kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку по теме "Образование сложных слов" в 3 классе по УМК 2100

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мой стаж работы в школе 25 лет. Закончила Ижевское педагогическое училище в 1990 году и Удмуртский Государственный университет в 2002 году. Начала работать в своей родной школе, которую закончила. Работала так же в частной школе "Приватиссима". В данный момент работаю в центральной школе нашего города. Замужем, воспитываю двоих детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по русскому языку по теме "Образование сложных слов" в 3 классе по УМК 2100 »

Русский язык в 3В кл.

Тема: Образование сложных слов


Цель:

– введение в активный словарный запас учащихся сложных слов разных тематических групп;

– развитие умений образовывать сложные слова, подбирать слова с одинаковыми корнями, правильно писать их и объяснять выбор буквы соединительного гласного о или е.



Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД



Ι. Актуализация знаний.











– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

1. Словарная работа.

– Запишите словарные слова, которых не хватает в следующих пословицах:

Человек без Родины – что ... без песни оловей).

Медведя ... из окошка дразнить орошо).

Хорошее слово и в жестокий ... согревает ороз).

Крепкую дружбу и ... не разрубить опором).

Всякая ... вдвоём веселей орога).


– Что общего у всех этих слов? (Непроверяемая буква безударного гласного о, написание которой надо запомнить.)

– Составьте и запишите одно предложение, чтобы в нём было два словарных слова. (Например: Хорошо летним утром услышать трели соловья.)

2. Устный опрос.

1. «Подскажи словечко».

Ученики в тетрадях записывают только недостающие слова.

Каждый ответ – на новой строчке (в столбик).ПОДНЯТЬ БУКВУ

а) Слова, у которых два корня, называются ... (сложными).

б) В сложных словах есть буквы соединительных гласных ... (о и е).

в) После букв твёрдых согласных пишется соединительная буква ... (о).

г) После букв мягких согласных пишется соединительная буква ... (е).

д) После букв ж и ш пишется ... (е).


Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.


Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.









- Сегодня нам в нашей работе поможет «Первоклассная газета». Вы сегодня будете кем? (Читают снизу – юный исследователь).

Как называется тема номера?

(РАДУГА)

Я предлагаю вам подниматься по каждой ступеньке радуги и что-то новое исследовать. Первое, что вы должны для себя открыть, это тему нашего урока. Посмотрите у вас на столах лежат конверты. Достаньте оттуда карточки и попробуйте сформулируйте цель урока. (В конвертах ГОЛУБЫХ представлены слова, ряд примеров из упр. 128)

Падать, листья

Лёд, колоть

Сосать, пыль

Цель: образовывать сложные слова и правильно их писать, обозначать орфограммы.

– Образуйте и запишите сложные слова с корнями каждой пары представленных слов.


– Составим устно план урока.

План (примерный: образовывать и записывать сл. сл., обознач. орфограм.)


– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)



Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.


2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


ΙII. Развитие умений – применение знания.

1. Работа в учебнике.

а) Упр. 128 –это ещё одно задание, где будем учиться образовывать сложные слова на базе двух простых, выделять корни, находить орфограмму-букву соединительного гласного и букву безударного гласного в корне.

Выполняется под руководством учителя.

– Составьте и запишите сложные слова из оставшихся пар слов.

– Какие орфограммы есть в этих словах?


б) В Упр. 129 –будем развивать умение образовывать сложные слова, но от других сложных слов, выделять в них корни.

Комментированная запись по образцу.


в) Упр. 130 – развивается умение отличать сложные слова-названия людей по профессии от слов-названий предметов.

Самостоятельная работа с коллективной проверкой.

Лишние слова: самосвал, броненосец.


2. Игра «Перекрёсток».

На слайде размещён кроссворд.


Задание: отгадайте и запишите слова по горизонтали. Чья группа быстрее выполнит, поднимите ФЛАЖОК.


1) Шуруп, который сам нарезает резьбу. (Саморез.)

2) Судно, приводимое в движение паровым двигателем / ходит под паром. (Пароход.)

3) В старину большой чайник, за которым собирались все члены семьи. (Самовар.)

4) Русская народная игра-пляска. (Хоровод.)

5) Лес, поваленный бурей. (Бурелом.)

6) Течение жидкости самостоятельно, по уклону. (Самотёк.)

7) Огнестрельное оружие. (Пулемёт.)

– Что у вас оказалось записано в 4-м столбике? (Соединительные буквы гласных о, е.)

– Сделайте вывод: какая буква соединительного гласного встречается чаще? (Буква о.)


Упр. 131 – развивается умение образовывать сложные слова с корнем сам-, устанавливать общность их значений на основе значения корня.

– Какие ещё слова с корнем сам- образовали? Придумайте сами сложные слова с таким корнем. (Самострел, самосвал, самозванец...)


3. Самостоятельная работа в группах (4 группы).

– Подберите и запишите слова, выделите корни, установите, что в значении слов общего. Подготовьте маленькое сообщение для остальных групп.


1-я группа: упр. 132.

Возможные варианты: паровоз, водовоз, тепловоз, электровоз, бензовоз, молоковоз... – все предметы перевозят что-то.


2-я группа: упр. 133.

Общий корень сам-. (Эти сказочные предметы всё делают сами.)

– В каких сказках встречаются эти предметы?


3-я группа: упр. 135 – с корнем ход-. (Луноход, теплоход, скороход, пешеход, мореход… Все слова связаны со словом ходить.)


4-я группа: упр.135 – с корнем вод-. (Водокачка, водолаз, водопад, водопой, водопровод, водохранилище… – всё связано с водой.)



Вопросы к одному ученику каждой группы, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.


Физкультминутка.


4. Работа по «Первоклассной газете».

А сейчас настал момент поговорить непосредственно о радуге.

СЛАЙД «РАДУГА»


Прочитайте тексты из зелёного конверта

-Что вы прочитали? (Легенду – 2гр., из словаря – др. 1 гр., стихотворение – 1гр.)

-Расскажите другим группам по очереди прочитанные легенды.

-2гр. Работала научными сотрудниками и они нам прочитают, из словаря Ожегова что такое Радуга.

-1гр. Прочитает стихотворение про радугу.

Есть ли здесь сложные слова? (разноцветная)


На стр. 15 газеты прочитайте про ЛУННУЮ РАДУГУ. Найдите сложные слова. (водопадами, фотоаппарат). Напишите в тетрадь, выделите корень, подчеркните соединит. гласн.


4. Работа по учебнику.

Упр. 134 – развивается умение находить в тексте несуществующие, потенциальные сложные слова.

– Мальчик-фантазёр придумал себе «профессию» – лужелаз. Он сам образовал сложное слово по типу слова водолаз.

– Можно ли назвать слово подводник сложным? Почему? (В нём нет двух корней, а есть приставка.)


5. Запись под диктовку.

– Прослушайте два предложения.

Накануне извержения вулкана в Индонезии начинает цвести королевская примула. Это цветок землетрясения.

– Составьте и запишите из них одно предложение, в котором будет сложное слово.

Королевская примула – это цветок землетрясения.

– Какое сложное слово вы записали? Назовите все орфограммы в этом слове, подберите проверочные слова. (Земли, тряска)


Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.


– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)





ΙV. Итог урока.



– Что нового о сложных словах вы узнали? (Есть много сложных слов с одним и тем же корнем, сложные слова можно объединить в группы.)

(см. СЛАЙД, итог)


– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?


В завершении урока предлагаю провести ОПЫТ из «Первоклассной газеты» с КОМПАКТ-ДИСКОМ.

(прочитать из газеты)



V. Домашнее задание.



Сочинить сказку про радугу, где будут один или несколько героев, обязательно использовать в тексте сложные слова. На формате А-4 рисунок по желанию. (Работа войдёт в портфолио).



Деятельность учеников:


– Находить в предложении (тексте) сложные слова путём выделения двух корней и соединительной буквы о (е).







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока по русскому языку по теме "Образование сложных слов" в 3 классе по УМК 2100

Автор: Власова Ирина Андреевна

Дата: 17.05.2015

Номер свидетельства: 212645

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект урока русского языка по теме "Знакомство с понятием "сложные слова"." "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-znakomstvo-s-poniatiiem-slozhnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "232479"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442850368"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект урока по русскому языку "Как образуются слова" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-kak-obrazuiutsia-slova"
    ["file_id"] => string(6) "150161"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420441753"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Рабочая программа по русскому языку для 6 класса "
    ["seo_title"] => string(53) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-dlia-6-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "163957"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422552664"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Имя существительное. Повторение."
    ["seo_title"] => string(35) "imia_sushchestvitelnoe_povtorenie_1"
    ["file_id"] => string(6) "633348"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1686211298"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока по окружающему миру по теме "Природные зоны нашей России". "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-prirodnyie-zony-nashiei-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "137964"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417453723"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства