Цель: обобщить знания учащихся о родительном падеже имён существительных (вопросы, основные значения, предлоги).
Задачи урока.
Образовательные.
Совершенствовать умение находить в предложении и в тексте имена существительные в родительном падеже с помощью вопросов и предлогов. Формировать сознательное употребление в речи существительных в родительном падеже. Совершенствовать умение устанавливать связь слов в предложении.
Развивающие.
Развивать умение выполнять последовательно действия, необходимые для того, чтобы распознавать падежи имён существительных по совокупности его основных признаков. Развивать внимание, память, речь.
Воспитательные.
Воспитывать аккуратность. Содействовать развитию умения общаться, быть вежливыми, доброжелательными.
Урок соответствует требованиям ФГОС.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Родительный падеж имён существительных" »
19
Щавлева Лариса Борисовна
МОУ «Киришская средняя
общеобразовательная школа № 8».
Педагогический стаж: 17 лет.
Образование: высшее.
Конспект урока.
УМК: самостоятельно составленный комплект.
Предмет: русский язык.
Учебник: Т.Г. Рамзаева «Русский язык 4 класс», в двух частях. Часть 1.
Москва: «Дрофа», 2007 год
Тема: «Родительный падеж имён существительных».
2009
Урок русского языка, проведённый в 4 классе.
Учитель: Щавлева Лариса Борисовна.
Тема. Родительный падеж имён существительных.
Цель: обобщить знания учащихся о родительном падеже имён существительных (вопросы, основные значения, предлоги).
Задачи урока.
Образовательные.
Совершенствовать умение находить в предложении и в тексте имена существительные в родительном падеже с помощью вопросов и предлогов. Формировать сознательное употребление в речи существительных в родительном падеже. Совершенствовать умение устанавливать связь слов в предложении.
Развивающие.
Развивать умение выполнять последовательно действия, необходимые для того, чтобы распознавать падежи имён существительных по совокупности его основных признаков. Развивать внимание, память, речь.
Воспитательные.
Воспитывать аккуратность. Содействовать развитию умения общаться, быть вежливыми, доброжелательными.
(Домашнее задание: повторить название падежей, падежные вопросы, предлоги).
- Какую большую тему мы с вами изучаем? (Мы изучаем большую тему: «Имя существительное»).
- Сейчас вам предстоит выполнить тест, в котором вы должны показать свои знания по теме «Имя существительное».
Тест №1 (творческий).
- Впишите пропущенные слова. (К доске вызвано три ученика, которые параллельно прочитывают фразы. Если ученик отвечает неправильно – идёт обсуждение, выбирается правильный ответ).
Имя существительное – это_____________________________________ .
Имя существительное обозначает ______________________________________.
Имя существительное отвечает на вопросы __________________________ .
Имя существительное, обозначающее один предмет, стоит в форме __________________________ .
Имена существительные, к которым можно поставить слова: он, мой __________________ рода.
У имён существительных ________________________ рода на конце после шипящего пишется мягкий знак.
- Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки. Молодцы! (8 человек)
- А те ребята, которые допустили ошибки, будьте внимательнее на уроке и дома повторите правило на с. 34.
III. Сообщение темы и целей урока. 2 мин
-Сегодня мы продолжим изучение темы “ Имя существительное в родительном падеже”. Мы будем продолжать учиться употреблять в нашей речи имена существительные в родительном падеже.
-Итак, тема урока “.одительный падеж”.
-Но, что это? Догадайтесь, какая буква покинула своё место? (Р)
- Какие звуки может обозначать эта буква?
Буква Р обозначает два звука р , р
Дайте им характеристику.
- р - согласный, непарный, звонкий, твёрдый;
- р - согласный, непарный, звонкий, мягкий
IV. Мин. чистописания. 3 мин
- Давайте подготовим наши руки к письму.
Массаж рук. “Семья”.
Пальцы обеих рук сжаты в кулак. Локти стоят на столе. Начиная с большого пальца, дети одновременно поднимают пальцы на обеих руках.
Этот пальчик – бабушка. Этот пальчик – дедушка. Этот пальчик – папа. Этот пальчик – мама. Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья.
- Откройте тетради. Запишите дату и вид работы.
Письмо заглавной и строчной букв Рр. При письме соблюдаем основные требования: высоту, наклон, ширину букв.
Показ……………………..
(По ходу письма учитель проходит по классу, делает индивидуальные замечания).
Молодцы! Все написали аккуратно и красиво. Ваша задача – стараться так писать весь урок.
V. Словарная работа. 3мин
- Прочитайте внимательно словосочетания. Попробуйте представить то, о чём читаете.
Крутой берег
Зимнее пальто
Трудная работа
Стройная берёза
Большой город
(слова правого столбика убираются)
-Запишите слова правого столбика с помощью левого столбика. Поставьте ударение. ( У доски за створкой пишет Николаева Анжела)
-Что объединяет все эти слова? (имена существительные с непроверяемой безударной гласной в корне).
-Подчеркните букву, написание которой нужно запомнить.
- Проверьте Анжелу и себя. (У Анжелы нет ошибок). 6 детей допустили ошибку в слове пальто.
-Какое слово лишнее? Почему? (пальто, нет буквы р, несклоняемое существительное).
VI. Работа по теме урока. 18 – 20 мин
Игра “Чего не хватает?” по серии картинок: “Рисунок 1”
“Рисунок 1”
-Рассмотрите внимательно картинки, найдите ошибки художника. Всё ли нарисовал художник?
( У кота не хватает лапки. У слоника не хватает ушей. У собаки не хватает хвоста. У рыбки не хватает плавников. У петушка не хватает гребешка. У телефона не хватает провода. У лопаты не хватает черенка).
У лопаты не хватает (чего?) черенка.
- Запишите одно из предложений, в скобках поставив вопрос к слову, обозначающему предмет, которого не хватает.
- Прочитайте ваши предложения.
(Дети прочитывают разные варианты предложений).
(У кота не хватает (чего?) лапки.
- Какой вопрос задавали к словам? (чего?)
- В каком падеже употреблены эти имена существительные? (В родительном).
-Ещё раз назовите имена существительные в родительном падеже.
-На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже? (Кого? Чего?)
- Давайте понаблюдаем, какое же значение могут иметь имена существительные, употребляемые в родительном падеже.
- Выполним упражнение «Замените словосочетания»
На доске написаны словосочетания ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ + СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.
Нужно заменить их словосочетаниями, состоящими из двух существительных. Запишите новые словосочетания. (Дети самостоятельно записывают словосочетания. Первое словосочетание составляется коллективно, на доске учитель показывает образец).
Лист берёзы, шишка ели, берлога медведя, след волка.
Платье из шерсти, корзина из ивы, компот из брусники.
– Определите падеж зависимых имён существительных. (Устно дети ставят вопрос и надписывают падеж – Р.п. Задание выполняется по цепочке. Образец рассуждения:
Лист берёзы: ставлю вопрос – лист чего? берёзы - Р.п.
- Кто догадался, что обозначают имена существительные в родительном падеже в новых словосочетаниях?(Принадлежность кому- чему –либо; материал, из которого сделан предмет)
- Мы продолжим работу по определению значений имён существительных в родительном падеже после небольшого отдыха.
VII. Физ.мин. (релаксация) 2 мин
Реснички опускаются, Глазки закрываются. Мы спокойно отдыхаем, Сном волшебным засыпаем. Дышится легко…ровно…глубоко… Наши руки отдыхают, Ноги тоже отдыхают, Отдыхают, засыпают. Шея не напряжена И расслаблена. Губы чуть приоткрываются, Всё чудесно расслабляется, Дышится легко… ровно…глубоко… (пауза) Мы спокойно отдыхали, Сном волшебным засыпали, Но пора уже вставать. Крепче кулачки сжимаем, Их повыше поднимаем, Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза И красиво сесть.
VIII. Работа по теме урока (продолжение).
- С какими предлогами употребляются имена существительные в родительном падеже? (Имена существительные в родительном падеже употребляются с предлогами от, до, из, без, для, около, вокруг, после, кроме, с).
Упражнение “Используйте предлоги”.
- Посмотрите на запись на доске:
Добрался (.до.) город;
Слетел (…с) голова;
Вылетел (из) гнездо;
Написал (без) ошибка;
Посидел (у) ручей;
Отплыл (от) берег;
Вырос (около) забор;
-В каком падеже стоят имена существительные? Докажите.
(Имена существительные стоят в И.п., т.к. отвечают на вопрос что? Можно сказать, что они находятся в начальной форме)
-Составьте словосочетания с существительными в родительном падеже, употребляя предлоги. Запишите полученные словосочетания.
Первое словосочетание составляем коллективно.
(Дети предлагали: добрался до города, добрался в город. Прозвучало два варианта. Давайте выберем правильный. Как будем действовать?)
(Нужно задать вопрос, обратить внимание на предлог: добрался до чего? до города – Р.п., предлог до – предлог Р.п.; добрался во что? в город – В.п., вопрос что? и предлог в).
Далее дети работают самостоятельно. Учитель проходит по рядам и помогает индивидуально детям, затрудняющимся в составлении словосочетаний.
Проверка. Каике получились словосочетания?
Добрался до города, слетел с головы, вылетел из гнезда, написал без ошибки (был ответ: написал с ошибкой – не подходит – сущ. В Т.п.); посидел у (около) ручья; отплыл от берега; вырос у (около) забора.
- Кто определит, какое словосочетание здесь лишнее?
(Написал без ошибки, так как в остальных словосочетаниях, существительное обозначает место).
- Мы определили ещё одно значение имени существительного в Р.п..
Вывод: имена существительные в родительном падеже могут обозначать:
принадлежность кому-либо, чему-либо;
материал, из которого сделан предмет;
место
-Составьте предложение с лишним словосочетанием.
-Запишите предложение:
Ученик написал диктант без ошибок.
-Подчеркните главные члены предложения.
-Найдите существительное в родительном падеже. От каког слова задаём вопрос?
-Каким членом предложения оно является?
(Существительное в родительном падеже является второстепенным членом предложения).
IX. Закрепление. Работа с деформированными предложениями. 2 мин
– Сейчас проверим, умеете ли вы правильно употреблять слова в родительном падеже. Составьте предложения из данных слов, правильно изменяя имена существительные.
(набор слов у каждого ученика своего цвета)
не боится, Лена , гроза
грибы, в , лесу, белые, много, растёт
Наташа, кусочек, сахар, взяла
выпил, Миша, кисель, стакан
много, набрали, спелая, мы, малина
выполняли, часть, только, работа, плотники
Алёша, не видел, никогда, сова
-Запишите своё предложение. (8 человек нуждались в помощи учителя).
- Прочитайте полученные предложения. (Проверяем предложение зелёного цвета)
- Назовите имена существительные в родительном падеже. Докажите.
Образец. Лена не боится грозы. Не боится чего? грозы; сущ. грозы в Р.п.
X. Обобщение знаний по теме. 2 мин
- А сейчас мы проведём тест.
. Тест №2.
-Обведи ответ “да”, если ты согласен, или “нет”, если ты не согласен с утверждением.
(взаимопроверка)
На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже?
да нет Кто? Что?
да нет Кого? Чего?
да нет Кому? Чему?
Как называется изменение имён существительных по вопросам?
да нет Изменением по падежам
да нет Склонением
да нет Изменение по числам
В каком падеже стоят имена существительные в словосочетаниях: не вижу картины, учителя, Сергея?
да нет В именительном
да нет В родительном
да нет В винительном
В каком падеже имена существительные употребляются с предлогами у, без, из, около?
да нет В родительном
да нет В винительном
да нет В именительном
О каком падеже идёт речь: “Имя существительное в этом падеже является главным членом предложения и никогда не употребляется с предлогом”?
да нет О винительном
да нет Об именительном
да нет О родительном
- Встаньте, пожалуйста, те дети, кто допустил ошибки:
- в первом вопросе (нет ошибок)
- во втором (нет)
- в третьем (6 ошибок)
- в четвёртом (нет ошибок)
- в пятом (4 ошибки)
XI. Самостоятельная работа. Работа по карточкам. 3 мин
- Возьмите, пожалуйста, карточки с предложениями. Прочитайте.
Леса украшают природу нашей страны. Они защищают поля от засухи. Деревья очищают воздух от пыли. Из лесной чащи вытекают ручьи. Без влаги растения гибнут.
- Докажите, что это текст. (Предложения связаны между собой. Говорится о пользе леса. Можно придумать заголовок).
-Найдите и подчеркните существительные в родительном падеже и обозначьте падеж.
- Что вам поможет? ( Нам помогут предлоги, вопросы)
(Во время выполнения задания учитель проходит и оказывает помощь тем детям, которые затрудняются в определении падежей).
Вложите эти карточки в тетрадь.
XII. Итог урока. 2 мин
Давайте обобщим наши знания
- Перед вами висит план, по которому мы рассказываем о падеже. Кто готов рассказать о родительном падеже?
План.
Название падежа.
Слово-помощник.
Вопросы.
Предлоги.
Основные значения.
Роль в предложении.
( Ответили 3 ученика: Солдатов Дима рассказал без ошибок – 5; Божинский и Бойцов Рома затруднились вспомнить все значения – 4)
Оценки за урок. Учитывались устные ответы + работа в тетради.
Азломец Юля – 3 ( В тесте допустила 2 ош. и в работе указала падежи над главными словами, а не зависимыми).
Солдатов – 5 ( назвал падежи и вопросы без ошибок; рассказал по плану о Р.п. без ош.)
Божинский – 3 (затруднялся в начале урока назвать все падежи и вопросы, рассказывал по плану о падеже только с помощью класса)
Николаева – 4 (тест – 1 ош.., словарные слова без ош.)
Сафронова Юля -5 (тест без ош. вся работа выполнена без ош.)
Выборочно были поставлены оценки за работу в тетради (5 учеников)
XIII. Домашнее задание.1 мин
- Разукрасьте картинку. Составьте и запишите мини-рассказ по данной иллюстрации, употребляя имена существительные в родительном падеже.