Урок в 5 классе ( УМК ,Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов,Л.А.Троснецова Просвещение 2007 г.)
Тема: «Корень слова. Однокоренные слова».
Цели урока:
- дать понятие о корне как морфеме;
- научиться находить корень слова, подбирать однокоренные слова.
Задачи урока:
1. Личностные:
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
2. Метапредметные:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; владение разными видами чтения;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в обсуждениях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
2. Метапредметные:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; владение разными видами чтения;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в обсуждениях.
3.Предметные:
- освоение базовых основ лингвистики; опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка; проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Структура урока.
1. Оргмомент.
2. Мотивация.
3. Актуализация знаний.
4. Введение в тему урока.
5. Объяснение темы урока.
6. Закрепление по теме.
7. Физкультминутка.
8. Тест на усвоение полученных знаний .Закрепление.
9. Итоги урока. Рефлексия.
10. Домашнее задание.
11. Выставление оценок за урок.
Ход урока.
Оргмомент. (Слайд 1)
- Добрый день, ребята! Меня зовут Ляйсан Камиловна! Вы готовы начать урок? Улыбнитесь друг другу. Сегодня я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие по стране “Морфемика”.
Внимательно слушайте – и всё услышите.
Внимательно смотрите – и всё увидите.
Думайте – и всё поймёте.
Мотивация.
Во время нашего путешествия мы будем собирать “секреты”, которые помогут вам лучше разобраться в теме урока и правильно выполнить задания на уроке. Вы должны быть дружными, активными, внимательными. Только таким ребятам страна Морфемика открывает свои секреты!
- Интересно, что это за страна Морфемика? Кто её жители?
Актуализация знаний.
Давайте возьмем рюкзак, в который положим знания. Эти знания помогут нам в путешествии.
Продолжи предложение:
Морфемика – наука, которая изучает . . . . (морфемы)
Молодцы! Страна Морфемикас радостью открывает двери перед вами!
Итак, мы с вами попали в страну Морфемику. А теперь угадайте: кто ждет нас в гости, чтобы поделиться своей мудростью? Чьи секреты мы сегодня будем собирать?
Для этого выполним задание.
Введение в тему урока.
Орфографическая разминка .Продолжим разминку, внимание на слайд.
Вставьте пропущенные буквы. Из вставленных букв составьте слова.
Молодцы! Страна Морфемика радостью открывает двери перед вами!
Вывод темы.
Итак, мы с вами попали в страну Морфемику. Кто здесь живет? А теперь угадайте: кто ждет нас в гости, чтобы поделиться своей мудростью? Чьи секреты мы сегодня будем собирать?
Верно, ребята. Сегодня на уроке мы отправимся в гости к Корню, чтобы узнать все его секреты.
- А какие цели нашего урока-путешествия? (научиться правильно выделять корень в словах, подбирать однокоренные слова…). На листах запишите число и тему.
5. Объяснение нового материала.
1. Раскрываем первый секрет!
На нашем пути первый секрет. Для того чтобы раскрыть 1 секрет, нужно выполнить задание, которое оставил нам КОРЕНЬ.
подсказка
Я, как морфема, очень важна! “Слова не может быть без меня!”
- Посмотрите внимательно, какие морфемы вы видите?
- Какая морфема потерялась?
- Можно ли без корня понять значение слова?
Задание №1: запишите слова и выделите главную значимую часть.
Вывод (1 секрет): Корень – главная значимая часть слова.
Молодцы! Ребята, мы с вами положили в наш рюкзак знаний 1 секрет!
2. Раскрываем второй секрет!
Для того чтобы раскрыть секрет, нужно выполнить задание КОРНЯ.
подсказка
Есть у слова корень, ветви и листва, Ствол как смысл, которым наша речь жива.
- Что общего у всех слов? Значение
- Как называются слова, каждого дерева? Однокоренные
- В какой морфеме заключено общее лексическое значение?
- Назовите эту морфему
- А теперь присмотритесь внимательнее: Все ли слова с этого дерева? Все ли слова являются однокоренными?
Задание №2: найти слова с другим лексическим значением. Придумать 2 предложения со словами ПРОВОД и ВОДА.
Вывод (2 секрет): В корне заключено общее лексическое значение однокоренных слов.
ТРЕНИРОВКА . Найди лишнее слово по значению. (У ребят на парте прикреплен лист со словами. Учащиеся работают в парах.
Задание № 3: взять лист, найти лишнее слово, объяснить значение)
1 парта Соль, солонка, солнце, солнышко
2 парта Лес, лестница, лесник,
3 парта Больной, больница, большой, боль
4 парта Гора, горный, гореть,пригорка
5 парта Косичка, косить, покос,
ПРОВЕРКА: Молодцы! Ребята, мы с вами положили в наш рюкзак знаний 2 секрет!
3. Раскрываем 3 секрет.
Для того чтобы раскрыть секрет, нужно выполнить задание КОРНЯ.
подсказка
Есть у слова формы, а есть родня Корень вам поможет найти лишь она.
- Как найти корень в слове?
- В каком столбике записаны слова, помогающие найти корень?
- Как они называются? Как назовем остальные слова?
Задание № 4: найдите корень слова упр.
смелый
Смелому
смелость
смельчак
Смелого
осмелеть
смельчаки
Смелых
смельчаки
смельчакам
Вывод (3 секрет): Чтобы найти корень, нужно подобрать однокоренные слова.
ТРЕНИРОВКА. Задание № 5
Продолжи ряд однокоренных слов, чтобы правильно выделить корень. Учащиеся выполняют задание на выбор:
1 –вариант
2 – вариант
Грязный
Темный
Грязненький
темнота
Грязнуля
потемнеть
Загрязнить…
затемнение…
ГРЯЗЬ, грязевый
потемки, темень
Потемки -мрак, темнота, отсутствие света.
Темень-темнота , мгла
ПРОВЕРКА: Молодцы! Ребята, мы с вами положили в наш рюкзак знаний 3 секрет!
4. Раскрываем 4 секрет!
Для того чтобы раскрыть секрет, нужно выполнить задание КОРНЯ
подсказка
Одной или разных частей речи слова Помогут вам корень найти всегда
6. Закрепление по теме.
Заполни таблицу, подбери однокоренные слова.
Какой частью речи могут быть однокоренные слова?
ПРОВЕРКА (по цепочке)
Вывод (4 секрет): Однокоренные слова могут быть одной частью речи, а могут относиться к разным частям речи.
Молодцы! Ребята, мы с вами положили в наш рюкзак знаний 4 секрет!
7.Физминутка.
Встать, потянуться, разминка плеч.
Выполняются упражнения на снятие утомления с глаз.
8. Тест на усвоение полученных знаний. Закрепление.
- Ребята, вот мы и добрались до дома Корня. Стал ли наш рюкзак тяжелее? А что принесли мы в своем рюкзаке? (Секреты корня) Корень решил проверить, хорошо ли вы запомнили все его секреты.
Ребята переворачивают листок и выполняют задания самостоятельно.
Задание № 6
1)теория - выбрать верное утверждение,
2) практика – выбрать букву в слове, подобрать проверочное слово.
Секреты КОРНЯ:
1. Теория:Выбери верное утверждение
Корень – это
А) главная значимая часть слова
Б) часть речи
В) часть предложения
В корне заключено
А) значение одного слова
Б) значение предметности
В) общее лексическое значение однокоренных слов.
Чтобы найти корень, нужно
А) изменить слово
Б) подобрать однокоренные слова
В) объяснить значение слова.
Однокоренные слова
А) могут быть только одной частью речи
Б) могут быть только разных частей речи
В) могут быть одной частью речи, а могут относится к разным частям речи.
ПРОВЕРКА
9. Подведение итогов. Рефлексия.
- А сейчас сами оцените свою работу. (Учащиеся поднимают карточку с выбранным цветом)