цели учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале,
- контролировать свое время и управлять им, результат действий, вносить коррективы
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия
-осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных задач
Демонстративный материал: эталоны для самопроверки, карточки с текстами
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
3.Метапредметные:
а) познавательные УУД:
Ученик научится:
-проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя
-создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач
-давать определение понятиям, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения
-структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное
Ученик получит возможность научиться:
- основам рефлексивного чтения, ставить проблему, аргументировать её актуальность, проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы
б) коммуникативные УУД:
Ученик научится:
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть устной и письменной речью
-работать в группе, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками
- осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра
в) регулятивные УУД:
Ученик научится:
- целеполаганию, преобразовывать практической задачи в познавательную
-контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике
- самостоятельно анализировать условия достижения цели учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале,
- контролировать свое время и управлять им, результат действий, вносить коррективы
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия
-осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных задач
Демонстративный материал: эталоны для самопроверки, карточки с текстами
Ход урока:
Мотивация к учебной деятельности.
Учитель:
Здравствуйте, ребята!
Настроение у нас отличное, А улыбки – дело привычное. Пожелаем друг другу добра, Ведь урок нам начинать пора...
Учитель. Ребята, желаю вам удачи в усвоении новых знаний.
II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Учитель. А теперь давайте проверим, как вы справились с домашним заданием.
Ребята, кто выполнил упражнение№3, 4 по учебнику, проверьте правильность выполнения по эталону№1.
Кто выполнил задание по карточке «Местоимение как часть речи», проверяем по эталону№2. ( на столах)
Те, кто выполняли упражнение под номером 4 «для умников и умниц», подойдите ко мне для консультации.
Эталон№1 самопроверки упражнений № 3, 4 проецируется на экране.
Упражнение 3.
Вместо каких слов в тексте употреблены эти местоимения? Спишите предложения, заменяя местоимения этими словами.
Шишкин, вместо того чтобы взяться как следует за учёбу, накупил разных морских свинок, белых крыс, черепах, ежей. Ионс ними по целым дням возился, кормил их, ухаживал за ними, а они у него часто болели.
Понятно, что со всеми делами Шишкину вовсе не до занятий было, и он делал уроки на скорую руку, кое-как, ничего не выучивая как следует. (Н.Носов)
Упражнение4.Прочитайте предложения. Запишите их так, чтобы получился связный текст. Слова, какой части речи помогли вам связать предложения в тексте? Из-за дальнего леса медленно выплыло солнце. Оно осветило леса и поля, белые пригорки. С одного из них взлетел жаворонок и запел радостную, звенящую песню. В этой песне слышался и тихий звон весенней капели, и журчание хлопотливого ручейка, и ещё что-то светлое, радостное, чего и передать нельзя.
Учитель. Возникли ли у вас трудности при выполнении упражнений№3,4?
Ученик. Нет. Все сделали правильно.
Учитель. Ребята были ли у вас трудности при выполнении задания по карточке?
Ученик. Задание было очень интересным, выполнили легко.
Ученик. Затруднений не возникло.
Карточка «Местоимение как часть речи. Задание № 3. Избавьтесь от тавтологии. Для этого некоторые существительные замените местоимениями.
Серёжа Иванов любит играть в шахматы. Серёжа часто выступает в соревнованиях. Старший брат Серёжи увлекается футболом. Иногда брату Серёжи приходится стоять в воротах, тогда Серёжа посматривает на брата с завистью: Серёже хочется быть вратарём.
Эталон№2 проверки домашнего задания№3 по карточке «Местоимение как часть речи».
Серёжа Иванов любит играть в шахматы. Он часто выступает в соревнованиях. Его старший брат увлекается футболом. Иногда ему приходится стоять в воротах, тогда Серёжа посматривает на брата с завистью: ему хочется быть вратарём.
Задание№4. Напишите текст на тему «Местоимение – инструкция по эксплуатации».
Учитель. Подведем итог. Ребята, на каком уровне выполнено домашнее задание.
Ученик. На достаточном уровне.
III. Выявление места и причины затруднения.
Учитель. Ребята, а теперь внимание на доску. Выполните задание. Найдите «лишнее» слово:
Слова проецируются на доске либо записаны на доске:
Ты, мы, я, тот, вы
Ученик. Думаю, «лишнее» слово я. Все остальные слова во множественном числе.
Ученик. А я думаю, «лишнее» слово тот.
Учитель. Хорошо, ребята. Мнения разделись. Хотите ли вы узнать правильный ответ?
Ученик. Да, хотим.
IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).
Учитель.Чем мы сегодня будем заниматься?
Ученик. Необходимо узнать, почему вдруг возникло «лишнее» слово.
Учитель. Тогда обратимся к учебнику, попытайтесь составить кластер по прочитанному материалу.
V. Реализация построения проекта.
Учитель. Читаем внимательно стр.13, параграф 2. Попробуем узнать о словах, которые нам представлены, найти «лишнее» слово и сформулировать тему урока.
(Ребята читают и ищут ответ на вопрос)
Учитель. Хорошо. Ребята, смогли ли вы правильно выбрать «лишнее слово»?
Ученик. Конечно, это слово тот.
Учитель. Объясните, почему.
Ученик. Ты, мы, я, вы - это личные местоимения, которые указывают на лиц, участвующих в речевом общении. А слово «тот» к этой категории не относится.
Учитель. Молодцы! А кто сможет сформулировать тему нашего урока.
Ученик. Личные местоимения.
Учитель. Верно. Ребята, давайте откроем тетради, запишем число и тему урока: «Личные местоимения».
Учитель. А что еще нового вы для себя выяснили? Кто смог составить кластер? (Предлагается вызвать ученика к доске, где схематично будет показано то, что ученики узнали нового.)
Ученик.
Учитель. Ребята, может, у кого есть еще что-то добавить?
Ученик. Местоимения с предлогами пишутся раздельно.
Учитель. Хорошо, предлагаем добавить еще один блок.
VI. Первичное закрепление во внешней речи.
Учитель. Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? Ученик. Необходимо закрепить знание правила и умение применять его на практике.
Учитель. Хорошо, ребята, предлагаю вам выполнить упражнение. У каждого из вас на парте лежит распечатанный текст№2. Хотелось бы вам напомнить о диагностической карте ( на столах),не забываем оценивать себя по такой системе оценивания:
Я знаю хорошо: «+»
Я знаю недостаточно: «±»
Мне необходимо повторить или выучить: «-»
Задание по тексту №2.Найдите в стихотворном тексте М. Раскатова “Моя грамматика” местоимения. Самостоятельно графически выделите личноеместоимение Я с падежом. Выполняем «по цепочке».
Моя грамматика.
Я талантлив от рождения! Не дурак и не простак! И мое местоимение Все вокруг склоняют так, Перво-наперво решительно Скажет вам семья моя, Что, конечно, Именительный – Это Я и только Я! Мать склонилась умилительно, А за ней и вся родня. И не зря. Падеж Родительный Для кого? А для Меня; Все заботятся старательно И заслуженно вполне И дают подарки. Дательный – Это значит – только Мне!
Не смотрите подозрительно, У меня родня – броня! И запомните: Винительный Не касается Меня! Жизнь легка и упоительна За родительской спиной!.. Нет, друзья, падеж Творительный Сотворен совсем не Мной! Ждете, видимо, Предложного? Новых данных обо Мне? Не просите невозможного, Хватит с вас и так вполне.
Учитель. Давайте сделаем это задание вместе устно по цепочке.
Ученик. Именительный – Я;
Ученик. Родительный – Меня;
Ученик. Дательный – Мне;
Ученик. Винительный – Меня;
Ученик. Творительный – Мной;
Ученик. Предложный – обо Мне.
Учитель. Ребята, оцените свою деятельность. Если сделали все правильно, отметьте в диагностической карте.
Учитель. Ребята, что у вас получилось в результате? Вы изменили местоимение Я по падежам. Как называется изменение местоимения по падежам?
Ученик. Склонением.
Учитель. Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного задания? Ученик. Нет, мы с ним легко справились.
Учитель. Молодцы! А теперь поработаем в группах. Класс делиться на 2 группы.
Задание на мультимедиа. Составьте с данными глаголами словосочетания «глагол + личное местоимение я в косвенном падеже». Укажите падеж местоимения. Проверяем по эталону№1 для первой группы и по эталону№2 для второй группы.
Для первой группы. Приблизился (к кому?), соревновался (с кем?).
Для второй группы. Не смейся (над кем?), приготовить (для кого?).
Эталон № 1.
Приблизился ко мне (Д.п), соревновался со мной(Т.п).
Эталон №2.
Не смейся надо мной(Т.п), приготовить для меня(В.п).
Учитель. Кто выполнил без ошибок? Какие затруднения возникли?
Ученик. Я допустил ошибку в употреблении местоимения.( Надмной )
Учитель. А как правильно?
Ученик. Надо мной. Пишется раздельно, есть правило:
Местоимения с предлогами пишутся раздельно, к предлогам об,в,к,с, перед, над, под перед формами косвенных падежей местоимения Я на конце присоединяется буква О: надо мной.
Учитель. Правильно! Кто выполнил без ошибок, оцените себя. За правильное выполненное задание, поставьте в диагностической карте плюс.
Учитель. Итак, ребята, что нового еще узнали при выполнении задания? Какую орфографическую закономерность вы увидели?
Ученик. Местоимения с предлогами пишутся отдельно.
Учитель.А сейчас предлагаю выполнить задание в парах.
На столах лежит текст№3.
Внимательно прочитайте текст, подумайте и скажите, какие местоимения могут иметь обобщенное значение?
(Ученики читают, наблюдают, обсуждают в парах)
Текст№3.
Любишь ли ты бродить по осеннему лесу? Представь себе, что ты входишь в тихий осенний лес, под ногами шуршит ковёр из разноцветных листьев. Такая тишина, что слышно, как стучит сердце. Ты идёшь не спеша, любуешься ярким пейзажем. Твоя душа поёт, и, кажется, что у тебя выросли крылья за спиной, ты разгоняешься и взлетаешь...
Учитель. Ребята, кто готов ответить на вопрос?
Ученик. Думаем, что это личное местоимение ты. Автор разговаривает с каждым из тех, кто читает данный текст. Это и я, и Петя, и Таня…
Учитель. Ребята, вы согласны?
Ученик. Да.
Учитель. Что нового и интересного познали, выполняя это задание?
Ученик. Местоимение ты может обозначать не определённого человека, а любое лицо.
Ученик. Употребляется в обобщённом значении.
Учитель. Совершенно верно, ребята.
VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Учитель. Вы уверены в своих умениях?
Ученик. Да.
Учитель. Как проверить?
Ученики. Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону.
Учитель. Хорошо, ребята, предлагаю вам выполнить следующее задание письменно. У вас на столах лежат листочки с текстом№4
Текст№4. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Поставьте, где это необходимо, местоимения в нужном падеже, определите их синтаксическую роль.
1.Перед (мы) была небольшая лужайка с высокой травой, с лиловыми колокольчиками, с иван-чаем. 2.(Я) очень захотелось собрать букет и подарить (он) маме. 3.(Она) всегда нравились полевые цветы, поэтому (она) составляла из (они)гербарий. 4.Над (мы) порхали разноцветные бабочки стрекозы в траве стрекотали кузнечики. 5. «Павлик смотри, над (ты) кружится птичка»,-сказала я брату. 6.Он взял (я) за руку и отвел к краю лужайки. 7.«Почему?»-спросила я (он). 8.«Там, где мы с (ты) стояли, было гнездо птицы. Она боялась за птенцов, поэтому и кружила», -ответил Павел.
Учитель. Проведите самопроверку по эталону текста№4.
Эталон по тексту№4
1.Перед нами была небольшая лужайка с высокой травой, с лиловыми колокольчиками, с иван-чаем. 2. Мне очень захотелось собрать букет и подарить его маме. 3. Ей всегда нравились полевые цветы, поэтому она составляла из них гербарий. 4.Над нами порхали разноцветные бабочки, стрекозы, в траве стрекотали кузнечики. 5. «Павлик, смотри, над тобой кружится птичка», - сказала я брату. 6.Он взял меня за руку и отвел к краю лужайки. 7.«Почему?» - спросила яего. 8.«Там, где мы с тобой стояли, было гнездо птицы. Она боялась за птенцов, поэтому и кружила», - ответил Павел.
Учитель. Ребята, были ли трудности и ошибки?
Ученик. В склонении местоимений по падежам ошибок не допустил, а вот в определении синтаксической роли местоимений возникли трудности.
Учитель. Ребята, что необходимо сделать данному ученику?
Ученик. Повторить второстепенные члены предложения.
Учитель. Кто выполнил без ошибок, оцените себя. За правильное выполненное задание, поставьте в диагностической карте плюс.
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
Учитель. Что нового мы узнали на уроке?
Ученик. Познакомились с личными местоимениями.
Ученик. Узнали об особенностях склонения.
Ученик. Узнали, что они изменяются по падежам.
Ученик. Узнали об особенностях правописания местоимений с предлогами.
Ученик. Узнали о синтаксической роли личных местоимений.
Ученик. Узнали об особенностях употребления в речи местоимений ты, вы.
Учитель: Чтобы закрепить полученные знания, выполним упражнение. Класс делится на группы. Каждая группа получила задание.
Задание№5 для первой группы. Запишите правильные формы местоимений, указав их падеж. Вставьте пропущенные буквы.
Навстречу (ему, нему)
Вокруг (ей, неё)
Б..жать впереди (ее, неё)
См…яться над (им, ним)
Пр…близился к (нему, ему)
Пр…готовить для (её, неё)
Задание№6 для второй группы. Поставьте местоимения в данных словосочетаниях в именительном падеже:
Слух обо мне, назовет его, явилась передо мной, тучи надо мной, спорить с ней, ждать его, послать к нему.
Учитель. Правильность выполнения проверьте по эталону задания №5,№6.
Эталон выполнения задания№5. Навстречу ему, вокруг неё, бежать впереди неё, смеяться над ним, приблизился к нему, приготовить для неё.
Эталон выполнения задания№6.
Мне-я, мной-я, с ней - она, его-он, к нему - он.
Учитель. Какие затруднения возникли? Кто выполнил без ошибок?
Ученик. Я допустил ошибку в последнем словосочетании, написал «приготовить для её». (Учитель просит еще раз обратиться к правилу на стр.15)
Ученик. У меня не было затруднений.
Учитель. Кто выполнил без ошибок, оцените себя. За правильное выполненное задание, поставьте в диагностической карте плюс.
Задание№7.Исправьте речевые ошибки. Правильные предложения запишите в тетрадь.Проведите самопроверку по эталону к заданию№7.
1.Я заходил к учительнице, но их не было дома.
2.После сна первый отряд пошел в лес. Они долго не возвращались.
3.Враг был силен, но они скоро сдались.
4.Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с него шкуру.
Эталон к заданию№7
1.Я заходил к учительнице, но ее не было дома.
2.После сна первый отряд пошел в лес. Он долго не возвращался.
3.Враг был силен, но он скоро сдался.
4. Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать шкуру медведя.
Учитель. Оцените себя. Кто выполнил все правильно, поставьте в диагностической карте плюс.
IХ. Рефлексия учебной деятельности.
Учитель. Что нового узнали? Чему научились?
Ученик. Познакомились с личными местоимениями.
Ученик. Личные местоимения 1-го и 2-го лица изменяются по падежам, но не изменяются ни по числам, ни по родам.
Ученик. Местоимения с предлогами пишутся отдельно.
Ученик. Личные местоимения могут быть во множественном и единственном числе.
Учитель. Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой. Каждый из вас сейчас заполнит таблицу. Впишите свое имя и фамилию, какое количество плюсов вы получили, опираясь на критерии оценивания, поставьте себе оценку. Эту оценку вы можете поставить себе в дневник.
Карточка самооценки.
Дата выполнения работы:__________________________________________
Учитель. Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое
поможет вам преодолеть трудности:
1.Кто научился склонять местоимения, но у кого остался вопрос по теме урока, выполните упр. 10 на странице 5.
2.Кто научился находить местоимения, склонять, но не уверен, что самостоятельно сможет это сделать или объяснить другому, выполните упр. 14 на странице 17.
3.Кто научился распознавать личные местоимения, склонять использовать в речи и может объяснить тему товарищу, выполните упражнение упр.15, стр.17. Озаглавить текст, выписать личные местоимения, указать падеж.
4. «Для умников и умниц» составить диалог (письменно), в котором желательно наличие большого количества личных местоимений на темы по выбору:
«Отдых»
«Учеба».
Учитель. Ребята, я благодарю Вас за урок. У меня осталось очень хорошее впечатление от сегодняшнего урока. Большое спасибо! До свидания!