|    1. Работа в учебнике.   а) Упр. 128 –это ещё одно задание, где будем учиться образовывать сложные слова на базе двух простых, выделять корни, находить орфограмму-букву соединительного гласного и букву безударного гласного в корне.   Выполняется под руководством учителя.   – Составьте и запишите сложные слова из оставшихся пар слов.   – Какие орфограммы есть в этих словах?        б) В Упр. 129 –будем развивать умение образовывать сложные слова, но от других сложных слов, выделять в них корни.   Комментированная запись по образцу.        в) Упр. 130 – развивается умение отличать сложные слова-названия людей по профессии от слов-названий предметов.   Самостоятельная работа с коллективной проверкой.   Лишние слова: самосвал, броненосец.        2. Игра «Перекрёсток».   На слайде размещён кроссворд.   –   Задание: отгадайте и запишите слова по горизонтали. Чья группа быстрее выполнит, поднимите ФЛАЖОК.        1) Шуруп, который сам нарезает резьбу. (Саморез.)   2) Судно, приводимое в движение паровым двигателем / ходит под паром. (Пароход.)   3) В старину большой чайник, за которым собирались все члены семьи. (Самовар.)   4) Русская народная игра-пляска. (Хоровод.)   5) Лес, поваленный бурей. (Бурелом.)   6) Течение жидкости самостоятельно, по уклону. (Самотёк.)   7) Огнестрельное оружие. (Пулемёт.)   – Что у вас оказалось записано в 4-м столбике? (Соединительные буквы гласных о, е.)   – Сделайте вывод: какая буква соединительного гласного встречается чаще? (Буква о.)        Упр. 131 – развивается умение образовывать сложные слова с корнем сам-, устанавливать общность их значений на основе значения корня.   – Какие ещё слова с корнем сам- образовали? Придумайте сами сложные слова с таким корнем. (Самострел, самосвал, самозванец...)        3. Самостоятельная работа в группах (4 группы).   – Подберите и запишите слова, выделите корни, установите, что в значении слов общего. Подготовьте маленькое сообщение для остальных групп.        1-я группа: упр. 132.   Возможные варианты: паровоз, водовоз, тепловоз, электровоз, бензовоз, молоковоз... – все предметы перевозят что-то.        2-я группа: упр. 133.   Общий корень сам-. (Эти сказочные предметы всё делают сами.)   – В каких сказках встречаются эти предметы?        3-я группа: упр. 135 – с корнем ход-. (Луноход, теплоход, скороход, пешеход, мореход… Все слова связаны со словом ходить.)        4-я группа: упр.135 – с корнем вод-. (Водокачка, водолаз, водопад, водопой, водопровод, водохранилище… – всё связано с водой.)             Вопросы к одному ученику каждой группы, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):   – Что тебе нужно было сделать?     – Удалось тебе выполнить задание?   – Ты сделал всё правильно или были недочёты?   – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?   – Какой был уровень задания?   – Какие умения формировались при выполнении этого задания?   – Какую отметку ты бы себе поставил?   – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.        Физкультминутка.        4. Работа по «Первоклассной газете».   А сейчас настал момент поговорить непосредственно о радуге.   СЛАЙД «РАДУГА»        Прочитайте тексты из зелёного конверта   -Что вы прочитали? (Легенду – 2гр., из словаря – др. 1 гр., стихотворение – 1гр.)   -Расскажите другим группам по очереди прочитанные легенды.   -2гр. Работала научными сотрудниками и они нам прочитают, из словаря Ожегова что такое Радуга.   -1гр. Прочитает стихотворение про радугу.     Есть ли здесь сложные слова? (разноцветная)        На стр. 15 газеты прочитайте про ЛУННУЮ РАДУГУ. Найдите сложные слова. (водопадами, фотоаппарат). Напишите в тетрадь, выделите корень, подчеркните соединит. гласн.        4. Работа по учебнику.   Упр. 134 – развивается умение находить в тексте несуществующие, потенциальные сложные слова.   – Мальчик-фантазёр придумал себе «профессию» – лужелаз. Он сам образовал сложное слово по типу слова водолаз.   – Можно ли назвать слово подводник сложным? Почему? (В нём нет двух корней, а есть приставка.)        5. Запись под диктовку.   – Прослушайте два предложения.   Накануне извержения вулкана в Индонезии начинает цвести королевская примула. Это цветок землетрясения.   – Составьте и запишите из них одно предложение, в котором будет сложное слово.   Королевская примула – это цветок землетрясения.   – Какое сложное слово вы записали? Назовите все орфограммы в этом слове, подберите проверочные слова. (Земли, тряска)        Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):   – Что тебе нужно было сделать?     – Удалось тебе выполнить задание?   – Ты сделал всё правильно или были недочёты?   – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?   – Какой был уровень задания?   – Какие умения формировались при выполнении этого задания?   – Какую отметку ты бы себе поставил?   – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.        – Что мы сейчас делали?     – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)       |