ПЛАН-КОНСПЕКТ
УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ.
Учитель:Кабанова О.Е.
Тема. Склонение имен прилагательных.
Задачи:
1) образовательные:
- совершенствование знаний об имени прилагательном, умения отличать её от других частей речи;
- совершенствовать умение определять род, число, падеж имени прилагательного;
- совершенствовать умение писать безударные падежные окончания.
2) развивающие:
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие критического мышления посредством интерактивного включения в образовательный процесс;
- активизировать познавательную деятельность через групповую форму работы.
3) воспитательные:
- воспитывать культуру взаимоотношений;
- воспитывать любовь к родному языку;
Оборудование сундук с призами, слайды, компьютерная презентация, клубочек, корзинки, лукошко (сказочные предметы в лукошке), шишки;
Ведущая: Здравствуйте, ребята! - Ребята, готовы вы к уроку? (да)
На вас надеюсь я друзья!
(вместе) Мы хороший дружный класс
Всё получится у нас! (садитесь)
Руки? – На месте!
Ноги? – На месте!
Локти? – У края!
Спина? – Прямая!
- Откройте тетради, запишите дату нашей встречи.
2. Постановка учебной задачи.
Вы узнали меня?. я – Сказочница. Я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие по сказкам.(слайд 2) Ребята, а вы любите сказки? (Да)И я люблю. Веселые и грустные, страшные и смешные. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости.А какие бывают сказки? (Авторские и народные)Скажите, почему сказки называют народными? (Сказки называют народными, потому что их придумал народ и передавал их из уст в уста, из поколения в поколение, от мамам - детям, от бабушек – внукам).В сказках совершаются самые невероятные чудеса. Ребята, я вам приготовила подарок – настоящее сокровище и положила его в волшебный сундук. Но Кощей Бессмертный украл его и спрятал в сказочном лесу.Вы хотите найти сундук? (Да)Тогда, отправляемся в сказочный лес. Но, прежде, чем оказаться нам в лесу, возьмёмся все за руки и закроем глаза. Как только вы услышите волшебные звуки, сразу открывайте глаза. Готовы? Все закрыли глаза? Тогда – в путь! В мир Чудес и Волшебства!
Звучит музыка «В гостях у сказки».(слайд 3)
Ученики читают стихотворения
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.
И сразу меняются лица
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка…(слайд 4)
Если вы не так уж боитесь Кощея,
И Бармалея, и Бабу Ягу,
Отправляйтесь с нами поскорее
Туда, где зеленый дуб на берегу.
Здесь гуляет черный котище ученый,
Не пьет молока он и не ловит мышей.
Самый настоящий кот говорящий,
А на цепи сидит Горыныч Змей.
И серый волк здесь в дружбе с Шапочкою Красной,
И Колобок здесь дружит с рыжею лисой.
В гости спешите, скорее приходите.
Сказки ждут вас с открытой душой!
Звучит музыка «В гостях у сказки».(слайд 4)
Ведущая:Ребята, вот мы и в сказочном лесу.(слайд 5) Посмотрите, это волшебный клубочек, он нам укажет путь к сундуку. Но на пути нам встретятся препятствия, и их нужно будет преодолеть.
Задание:Ребята, прежде чем мы отправимся в дорогу, Чтобы наш клубочек покатился, нужно сказать волшебные слова: «Катись, катись, клубок. Укажи нам, где волшебный сундучок!» Давайте скажем эти слова.Дети повторяют слова. Бросаю клубок.
(клубочек катится, звучит музыкаиз к/ф «Три орешка для золушки»)
1 герой Дюймовочка
Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали.
Дюймовочка
- Минутка чистописания.
(на доске) ая, ое, ый, яя, ее, ой, ий
- Что напоминает эта строка?
- Разделите их на 3 группы (ая-яя, ое-ее, ой-ый-ий)
(слайд 12)В: Ребята, посмотрите, куда прикатился наш клубочек? Это волшебное сказочное дерево.
- Словарная работа.
- Сирень, металл, облако, орех, горох, аромат.
- Подберите имена прилагательные
Ребята, посмотрите, куда укатился клубочек?(слайд 23) (В избушку на курьих ножках.) Баба Яга отправила нас в страну имени прилагательного.
- Итак, мы опять с вами в стране Имени Прилагательного.
5. Тест об им. Проилагательном
Выступление ребят.
Имя прилагательное: Родилось я с очень покладистым характером, но нет у меня ни рода, ни числа. Что же мне делать? Может спросить у имени существительного?
- Имя существительное, одолжи мне свой род и число, а то мне скучно и грустно.
Имя существительное: С удовольствием, я буду с тобой дружить.
Имя прилагательное: Вместе дружба, вместе служба!
- Ребята, расскажите, что вы знаете обо мне.
Тест «Имя прилагательное». Вопросы – ответы.
- Как определить падеж имени прилагательного?
- Найти существительное, к которому относится имя прилагательное.
- Определить падеж существительного.
- По падежу имени существительного определить падеж прилагательного.
6.Работа у доски.
Ребята, посмотрите, клубочек покатился. Царевна- лягушка
Стрела молодца угодила в болото,
Ну где же невеста? Жениться охота!
А вот и невеста, глаза на макушке.
Невесту зовут …
царевна-лягушка
Упр 239 найди антонимы
Что такое антонимы?
Ребята, посмотрите, клубочек не может дальше катиться.(слайд 29) (На экране появляется заставка «Лесная полянка» и звучит запись «Шум леса»).(физминутка под музыку)
8. Работа в группах «ТЕСТ-ТЕКСТ»
Ребята, посмотрите, куда прикатился наш клубочек? Карабас Барабас
Человек немолодой
Вот с такущей бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину,
И вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас
Кто же это?
Карабас Барабас
(раздаются карточки по рядам)
Подчеркнуть ответы, составить предложение, добавив в него имя прилагательное, выбрать отвечающего.
(3-4мин - ответы детей)
1 – метель, началась, вдруг. Вдруг началась сильная метель.
2 – облако, плыло, низко. Тёмное облако плыло низко над землёй.
3 – посыпалась, с неба, крупа. С неба посыпалась колючая крупа.
4 – звёзды, сверкать, небо. В вечернем небе сверкали яркие звёзды.
Запись: В вечернем небе сверкали яркие звёзды. (у прилаг. определить падеж, объяснить написание окончания)
Тёмное облако плыло низко над землёй. (пред-ние разобрать по составу)
Вдруг началась сильная метель. (прилаг. разобрать по составу)
С неба посыпалась колючая крупа. (у прил. определить род, число, падеж)
Ребята, посмотрите, куда прикатился наш клубочек? Снежная королева
Владея снегом, льдом и стужей, Она надменно холодна, И снежной вьюгой злою кружит Зимой у тёплого окна, И вышивание морозом Узоров чудных на стекле, Она предпочитает розам, Взращённым в комнате, в тепле. Холодной льдинки злой осколок Вонзит в сердечко малыша. Её правленья век не долог, Когда есть добрая душа. (Снежная Королева)
9.Самостоятельная работа Дифференцированная работа.
10.Игра «Веришь – не веришь» Соловей Разбойник.
Он разбойник, он злодей,
Свистом он пугал людей.
- А верите ли вы, что род, падеж, число прилагательных
зависит от существительного?
- А верите ли вы, что вы знаете родовые окончания
прилагательных?
- А верите ли вы, что у прилагательных ж. р. окончания
ый, ий, ой?
- А верите ли вы, что у прилагательных ср.р. окончания
ое, ее?
- А верите ли вы, что прилагательные во мн.ч.
склоняются одинаково независимо от их рода?
- А верите ли вы, что у прилагательных в Р.п. м.р. и ср.р.
окончания ого, его?
10. Заключительная часть..Ребята, посмотрите, куда прикатился наш клубочек. (К сундучку)Да, ребятки, это наш волшебный сундучок!(слайд 53) А вы хотите узнать, что в нем находится? (Да) Перед тем как мы с вами откроем этот сундучок, я хочу чтобы вы вспомнили сказочные заклинания.(слайд 54)Какие слова надо произнести, чтобы:(слацд 55)
1. Вызвать Сивку-бурку? (Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой.)(слайд 56)
2. Вместе с Али-Бабой открыть дверь в пещеру с сокровищами? (Сим-сим, открой дверь!)(слайд 57)
3. Сварить кашу в волшебном горшочке? (Раз, два, три, горшочек, вари!)(слайд 58)
4. Исполнить желание с помощью волшебной щуки? (По щучьему веленью, по моему хотенью.) (слайд 59)
В: Отлично! Открываю сундучок. В нем не бриллианты, не злато, не серебро. Посмотрите, в волшебном сундучке книга русских нпродных сказок
Итог мероприятия
(звучит минусовка песни «Дорогами добра», дети читают стихотворение)
В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Лампа Аладдина,
В сказку нас веди,
Башмачок хрустальный,
Помоги в пути!
Мальчик Чиполлино,
Мишка Винни-Пух –
Каждый нам в дороге
Настоящий друг.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло!(слайд 61)
7. Рефлексия. Итог урока.
- Достиг ли наш урок поставленной цели?
Прозвенел звонок.
Голосистый дружок.
Перемены ждут ребята,
Поиграть, попрыгать надо!
Спасибо за урок!