конспект урока : Обощение по теме: "Бессоюзное сложное предложение".
Конспект урока : Обощение по теме: "Бессоюзное сложное предложение".
План-конспект урока : Обощение по теме: "Бессоюзное сложное предложение" построен как урок-практикум и предполагает отработку навыков постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении. В работу на уроке включена словарная работа, как одна из составляющих урока по отработке навыков грамотного письма, также запланирована тестовая работа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель – создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу.
Слайд2. Приём «Кроссворд» (при решении которого ученики прочтут название вида сложного предложения, над которым мы будем работать).
Учитель: отгадайте слово в кроссворде и подумайте, как оно может быть связано с темой урока.
Б
Е
С
С
О
Ю
З
Н
О
Е
Морфемы или части слова
1. В слове бессердечный возьмите приставку
2. Корень слова – служебная часть речи, при помощи которой соединяются однородные члены предложения или целые предложения. (Предлоги, частицы, междометия, союзы)
3. В слове оконный возьмите суффикс.
4. Окончание берём у имени прилагательного среднего рода единственного числа. (Белое, красное)
Учитель: в результате у нас получилось слово?
- Ответы учащихся.
Учитель: сформулируйте тему урока.
- Ответы учащихся.
Запись темы в тетрадь:
Слайд 3. Тема урока: Обобщение по теме: «Бессоюзное сложное предложение».
Как распознать сложное предложение?
Что такое грамматическая основа?
Как называются предложения, в которых больше двух грамматических основ? ( сложное)
Какая связь может быть использована в сложных предложениях? (союзная и бессоюзная)
Назовите союзную связь (сочинительная и подчинительная).
Как распознать различные виды связи между предложениями в составе сложного предложения? (на что мы должны обратить внимание?)
Слайд4. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас.
И.С. Тургенев
Обратите внимание на эпиграф нашего урока, определите тип этого предложения.
Колхозники вырастили цыплят - садоводы вывели новый сорт винограда.
Приготовьте опорный конспект и алгоритм действий при работе над сложным предложением.
.
Слайд 7. Переведите представленные ниже сложноподчиненные предложения в бессоюзные сложные предложения и запишите их в тетрадь (1 ученик работает у доски).
1) Гнездо птицы разорено, поэтому (–)она жалобно кричит.
2) Птица жалобно кричит, потому что (:) ее гнездо разорено.
3) Все единогласно решили, что(:) в экспедицию уедут завтра.
4) Когда ехали в деревню, (–) светило яркое солнце.
Слайд 8. Объяснительный диктант
если
Будешь книги читать – будешь всё знать.
потому что
Не оставляйте матерей одних: они от одиночества стареют.
Если то
Зацвела рожь – через неделю начнётся сенокос.
а именно
Мы увидели неожиданную картину: на опушке стоял лось.
но (а)
Шофёр нажал на тормоз – машина не остановилась.
3. Индивидуальная творческая работа (по вариантам).
- Ребята, следующая работа выполняется вами самостоятельно. Вам необходимо дописать предложения, исходя из смысловых значений, указанных в скобках. Задание выполняется по вариантам.
1 вариант
А) Вчера нам сказали… (дополнение).
Б) Здесь нельзя проехать… (причина).
2 вариант
А) Нас охватило чувство страха… (причина)
Б) Я давно написал письмо… (противопоставление).
4)Выборочный диктант (контроль проводится путем взаимопроверки).
- Ребята, в целях закрепления навыков пунктуации проведем выборочный диктант. (У каждого ученика на парте лежат таблицы, в которые они вписывают нужные номера предложений.)
Тире
Двоеточие
Противопоставление
Причина
Время
Пояснение
Условие
Дополнение
Следствие
Быстрая смена событий
Сравнение
Пробовал бежать – ноги от страха не двигались.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы.
Молвит слово – соловей поёт.
Настанет вечер – загорятся на небе звезды.
Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя.
Весна затягивалась: то теплело, то ударял мороз.
Спать долго – жить с долгом.
Заранее предупреждаю: удобств на пути не будет.
Сверкнула молния – грянул гром.
Ответы:
Тире
Двоеточие
Противопоставление – 1
Причина – 5
Время – 4
Пояснение – 6
Условие –7
Дополнение –8
Следствие –2
Быстрая смена событий - 9
Сравнение -3
Прверочная работа-тест:
Т Е С Т по теме: Постановка знаков препинания в БСП
( 1 вариант)
1. Какое утверждение не верно?
В сложном бессоюзном предложении ставится двоеточие, если:
1) перечисляются какие-то слова
2) вторая часть дополняет смысл первой
3) вторая часть раскрывает содержание первой
4) вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой.
2. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?
Будет завтра хорошая погода () пойдем в лес.
1) двоеточие
2) тире
3) запятая
4) точка с запятой
3. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?
Никогда я не видел такой осени () ни ветерка, ни облака не было на прозрачном небе.
1) двоеточие
2) тире
3) запятая
4) точка с запятой
4. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?