Конспект урока по русскому языку в 10 классе по теме: "Наречие"
Конспект урока по русскому языку в 10 классе по теме: "Наречие"
Урок-повторение. Методы урока: групповой метод: разноуровневый подход. Цель урока: повторить общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий; формировать умения находить наречия в тексте; определять их синтаксическую роль. Формировать умения находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их.
Работа по развитию речи: развитие языкового кругозора обучающихся за счет знакомства с этимологией слова; составление устного высказывания на грамматическую тему. Формировать умения находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их.
Работа с диагностическим листом, на оперативно-познавательном этапе работа с цветовой таблицей.На каждом цветном листе-тема и пословица, которую нужно не только объяснить, но и найти в ней слово по предложенной теме.Учащиеся выбирают листки, изучают материал по учебно-методической литературе и готовят представление своих тем.Индивидуальная работа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 10 классе по теме: "Наречие" »
Урок русского языка в 10 классе на тему «Наречие как часть речи. Правописание наречий»
Цели урока:
- обучающая: повторить общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий; формировать умения находить наречия в тексте; определять их синтаксическую роль. Формировать умения находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их.
- развивающая: расширение словарного запаса учащихся за счет употребления в речи наречий;
- воспитательная: воспитание самостоятельности через выполнение самостоятельных заданий. Формирование мотивированности на активное творческое усвоение учебного материала. Формирование таких качеств личности, как толерантность, способность к диалогу.
Тип урока: урок-повторение
Методы урока: групповой метод: разноуровневый подход; объяснительно-иллюстративный
Межпредметная связь: с литературой, физикой
Работа по развитию речи: развитие языкового кругозора обучающихся за счет знакомства с этимологией слова; составление устного высказывания на грамматическую тему
Оборудование: 1.Опорные таблицы
2. Цветные листы «Орфограммы наречий»
3. Диагностические листы
Ход урока
1. Ориентационно-мотивационный этап.
Читает учитель: Я невзлюбил его еще задолго до того, как узнал о нем впервые. Всю жизнь оно меня преследует. «Стой прямо, сиди ровно, говори правильно по-русски, делай все аккуратно и на совесть, поступай по-товарищески,»-только и слышу я ежечасно. Все это непросто выполнить… А как вам понравится есть на завтрак яйца всмятку или слышать о том, что тебя видят насквозь?
Мне иногда хочется безудержно нестись вскачь, а иногда приятнее полежать и еле-еле перелистывать книжные страницы.
В школе мы закончим его изучение, и я надеюсь, что моя жизнь отныне потечет по-новому.
- Ребята, вы догадались, о чем сегодня на уроке пойдет речь? Как вы это поняли?
-Назовите все наречия, встретившиеся в предложениях.
Наречие – старое слово .Если попытаться определить этимологию этого слова, то придётся выделить корень реч-. Слово же речь в древнерусском имело различные значения, одним из которых было название части речи –глагол. Это значение и сохраняется в корне реч- ,входящем в слово наречие. И связь между глаголом и наречием самая непосредственная.
-Какая это связь?
Древние римляне эту часть речи называли adverbium,что в буквальном переводе означает“приглаголие”. Русские грамматисты дали этой части речи такое же наименование, изменив лишь приставку. Следовательно, древние учёные главное содержание наречия видели в том, что оно должно быть при глаголе (“приглаголие”) или “накладываться” на глагол (наречие).
-Сформулируйте, Что, на ваш взгляд, мы сегодня должны повторить на уроке об этой части речи? Запишите цель урока.
2. Стадия вызова : заполните таблицу(самостоятельная работа обучающихся)
- В случае затруднений воспользуйтесь учебником Гольцовой §53, стр.182
Вопросы
Знаю
Узнал
1.Что обозначает наречие?
2. На какие вопросы отвечает наречие?
3. На какие разряды делятся наречия?
4. Какой морфемы нет у наречий, почему?
5.Способы образования наречий.
6.Синтаксическая роль наречия.
7. Как образуется сравнительная степень наречий
- Расскажите о наречии, используя вопросы таблицы. (1—4 вопр.)
(Фронтальный опрос)
- Итак, сделайте вывод: каковы основные грамматические признаки наречий.
Чтобы у вас не было затруднений в правописании наречий, вы должны научиться запоминать орфограммы. Правописание наречий не отличается легкостью. Усвоить его вам поможет наш цветной календарь.(Открывается закрытая до этого доска. На каждом цветном листе-тема и пословица, которую нужно не только объяснить, но и найти в ней слово по предложенной теме).
Не и ни в наречиях
Добро сделать никогда не поздно.
О – А на конце наречий
Наскоро делать – переделывать.
Дефис в наречиях
И мягкой лапкой можно царапнуть по-кошачьи.
Ь на конце наречий.
Для дорогого гостя и ворота настежь.
Слитное и раздельное написание наречий Береги платье снову, а честь – смолоду.
Роль наречий в тексте Русский язык необыкновенно богат наречиями
Образова-ние наречий
Друга легче потерять, чем найти
Лингвистическая загадка: Для этого французские школьники заучивают наизусть фразу: «Как однажды Жак-звонарь головой сломал фонарь». А какую фразу для этого заучивают российские школьники? (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.) Запоминалка цветов спектра)
Задания для самостоятельной работы: Учащиеся выбирают листки, изучают материал по учебно-методической литературе и готовят представление своих тем.(Индивидуальная работа)
Защита выполнения заданий
1-ый лист календаря: Образование наречий Друга легче потерять, чем найти. (Золотая россыпь мудрости)
Рассказ ученика по таблице (вопр.4-5)
Тренировочные задания: где-то, осуждающе, беззвучно, попусту, чуть-чуть, никогда, ночью. (Ученик на доске показывает модель образования слов)
Самостоятельная работа (на диагностическом листе, сомопроверка по ключам)
Определите способ образования слов:
Издавна
Бесстрашно
Невесело
Как-нибудь
Зимой
Как отличить сравнительную степень наречий от сравнительной степени прилагательных? (вопр.7)
В зеленой чаще – чаще
Звучанье соловья.
Тот соловей все чаще
Поет на склоне дня.
–определить, какой частью речи являются омоформы в данном тексте.
2-ой лист календаря: Ь на конце наречий. Для дорогого гостя и ворота настежь.
Рассказ ученика.
Словарный диктант по данному правилу.
Этимологическая страничка
Обращение к эпиграфу: Л.Успенский назвал наречия «живыми ископаемыми». Многие наречия произошли от исчезнувших, ушедших из речи слов. Давайте вспомним некоторые из них:
Чек - стража, ожидание-…
Бекрень - бок -…
Нарок – намерение -…
Догонка – погоня -…
Торопь – поспешность -…
Храп – сила - …
Прек – спор, препятствие, запрет -…
Дребезг – осколок, черепок -…
Тло – дно, основание -…
Обум – зря, наудачу -…
Утрь – внутренность - …
Стежь–крюк-…
(начеку,набекрень,ненароком(нарочно), настежь).
3-ий лист календаря:Слитное и раздельное написание наречий. Береги платье снову, а честь – смолоду.
Объяснение ученика : увидеть в дали моря – вдали блеснуло море
Положить в чистую тарелку – проиграть вчистую
С начала года – выполнить сначала
- Что это за явление, когда слова, звучащие одинаково, принадлежат к разным частям речи? (омонимия частей речи).
Работа с таблицей§54 и упраж. 282,283 (выб.)
Слитно
Раздельно
В, НА,ПО +е: вдалеке
В,НА + ую ( кроме на боковую, на попятную)впустую
ПО,С + у: понарошку, смолоду
В,НА + числительное: вдвое (но: по двое, по трое)
В + гласная: в открытую, в общем
В + ах: в сердцах
4-ый лист календаря: Дефис в наречиях.
Рассказ учащегося (по таблице)
Самостоятельная работа с самопроверкой:
Работать по ударному, по зимнему пути, говорил по французски, мало по малу исчезал, по настоящему испугаться, во вторых, по видимому, точь в точь, по дальше, где нибудь, кое как, еле еле, по братски.
5-ый лист календаря: О и А на конце наречий. Наскоро делать – переделывать.
Рассказ учащегося.
Упр. 280. устно
6-ой лист календаря: Не и Ни в наречиях. Добро сделать никогда не поздно.
Рассказ ученика.
Самостоятельная работа: распределите слова на две группы, озаглавьте каждую:
Н(…)кому не говорить, н(…)куда не ездить, н(…)к кому обращаться, н(…)откуда позвонить, н(…) заменить, н(…)где не выступать, увидеть н(…)где, н(…)о чем говорить.
Орфоэпический бой (на доске 2 ученика)
Доверху
Издавна
Попросту
Понизу
Вовремя
Мельком
Засветло
Донельзя
Отроду
Задолго
Мастерски
Завидно
Надвое
Подолгу
Донизу
Красивее
7-ой листок календаря:Роль наречий в тексте
Наш язык и скромен, и богат,
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово «высоко» произнеси –
И представишь сразу неба синь.
Вспомнится наречие «светло»,
И увидишь- солнышко взошло.
Если скажешь ты «темно»,
Сразу вечер постучит в окно.
Если скажешь « ароматно» ты,
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну а если скажешь ты «красиво»-
Пред тобою сразу вся Россия!
- Какова главная мысль стихотворения?
(Стих-ие о красоте и богатстве нашего языка, о силе слова)-
- На каком приёме построено стихотворение? (Приём ассоциаций)
- Какая часть речи помогает подобрать соответствующие ассоциации? ( Наречие)
По словам Пушкина, наречие живописует глагол. Живописует, то есть описывает живо, образно, ярко, выразительно. Обращение к эпиграфу. Наша задача – увидеть эти качества наречия в художественном тексте и по возможности научиться пользоваться ими в собственных творческих работах.
Сильный, переливчатый, звонкий крик раздался внезапно над нами и тотчас повторился уже немного впереди .Крупные, красивые птицы летели треугольником, резко и редко махая выпуклыми крыльями. Туго вытянув голову и ноги, круто выставив грудь, они стремились неудержимо и до того быстро, что воздух свистал вокруг. Чудно было видеть на такой вышине, в таком удалении от всего живого такую горячую, сильную жизнь, такую неуклонную волю. Не переставая победоносно рассекать пространство, журавли изредка перекликались с передовыми товарищами, с вожаком, и было что-то гордое, важное, что-то несокрушимо самоуверенное в этом подоблачном разговоре. (И.С. Тургенев)
-Познакомьтесь с текстом . Найдите, с какими частями речи употребляются наречия. Выпишите словосочетания наречие +глагол, наречие + деепричастие, наречие + прилагательное.
-Сделайте вывод : Роль наречий в тексте .
4 Тест по теме «Наречие»Контроль знаний. Самостоятельная работа. 1. Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает:
а) признак предмета;
б) признак предмета по действию;
в) признак действия;
г) признак другого признака.
2. Наречия:
а) изменяются по числам;
б) изменяются по лицам;
в) не изменяются.
3. Какие наречия обозначают время действия? а) вчера, давно, тогда б) быстро, ловко, громко
3. Укажите наречие в форме сравнительной степени: а) улетел дальше б) улетел далеко
4. Укажите предложение с наречиями в форме сравнительной степени: а) Тут воздух легче, светлее, прозрачнее. б) Тут дышать легче и свободнее, чем по ту сторону.
5. В каком ряду на конце наречий пишется О? а) слев.., снов.., издавн.. б) направ.., начист.., насух..
6. Укажите ряд, в котором все наречия пишутся с НЕ раздельно? а) (не)правильно решил, (не)хорошо сказал, (не)льзя б) вовсе (не)легко; (не)громко, а тихо
7. Укажите предложение, в котором употреблено наречие: а) (С)начала зимы установилась морозная погода. б) (С)начала новое жилье не понравилось ему.
8. Укажите ряд, в котором все наречия пишутся через дефис: а) (по)вашему, (по)пусту, (по)английски, (в)пятых, бок(о)бок б) (по)лисьи, куда(то), точь(в)точь, (по)настоящему
9. Укажите ряд, в котором все наречия пишутся слитно: а) (с)права, (до)нельзя, (в)двое, (на)мертво б) (с)молоду, (без)толку, (тот)час, (по)трое, (до)бела
10. Укажите ряд, в котором у всех наречий на конце пишется Ь: а) наотмаш.., вскач.., невтерпеж.., навзнич.. б) настеж.., лиш.., сплош..
11. От какой части речи образовано наречие впервые? а) имя прилагательное б) имя числительное
12. От чего зависит написание в наречиях приставки НЕ и НИ? а) от ударения б) от раздельного и слитного написания
13. В каком ряду после шипящих во всех наречиях пишется О? а) горяч.., свеж.. б) угрожающ.., ещ.
-Взаимопрверка по ключам.
5. Подведение итогов и рефлексия
-Сдать диагностические листы, поставьте сами себе оценку за урок.
-Какие пословицы оказались сегодня в копилке вашей мудрости? Есть ли среди них та, которую вы захотите положить в свой духовный багаж?
-Что было самым интересным сегодня на уроке, что особенно понравилось?
-Что было трудно, неинтересно, не понравилось?
-Какие правила оказались для вас простыми, какие сложными?
-С каким настроением вы уйдете с урока?
6. Информация о домашнем задании.у.286.
Приложение
Диагностический лист
Вопросы
Знаю
Узнал
1.Что обозначает наречие?
2. На какие вопросы отвечает наречие?
3. На какие разряды делятся наречия?
4. Какой морфемы нет у наречий, почему?
5.Способы образования наречий.
6.Синтаксическая роль наречия.
7. Как образуется сравнительная степень наречий
Высоко
Хорошо
1. Определите способ образования слов:
Издавна
Бесстрашно
Невесело
Как-нибудь
Зимо
3.Работа с таблицей
Слитно
Раздельно
В, НА,ПО +е: вдалеке
В,НА + ую ( кроме на боковую, на попятную)впустую
ПО,С + у: понарошку, смолоду
В,НА + числительное: вдвое (но: по двое, по трое)
В + гласная: в открытую, в общем
В + ах: в сердцах
4. Самостоятельная работа с самопроверкой:
Работать по ударному, по зимнему пути, говорил по французски, мало по малу исчезал, по настоящему испугаться, во вторых, по видимому, точь в точь, по дальше, где нибудь, кое как, еле еле, по братски, по летнему саду
5. Самостоятельная работа: распределите слова на две группы, озаглавьте каждую:
Н(…)кому не говорить, н(…)куда не ездить, н(…)к кому обращаться, н(…)откуда позвонить, н(…) заменить, н(…)где не выступать, увидеть н(…)где, н(…)о чем говорить.
Работа с текстом. Познакомьтесь с текстом . Найдите, с какими частями речи употребляются наречия. Выпишите словосочетания с наречиями.
Сильный, переливчатый, звонкий крик раздался внезапно над нами и тотчас повторился уже немного впереди .Крупные, красивые птицы летели треугольником, резко и редко махая выпуклыми крыльями. Туго вытянув голову и ноги, круто выставив грудь, они стремились неудержимо и до того быстро, что воздух свистал вокруг. Чудно было видеть на такой вышине, в таком удалении от всего живого такую горячую, сильную жизнь, такую неуклонную волю. Не переставая победоносно рассекать пространство, журавли изредка перекликались с передовыми товарищами, с вожаком, и было что-то гордое, важное, что-то несокрушимо самоуверенное в этом подоблачном разговоре. (И.С. Тургенев)