Конспект урока по русскому языку в 5 классе: "Наклонение глагола".
Конспект урока по русскому языку в 5 классе: "Наклонение глагола".
Данный урок по наклонению глагола является первым. Он составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Урок проходит в соревновательно-игровой форме. Предусматривается работа в группах. Учащиеся к концу урока должны составить паспорт жителя Глаголии, тем самым обнаружив для учителя фронт ликвидации "пробелов".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 5 классе: "Наклонение глагола".»
МБОУ «Чендекская средняя общеобразовательная школа»
Урок русского языка в 5 классе.
Тема: Наклонение глагола.
Учитель русского языка
и литературы:
Кудрявцева Н.М.
2014 г.
Предмет: русский язык
Класс : 5
Автор УМК: С.И.Львова
Тема урока: «Наклонение глагола»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель:
Образовательная: познакомить учащихся с понятием «наклонение глагола».
Развивающая: средствами предмета развивать память, лингвистическое мышление, умение сопоставлять и делать выводы; способствовать развитию творческих способностей учащихся, креативного и образного мышления, обретению умения определять наклонение глаголов в тексте.
Воспитательная: формировать интерес к изучению русского языка и литературы, воспитывать гордость за красоту и богатство выразительных возможностей русского языка.
«Часть речи, которая упала с печи, ударилась об пол, называется…»
- Глагол.
- Правильно. Какое слово будет ключевым в загадке-шутке?
- В течение нескольких уроков русского языка мы получали и усваивали информацию о глаголе как части речи. Мы убедились, что глаголы – наиболее живая и подвижная часть речи. Ведь именно при помощи этих удивительных слов мы побуждаем к действию других, получаем информацию о давно произошедших событиях – и картины прошлого оживают перед нами. Не обойтись без глагола и тогда, когда мы мечтаем о будущем.
Вопросы группам.
- Что такое глагол?
-Морфологические признаки глагола.
- Синтаксическая роль.
Задания группам.
- Каждый житель нашей страны России в 14 лет получает документ, удостоверяющий его личность, — паспорт. Придумайте паспорт для жителя страны Глаголии.
-Какие данные вы включите в такой документ?Каждая группа должна предложить свой вариант паспорта.
Род, спряжение, время, вид, склонение , падеж
лицо ,число, вид, инфинитив, степень сравнения, собственное или нарицательное,
одушевлённое или неодушевлённое
- Проверьте, всё ли верно. Обменяйтесь мнениями, дополните друг друга.
- Посмотрите внимательно, какой категории глагола не хватает в перечне?
-Наклонения.
Предположите, над чем будем работать?
-Перед вами предложения. В них заключен мой главный вопрос по теме урока.
-Интересно, удастся ли вам проникнуть в глубину моего учительского замысла? Хорошо ли мы с вами научились понимать друг друга? Удастся ли вам угадать этот вопрос?
1. Исследуй!
2. Поймёшь – получишь «пять».
3. Знал бы как это просто.
4. Делай выводы!.
-Итак, в чём же заключается основной вопрос по теме урока? О чём сегодня пойдёт речь?
- о наклонении глагола.
Попробуем сформулировать тему урока.
- Наклонение глагола.
Запишем тему урока в тетрадь.
Поставим перед собой цель действий, какой будет наша ближайшая цель?
1.Что обозначают глаголы в изъявительном наклонении?
2. Что обозначают глаголы в условном наклонении?
3. Что обозначают глаголы в повелительном наклонении?
4. Проблемно-практическая и творческая работа ( 25 мин.)
Каждая группа читает лингвистическую сказку. Приложение № 1
Что вы узнали о наклонении глагола?
Сколько наклонений глагола?
Как они называются?
Какое действие каждый из них обозначает?
Скажите, где мы сможем проверить наши выводы?
Изъявительное наклонение – действие как реальный факт.
Условное наклонение – действие как возможное или желательное.
Повелительное наклонение – как выражение побуждения к действию.
Какой же вывод можно сделать?
Каким же образом можно выйти из затруднения при определении наклонения глагола?
- с помощью учебника ( стр. 140-141) каждая группа читает материал.
Задание группам:
1 группа: из данных глаголов образуйте глаголы повелительного, условного и изъявительного наклонений.
Будьте - быть
Целуйте - целовать
Берегите - беречь
Услышьте - услышать
Слова вежливости: будьте добры, пожалуйста; будьте любезны
2 группа: слушать, думать, дать, выполнить.
3 группа: заслужить, придумать, выть, сказать
Роль глаголов в тексте. Чтение учителем стихотворения М.Лермонтова «Осень» Глаголы какого наклонения использует поэт, изображая осень? Назовите глаголы, которые передают цвет.
Сформулируйте задание, которое нужно выполнить.
Приложение № 2 Литературные задания. Как используют поэты в своих произведениях глаголы в форме разных наклонений
«Перепутаница»: исправьте ошибки, объяснив принцип составления столбиков слов
№ 1 № 2 № 3
Зашищал защитил бы защити
Строил бы построй строю
Накапливай накопить бы накопи
Пошёл бы Светит пой
Рисую Получи написал бы
Расскажи Рассказал бы выслушал бы
Приложение № 3 Проба пера. Вставить подходящие по смыслу глаголы и сравнить полученный текст с авторским.
Автор текста К.Паустовский
Найдите в словаре Ожегова значение слова низвергают
5. Здоровье сберегающий фактор (2 мин.)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
А теперь немного отдохнем.
Без сомненья, мы устали. Встали! Сели! Снова встали! Разогнулись, потянулись, Вправо-влево повернулись! Головою повертели! Сели! Встали! Снова сели!
Слова какой части речи помогли нам отдохнуть?
6. Рефлексия. ( 3 мин.)
Друзья мои, я очень рада,
Что состоялся наш урок.
Ну а сейчас приходит время
Уроку подвести итог.
.«Сегодня я узнал ….»
« На уроке было интересно ….»
«У меня получилось…»
«Я смог…»
«Меня удивило…»
.Красный цвет – «На уроке мне было всё понятно» Жёлтый цвет –« Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями». Чёрный цвет – Помогите! Мне требуется помощь!
Урока время истекло.
Я вам, ребята, благодарна.
С заданиями справились легко
И поработали ударно.
7. Оценка и самооценка ( 3 мин.)
Подведение итогов по оценочным листам. Выставление и комментирование оценок.