kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку в 10 классе по теме: "Наречие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-повторение. Методы урока: групповой метод: разноуровневый подход. Цель урока: повторить общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий; формировать умения находить наречия в тексте; определять их синтаксическую роль. Формировать умения находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их.

Работа по развитию речи: развитие языкового кругозора обучающихся за счет знакомства с этимологией слова; составление устного высказывания на грамматическую тему. Формировать умения находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их.

Работа с диагностическим листом, на оперативно-познавательном этапе работа с цветовой таблицей.На каждом цветном  листе-тема и пословица, которую нужно не только объяснить, но и найти в ней слово по предложенной теме.Учащиеся выбирают  листки, изучают материал по учебно-методической литературе и готовят  представление своих тем.Индивидуальная работа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 10 классе по теме: "Наречие" »

Урок русского языка в 10 классе на тему «Наречие как часть речи. Правописание наречий»



Цели урока:

- обучающая: повторить общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий; формировать умения находить наречия в тексте; определять их синтаксическую роль. Формировать умения находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их.

- развивающая: расширение словарного запаса учащихся за счет употребления в речи наречий;

- воспитательная: воспитание самостоятельности через выполнение самостоятельных заданий. Формирование мотивированности на активное творческое усвоение учебного материала. Формирование таких качеств личности, как толерантность, способность к диалогу.

Тип урока: урок-повторение

Методы урока: групповой метод: разноуровневый подход; объяснительно-иллюстративный

Межпредметная связь: с литературой, физикой

Работа по развитию речи: развитие языкового кругозора обучающихся за счет знакомства с этимологией слова; составление устного высказывания на грамматическую тему

Оборудование: 1.Опорные таблицы

                            2. Цветные листы «Орфограммы наречий»

                            3. Диагностические листы

Ход урока

1. Ориентационно-мотивационный этап.

Читает учитель: Я невзлюбил его еще задолго до того, как узнал о нем впервые. Всю жизнь оно меня преследует. «Стой прямо, сиди ровно, говори правильно по-русски, делай все аккуратно и на совесть, поступай по-товарищески,»-только и слышу я ежечасно. Все это непросто выполнить… А как вам понравится есть на завтрак яйца всмятку или слышать о том, что тебя видят насквозь?

Мне иногда хочется безудержно нестись вскачь, а иногда приятнее полежать и еле-еле перелистывать книжные страницы.

В школе мы закончим его изучение, и я надеюсь, что моя жизнь отныне потечет по-новому.

- Ребята, вы догадались, о чем сегодня на уроке пойдет речь? Как вы это поняли?

-Назовите все наречия, встретившиеся в предложениях.

Наречие – старое слово .Если попытаться определить этимологию этого слова, то придётся выделить корень реч-. Слово же речь в древнерусском имело различные значения, одним из которых было название части речи –глагол. Это значение и сохраняется в корне реч- ,входящем в слово наречие. И связь между глаголом и наречием самая непосредственная.

-Какая это связь?

Древние римляне эту часть речи называли adverbium,что в буквальном переводе означает“приглаголие”. Русские грамматисты дали этой части речи такое же наименование, изменив лишь приставку. Следовательно, древние учёные главное содержание наречия видели в том, что оно должно быть при глаголе (“приглаголие”) или “накладываться” на глагол (наречие).

-Сформулируйте, Что, на ваш взгляд, мы сегодня должны повторить на уроке об этой части речи? Запишите цель урока.

2. Стадия вызова : заполните таблицу(самостоятельная работа обучающихся)

- В случае затруднений воспользуйтесь учебником Гольцовой §53, стр.182

Вопросы

Знаю

Узнал

1.Что обозначает наречие?




2. На какие вопросы отвечает наречие?




3. На какие разряды делятся наречия?




4. Какой морфемы нет у наречий, почему?



5.Способы образования наречий.



6.Синтаксическая роль наречия.



7. Как образуется сравнительная степень наречий





- Расскажите о наречии, используя вопросы таблицы. (1—4 вопр.)

(Фронтальный опрос)

- Итак, сделайте вывод: каковы основные грамматические признаки наречий.

3. Оперативно-познавательный этап. Цветовая таблица

Чтобы у вас не было затруднений в правописании наречий, вы должны научиться запоминать орфограммы. Правописание наречий не отличается легкостью. Усвоить его вам поможет наш цветной календарь.(Открывается закрытая до этого доска. На каждом цветном листе-тема и пословица, которую нужно не только объяснить, но и найти в ней слово по предложенной теме).

Не и ни в наречиях

Добро сделать никогда не поздно.

О – А на конце наречий

Наскоро делать – переделывать.



Дефис в наречиях

И мягкой лапкой можно царапнуть по-кошачьи.

Ь на конце наречий.

Для дорогого гостя и ворота настежь.

Слитное и раздельное написание наречий Береги платье снову, а честь – смолоду.



Роль наречий в тексте Русский язык необыкновенно богат наречиями



Образова-ние наречий

Друга легче потерять, чем найти







Лингвистическая загадка: Для этого французские школьники заучивают наизусть фразу: «Как однажды Жак-звонарь головой сломал фонарь». А какую фразу для этого заучивают российские школьники? (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.) Запоминалка цветов спектра)

Задания для самостоятельной работы: Учащиеся выбирают листки, изучают материал по учебно-методической литературе и готовят представление своих тем.(Индивидуальная работа)

Защита выполнения заданий

1-ый лист календаря: Образование наречий Друга легче потерять, чем найти. (Золотая россыпь мудрости)

  1. Рассказ ученика по таблице (вопр.4-5)

  2. Тренировочные задания: где-то, осуждающе, беззвучно, попусту, чуть-чуть, никогда, ночью. (Ученик на доске показывает модель образования слов)

  3. Самостоятельная работа (на диагностическом листе, сомопроверка по ключам)

Определите способ образования слов:

Издавна

Бесстрашно

Невесело

Как-нибудь

Зимой

















  1. Как отличить сравнительную степень наречий от сравнительной степени прилагательных? (вопр.7)

В зеленой чаще – чаще

Звучанье соловья.

Тот соловей все чаще

Поет на склоне дня.

определить, какой частью речи являются омоформы в данном тексте.

2-ой лист календаря: Ь на конце наречий. Для дорогого гостя и ворота настежь.

  1. Рассказ ученика.

  2. Словарный диктант по данному правилу.

  3. Этимологическая страничка

Обращение к эпиграфу: Л.Успенский назвал наречия «живыми ископаемыми». Многие наречия произошли от исчезнувших, ушедших из речи слов. Давайте вспомним некоторые из них:

Чек - стража, ожидание-…

Бекрень - бок -…

Нарок – намерение -…

Догонка – погоня -…

Торопь – поспешность -…

Храп – сила - …

Прек – спор, препятствие, запрет -…

Дребезг – осколок, черепок -…

Тло – дно, основание -…

Обум – зря, наудачу -…

Утрь – внутренность - …

Стежь–крюк-…

(начеку,набекрень,ненароком(нарочно), настежь).

3-ий лист календаря: Слитное и раздельное написание наречий. Береги платье снову, а честь – смолоду.

  1. Объяснение ученика : увидеть в дали моря – вдали блеснуло море

Положить в чистую тарелку – проиграть вчистую

С начала года – выполнить сначала

- Что это за явление, когда слова, звучащие одинаково, принадлежат к разным частям речи? (омонимия частей речи).

  1. Работа с таблицей§54 и упраж. 282,283 (выб.)

Слитно

Раздельно

В, НА,ПО +е: вдалеке

В,НА + ую ( кроме на боковую, на попятную)впустую

ПО,С + у: понарошку, смолоду

В,НА + числительное: вдвое (но: по двое, по трое)

В + гласная: в открытую, в общем

В + ах: в сердцах

4-ый лист календаря: Дефис в наречиях.

  1. Рассказ учащегося (по таблице)

  2. Самостоятельная работа с самопроверкой:

Работать по ударному, по зимнему пути, говорил по французски, мало по малу исчезал, по настоящему испугаться, во вторых, по видимому, точь в точь, по дальше, где нибудь, кое как, еле еле, по братски.

5-ый лист календаря: О и А на конце наречий. Наскоро делать – переделывать.

  1. Рассказ учащегося.

  2. Упр. 280. устно

6-ой лист календаря: Не и Ни в наречиях. Добро сделать никогда не поздно.

  1. Рассказ ученика.

  2. Самостоятельная работа: распределите слова на две группы, озаглавьте каждую:

Н(…)кому не говорить, н(…)куда не ездить, н(…)к кому обращаться, н(…)откуда позвонить, н(…) заменить, н(…)где не выступать, увидеть н(…)где, н(…)о чем говорить.

  1. Орфоэпический бой (на доске 2 ученика)

Доверху

Издавна

Попросту

Понизу

Вовремя

Мельком

Засветло

Донельзя

Отроду

Задолго

Мастерски

Завидно

Надвое

Подолгу

Донизу

Красивее



7-ой листок календаря: Роль наречий в тексте

Наш язык и скромен, и богат,

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси –

И представишь сразу неба синь.

Вспомнится наречие «светло»,

И увидишь- солнышко взошло.

Если скажешь ты «темно»,

Сразу вечер постучит в окно.

Если скажешь « ароматно» ты,

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну а если скажешь ты «красиво»-

Пред тобою сразу вся Россия!



- Какова главная мысль стихотворения?

(Стих-ие о красоте и богатстве нашего языка, о силе слова)-

- На каком приёме построено стихотворение? (Приём ассоциаций)

- Какая часть речи помогает подобрать соответствующие ассоциации? ( Наречие)



По словам Пушкина, наречие живописует глагол. Живописует, то есть описывает живо, образно, ярко, выразительно. Обращение к эпиграфу. Наша задача – увидеть эти качества наречия в художественном тексте и по возможности научиться пользоваться ими в собственных творческих работах.

Сильный, переливчатый, звонкий крик раздался внезапно над нами и тотчас повторился уже немного впереди .Крупные, красивые птицы летели треугольником, резко и редко махая выпуклыми крыльями. Туго вытянув голову и ноги, круто выставив грудь, они стремились неудержимо и до того быстро, что воздух свистал вокруг. Чудно было видеть на такой вышине, в таком удалении от всего живого такую горячую, сильную жизнь, такую неуклонную волю. Не переставая победоносно рассекать пространство, журавли изредка перекликались с передовыми товарищами, с вожаком, и было что-то гордое, важное, что-то несокрушимо самоуверенное в этом подоблачном разговоре. (И.С. Тургенев)

-Познакомьтесь с текстом . Найдите, с какими частями речи употребляются наречия. Выпишите словосочетания наречие +глагол, наречие + деепричастие, наречие + прилагательное.

-Сделайте вывод : Роль наречий в тексте .



4 Тест по теме «Наречие»Контроль знаний. Самостоятельная работа.
1. Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает:

а) признак предмета;

б) признак предмета по действию;

в) признак действия;

г) признак другого признака.

2. Наречия:

а) изменяются по числам;

б) изменяются по лицам;

в) не изменяются.

3. Какие наречия обозначают время действия?
а) вчера, давно, тогда
б) быстро, ловко, громко

3. Укажите наречие в форме сравнительной степени:
а) улетел дальше
б) улетел далеко

4. Укажите предложение с наречиями в форме сравнительной степени:
а) Тут воздух легче, светлее, прозрачнее.
б) Тут дышать легче и свободнее, чем по ту сторону.

5. В каком ряду на конце наречий пишется О?
а) слев.., снов.., издавн..
б) направ.., начист.., насух..

6. Укажите ряд, в котором все наречия пишутся с НЕ раздельно?
а) (не)правильно решил, (не)хорошо сказал, (не)льзя
б) вовсе (не)легко; (не)громко, а тихо

7. Укажите предложение, в котором употреблено наречие:
а) (С)начала зимы установилась морозная погода.
б) (С)начала новое жилье не понравилось ему.

8. Укажите ряд, в котором все наречия пишутся через дефис:
а) (по)вашему, (по)пусту, (по)английски, (в)пятых, бок(о)бок
б) (по)лисьи, куда(то), точь(в)точь, (по)настоящему

9. Укажите ряд, в котором все наречия пишутся слитно:
а) (с)права, (до)нельзя, (в)двое, (на)мертво
б) (с)молоду, (без)толку, (тот)час, (по)трое, (до)бела

10. Укажите ряд, в котором у всех наречий на конце пишется Ь:
а) наотмаш.., вскач.., невтерпеж.., навзнич..
б) настеж.., лиш.., сплош..

11. От какой части речи образовано наречие впервые?
а) имя прилагательное
б) имя числительное

12. От чего зависит написание в наречиях приставки НЕ и НИ?
а) от ударения
б) от раздельного и слитного написания

13. В каком ряду после шипящих во всех наречиях пишется О?
а) горяч.., свеж..
б) угрожающ.., ещ.

-Взаимопрверка по ключам.



5. Подведение итогов и рефлексия

-Сдать диагностические листы, поставьте сами себе оценку за урок.

-Какие пословицы оказались сегодня в копилке вашей мудрости? Есть ли среди них та, которую вы захотите положить в свой духовный багаж?

-Что было самым интересным сегодня на уроке, что особенно понравилось?

-Что было трудно, неинтересно, не понравилось?

-Какие правила оказались для вас простыми, какие сложными?

-С каким настроением вы уйдете с урока?





6. Информация о домашнем задании.у.286.















Приложение

Диагностический лист

Вопросы

Знаю

Узнал

1.Что обозначает наречие?




2. На какие вопросы отвечает наречие?




3. На какие разряды делятся наречия?




4. Какой морфемы нет у наречий, почему?



5.Способы образования наречий.



6.Синтаксическая роль наречия.



7. Как образуется сравнительная степень наречий

Высоко

Хорошо




1. Определите способ образования слов:

Издавна

Бесстрашно

Невесело

Как-нибудь

Зимо

3.Работа с таблицей

Слитно

Раздельно

В, НА,ПО +е: вдалеке

В,НА + ую ( кроме на боковую, на попятную)впустую

ПО,С + у: понарошку, смолоду

В,НА + числительное: вдвое (но: по двое, по трое)

В + гласная: в открытую, в общем

В + ах: в сердцах









4. Самостоятельная работа с самопроверкой:

Работать по ударному, по зимнему пути, говорил по французски, мало по малу исчезал, по настоящему испугаться, во вторых, по видимому, точь в точь, по дальше, где нибудь, кое как, еле еле, по братски, по летнему саду

5. Самостоятельная работа: распределите слова на две группы, озаглавьте каждую:

Н(…)кому не говорить, н(…)куда не ездить, н(…)к кому обращаться, н(…)откуда позвонить, н(…) заменить, н(…)где не выступать, увидеть н(…)где, н(…)о чем говорить.

  1. Работа с текстом. Познакомьтесь с текстом . Найдите, с какими частями речи употребляются наречия. Выпишите словосочетания с наречиями.

Сильный, переливчатый, звонкий крик раздался внезапно над нами и тотчас повторился уже немного впереди .Крупные, красивые птицы летели треугольником, резко и редко махая выпуклыми крыльями. Туго вытянув голову и ноги, круто выставив грудь, они стремились неудержимо и до того быстро, что воздух свистал вокруг. Чудно было видеть на такой вышине, в таком удалении от всего живого такую горячую, сильную жизнь, такую неуклонную волю. Не переставая победоносно рассекать пространство, журавли изредка перекликались с передовыми товарищами, с вожаком, и было что-то гордое, важное, что-то несокрушимо самоуверенное в этом подоблачном разговоре. (И.С. Тургенев)

Своя оценка за урок:

Оценка учителя:






























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока по русскому языку в 10 классе по теме: "Наречие"

Автор: Ровко Надежда Сергеевна

Дата: 26.10.2015

Номер свидетельства: 243882

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока русского языка на тему "Наречие" "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-nariechiie"
    ["file_id"] => string(6) "109611"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404821727"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Конспект урока русского языка "Проверяем себя. Наречие." 4 класс "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-provieriaiem-siebia-nariechiie-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "128007"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415398455"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока русского языка на тему: "Состав слова. Корень и суффикс" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-sostav-slova-korien-i-suffiks"
    ["file_id"] => string(6) "109613"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404822261"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Конспект урока русского языка на тему "Наречие""
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-nariechiie-1"
    ["file_id"] => string(6) "205016"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429782550"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока русского языка в 4 классе на тему:  Наречие "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-na-tiemu-nariechiie"
    ["file_id"] => string(6) "115990"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412188304"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства