kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку в 5 классе: "Наклонение глагола".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок по наклонению глагола является первым. Он составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Урок проходит в соревновательно-игровой форме. Предусматривается работа в группах. Учащиеся к концу урока должны составить паспорт жителя Глаголии, тем самым обнаружив для учителя фронт ликвидации "пробелов".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 5 классе: "Наклонение глагола".»

МБОУ «Чендекская средняя общеобразовательная школа»





Урок русского языка в 5 классе.

Тема: Наклонение глагола.



Учитель русского языка

и литературы:

Кудрявцева Н.М.





2014 г.



Предмет: русский язык


Класс : 5


Автор УМК: С.И.Львова


Тема урока: «Наклонение глагола»


Тип урока: урок открытия новых знаний


Цель:


Образовательная: познакомить учащихся с понятием «наклонение глагола».


Развивающая: средствами предмета развивать память, лингвистическое мышление, умение сопоставлять и делать выводы; способствовать развитию творческих способностей учащихся, креативного и образного мышления, обретению умения определять наклонение глаголов в тексте.


Воспитательная: формировать интерес к изучению русского языка и литературы, воспитывать гордость за красоту и богатство выразительных возможностей русского языка.


УМК: Учебник «Русский язык» С.И.Львова, раздаточный материал, мультимедийная презентация к уроку, оценочный лист, компьютер, смайлики, мультимедиапроектор.
























































Ход урока.





1. Организационный момент ( 1 мин.)







Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие.

Захотели вновь прийти!



Ребята, каково ваше настроение на начало урока? Покажите его при помощи цветных смайликов.

В конце урока посмотрим, как изменится ваше настроение.


Записываем в тетрадях число.

2. Мотивация ( 1 мин.)

Работа с эпиграфом.

Движение и его выражение – глагол – являются основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе” (А.Н.Толстой)

Предположите, о чём мы вами сегодня будем говорить на уроке?



3. Актуализация (8 мин.)



- Предлагаю вам загадку- шутку(шуточное определение):

«Часть речи, которая упала с печи, ударилась об пол, называется…»

- Глагол.

- Правильно. Какое слово будет ключевым в загадке-шутке?

- В течение нескольких уроков русского языка мы получали и усваивали информацию о глаголе как части речи. Мы убедились, что глаголы – наиболее живая и подвижная часть речи. Ведь именно при помощи этих удивительных слов мы побуждаем к действию других, получаем информацию о давно произошедших событиях – и картины прошлого оживают перед нами. Не обойтись без глагола и тогда, когда мы мечтаем о будущем.

Вопросы группам.



- Что такое глагол?

-Морфологические признаки глагола.

- Синтаксическая роль.



Задания группам.



- Каждый житель нашей страны России в 14 лет получает документ, удостоверяющий его личность, — паспорт. Придумайте паспорт для жителя страны Глаголии.

-Какие данные вы включите в такой документ? Каждая группа должна предложить свой вариант паспорта.

Род, спряжение, время, вид, склонение , падеж

лицо ,число, вид, инфинитив, степень сравнения, собственное или нарицательное,

одушевлённое или неодушевлённое

- Проверьте, всё ли верно. Обменяйтесь мнениями, дополните друг друга.

- Посмотрите внимательно, какой категории глагола не хватает в перечне?

-Наклонения.

Предположите, над чем будем работать?



-Перед вами предложения. В них заключен мой главный вопрос по теме урока.

-Интересно, удастся ли вам проникнуть в глубину моего учительского замысла? Хорошо ли мы с вами научились понимать друг друга? Удастся ли вам угадать этот вопрос?

1. Исследуй!

2. Поймёшь – получишь «пять».

3. Знал бы как это просто.

4. Делай выводы!.

-Итак, в чём же заключается основной вопрос по теме урока? О чём сегодня пойдёт речь?

- о наклонении глагола.

Попробуем сформулировать тему урока.


- Наклонение глагола.


Запишем тему урока в тетрадь.

Поставим перед собой цель действий, какой будет наша ближайшая цель?


1.Что обозначают глаголы в изъявительном наклонении?

2. Что обозначают глаголы в условном наклонении?

3. Что обозначают глаголы в повелительном наклонении?

4. Проблемно-практическая и творческая работа ( 25 мин.)

Каждая группа читает лингвистическую сказку. Приложение № 1

Что вы узнали о наклонении глагола?

Сколько наклонений глагола?

Как они называются?

Какое действие каждый из них обозначает?

Скажите, где мы сможем проверить  наши выводы?

Изъявительное наклонение – действие как реальный факт.

Условное наклонение – действие как возможное или желательное.

Повелительное наклонение – как выражение побуждения к действию.

Какой же вывод можно сделать?

Каким же образом можно выйти из затруднения при определении наклонения глагола?

- с помощью учебника ( стр. 140-141) каждая группа читает материал.

Задание группам:

1 группа: из данных глаголов образуйте глаголы повелительного, условного и изъявительного наклонений.

Будьте - быть

Целуйте - целовать

Берегите - беречь

Услышьте -  услышать

Слова вежливости: будьте добры, пожалуйста; будьте любезны

2 группа: слушать, думать, дать, выполнить.

3 группа: заслужить, придумать, выть, сказать

Роль глаголов в тексте. Чтение учителем стихотворения М.Лермонтова «Осень» Глаголы какого наклонения использует поэт, изображая осень? Назовите глаголы, которые передают цвет.

Сформулируйте задание, которое нужно выполнить.

Приложение № 2 Литературные задания. Как используют поэты в своих произведениях глаголы в форме разных наклонений

«Перепутаница»: исправьте ошибки, объяснив принцип составления столбиков слов

1 № 2 № 3

Зашищал защитил бы защити

Строил бы построй строю

Накапливай накопить бы накопи

Пошёл бы Светит пой

Рисую Получи написал бы

Расскажи Рассказал бы выслушал бы

Приложение № 3 Проба пера. Вставить подходящие по смыслу глаголы и сравнить полученный текст с авторским.

Автор текста К.Паустовский

Найдите в словаре Ожегова значение слова низвергают



5. Здоровье сберегающий фактор (2 мин.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

А теперь немного отдохнем.

Без сомненья, мы устали.
Встали! Сели! Снова встали!
Разогнулись, потянулись,
Вправо-влево повернулись!
Головою повертели!
Сели! Встали! Снова сели!



Слова какой части речи помогли нам отдохнуть?

6. Рефлексия. ( 3 мин.)

Друзья мои, я очень рада,

Что состоялся наш урок.

Ну а сейчас приходит время

Уроку подвести итог.


.«Сегодня я узнал ….»

« На уроке было интересно ….»

«У меня получилось…»

«Я смог…»

«Меня удивило…»


.Красный цвет – «На уроке мне было всё понятно»
Жёлтый цвет –« Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями».
Чёрный цвет – Помогите! Мне требуется помощь!


Урока время истекло.

Я вам, ребята, благодарна.

С заданиями справились легко

И поработали ударно.



7. Оценка и самооценка ( 3 мин.)

Подведение итогов по оценочным листам. Выставление и комментирование оценок.



8.Домашнее задание ( 2 мин.)

1. Параграф 72 стр. 140-141 выучить теоретический материал.

2. упр. 932 стр. 141

3. Написать творческую работу на выбор:

А) Сочинение на тему: « Если бы я был волшебником», используя глаголы разных наклонений.

Б) Составить 5-8 предложений-советов “Как не потерять друга”, “Советы книголюба””, “Мой фирменный рецепт” и т. д., употребляя глаголы в повелительном наклонении.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока по русскому языку в 5 классе: "Наклонение глагола".

Автор: Кудрявцева Наталья Михайловна

Дата: 10.01.2016

Номер свидетельства: 274524

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "конспект урока  русского языка "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "102490"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402508775"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Урок русского языка в10 классе "Неопределённо-личные предложения" "
    ["seo_title"] => string(76) "urok-russkogho-iazyka-v10-klassie-nieopriedielionno-lichnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "186442"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426345407"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока русского языка на тему "Обособление определений""
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-obosoblieniie-opriedielienii"
    ["file_id"] => string(6) "254196"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447702119"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока по русскому языку "Наклонение глагола" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-naklonieniie-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "148499"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419751303"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "конспект урока "Как образуется сослагательное наклонение глагола. " "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-kak-obrazuietsia-soslaghatiel-noie-naklonieniie-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "174270"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424104097"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства