1. Работа в учебнике. а) Упр. 128 –это ещё одно задание, где будем учиться образовывать сложные слова на базе двух простых, выделять корни, находить орфограмму-букву соединительного гласного и букву безударного гласного в корне. Выполняется под руководством учителя. – Составьте и запишите сложные слова из оставшихся пар слов. – Какие орфограммы есть в этих словах? б) В Упр. 129 –будем развивать умение образовывать сложные слова, но от других сложных слов, выделять в них корни. Комментированная запись по образцу. в) Упр. 130 – развивается умение отличать сложные слова-названия людей по профессии от слов-названий предметов. Самостоятельная работа с коллективной проверкой. Лишние слова: самосвал, броненосец. 2. Игра «Перекрёсток». На слайде размещён кроссворд. – Задание: отгадайте и запишите слова по горизонтали. Чья группа быстрее выполнит, поднимите ФЛАЖОК. 1) Шуруп, который сам нарезает резьбу. (Саморез.) 2) Судно, приводимое в движение паровым двигателем / ходит под паром. (Пароход.) 3) В старину большой чайник, за которым собирались все члены семьи. (Самовар.) 4) Русская народная игра-пляска. (Хоровод.) 5) Лес, поваленный бурей. (Бурелом.) 6) Течение жидкости самостоятельно, по уклону. (Самотёк.) 7) Огнестрельное оружие. (Пулемёт.) – Что у вас оказалось записано в 4-м столбике? (Соединительные буквы гласных о, е.) – Сделайте вывод: какая буква соединительного гласного встречается чаще? (Буква о.) Упр. 131 – развивается умение образовывать сложные слова с корнем сам-, устанавливать общность их значений на основе значения корня. – Какие ещё слова с корнем сам- образовали? Придумайте сами сложные слова с таким корнем. (Самострел, самосвал, самозванец...) 3. Самостоятельная работа в группах (4 группы). – Подберите и запишите слова, выделите корни, установите, что в значении слов общего. Подготовьте маленькое сообщение для остальных групп. 1-я группа: упр. 132. Возможные варианты: паровоз, водовоз, тепловоз, электровоз, бензовоз, молоковоз... – все предметы перевозят что-то. 2-я группа: упр. 133. Общий корень сам-. (Эти сказочные предметы всё делают сами.) – В каких сказках встречаются эти предметы? 3-я группа: упр. 135 – с корнем ход-. (Луноход, теплоход, скороход, пешеход, мореход… Все слова связаны со словом ходить.) 4-я группа: упр.135 – с корнем вод-. (Водокачка, водолаз, водопад, водопой, водопровод, водохранилище… – всё связано с водой.) Вопросы к одному ученику каждой группы, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. Физкультминутка. 4. Работа по «Первоклассной газете». А сейчас настал момент поговорить непосредственно о радуге. СЛАЙД «РАДУГА» Прочитайте тексты из зелёного конверта -Что вы прочитали? (Легенду – 2гр., из словаря – др. 1 гр., стихотворение – 1гр.) -Расскажите другим группам по очереди прочитанные легенды. -2гр. Работала научными сотрудниками и они нам прочитают, из словаря Ожегова что такое Радуга. -1гр. Прочитает стихотворение про радугу. Есть ли здесь сложные слова? (разноцветная) На стр. 15 газеты прочитайте про ЛУННУЮ РАДУГУ. Найдите сложные слова. (водопадами, фотоаппарат). Напишите в тетрадь, выделите корень, подчеркните соединит. гласн. 4. Работа по учебнику. Упр. 134 – развивается умение находить в тексте несуществующие, потенциальные сложные слова. – Мальчик-фантазёр придумал себе «профессию» – лужелаз. Он сам образовал сложное слово по типу слова водолаз. – Можно ли назвать слово подводник сложным? Почему? (В нём нет двух корней, а есть приставка.) 5. Запись под диктовку. – Прослушайте два предложения. Накануне извержения вулкана в Индонезии начинает цвести королевская примула. Это цветок землетрясения. – Составьте и запишите из них одно предложение, в котором будет сложное слово. Королевская примула – это цветок землетрясения. – Какое сложное слово вы записали? Назовите все орфограммы в этом слове, подберите проверочные слова. (Земли, тряска) Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) |