kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку " По дорогам сказок" Склонение имен прилагательных.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПЛАН-КОНСПЕКТ

УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ.

Учитель:Кабанова  О.Е.

Тема.  Склонение  имен прилагательных.

Задачи: 

1) образовательные:

- совершенствование знаний об имени прилагательном, умения отличать её от других частей речи;

- совершенствовать умение определять род, число, падеж имени прилагательного;

- совершенствовать умение писать безударные падежные окончания.

2) развивающие:

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие критического мышления посредством интерактивного включения в образовательный процесс;

- активизировать познавательную деятельность через групповую форму работы.

3) воспитательные:

- воспитывать культуру взаимоотношений;

- воспитывать любовь к родному языку;

Оборудование сундук с призами, слайды, компьютерная презентация, клубочек, корзинки, лукошко (сказочные предметы в лукошке), шишки;

Ведущая: Здравствуйте, ребята! - Ребята, готовы вы к уроку? (да)

   На вас надеюсь я друзья!

(вместе) Мы хороший дружный класс

               Всё получится у нас!    (садитесь)

Руки? – На месте!

Ноги? – На месте!

Локти? – У края!

Спина? – Прямая!

- Откройте тетради, запишите дату нашей встречи.

2. Постановка учебной задачи.

 

 Вы узнали меня?.  я – Сказочница. Я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие по сказкам.(слайд 2) Ребята, а вы любите сказки? (Да)И я люблю. Веселые и грустные, страшные и смешные. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости.А какие бывают сказки? (Авторские и народные)Скажите, почему сказки называют народными? (Сказки называют народными, потому что их придумал народ и передавал их из уст в уста, из поколения в поколение, от мамам - детям, от бабушек – внукам).В сказках совершаются самые невероятные чудеса. Ребята, я вам приготовила подарок – настоящее сокровище и положила его в волшебный сундук. Но Кощей Бессмертный украл его и спрятал в сказочном лесу.Вы хотите найти сундук? (Да)Тогда, отправляемся в сказочный лес. Но, прежде, чем оказаться нам в лесу, возьмёмся все за руки и закроем глаза. Как только вы услышите волшебные звуки, сразу открывайте глаза. Готовы? Все закрыли глаза? Тогда – в путь! В мир Чудес и Волшебства!

Звучит музыка  «В гостях у сказки».(слайд 3)

Ученики читают стихотворения

О чем-то скрипит половица,

И спице опять не спится

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки.

И сразу меняются лица

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит сказка…(слайд 4)

Если вы не так уж боитесь Кощея,

И Бармалея, и Бабу Ягу,

Отправляйтесь с нами поскорее

Туда, где зеленый дуб на берегу.

Здесь гуляет черный котище ученый,

Не пьет молока он и не ловит мышей.

Самый настоящий кот говорящий,

А на цепи сидит Горыныч Змей.

И серый волк здесь в дружбе с Шапочкою Красной,

И Колобок здесь дружит с рыжею лисой.

В гости спешите, скорее приходите.

Сказки ждут вас с открытой душой!

Звучит музыка  «В гостях у сказки».(слайд 4)

Ведущая:Ребята, вот мы и в сказочном лесу.(слайд 5) Посмотрите, это волшебный клубочек, он нам укажет путь к сундуку. Но на пути нам встретятся препятствия, и их нужно будет преодолеть.

Задание:Ребята, прежде чем мы отправимся в дорогу, Чтобы наш клубочек покатился, нужно сказать волшебные слова: «Катись, катись, клубок. Укажи нам, где волшебный сундучок!» Давайте скажем эти слова.Дети повторяют слова. Бросаю клубок.

(клубочек катится, звучит музыкаиз к/ф «Три орешка для золушки»)

1 герой    Дюймовочка

 Родилась у мамы дочка

Из прекрасного цветочка.

Хороша, малютка просто!

С дюйм была малышка ростом.

Если сказку вы читали,

Знаете, как дочку звали.

Дюймовочка

  1. Минутка чистописания.

(на доске)  ая, ое, ый, яя, ее, ой, ий

- Что напоминает эта строка?

- Разделите их на 3 группы   (ая-яя, ое-ее, ой-ый-ий)

(слайд 12)В: Ребята, посмотрите, куда прикатился наш клубочек? Это волшебное сказочное дерево.

  1. Словарная работа.
  2. Сирень, металл, облако, орех, горох, аромат.
  3. Подберите имена прилагательные

 Ребята, посмотрите, куда укатился клубочек?(слайд 23)  (В избушку на курьих ножках.) Баба Яга отправила нас в страну имени прилагательного.

- Итак, мы опять с вами в стране Имени Прилагательного.

5. Тест об им. Проилагательном

 Выступление ребят.

Имя прилагательное: Родилось я с очень покладистым характером, но нет у меня ни рода, ни числа. Что же мне делать? Может спросить у имени существительного?

- Имя существительное, одолжи мне свой род и число, а то мне скучно и грустно.

Имя существительное: С удовольствием, я буду с тобой дружить.

Имя прилагательное: Вместе дружба, вместе служба!

- Ребята, расскажите, что вы знаете обо мне.

Тест «Имя прилагательное». Вопросы – ответы.

- Как определить падеж имени прилагательного?

  •  Найти существительное, к которому относится имя прилагательное.
  • Определить падеж существительного.
  • По падежу имени существительного определить падеж прилагательного.

6.Работа у доски.  

Ребята, посмотрите, клубочек  покатился. Царевна- лягушка

Стрела молодца угодила в болото,
Ну где же невеста? Жениться охота!
А вот и невеста, глаза на макушке.
Невесту зовут …

царевна-лягушка

   Упр 239 найди антонимы

 Что такое антонимы?

  1.  

Ребята, посмотрите, клубочек не может дальше катиться.(слайд 29) (На экране появляется заставка «Лесная полянка» и звучит запись «Шум леса»).(физминутка под музыку)

8. Работа в группах «ТЕСТ-ТЕКСТ» 

 Ребята, посмотрите, куда прикатился наш клубочек?   Карабас Барабас

Человек немолодой
Вот с такущей бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину,
И вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас
Кто же это?

Карабас Барабас

 (раздаются карточки по рядам)

Подчеркнуть ответы, составить предложение, добавив в него имя прилагательное, выбрать отвечающего.

(3-4мин -  ответы детей)

1 – метель, началась, вдруг. Вдруг началась сильная метель.

2 – облако, плыло, низко. Тёмное облако плыло низко над землёй.

3 – посыпалась, с неба, крупа. С неба посыпалась колючая крупа.

4 – звёзды, сверкать, небо. В вечернем небе сверкали яркие звёзды.

Запись: В вечернем небе сверкали яркие звёзды. (у прилаг. определить падеж, объяснить написание окончания)

Тёмное облако плыло низко над землёй. (пред-ние разобрать по составу)

Вдруг началась сильная метель. (прилаг. разобрать по составу)

С неба посыпалась колючая крупа. (у прил. определить род, число, падеж)

 Ребята, посмотрите, куда прикатился наш клубочек? Снежная королева

Владея снегом, льдом и стужей,  Она надменно холодна,  И снежной вьюгой злою кружит Зимой у тёплого окна,  И вышивание морозом Узоров чудных на стекле,  Она предпочитает розам,  Взращённым в комнате, в тепле.  Холодной льдинки злой осколок Вонзит в сердечко малыша.  Её правленья век не долог,  Когда есть добрая душа.  (Снежная Королева) 

   9.Самостоятельная работа Дифференцированная работа.

    10.Игра «Веришь – не веришь»  Соловей Разбойник.

Он разбойник, он злодей,

Свистом он пугал людей.

- А верите ли вы, что род, падеж, число прилагательных    

   зависит от существительного?

- А верите ли вы, что вы знаете родовые окончания    

   прилагательных?

- А верите ли вы, что у прилагательных  ж. р. окончания  

   ый, ий, ой?

- А верите ли вы, что у прилагательных ср.р. окончания

   ое, ее?

- А верите ли вы, что  прилагательные во мн.ч.    

   склоняются одинаково независимо от их рода?

- А верите ли вы, что у прилагательных в Р.п.  м.р. и ср.р.    

   окончания     ого, его?

 10. Заключительная часть..Ребята, посмотрите, куда прикатился наш клубочек. (К сундучку)Да, ребятки, это наш волшебный сундучок!(слайд 53) А вы хотите узнать, что в нем находится? (Да) Перед тем как мы с вами откроем этот сундучок, я хочу чтобы вы вспомнили сказочные заклинания.(слайд 54)Какие слова надо произнести, чтобы:(слацд 55)

1.  Вызвать Сивку-бурку? (Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой.)(слайд 56)

2.  Вместе с Али-Бабой открыть дверь в пещеру с сокровищами? (Сим-сим, открой дверь!)(слайд 57)

3.  Сварить кашу в волшебном горшочке? (Раз, два, три, горшочек, вари!)(слайд 58)

4.  Исполнить желание с помощью волшебной щуки? (По щучьему веленью, по моему хотенью.) (слайд 59)

В: Отлично! Открываю сундучок. В нем не бриллианты, не злато, не серебро. Посмотрите, в волшебном сундучке книга русских нпродных сказок

Итог мероприятия

(звучит минусовка песни «Дорогами добра», дети читают стихотворение)

В мире много сказок

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Лампа Аладдина,

В сказку нас веди,

Башмачок хрустальный,

Помоги в пути!

Мальчик Чиполлино,

Мишка Винни-Пух –

Каждый нам в дороге

Настоящий друг.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло,

Пусть добро навеки

Побеждает зло!(слайд 61)

 

7. Рефлексия. Итог урока.

- Достиг ли наш урок поставленной цели?

 

 

 

Прозвенел звонок.

Голосистый дружок.

Перемены ждут ребята,

Поиграть, попрыгать надо!

Спасибо за урок!

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку " По дорогам сказок" Склонение имен прилагательных.»

ПЛАН-КОНСПЕКТ

УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ.

Учитель:Кабанова О.Е.

Тема. Склонение имен прилагательных.

Цель: актуализировать и обобщить знания по изученной    

            теме.

Задачи: 

1) образовательные:

- совершенствование знаний об имени прилагательном, умения отличать её от других частей речи;

- совершенствовать умение определять род, число, падеж имени прилагательного;

- совершенствовать умение писать безударные падежные окончания.

2) развивающие:

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие критического мышления посредством интерактивного включения в образовательный процесс;

- активизировать познавательную деятельность через групповую форму работы.

3) воспитательные:

- воспитывать культуру взаимоотношений;

- воспитывать любовь к родному языку;

4) здоровьесберегающие:

- воспитывать внимательное отношение друг к другу;

- не допускать перегрузок уч-ся, используя смену видов деятельности.

Тип урока: урок-обобщение

Форма: традиционная, парная, групповая

Оборудование сундук с призами, слайды, компьютерная презентация, клубочек, корзинки, лукошко (сказочные предметы в лукошке), шишки;



Ведущая: Здравствуйте, ребята! - Ребята, готовы вы к уроку? (да)

   На вас надеюсь я друзья!

(вместе) Мы хороший дружный класс

               Всё получится у нас!    (садитесь)

Руки? – На месте!

Ноги? – На месте!

Локти? – У края!

Спина? – Прямая!

- Откройте тетради, запишите дату нашей встречи.

2. Постановка учебной задачи.


Вы узнали меня? . я – Сказочница. Я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие по сказкам.(слайд 2) Ребята, а вы любите сказки? (Да)И я люблю. Веселые и грустные, страшные и смешные. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости.А какие бывают сказки? (Авторские и народные)Скажите, почему сказки называют народными? (Сказки называют народными, потому что их придумал народ и передавал их из уст в уста, из поколения в поколение, от мамам - детям, от бабушек – внукам).В сказках совершаются самые невероятные чудеса. Ребята, я вам приготовила подарок – настоящее сокровище и положила его в волшебный сундук. Но Кощей Бессмертный украл его и спрятал в сказочном лесу.Вы хотите найти сундук? (Да)Тогда, отправляемся в сказочный лес. Но, прежде, чем оказаться нам в лесу, возьмёмся все за руки и закроем глаза. Как только вы услышите волшебные звуки, сразу открывайте глаза. Готовы? Все закрыли глаза? Тогда – в путь! В мир Чудес и Волшебства!

Звучит музыка «В гостях у сказки».(слайд 3)

Ученики читают стихотворения

О чем-то скрипит половица,

И спице опять не спится

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки.

И сразу меняются лица

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит сказка…(слайд 4)

Если вы не так уж боитесь Кощея,

И Бармалея, и Бабу Ягу,

Отправляйтесь с нами поскорее

Туда, где зеленый дуб на берегу.

Здесь гуляет черный котище ученый,

Не пьет молока он и не ловит мышей.

Самый настоящий кот говорящий,

А на цепи сидит Горыныч Змей.

И серый волк здесь в дружбе с Шапочкою Красной,

И Колобок здесь дружит с рыжею лисой.

В гости спешите, скорее приходите.

Сказки ждут вас с открытой душой!

Звучит музыка «В гостях у сказки».(слайд 4)

Ведущая:Ребята, вот мы и в сказочном лесу.(слайд 5) Посмотрите, это волшебный клубочек, он нам укажет путь к сундуку. Но на пути нам встретятся препятствия, и их нужно будет преодолеть.

Задание:Ребята, прежде чем мы отправимся в дорогу, Чтобы наш клубочек покатился, нужно сказать волшебные слова: «Катись, катись, клубок. Укажи нам, где волшебный сундучок!» Давайте скажем эти слова.Дети повторяют слова. Бросаю клубок.

(клубочек катится, звучит музыкаиз к/ф «Три орешка для золушки»)

1 герой Дюймовочка

Родилась у мамы дочка

Из прекрасного цветочка.

Хороша, малютка просто!

С дюйм была малышка ростом.

Если сказку вы читали,

Знаете, как дочку звали.

Дюймовочка


  1. Минутка чистописания.

(на доске)  ая, ое, ый, яя, ее, ой, ий

- Что напоминает эта строка?

- Разделите их на 3 группы   (ая-яя, ое-ее, ой-ый-ий)


(слайд 12)В: Ребята, посмотрите, куда прикатился наш клубочек? Это волшебное сказочное дерево.

  1. Словарная работа.

  2. Сирень, металл, облако, орех, горох, аромат.

  3. Подберите имена прилагательные


Ребята, посмотрите, куда укатился клубочек?(слайд 23) (В избушку на курьих ножках.) Баба Яга отправила нас в страну имени прилагательного.

- Итак, мы опять с вами в стране Имени Прилагательного.

5. Тест об им. Проилагательном

Выступление ребят.

Имя прилагательное: Родилось я с очень покладистым характером, но нет у меня ни рода, ни числа. Что же мне делать? Может спросить у имени существительного?

- Имя существительное, одолжи мне свой род и число, а то мне скучно и грустно.

Имя существительное: С удовольствием, я буду с тобой дружить.

Имя прилагательное: Вместе дружба, вместе служба!

- Ребята, расскажите, что вы знаете обо мне.

Тест «Имя прилагательное». Вопросы – ответы.

1. Что такое имя прилагательное?    ___________________________________

2. Что оно обозначает?_______________________________________________

3. На какие вопросы отвечает?________________________________________

4. С какой частью речи связано?_______________________________________

5. Как изменяется?  Заполни схему.

Прилагательное

________________________число_________________________число
_______род________род________род                    (вопрос)
                       (вопросы)                                   ________________
_________  __________  ____________

6. Член предложения?____________________________________________

Проверяем. (проверка по слайду из презентации к уроку)

- Поднимите руку, кто полностью справился с этим заданием.

- Как определить падеж имени прилагательного?

  •  Найти существительное, к которому относится имя прилагательное.

  • Определить падеж существительного.

  • По падежу имени существительного определить падеж прилагательного.

6.Работа у доски.

Ребята, посмотрите, клубочек покатился. Царевна- лягушка

Стрела молодца угодила в болото,
Ну где же невеста? Жениться охота!
А вот и невеста, глаза на макушке.
Невесту зовут …

царевна-лягушка

Упр 239 найди антонимы

Что такое антонимы?

7.Физминутка.

Ребята, посмотрите, клубочек не может дальше катиться.(слайд 29) (На экране появляется заставка «Лесная полянка» и звучит запись «Шум леса»).(физминутка под музыку)

Сейчас мы с вами оказались в сказочном лесу, будьте внимательны и повторяйте за мной движения.

“Ели”

Руки подняли и помахали -

Это ели в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули -

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем -

Птицы на ели летят.

Как они сядут - покажем:

Крылья сложим назад.

«Мы к лесной дорожке вышли, поднимаем ноги выше, кто высоко так шагал не споткнулся, не упал. Вот и речка на пути, ну попробуй-ка пройти, через речку прыг-скок вот и берег- бережок.» (Дети выполняют движения согласно тексту).

8. Работа в группах «ТЕСТ-ТЕКСТ» 

Ребята, посмотрите, куда прикатился наш клубочек? Карабас Барабас

Человек немолодой
Вот с такущей бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину,
И вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас
Кто же это?

Карабас Барабас

(раздаются карточки по рядам)

Подчеркнуть ответы, составить предложение, добавив в него имя прилагательное, выбрать отвечающего.

(3-4мин -  ответы детей)

1 – метель, началась, вдруг. Вдруг началась сильная метель.

2 – облако, плыло, низко. Тёмное облако плыло низко над землёй.

3 – посыпалась, с неба, крупа. С неба посыпалась колючая крупа.

4 – звёзды, сверкать, небо. В вечернем небе сверкали яркие звёзды.

Запись: В вечернем небе сверкали яркие звёзды. (у прилаг. определить падеж, объяснить написание окончания)

Тёмное облако плыло низко над землёй. (пред-ние разобрать по составу)

Вдруг началась сильная метель. (прилаг. разобрать по составу)

С неба посыпалась колючая крупа. (у прил. определить род, число, падеж)



Ребята, посмотрите, куда прикатился наш клубочек? Снежная королева

Владея снегом, льдом и стужей, Она надменно холодна, И снежной вьюгой злою кружит Зимой у тёплого окна, И вышивание морозом Узоров чудных на стекле, Она предпочитает розам, Взращённым в комнате, в тепле. Холодной льдинки злой осколок Вонзит в сердечко малыша. Её правленья век не долог, Когда есть добрая душа. (Снежная Королева)

9.Самостоятельная работа Дифференцированная работа.

Карточка №7 Вика , Алина.

Карточка №5 Вадим, максат

Карточка №2 Бектемир, Гульнара, Вика.




10.Игра «Веришь – не веришь» Соловей Разбойник.

Он разбойник, он злодей,

Свистом он пугал людей.


- А верите ли вы, что род, падеж, число прилагательных    

   зависит от существительного?

- А верите ли вы, что вы знаете родовые окончания    

   прилагательных?

- А верите ли вы, что у прилагательных  ж. р. окончания  

   ый, ий, ой?

- А верите ли вы, что у прилагательных ср.р. окончания

   ое, ее?

- А верите ли вы, что  прилагательные во мн.ч.    

   склоняются одинаково независимо от их рода?

- А верите ли вы, что у прилагательных в Р.п.  м.р. и ср.р.    

   окончания     ого, его?


10. Заключительная часть. .Ребята, посмотрите, куда прикатился наш клубочек. (К сундучку)Да, ребятки, это наш волшебный сундучок!(слайд 53) А вы хотите узнать, что в нем находится? (Да) Перед тем как мы с вами откроем этот сундучок, я хочу чтобы вы вспомнили сказочные заклинания.(слайд 54)Какие слова надо произнести, чтобы:(слацд 55)

1. Вызвать Сивку-бурку? (Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой.)(слайд 56)

2. Вместе с Али-Бабой открыть дверь в пещеру с сокровищами? (Сим-сим, открой дверь!)(слайд 57)

3. Сварить кашу в волшебном горшочке? (Раз, два, три, горшочек, вари!)(слайд 58)

4. Исполнить желание с помощью волшебной щуки? (По щучьему веленью, по моему хотенью.) (слайд 59)


В: Отлично! Открываю сундучок. В нем не бриллианты, не злато, не серебро. Посмотрите, в волшебном сундучке книга русских нпродных сказок

Итог мероприятия

(звучит минусовка песни «Дорогами добра», дети читают стихотворение)

В мире много сказок

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.


Лампа Аладдина,

В сказку нас веди,

Башмачок хрустальный,

Помоги в пути!


Мальчик Чиполлино,

Мишка Винни-Пух –

Каждый нам в дороге

Настоящий друг.


Пусть герои сказок

Дарят нам тепло,

Пусть добро навеки

Побеждает зло!(слайд 61)


7. Рефлексия. Итог урока.

- Достиг ли наш урок поставленной цели?




Прозвенел звонок.

Голосистый дружок.

Перемены ждут ребята,

Поиграть, попрыгать надо!

Спасибо за урок!








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку " По дорогам сказок" Склонение имен прилагательных.

Автор: Кабанова Оксана Евгеньевна

Дата: 09.01.2016

Номер свидетельства: 274022

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства