kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока русского языка в 5 классе Синтаксический разбор простого предложения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок представляет собой обобщение темы "Синтаксис простого предложения" На этом уроке учащиеся знакомятся с планом синтаксического разбора простого предложения, в игровой форме обобщают знания по данной теме. На уроке используются разные формы работы: теоретическая разминка, лингвистическая разминка, терминологическое лото. Детям предлагается самомтоятельная работа, работа в парах и в группах.

Просмотр содержимого документа
«план-конспект урока русского языка в 5 классе Синтаксический разбор простого предложения»

Урок 28 Тема урока: Синтаксический разбор простого предложения.


Цель: познакомить с порядком синтаксического разбора простого предложения. Формировать умение производить синтаксический разбор (устный и письменный) простого предложения. Развивать навык определять стиль речи при проведении устного синтаксического разбора.

Способствовать развитию мышления, памяти, внимания.

Воспитывать интерес к изучению русского языка

Тип урока: обобщение знаний.

Оборудование: карточки, учебник.


Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Повторение изученного по теме «Синтаксис простого предложения»

1.Теоретическая разминка

Замени одним словом

Раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение

По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и….

Слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью.

Слова, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же слову в предложении.

2. Исправь неверное утверждение


Дополнение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы всех падежей.

Определение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей?

Обращение является в предложении подлежащим.

Грамматическая основа – это подлежащее и сказуемое.

Предложения, имеющие две грамматические основы являются двусоставными


3.Терминологическое лото (приложение)

1.Начался листопад. (2)

2. Листья падали на землю. (5)

3. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. (7)

4. Посмотри на этот чудесный ковер из листьев! (4)

5. Уважаемые учителя, приглашаем вас на осенний бал. (3)

6. Только к концу сентября перелески обнажились, и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей. (6)

7. К утру подморозило. (1)

8. Ребята, скоро осенние каникулы! (8)

9. А вы любите осень? (9)

4. Языковая разминка.

Запись и анализ предложения:

Снег идет и все в смятенье: убеленный пешеход, удивленные растенья, перекрестка поворот.

(Б. Пастернак)

Обозначить в предложении все известные орфограммы, подчеркнуть главные члены предложения Чем осложнено? Составить схему предложения с обобщающим словом и однородными членами предложения

Составить и записать в тетрадь предложение, выполнив следующие действия

1) Из предложения стеной стоят желтые колосья пшеницы выбрать определение, выраженное прилагательным. Согласовать его с существительным листьями.

2) Из предложения Пушкин очень любил осень выбрать дополнение.

3) Из предложения осень щедро одаривает леса краской взять обстоятельство, отвечающее на вопрос к а к?

4) Добавить сказуемое из предложения весна выстлала и на лугу разноцветный ковер.

5) Из предложения эх, дороги, пыль да туман выбрать обращение.

6) Добавить союз И и дополнить предложение однородными членами.


  1. Знакомство с порядком синтаксического разбора простого предложения – стр. 71

  2. Закрепление по теме.

Тренировочные упражнения.


1. Самостоятельный письменный разбор «собранного» предложения

2. Составить и записать по одному предложению к каждой схеме Указать их вид по цели высказывания и интонации

. .

. .

3. Работа в парах.

Заполнить таблицу, разобрав следующие предложения: материал распечатан на каждую парту).

а) Над цветами кружились пчелы.

б) Порхали птички вокруг старых елей, звонко пели свои весенние песни.

в) Сережа, твой поплавок стремительно утонул.


Основа

предложения

Второстепенные

члены

Однородные

члены

Обращение

а)




б)




в)





Работа с таблицей (материал распечатан на каждого).

Прочитайте таблицу, вспомните изученные теоретические сведения о простом предложении, дополните таблицу.

По каким признакам

характеризуется

предложение

Вид предложения

Примеры

1

По цели высказывания

1) Повествовательное

2) ……………………

3) Побудительное

1) Завтра

будет дождь.

2) …………………

3) …………………

2

По эмоциональной окраске

1) Невосклицательное

2) ……………………

1) …………………

2) Я не люблю

ненастную погоду!

3

…………………………

………………………….

1) ……………………

2) Сложное


1) Наступила

снежная зима.

2) ……………………

4

…………………………

………………………….

1) Распространенное

2) …………………..

1) ……………………

2) Выглянуло

солнышко.


Упр. 158.

Рефлексия

4. Домашнее задание: §21, упр. 159















































Приложения



Заполните таблицу, разобрав следующие предложения:


а) Над цветами кружились пчелы.

б) Порхали птички вокруг старых елей, звонко пели свои весенние песни.

в) Сережа, твой поплавок стремительно утонул.


Основа

предложения

Второстепенные

члены

Однородные

члены

Обращение

а)





б)





в)









Прочитайте таблицу, вспомните изученные теоретические сведения о простом предложении, дополните таблицу.


По каким признакам

характеризуется

предложение

Вид предложения

Примеры

1

По цели высказывания

1) Повествовательное

2) ……………………

3) Побудительное

1) Завтра

будет дождь.

2) …………………

3) …………………


2

По эмоциональной окраске

1) Невосклицательное

2) ……………………

1) …………………


2) Я не люблю

ненастную погоду!


3

…………………………

………………………….

1) ……………………

2) Сложное


1) Наступила

снежная зима.

2) ……………………


4

…………………………

………………………….

1) Распространенное

2) …………………..

1) ……………………


2) Выглянуло

солнышко.



1

Односоставное предложение

2

Нераспространенное предложение


3

Предложение с распространенным

обращением


4

Побудительное предложение


5

В предложении есть обстоятельство


6

Сложное предложение


7

Предложение с однородными членами предложения


8

Предложение с нераспространенным

обращением


9

Вопросительное предложение
















1

2



3



4



5



6



7



8



9


























1.Начался листопад.

2. Листья падали на землю.

3. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву.

4. Посмотри на этот чудесный ковер из листьев!

5. Уважаемые учителя, приглашаем вас на осенний бал.

6. Только к концу сентября перелески обнажились, и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей.

7. К утру подморозило.

8. Ребята, скоро осенние каникулы!

9. А вы любите осень?

1.Начался листопад.

2. Листья падали на землю.

3. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву.

4. Посмотри на этот чудесный ковер из листьев!

5. Уважаемые учителя, приглашаем вас на осенний бал.

6. Только к концу сентября перелески обнажились, и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей.

7. К утру подморозило.

8. Ребята, скоро осенние каникулы!

9. А вы любите осень?

1.Начался листопад.

2. Листья падали на землю.

3. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву.

4. Посмотри на этот чудесный ковер из листьев!

5. Уважаемые учителя, приглашаем вас на осенний бал.

6. Только к концу сентября перелески обнажились, и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей.

7. К утру подморозило.

8. Ребята, скоро осенние каникулы! 9. А вы любите осень?






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Злоба Елена Михайловна

Дата: 03.02.2016

Номер свидетельства: 287718

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства