Тема урока: Состав слова. Порядок разбора слов по составу.
Тип учебного занятия. Урок комплексного применения знаний и умений.
Цель:
создание условий для систематизации знаний по теме «Состав слова».
Задачи:
- сформировать умение разбирать слово по составу, образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки;
- развивать память, внимание, мышление, речь;
- формировать у детей интерес к русскому языку, привлекая внимание детей к «живому» слову.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация, листы с тестовыми заданиями, словари (орфографический, толковый, словообразовательный).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Состав слова" »
~~Урок русского языка Класс: 3 Тема урока: Состав слова. Порядок разбора слов по составу. Тип учебного занятия. Урок комплексного применения знаний и умений. Цель: создание условий для систематизации знаний по теме «Состав слова». Задачи: - сформировать умение разбирать слово по составу, образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки; - развивать память, внимание, мышление, речь; - формировать у детей интерес к русскому языку, привлекая внимание детей к «живому» слову. Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация, листы с тестовыми заданиями, словари (орфографический, толковый, словообразовательный). Ход урока 1. Орг. Момент: эмоциональный настрой учащихся. -Какое сейчас время года? Представьте себе что на вашу ладошку упала красивая снежинка. Подарите её соседу по парте, улыбнитесь и пожелайте удачи.( Слайд 1) Присядьте, начинаем урок . 2. Минутка чистописания. -Откройте тетради, напишите дату, классная работа. На следующей строчке напишите каллиграфическим почерком буквы с т а в о с. Составьте слово из этих букв. ( состав) Напишите, обозначьте орфограммы. Проверяем написание по орфографическому словарю. -Какое значение может иметь слово СОСТАВ? В каком словаре надо искать значение слова? (В толковом словаре) состав (Слайд 2)
-Какое значение подходит к теме нашего урока? О каком составе мы говорили? Совокупность людей, предметов, образующих какое-нибудь целое. (Слайд 3)
-Ребята, как вы думаете, а для чего мы изучаем состав слова? Где нам могут пригодиться полученные знания? Учащиеся: Состав слова может объяснить образование слов. Знание состава слова помогает увидеть, в какой части слова орфограмма, в зависимости от этого слабые позиции можно проверить, запомнить или посмотреть их правописание по словарю. 3. Актуализация знаний
Игра « Найди лишнее слово» (слайд4) -Перед вами на доске слова: приставка, суффикс, корень, основа, глагол и окончание. -Найдите лишнее слово и объясните свой выбор. -Так чем же мы будем заниматься сегодня на уроке? Открывается запись темы на доске.(слайд 5) -Как вы думаете, какова цель урока? -Начнём с уточнения знаний о составе слова. -Каждой группе предстоит сообща составить рассказ о какой-либо части слова.
-Что поможет вам составить грамотный рассказ?
Открыть план ответа (слайд6) 1.Что такое? 2.Роль. 3.Место в слове 4.Примеры -Проверьте, все ли пункты есть в вашем ответе?
-Ребята, как вы думаете, а для чего мы изучаем состав слова? Где нам могут пригодиться полученные знания? Учащиеся: Состав слова может объяснить образование слов. Знание состава слова помогает увидеть, в какой части слова орфограмма, в зависимости от этого слабые позиции можно проверить, запомнить или посмотреть их правописание по словарю.
4. Работа над новым материалом
-Вы много знаете о частях слова. А вот умеете ли вы их видеть в слове, сейчас и посмотрим . -В каком порядке проводится разбор слова по составу? -Разберите по составу слова «заморозки». (слайд 7) -Что значит разбор слова по составу? -С чего предлагаете начать? -Объясните, почему одно и то же слова, по-вашему, имеет несколько вариантов разбора по составу? -Какая проблема встала перед нами?
Проблема: Какова последовательность разбора слова по составу? (предположения детей) -Давайте проверим наши предположения по учебнику. ( Стр.159)
Зарядка для глаз. (Слайд 8) Ешё раз вспомним состав слова. Для этого прочитаем стихи о частях слова.
1. Часть слова, которая изменяется, Окончанием называется. Остальную же часть слова Именуем мы основой. 2. Корень слова - значимая часть. Над словами родственными Держит власть. Выясни умело линию родства - Однокоренные подбери слова. 3. Перед корнем есть приставка, Слитно пишется она. А при помощи приставки Образуются слова. 4. 3а корнем суффиксу Нашлось местечко, Заняв его, конечно, Натворил он дел. 5. Помни при разборе слова Окончанье и основу Первым делом находи, После корня будет суффикс, А приставка - впереди. 5.Закрепление изученного (Слайд 10) алгоритм разбора слова 1) Первичное закрепление Выполнение упражнения 201.Работа по вариантам. 1 и 2 группы -1 вариант, 3 и 4 группы -2 вариант. Взаимопроверка 6. Физминутка. Задание: если основа названного мной слова будет состоять только из одного корня - присесть, кроме корня в слове есть другие части, т.е. приставка или суффикс, - встать. Мороз, снеговик, лед, шубка, вьюга, следы, снежки, прокатиться, новый, год, заморозки.
2) Игра «Молчанка» На доске записаны слова в 3 столбика (по количеству рядов в классе). грязный часовой капустная перегородка подорожник побелка листик мосты цепочка Одновременно три ученика выходят к доске и выделяют окончания, молча садятся, другие ученики-основу, следующие - корень и.т.д.. Если допущены ошибки, их исправляет капитан команды. 7. Рефлексия (Слайд) Лестница успеха Нарисуйте на стикерах какое настроение было у вас в течение урока. Прикрепите стикеры на ступеньки. Если вам было всё понятно-на верхней ступеньке. Если что- то непонятно на второй супеньке., если ничего не поняли на первой ступеньке. 8. Домашнее задание. - Ребята, я хочу предложить на выбор два задания для домашней работы: 1.Придумайте и запишите сказку или рассказ о том, как образовалось слово; 2. Придумайте и запишите 7–10 слов к схеме, где присутствуют все части слова - Спасибо за урок. 9. Ну и последнее задание «Составить слово по подсказкам» 1. В слове есть окончание и основа. Оно состоит из трёх частей. 2. Корень тот же, что и в словах: обмен, изменить, меняла (-мен-). 3. В приставке две буквы "е" (пере-). 4. Суффикс тот же. Что и в словах травка, шубка (-к-). 5. Окончание - первая буква алфавита (-а). Ответ: "переменка". А сейчас - перемена, урок окончен, отдыхайте.