kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока : Обощение по теме: "Бессоюзное сложное предложение".

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока : Обощение по теме: "Бессоюзное сложное предложение" построен как  урок-практикум и предполагает отработку навыков постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении. В работу на уроке включена словарная работа, как одна из составляющих урока по отработке навыков грамотного письма, также запланирована тестовая работа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока : Обощение по теме: "Бессоюзное сложное предложение". »


Карташова Вера Петровна,

учитель русского языка и литературы

КОУ «Осташковская ВСОШ»


Конспект урока по русскому языку в 9 классе


Тема: «Обобщение знаний о бессоюзных сложных предложениях»

Цели:

  1. Обучающие:

-формирование навыка постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении;

-формирование навыков самоконтроля и самопроверки.

2. Развивающие:

- закрепление знаний о постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении и умений их применять;

-закрепление навыка определения смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения;

-развитие пунктуационной зоркости.

3. Воспитательные:

-развитие языкового чутья, воспитание бережного отношения к языку.

Тип учебного занятия: урок закрепления знаний (урок-практикум).


Оборудование: рабочий лист урока, опорный конспект, алгоритм действий, таблица самоанализа знаний.

Ход урока

I.Организационное начало

Слайд1.

II.Актуализация знаний

I этап. Начало урока. «Разминка».

Цель – создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу.

Слайд2. Приём «Кроссворд» (при решении которого ученики прочтут название вида сложного предложения, над которым мы будем работать).

Учитель: отгадайте слово в кроссворде и подумайте, как оно может быть связано с темой урока.



Б


Е


С


С


О


Ю


З


Н


О


Е


Морфемы или части слова

1. В слове бессердечный возьмите приставку

2. Корень слова – служебная часть речи, при помощи которой соединяются однородные члены предложения или целые предложения. (Предлоги, частицы, междометия, союзы)

3. В слове оконный возьмите суффикс.

4. Окончание берём у имени прилагательного среднего рода единственного числа. (Белое, красное)

Учитель: в результате у нас получилось слово?

- Ответы учащихся.

Учитель: сформулируйте тему урока.

- Ответы учащихся.


Запись темы в тетрадь:

Слайд 3. Тема урока: Обобщение по теме: «Бессоюзное сложное предложение».

Как распознать сложное предложение?

Что такое грамматическая основа?

Как называются предложения, в которых больше двух грамматических основ? ( сложное)

Какая связь может быть использована в сложных предложениях? (союзная и бессоюзная)

Назовите союзную связь (сочинительная и подчинительная).

Как распознать различные виды связи между предложениями в составе сложного предложения? (на что мы должны обратить внимание?)


Слайд4. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас.

И.С. Тургенев

Обратите внимание на эпиграф нашего урока, определите тип этого предложения.



1..Словарная работа:

Слайд 5,6.

Демонстрац..я, ц..тата, ц..фры, страниц(ы, и), отличниц(ы, и), умниц(ы, и), ц..ркуль, сестриц..н, репетиц..я, ц..рк, ц..почки ц..ган, ц..плёнок, акац..я.

Учащиеся записывают слова, вставляя пропущенные буквы, обозначают графически орфограмму, рассказывают о правилах употребления букв ы — и после ц.

Проверим! Демонстрация, цитата, цифры, страницы, отличницы, умницы, циркуль, сестрицы н, репетиция, цирк, цыпочки цыган, цыплёнок, акация.



Составьте и запишите по 2 предложения

1 ряд сложное союзное предложение

2 ряд сложное бессоюзное предложение



Акация растёт в Казахстане - сосна в России.

Началась репетиция: цирк приехал.

Колхозники вырастили цыплят - садоводы вывели новый сорт винограда.

Приготовьте опорный конспект и алгоритм действий при работе над сложным предложением.

.

Слайд 7. Переведите представленные ниже сложноподчиненные предложения в бессоюзные сложные предложения и запишите их в тетрадь (1 ученик работает у доски).

1) Гнездо птицы разорено, поэтому (–)она жалобно кричит.

2) Птица жалобно кричит, потому что (:) ее гнездо разорено.

3) Все единогласно решили, что(:) в экспедицию уедут завтра.

4) Когда ехали в деревню, (–) светило яркое солнце.

Слайд 8. Объяснительный диктант

если

Будешь книги читать – будешь всё знать.

потому что

Не оставляйте матерей одних: они от одиночества стареют.

Если то

Зацвела рожь – через неделю начнётся сенокос.

а именно

Мы увидели неожиданную картину: на опушке стоял лось.

но (а)

Шофёр нажал на тормоз – машина не остановилась.



3. Индивидуальная творческая работа (по вариантам).

- Ребята, следующая работа выполняется вами самостоятельно. Вам необходимо дописать предложения, исходя из смысловых значений, указанных в скобках. Задание выполняется по вариантам.

1 вариант

А) Вчера нам сказали… (дополнение).

Б) Здесь нельзя проехать… (причина).



2 вариант

А) Нас охватило чувство страха… (причина)

Б) Я давно написал письмо… (противопоставление).

4) Выборочный диктант (контроль проводится путем взаимопроверки).

- Ребята, в целях закрепления навыков пунктуации проведем выборочный диктант.
(У каждого ученика на парте лежат таблицы, в которые они вписывают нужные номера предложений.)

Тире

Двоеточие

Противопоставление

Причина

Время

Пояснение

Условие

Дополнение

Следствие


Быстрая смена событий


Сравнение


  1. Пробовал бежать – ноги от страха не двигались.

  2. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы.

  3. Молвит слово – соловей поёт.

  4. Настанет вечер – загорятся на небе звезды.

  5. Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя.

  6. Весна затягивалась: то теплело, то ударял мороз.

  7. Спать долго – жить с долгом.

  8. Заранее предупреждаю: удобств на пути не будет.

  9. Сверкнула молния – грянул гром.

Ответы:

Тире

Двоеточие

Противопоставление – 1

Причина – 5

Время – 4

Пояснение – 6

Условие –7

Дополнение –8

Следствие –2


Быстрая смена событий - 9


Сравнение -3


Прверочная работа-тест:


Т Е С Т по теме: Постановка знаков препинания в БСП

( 1 вариант)

1. Какое утверждение не верно?

В сложном бессоюзном предложении ставится двоеточие, если:

1)     перечисляются какие-то слова

2)     вторая часть дополняет смысл первой

3)     вторая часть раскрывает содержание первой

4)     вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой.


2. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?

Будет завтра хорошая погода () пойдем в лес.

1)     двоеточие

2)     тире

3)     запятая

4)     точка с запятой


3. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?

Никогда я не видел такой осени () ни ветерка, ни облака не было на прозрачном небе.

1)     двоеточие

2)     тире

3)     запятая

4)     точка с запятой


4. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?

Васильки цепляются за ноги () перепела кричат кругом()лошадь бежит ленивой рысцой.

1)     двоеточие

2)     тире

3)     запятая

4)     точка с запятой


5. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?

Я убежден в одном () вдохновение приходит во время работы.

1)     двоеточие

2)     тире

3)     запятая

4)     точка с запятой


6. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?

Я посмотрел назад () то был мой старый приятель.

1)     двоеточие

2)     тире

3)     запятая

4)     точка с запятой


7. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?

Дневные звезды никогда не видны в небе () их затмевает солнце.

1)     двоеточие

2)     тире

3)     запятая

4)     точка с запятой


8. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?

Василий резко нажал на тормоз () скорость не уменьшилась.

1)     двоеточие

2)     тире

3)     запятая

4)     точка с запятой


Т Е С Т по теме: Постановка знаков препинания в БСП

( 2 варпант)

1. Какое утверждение не верно?

В сложном бессоюзном предложении ставится двоеточие, если:

1)     перечисляются какие-то члены предложения

2)     вторая часть дополняет смысл первой

3)     вторая часть раскрывает содержание первой

4)     вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой.


2. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?

Я не жалею о поездке () я многое узнал о стране.

1)     двоеточие

2)     тире

3)     запятая

4)     точка с запятой


3. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?

Ласточка день начинает () соловей кончает.

1)     двоеточие

2)     тире

3)     запятая

4)     точка с запятой


4. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?

Чуть трамвай прибавил ход() пассажир назад ползёт.

1)     двоеточие

2)     тире

3)     запятая

4)     точка с запятой


5. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?

Я не жалею о былом () оно меня не усладило.

1)     двоеточие

2)     тире

3)     запятая

4)     точка с запятой


6. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?

Заранее предупреждаю() будет трудно.

1)     двоеточие

2)     тире

3)     запятая

4)     точка с запятой


7. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?

Таинственно шумит лесная тишина () по лесам поёт и бродит осень.

1)     двоеточие

2)     тире

3)     запятая

4)     точка с запятой


8. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?

Воздух чист и прозрачен() птицы болтливо лепечут() молодая трава блестит весёлым блеском изумруда.

1)     двоеточие

2)     тире

3)     запятая

4)     точка с запятой

 

Ответы на Т Е С Т по теме: Постановка знаков препинания в БСП



1 вариант

1 - 1

2 - 2

3 - 1

4 - 3

5 - 1

6 - 1

7 - 1

8 - 2

2 вариант

1 - 1

2 - 1

3 - 2

4 - 2

5 - 1

6 - 1

7 - 3

8 - 4

Конец формы

Конец формы



Подведение итогов урока






Оценка


1.Знание теоретического материала





2.Умение определять смысловые отношения в БСП


3.Умение конструировать БСП



4.Умение находить БСП в тексте





Рефлексия:

  • О каком типе сложных предложений сегодня шла речь?

  • Почему так называются такие предложения?

  • Какие знаки препинания употребляются для выделения частей БСП?

  • Какие затруднения возникли у вас сегодня на уроке?

  • Что показалось наиболее легким?



Самооценка

На уроке я работал

активно/ неактивно

Своей работой я

доволен/недоволен

Урок для меня показался

коротким/ длинным

На уроке я

устал/ не устал

Моё настроение

стало лучше/ стало хуже

Материал урока мне был

понятен/ непонятен

полезен/ бесполезен

интересен/ скучен








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока : Обощение по теме: "Бессоюзное сложное предложение".

Автор: Карташова Вера Петровна

Дата: 06.03.2015

Номер свидетельства: 183004

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Конспект урока русского языка в 9 классе: "Пунктуация сложных бессоюзных предложений""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_russkogo_iazyka_v_9_klasse_punktuatsiia_slozhnykh_bessoiuznykh_pr"
    ["file_id"] => string(6) "505111"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1553782737"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства