1.Орг.момент. Психологический настрой. Цель этапа: включение учащихся в деятельность. 2.Пробное учебное действие. Определение темы урока. Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к приобретению нового знания. 3.Постановка учебной задачи Цель этапа: обсуждение темы и цели урока 4. Актуализация знаний. Цель: актуализация знания учащихся о местоимениях 4.Открытие нового знания. Цель этапа: развитие умения решать учебно-познавательные задачи - определение грамматических признаков местоимения - объяснение, на кого или на что указывают личные местоимения - применение знаний в практической ситуации Физкультминутка. Цель:снять эмоциональную усталость, предупредить утомление. 5.Включение в систему знаний. Развитие умения - ориентироваться в разных вариантах выполнения заданий - планировать свою деятельность в соответствии с учебным заданием - представлять результат своей деятельности 6.Этап закрепления -самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону. Цель: закрепить полученные знания, развитие умения решать учебно-познавательные задачи 7. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Цель: сформировать умение - соотносить результат с поставленной целью - оценивать результат своей деятельности | - Ребята, каким вы хотите видеть наш урок? (Интересным, познавательным). - Пожелайте друг другу удачи. Вы единая команда, и будете совместно добывать знания. А чтобы знания были крепкими, вы должны работать дружно. - Я желаю вам удачи. Сегодня на уроке мы будем учиться сравнивать, анализировать и оценивать свою работу и откроем еще одну маленькую тайну русского языка. А подобрать ключ к этой тайне нам помогут задания. Готовы? Какое открытие сделает каждый из вас – вы поделитесь в конце урока.
На доске текст: Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на самом деле редко лисе это удается. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут. - Ребята, прочитайте текст. Какие задания к тексту вы можете предложить? (отредактировать текст, исправить речевые ошибки) -Давайте, исправим речевую ошибку - Прочитайте получившийся текст. - Какую часть речи вы заменили в тексте? (им.сущ.) -Какая часть речи вам помогла? (местоимение) - Назовите грамматические признаки имен существительных. -Как вы думаете, если местоимения могут заменить имена существительные, значит, они могут иметь те же грамматические признаки, что и имена существительные или нет? - Кто догадался, над какой проблемой мы будем работать сегодня на уроке? - Сформулируйте тему нашего урока? - Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока. - Сегодня на уроке мы выясним, какие грамматические признаки могут быть у личных местоимений, и научимся их различать Расскажите, что вы знаете о местоимении Составление кластера Личные мест. бывают 1,2 и 3 лица Значение можно понять только в предл. Указ. на предметы, их признаки и количество, но не называют их местоимения Мест. 3л. ед. ч. имеют форму рода Имеют форму числа, но не изменяются по числам 1. Исследовательская работа в группах - Подумайте, с какой целью я дополнила кластер. Личные мест. бывают 1,2 и 3 лица - Вы сделаете открытие, выполнив практическую работу. Каждой группе выдана карточка с предложениями, где нужно вставить местоимения и ответить на вопрос: На кого указывают эти местоимения. « Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка. Погодите! Как музыке идти? Ведь … не так сидите. … с басом, Мишенька, садись против альта, …, прима, сяду против вторы; Тогда уж музыка пойдет не та: У нас запляшут лес и горы!» Расселись, начали Квартет: … все-таки на лад нейдет. « Постойте ж, … сыскал секрет! – Кричит Осел, - …, верно, уж поладим, Коль рядом сядем.» Свойство зеркальце имело: Говорить ... умело. На него … взглянула, Тяжелешенько вздохнула. Отвели … девицу, Вверх во светлую светлицу. Только месяц показался, … за ним с мольбой погнался. 2. Вывод. Обобщение и заполнение кластера - Какое открытие вы сделали? Личные местоимения бывают 1,2 и 3 лица Местоимениями Я и МЫ говорящие указывают на себя Мест. ОН, ОНА, ОНО, ОНИ могут указывать на одуш. и неодуш. предметы Местоимения ТЫ, ВЫ указывают на лицо или лица, к которым обращена речь - Оцените вклад каждого в работе группы. - Прочтите рубрики «Это надо знать» на с.131, 134. Сопоставьте рубрики с вашими выводами. Физкультминутка «Берегите глаза» и использованием ИКТ 1.Инсценирование ситуаций. Докажите утверждения из рубрики «Это надо знать» (с.131). Используйте примеры из рубрики или свои примеры, инсценируйте ситуации. Подтвердите примерами утверждения из рубрики «Это надо знать» (с.134) - К кому вы обращаетесь на Вы? - В какой ситуации ты говоришь – мы? - В какой - они? 2. Определение грамматических признаков местоимений, роли местоимений в речи. Упр.231, с.134. 3. Обобщение. - Какую тайну открыли сегодня на уроке? Вам предлагается в качестве закрепления материала сегодняшнего урока выполнить упражнение «Экзаменатор» Каждый из вас составит вопрос для экзамена по теме урока и задаст его одноклассникам. Взаимопроверка по эталону. Возвращение к цели урока. - Какую цель ставили на урок? - Удалось ли достичь цели? - Оцените свои знания на данном этапе. Задание на самооценку: - Сегодня на уроке я узнал… - Для меня было открытием то, что… - Урок мне показался интересным ( не интересным )… - С каким настроением вы уходите с этого урока? - Как оцениваете свою работу? - Кого особенно хотите похвалить за работу? - Я тоже испытала радость от того, что мы дружно справились со своей задачей. - Благодарю всех за работу. | Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка класса к работе. Редактирование текста Работа в парах на карточках Формулировка темы урока. Формулировка цели урока. Предположения детей Деление на группы Повторение правил работы в группе Работа в группах по карточкам Каждая группа формулирует вывод, выбирает выступающего, который защищает работу группы. Оценка работы группы и ее участников. Сопоставление рубрик с выводами, анализ своих выводов. . Самостоятельная работа по составлению вопросов для экзамена. Опрос одноклассников. Критериальное оценивание (карточка) | Личностные - настрой на позитивное начало урока - проявление эмоционально-ценностного отношения к тайнам русского языка Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные умения: - определять лицо, число и род личных местоимений - объяснять, на кого или на что указывают личные местоимения Регулятивные умения: - выполнять учебные задания в соответствии с целью - контролировать и оценивать результат учебной деятельности Коммуникативные умения: - выполнять учебные задания в группах - представлять результат деятельности Познавательные – умение анализировать информацию. Личностные умения: - проявление интереса к инсценированию, работе с текстом Познавательные умения: - определение грамматических признаков местоимений, роли местоимений в речи Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с заданием - умение применять полученные знания на практике. Коммуникативные умения: - представлять результат деятельности Регулятивные: способность оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку, как учителя, так и оценку учеников. Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание. |