Цель учебного занятия: создание условий для формирования у учащихся представлений о суффиксе.
Задачи учебного занятия:
- Создать условия для проявления исследовательских способностей учащихся.
- Познакомить учащихся с суффиксом.
- Создать условия для формирования у учащихся практического умения находить и выделять суффикс в словах.
- Создать условия для развития у учащихся творческих и рефлексивных способностей
- Обогащать словарный запас учащихся.
- Отрабатывать каллиграфию письма.
- Способствовать воспитанию коммуникативных качеств, умению работать в группах.
- Создать атмосферу успешности каждого ученика, предупреждать утомляемость детей
Оборудование для учителя: мультимедийная презентация, плакаты с напечатанной гипотезой и опорными словами, листочки с заданиями (по количеству детей), напечатанный лист «Узелок на память», лист ватмана, пастель.
Оборудование для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями.
Ход учебного занятия:
Организационный момент.
Учебный день только начинается , и у вас есть все шансы сделать его успешным. Я желаю вам быть внимательными, работать с настроением, чувствовать плечо друзей на занятии и не забывать об улыбке!
Упр. в чистописании
Оцените свою работу в оценочном листе.
В каких случаях мы пишем М большую
Актуализация субъективного опыта учащихся.
Слово учителя.
Правильно, ребята. Сегодня на занятии я познакомлю вас с девочкой , имя которой начинается на заглавную букву М. Посмотрите на экран. Лиза, прочти стихотворение.
Маша с мамою гуляла,
Мама дочь предупреждала:
«Снег не ешь холодный, Маша,
Заболеешь, будет кашель».
Но не стала дочка маму слушать,
Стала снег холодный кушать.
Вот и заболела Маша,
У неё простуда, кашель,
Насморк и температура.
-Найдите формы одного слова.
Запишите, выделите корень и окончание. (С мамою, мама, маму)
- Что такое корень? Окончание? Для чего служит окончание? Оцените себя в оценочном листе.
Создание проблемной ситуации
Выдвижение гипотезы
У нас сегодня занятие – исследование. Любое исследование имеет гипотезу. Что такое гипотеза? И это предположение требует подтверждения.
Итак, мы уже с вами знаем, что слова состоят из корня и окончания. Мне интересно ваше мнение. Поднимите руку, кто считает, что в слове могут быть и другие части , кроме корня и окончания? А кто считает, что других частей в слове не бывает? Большинство из вас склоняется к тому, что в слове все же могут быть другие части. Можем ли мы это предположение взять в качестве гипотезы?
Гипотеза 1: Предположим, что в слове есть и другие части, кроме корня и окончания.
Можно ли предположить, что другие части слова имеют такое же важное значение, как корень и окончание?
Итак, сформулируем вторую гипотезу: Если в слове есть другие части, то они играют важную роль.
Итак, у нас 2 гипотезы. Может так случиться, что одна из них подтвердится, а другая – нет.
Проверка гипотезы.
Словарная работа
Сначала Маша нарисовала плот. Что такое « плот», ребята?
Я предлагаю вам тоже соорудить плот, но не из бревен, а из слов. Последний слог слова должен быть началом второго слова.
Сорока – календарь, береза – заяц;
крапива – вагон; лягушка – каникулы.
Выход на понятие «суффикс»
На плот заходит СЛОН и маленький его ребенок. Это кто?(слоненок). СТРАУС и его маленький ребенок.(страусенок). ЁЖ и его малыш ( ежонок). Сейчас детеныши животных помогут нам подтвердить или опровергнуть 1 часть нашей гипотезы. Как она звучит?.Для этого нам необходимо выделить корень и окончания в названиях малышей.
Назовите, какая часть слова осталась невыделенной? (-онок, -ёнок)
Итак, ребята, мы видим, что в слове, кроме окончания и корня есть еще часть. Подтвердили мы 1 часть гипотезы? Какой можно сделать вывод? (Кроме корня и окончания в слове может быть еще часть.) После какой части слова она стоит ? (после корня) Посмотрите, во всех ли словах это так? (да)
А вот как называется часть слова, которая стоит после корня, вы узнаете, разгадав ребус.
Тема нашего занятия: «Суффикс как часть слова».
А теперь обратимся ко 2 части нашей гипотезы: для чего же нужен в слове суффикс? Вот был у нас cлово «слон» , добавили суффикс –ёнок и что получилось? Новое слово (то же проговаривается со словами страус и еж).Значит, какую роль выполняет суффикс? Подытожим: суффикс – это (часть слова), суффикс стоит (после корня),с помощью суффикса образуется (новое слово). Таблички с ответами вывешиваются на доску.
Сравним наш вывод с учебником на стр. 110.
Теперь, используя суффиксы –ёнок, -онок образуйте названия детенышей животных из упр. 182.
Письмо с комментированием. Выделите суффикс.
Закрепление знаний об антонимах
Итак, плот наш уже в пути, он плывет к сказочному острову. Помогите мне составить рассказ об их путешествии. Я буду делать паузу, а вы замените слова антонимами.
- Ветер слабо( сильно) подгонял плотик.
- Уплыли звери близко (далеко ).
- Маяк на берегу становился все больще и больше (меньше и меньше), и, наконец, совсем исчез из вида.
- Стало зверям очень грустно ( радостно ) от того ,что скоро они увидят лето.
И мы с вами сейчас встретимся с летом.
Физкультминутка( под песню «Разноцветное лето»)
Применение новых знаний.
Игра «Собери пазлы»
Чтобы путешествие было познавательным, зверята играли в пазлы, составляли слова с помощью суффиксов, которые придают словам уменьшительно-ласкательное значение.
Составьте слова(огонёк, головушка, шкафчик, крылышко).
Давайте составим правило нахождения суффикса: сначала мы выделяем….(окончание), затем находим и выделяем …(корень), и после корня перед окончанием…(суффикс).
Сравним наш вывод с правилом в учебнике на стр. 111.
Работа в парах
У вас на столе лист со словами – названиями блюд, которые предложила мама Маше. Допишите к словам, если это возможно, суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением.
СУП, РАГУ, САЛАТ, БАТОН, ТОРТ, АРБУЗ, КАКАО, ЛИМОН.
Какие слова у вас получились? (На стенд «Узелок на память»вывешивается памятка: «От слов рагу, какао, пюре, кофе нельзя образовать новые слова с суффиксами . Они состоят только из одного корня».)
Наблюдение за ролью суффиксов в словах
Капризничает дочка, не хочет спать. Взяла мама книгу с колыбельными песнями и растерялась. Вроде и знакомая песенка , а что-то в ней не так. Помогите исправить слова песенки "Баю-баюшки-баю.." Что помогло нам сделать песенку ласковой? Видите, какую важную роль играют суффиксы. Опять мы подтвердили 2 часть нашей гипотезы. Прочитайте ее.
Пальминг "Маше снится волшебный сон"
Сопоставление (сравнение суффиксов разных значений)
К сожалению, нам скоро придется расстаться с Машей до следующего занятия. Там мы узнаем, что с девочкой на острове хотят познакомиться маленький волчище , маленький лосище и маленький зубрище. Вы хорошо представляете этих зверей? Что вас смущает? Какие суффиксы в этих словах? Делают ли они зверей маленькими? А какими делают? Как правильно сказать?
Так вот, ребята, кроме суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением для образования слов используется еще много видов суффиксов. Суффикс –ищ придает словам увеличительное значение. С этими суффиксами мы познакомимся на следующем уроке.
Итог урока
Итак, вспомним гипотезу, которую мы выдвинули. Есть ли в словах другая часть, кроме окончания и корня?(да). Как она называется? (суффикс) Значит, первую часть гипотезы мы подтвердили. Для чего служит суффикс? Как вы думаете, это важная работа у суффикса: образовывать новые слова? Значит, и вторую часть гипотезы мы подтвердили. Молодцы, ребята. (Оценивание работы учащихся учителем.)
А теперь, ребята, посмотрим, насколько вы были трудолюбивыми и внимательными.
Тест
1. Суффикс – это часть слова
2. Суффикс стоит перед корнем
3. Суффикс обозначается так Ù
4. Суффикс служит для образования новых слов
5. Суффиксы -оньк, -еньк, -ушк, -ик,
-очк – уменьшительно-ласкательные
Проверьте свои ответы(открываю доску).
Оцените свою работу в оценочном листе.
Встаньте те, кто не допустил ошибок. У кого 1 ошибка? Больше одной?
Рефлексия "Садовник"
Я желаю вам, чтобы наш урок расцвел у вас в душе прекрасными цветами познания. Спасибо за урок.
Домашнее задание: упр. 183, правило стр. 110, 111