Сегодня на уроке нам предстоит сделать важное открытие. Для этого нужно быть внимательным и активным. На уроке вы должны показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
3. Основная часть
-Над какой большой темой мы работаем на уроках русского языка (Глагол)
Блиц-опрос по теме «Глагол»: (модель ИНСАЙД-АУТСАЙД СЁКЛ)
Вопросы даны на экране
1) Что такое глагол?
2) Что обозначает глагол?
3) На какие вопросы отвечают глаголы в начальной форме?
4) Как иначе называется начальная форма глагола?
5) Как определить лицо?
6) Как пишется не с глаголами?
4.Чистописание
Дети каллиграфически правильно записывают в тетрадях отдельные сочетания букв.
Пе по дст вл вз хма олов плы ок
После окончания работы учитель записывает на доске: - у, - ишь, - ит.
Ученики определяют, глаголы какого спряжения имеют такие окончания, дописывают окончания глаголов II спряжения множественного числа
Модель РЕЛЛИ РОБИН (Rally Robin). Обменяться с партнером мыслями.
-Что называется спряжением? Как определить спряжение глаголов?
Назовите лишнее слово (слова — на листочках), запишите лишнее слово в тетрадях. Затем поменяйтесь с партнером листочком и опять найдите лишнее. У вас должно получиться 2 слова.
Задача: включить учащихся в речевую деятельность, активизировать их внимание и сосредоточить на грамматических признаках глагола.
Поймать, тушить, сказать, заглянуть
Ходить, мыть, красить, сушить
— Посовещавшись, скажите, какие слова у вас получились лишними? (Тушить, мыть.) Хорошо, спасибо.
— Встаньте, задвиньте стульчики. Возьмите в руки тетради. Когда музыка остановится, вы должны образовать пару с ближайшим к вам учеником и «дать пять» (взяться в воздухе за руки), затем я задаю вопрос и даю 3 — 5 секунд на размышление.
1-й вопрос. Почему лишними оказались слова тушить, мыть? (Начинает тот, у кого волосы светлее.)
(Ученики обмениваются со своими партнерами информацией по 30 секунд. ТАЙМД ПЭА ШЭА-Timed Pair Share.)
— Поблагодарите своего партнера.
— А теперь на этот вопрос ответит…
(Музыка останавливается, ученики находят другую пару.)
2-й вопрос. Назовите глаголы - исключения. (Начинает тот, у кого нога больше.)
— Подумайте 3 секунды.
(Ученики делятся мыслями со своими партнерами по 30 секунд. ТАЙМДПЭАШЭА - Time Pair Share.)
— Поблагодарите своего партнера.
— А теперь на этот вопрос ответит…
( Музыка останавливается, ученики находят другую пару.)
3-й вопрос. Для чего необходимо знать спряжение глагола? (Чтобы правильно писать окончания глаголов.)
(Начинает тот, кто ниже ростом.)
— Подумайте 3 секунды.
(Ученики делятся информацией со своими партнерами по 30 секунд. ТАЙМДПЭАШЭА- Timed Pair Share.)
— Поблагодарите своего партнера.
— А теперь на этот вопрос ответит…
— Спасибо, ребята, молодцы! Пройдите на свои места.
5. Исследовательская работа
1)Прочитайте стихотворение М.Бородицкой
Солнце садится, струится водица,
Птица синица в водицу глядится,
Чистой водицы синицанапьется –
Славно сегодня звенится – поется.
- Выпишите выделенные слова в два столбика в зависимости от части речи
-Что интересного вы услышали в словах? (В конце слов слышится [ЦА])
-Прочитайте слова, в которых слышится [ца] и пишется ца. Какой звук слышится в конце данных слов? Попробуйте определить, когда пишется ца,
когда – тся. Обратите внимание на то, какими частями речи являются выделенные слова. Модель СИНГЛ РАУНД РОБИН
-На этот вопрос ответит №4 стол 2
2) Наблюдение за правописанием - тся, - ться.
Даны предложения: Валя учится отлично. Валя хочет учиться отлично.
Задания: записать предложения, подчеркнуть глаголы, определить лицо, число, время глаголов. - Какой глагол вызвал затруднение? Почему?
Модель ……
Ученики сравнивают глаголы и делают вывод: ь не пишется в глаголах 3 – го лица единственного числа настоящего времени, а пишется в неопределённой форме.
-Как правильно написать глагол, который оканчивается на -тся/ - ться?
— Кто желает ответить? …
…- ться и тся как писать?
Надо нам вопрос задать!
И про мягкий знак хитрющий
Поскорее всё узнать!
Учитель обращает внимание учеников на схему :
( что делает?) катает…ся
( что делает?) купает…ся
( что делать?) катат…ся
( что делать?) купат…ся
- Вы сделали правильные выводы, - говорит учитель.
Обобщение темы по таблице Определение првописания – тся/ ться в глаголах
По форме По вопросу
- тся – 3 лицо, ед. или мн. ч.: что делает? кувыркается
Кувыркается, кувыркаются что делают? кувыркаются
что делать? Кувыркаться
- ться – неопределенная форма
глагола: кувыркаться
3) Даны слова на листочках. Вставить, где необходимо мягкий знак.
Модель КЛОК БАДДИС. Назначьте время с партнером 12 часов и на 6 часов.
Встреча в 12-назвать глаголы без мягкого знака.
Встреча в 6- глаголы с мягким знаком.
Доказать.
6. 9. Подведение итогов.
10. Рефлексия.
Педагог предлагает детям закончить предложения:
Cегодня я на уроке узнал... Я понял, что … Себя я могу похвалить за … Я научился определять правописание – ться, - тся по… На следующих уроках мне надо поработать над… Эти знания мне пригодятся…- Спасибо за урок! – говорит учитель.- Желаю вам успехов!
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
Работа с рубрикой «Давай подумаем»: ребятам предложили записать слово тепли[ца]. Сережа написал теплица, Женя написала теплится, а Юра написал теплиться. Как ты думаешь, кто из ребят прав? Аргументируй свой ответ.
– Объясните значение слов теплица, теплится, теплиться (омонимия слов).
(теплица – теплое, с покрытием из прозрачного материала помещение для выращивания ранних овощей , цветов, теплолюбивых растений; теплиться, теплится – гореть слабым, неярким пламенем; быть чуть теплым; быть едва заметным)
Список использованной литературы
Волина В.В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах – М.:АСТ, 1996;
Полякова А.В. Учебник Русского языка для 4 класса - М. “Просвещение”, 2011;
Соловьёва З.И. Сборник проверочных работ по русскому языку – Вербум – М. Москва, 2000;