Ι. Актуализация знаний | Аутогенная тренировка (улучшает психические функции: активизирует память, внимание, воображение, образное мышление, усиливает творческий потенциал). - Дети, закройте глаза и представьте, что на нас солнышко льёт тёплые лучики, под ними мы становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои солнечные лучики маме, папе, всем своим друзьям и близким, пожелайте им любви и добра. - Сегодня мы с вами будем не только учиться читать и писать слова, предложения с изученными буквами, но и продолжим говорить о красоте природе, о бережном к ней отношении. - Где мы побывали? (В лесу, возле реки, на море, в горах.) - Кто из вас хотел бы продолжить путешествие? - Вспомним правила поведения в природе. (Не шумите на природе! Не ломайте ветви деревьев и кустарников! не оставляйте надписи на деревьях! Не ловите насекомых! Убирайте за собой мусор! берегите почву! Не берите в руки детёнышей диких животных! и т.д.) Почему так себя нужно вести. - Путешествие будет не простым, подготовимся к нему. Кинезиологические упражнения. “Шапка размышлений” (Упражнение позволяет быстро включиться в работу, улучшает внимание.) Растираем ладошки до образования “тёплого комочка”, одеваем комочек на голову и мягко заворачиваем уши от верхней точки до мочки. Упражнение выполняем три раза. “Ленивые восьмёрки” (Упражнение активизирует структуры, обеспечивающие запоминание.) Дети рисуют в воздухе в горизонтальной плоскости “Восьмёрки” по три раза каждой рукой, а затем повторяют эти движения обеими руками. Аутогенная тренировка. - Садитесь на дрожки. Я включаю машину времени. (Дети садятся в позу кучера. Слушают звуки природы.) |
Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника; 7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение работать в паре. |
ΙΙ. Постановка учебной проблемы. | Дыхательная гимнастика (медленный вдох и выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью). - Прежде, чем отправиться дальше, давайте ещё раз насладимся красотой и ароматом этих цветов. Сядьте прямо, закройте глаза. Вдохните нежный аромат цветка не только носом, но и всем телом. Медленно выдохните. Развитие зрительно-слухо-артикуляционных связей (упражнения, способствующие расширению поля зрения и совершенствованию навыка портретного распознавания слогов) - На пути пригорок. Поднимемся на него, складывая слоги по обе стороны тропинки в слова. Запишем слова, которые у нас получились. Обозначим ударение. ( Слова: сова, репа, лисы, утка, выдра) - Какое слово “лишнее” и почему? (Сова – в этом слове ударение падает на второй слог; репа – это слово обозначает овощ, а не животное; лисы – это слово стоит во множественном числе; утка – это слово начинается с гласного звука; выдра – в этом слове пять букв и 5 звуков). Физминутка. Мы немножко отдохнём, Встанем, глубоко вдохнём. Руки в стороны, вперёд, А потом наоборот. Дети ну лугу гуляли, За природой наблюдали. Вверх на солнце посмотрели И лучи детей согрели. Чудеса у нас на свете - Стали маленькими дети, А потом все дружно встали И большими разом стали. |
Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД: 1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
|
ΙΙΙ. Применение нового знания | ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ “ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА”. Трава – травинка. - Что можно сказать об этих словах? - Продолжите ряд однокоренных слов (травка, травушка, травяной). - А я знаю ещё однокоренное слово – травник. Как вы думаете, какое значение имеет это слово? (Травник – книга по траволечению (показать); человек, который хорошо разбирается в травах; птица (показать фото)) - Что можно сказать о слове – травник? (Оно многозначное.) Упражнение в восстановлении деформированного предложения. - Посмотрите, кто это идёт нам навстречу. Да это же кузнечик Кузя, только вид у него печальный. Составлял Кузя для нас предложение про свои любимые цветы, но ветер подул, и все слова разлетелись. Давайте попробуем восстановить порядок слов в предложении. (На лугу растут ромашки) - О чём это предложение? - О каких цветах идёт речь? - Что говориться о ромашках? - Где они растут? - Давайте запишем это предложение (вспомнить правила записи предложения). - А вы знаете, что ромашка – это не только красивый цветок, но и полезное растение? (Отвар из цветков ромашек употребляют как средство от простуды, кашля, промывают им ранки, полощут горло, а если выпить чай с ромашкой вечером, то сон будет крепким и спокойным). Гимнастика для глаз. Мы читали, мы писали. Глазки наши так устали, Пусть немножко отдохнут, В путь за паучком пойдут. (Используется тренажёрная таблица) ФОРМИРОВАНИЕ ТИПА ПРАВИЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. - Но не только ромашка является украшением луга. Сейчас мы с вами будем читать текст, автор которого Генрих Сапгир. Знаком ли вам этот автор? ( Да, “Андрюша” - рассказ про котенка) - Прочитайте ключевые слова и сделайте свои предположения, о чём мы будем читать? (Природа, душа, луг, лес, ветер.) - Как вы понимаете значение слова душа? Работа с текстом во время чтения (Р.Н.Бунеев и др. “Букварь”) 1 -2 пр. - О чём размышляет писатель? 3 -4 пр. - Когда автор приходит к этой мысли? - Что можно сказать об авторе? (Внимательный, любящий природу) 5 пр. - Какая душа у ромашки? - С чем автор сравнивает ромашку? Почему? - Почему же у ромашки душа весёлая? (Когда солнышко светит, на душе тепло, радостно, и автор ромашку сравнивает с солнцем) 6 пр. - Какая душа у колокольчиков? Почему? 7 пр. - Почему у цветка иван-да-марья две души? (Одна часть этого цветка жёлтая (это Марья), а другая – синяя (это Иван). Иван-да-Марья – это жених и невеста. Две души слились в одно целое) 8 пр. - Как, по мнению автора, выглядит душа анютиных глазок? 9 пр. - Почему автор так думает? (Клевер – неприхотливое растение. Является кормом для животных, домом для насекомых) 10 – 11 пр. - Почему шиповник задумчиво радуется? (Шиповник – это растение приносящие полезные плоды) 12 – 13 пр. - А у репейника какая душа? Почему? (Растёт везде, наперекор всему) - Мы прочитали текст. Подтвердились ли наши предположения? - Что нового узнали? - Какова же, по-вашему, главная мысль текста? (В каждом цветке автор увидел свою собственную красоту, свою душу) - Каждый ли человек способен на это? (Внимательный, любящий природу, наблюдательный, способный в обычном увидеть необычное, бережно относящийся к природе, добрый, любознательный, умеющий ценить красоту, умеющий открывать тайны природы). | Духовно-нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 2) гражданско-патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия, способности к познанию; 4) воспитание здорового образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание.
ТООУ
|
V. Итог | – Давайте откроем дневник на с. 118. – Сейчас я (или читающий ученик) ещё раз прочитаем, чему мы должны научиться в первом классе. – Предложение под цифрой 2. «Я могу рассказать, что нового я узнал на уроке». Кто сможет сказать? Готовясь к уроку, я прочитала в одной книге слова, которые меня очень тронули: “Я сорвал цветок, и он завял у меня в руках. Я взял в руки жука, и жук умер у меня в ладонях. Я посадил птицу в клетку, и она погибла. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем”. - Что значит прикоснуться сердцем? – Пригодятся ли нам эти умения на уроке, например, окружающего мира? – Молодцы! Отметьте своё настроение в дневнике. | ТООУ |