«Русский язык» 2 класс; презентация; сказки А.С.Пушкина; ребусы; слова для составления предложения; детские рисунки по сказке; толковые словари у каждого ученика.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Русский язык» 2 класс; презентация; сказки А.С.Пушкина; ребусы; слова для составления предложения; детские рисунки по сказке; толковые словари у каждого ученика.
Ход урока.
1. Орг. момент.
- Начинаем урок русского языка.
- Вспомним секрет красивого письма.
Правильная посадка.
- Записываем число, классная работа.
2. Сообщение темы и цели урока.
- Какие слова зашифрованы в ребусах?
Дрова, слова, сова.
- Какая общая орфограмма объединяет эти слова?
Безударная гласная в корне слова.
- Сформулируйте сами тему урока.
Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Слайд:
Тема урока: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»
- Итак, сегодня мы будем закреплять умение распознавать на слух проверяемые гласные в безударных слогах, подбирать проверочные слова, а также находить другие орфограммы в словах и объяснять их.
3. Чистописание.
- Посмотрите на эти слова. Что ещё общего у этих слов?
2 слога, ударная гласная а во втором слоге, безударная о - в первом.
- Назовите одинаковые буквы, которые встречаются в каждом слове.
Буквы: о, в, а
- Назовите лишнюю. Почему?
- Запишите строчные буквы по образцу в тетради, соединяя их.
ао/
4. Закрепление пройденного материала.
- Наш урок сегодня необычный, мы отправляемся в путешествие по сказке.
Послушайте её начало.
Чтение отрывка наизусть по ролям (4 ученицы).
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, -
Говорит одна девица, -
То на весь крещёный мир
Приготовила б я пир». –
«Кабы я была царица, -
Говорит её сестрица, -
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна». –
«Кабы я была царица, -
Третья молвила сестрица, -
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».
- Как же называется сказка? Сказка о царе Салтане.
Учитель показывает книгу.
- А кто автор? А.С.Пушкин.
Слайд: Александр Сергеевич Пушкин, портрет.
- Полное название этого произведения:
Слайд: Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.
- Сказка А.С.Пушкина поможет нам поработать над безударными гласными в корне слова, а также поможет вспомнить и другие орфограммы
- Я буду читать строки из сказки, а вы постарайтесь распознать слова с безударными гласными. Сначала пишите проверочные слова, а затем слова с безударными гласными.
Море синее кругом,
Дуб зелёный над холмом. Прикрепляется рисунок.
1 ученик у доски объясняет и записывает:
В слове зелёный – безударный гласный в первом слоге. Подбираю проверочное слово так, чтобы этот звук четко слышался – зелень. Записываю. Значит и в слове зелёный пишу букву е (проговаривает орфографически зелёный) зелень- зелёный,
2 ученик: холм – холмом,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах. Прикрепляется рисунок.
3 ученик: бег – бежит,
4 ученик: волны – волнах,
5 ученик: парус – парусах,
- Итак, что надо знать, чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова?
Ученики рассказывают правило с.130
- Какой ветер раздувал паруса? Попутный ветер.
- Для чего необходим попутный ветер?
Для выхода в море парусному судну нужен попутный ветер.
- Кому желали попутного ветра? Морякам и пассажирам.
- Что означает пожелание попутного ветра? Это пожелание удачи.
Так говорят тем, кто отправляется в путь.
5. Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо всё выше, выше.
- Какой ветер дул нам в лицо? Встречный.
- Назовите орфограмму в слове встречный? Сочетание ЧН пишем без Ь.
6. Отработка умений находить и объяснять орфограммы.
- Хорошим попутчиком может быть не только ветер, но и человек, и писатель, и книга. Сказка Пушкина будет нашим добрым попутчиком. Попутный ветер несёт нас к следующему заданию.
- Прочитайте словосочетания:
Слайд: Ч_дный остро_
з_лотой орех
ш_рокое поле
белая лебе_ь
- Какие орфограммы встретились в этих словосочетаниях? Объясните.
Ученики объясняют, по ходу появляются пропущенные буквы.
- Ориентируясь на второе слово каждой пары, запомните первое слово. Чтобы лучше запомнить, давайте вспомним строки из сказки Пушкина, где встречаются эти словосочетания.
Царь Салтан дивится чуду;
Молвит он: «Коль жив я буду,
Чудный остров навещу,
У Гвидона погощу».
… под ёлкою высокой,
Видит, белочка при всех
Золотой грызёт орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком поле,
Море синее кругом…
Снова князь у моря ходит ,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывёт.
- Теперь запишите словосочетания по памяти, выделите орфограммы.
- Что такое орфограмма?
Слова первого столбика убираются.
- Проверка.
Слова первого столбика появляются.
- К слову широкое подберите слово с противоположным значением.
широкое - узкое
- Как называются такие слова? (антонимы)
- К слову чудный подберитеслова близкие по значению.