Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку по теме "Фонетика"»
Урок №1 Русский язык 5 класс дата__________________
Тема урока: Повторение изученного в начальных классах
Цели урока: 1. повторить изученные материалы о глаголе, о значении глагола;
2. развивать умения отличать части речи по вопросам и значениям, находить личные окончания глаголов, выразительно читать текст по ролям, различать словосочетания от предложений; составлять предложения, используя данные словосочетания.
3. воспитание любви к чтению книг, коммуникабельности.
Тип урока: повторение изученного материала
Оборудование: раздаточно-дидактический материал
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Постановка цели урока
III.Обобщение пройденного.
В русском языке
33 буквы
согласные - 21
гласные - 10
Ъ и Ь к гласным и согласным не относятся
IV. Коллективная деятельность учащихся.
1.Работа над текстом.
1. Чтение стихотворения «Важный день» стр.3
А) ответить на вопросы к тексту
Б) рассмотреть рисунок и ответить на вопросы:
-Что нарисовано на них?
-Как бы вы назвали эти рисунки?
2. Беседа по вопросам:
-Как родные и близкие провожали вас в школу?
-Что они вам пожелали?
3.словарная работа:
Не отмечен – белгіленбеген
Не расцвечен – безелмеген
По одной простой примете – жай бір белгісі бойынша
Карточка 1. Прочитайте стихотворение, напишите письмо по памяти.
Мне русская речь – как музыка:
В ней словно звучит, поёт,
В ней дышит душою русскою
Создатель её – народ.
(Н. Браун)
V. Подведение итогов урока.
Тест.
1.Укажите слово, в котором 1 гласная.
А) мяч В)мороз С)дерево
2.Укажите слово, в котором 2 гласные.
А) мяч В)мороз С)дерево
3.Укажите слово, в котором 3 гласные.
А) мяч В)мороз С)дерево
4.Укажите глагол.
А) садик В)сидеть С)деревянный
5.Укажите существительное.
А) сверкать В)морозит С)дорога
VI. Домашнее задание.
1.Упр.4, стр.4
2.Комментирование оценок
Урок №2 Русский язык 5 класс дата_________________
Тема урока: Повторение изученного в начальных классах.
Цели урока: 1. повторить изученные материалы о глаголе, о значении глагола;
2.развивать умения отличать части речи по вопросам и значениям, находить личные окончания глаголов, выразительно читать текст по ролям, различать словосочетания от предложений;
3.воспитание любви к чтению книг, любознательности, коммуникабельности.
Учебные предметы: русский язык, математика, история, биология, английский язык.
Отметки: пятёрка, четвёрка, тройка, двойка.
III.Обобщение пройденного.
В русском языке
33 буквы
согласные - 21
гласные - 10
Ъ и Ь к гласным и согласным не относятся
IV. Коллективная деятельность учащихся.
1.Работа над текстом.
1. Чтение текста «Умные и верные друзья» стр.6
а)Слово учителя: Ребята, вы любите читать книги? Какую книгу вы прочитали летом? О чем вы любите читать? Сейчас мы прочитаем рассказ о прекрасном мире книг, который написал К.Паустовский.
б)Ответить на вопросы к тексту
-Кого писатель называет счастливым человеком?
-Почему можно говорить о книгах, как об умных, добрых и верных друзьях?
-Как советует читать К. Паустовский?
в)словарная работа:
окружен множеством друзей – көп достарының ортасында
сопровождают всю жизнь – өмір бойы қосақталып жүреді
в гуще событий – оқиғаның қақ ортасында
непосредственный – тікелей
г)спишите текст.
2.Задание 1.Разноуровневое задание.
Первый уровень. Спишите, подчеркните гласные буквы.
Беречь книгу, обращаться с книгой, объяснить другу, рассказать друзьям, беседовать с ребятами, прочесть сказку.
4.Работа по карточке.
Карточка 1. Прочитайте, напишите письмо по памяти.
Русский язык – это язык науки, техники и культуры.
Русский язык – один из самых богатых языков мира.
Русский язык поможет вам прочитать замечательные произведения русской литературы.
V. Подведение итогов урока.
Тест.
1.Укажите слово, в котором 1 гласная.
А)океан В)вода С)лес
2.Укажите слово, в котором 2 гласные.
А) океан В)вода С)лес
3.Укажите слово, в котором 3 гласные.
А) океан В)вода С)лес
4.Укажите глагол.
А) прыгать В)прыжок С)прыгун
5.Укажите существительное.
А) ехать В)играть С)игра
VI. Домашнее задание.
1.Упр.15, стр.8
2.Комментирование оценок
Урок №3 Русский язык 5 класс дата_________________
Тема урока: Общие сведения о языке.
Цели урока: 1. повторить изученные материалы о прилагательном, продолжить работу над умением учащихся составлять словосочетания из прилагательного и существительного.
2.развивать уменияподбирать прилагательные к существительным, правильно их сочетать; свободно излагать свои мысли.
3.воспитание интереса к изучению языков, любви к изучению устного народного творчества.
Тип урока: повторение изученного материала
Методы и приемы: развитие речи
Оборудование: раздаточно-дидактический материал
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания.
Упр.15
Книга(-и), ж. Интересная книга. Толстая, тонкая книга. Книга стихов. Книга известного писателя. Книга о животных.
III.Обобщение пройденного.
Речь
письменная речь
устная речь
слушаем говорим пишем читаем
IV. Коллективная деятельность учащихся.
1.Работа над текстом.
а)Чтение текста «Язык мой – друг мой» стр.9
б) ответить на вопросы к тексту
-Для чего служит язык?
-Для какого народа родным является узбекский народ?
-На каких языках говорят народы нашей республики?
в)словарная работа:
задумывался ли – ойлаңдын ба
выражает свои мысли – өз ойын жеткізеді
соотвественно – соған сәйкес
г)спишите текст.
2.Задание 1.Разноуровневое задание.
Первый уровень. Спишите, подчеркните гласные буквы.
Цели урока: 1. проверить орфографические и пунктуационные навыки учащихся по изученным материалам;
2. развивать умения грамотно выполнять письменную контрольную работу, правильно переносить слова, расставлять знаки препинания.
3. воспитание внимательности и аккуратности при выполнении работ.
Тип урока: урок -контроль знаний
Оборудование: сборник диктантов
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Постановка цели урока
III. Знакомство с текстом диктанта.
Сельская школа
Далеко видна наша школа. Она стоит на горе. Вокруг здания ребятишки посадили молодые деревья.
В классах светло. Тут царят уют и чистота. Стоят рядами парты. На стене висит доска. Посмотри в окно. Чудная картина! Широкая улица ведёт к реке. За рекой зеленеют поля. Белееет берёзовая роща. (48 сл.)
1.Работа с трудными словами (объяснение их значений, написаний)
2.Объяснение правил оформления работ.
*соблюдать абзац
*дописывать строчку до конца
*сделать правильный перенос слов
*писать без помарок и исправлений
3. Запись текста под диктовку учителя
4. Проверка всего текста при повторном чтении
5. Самостоятельная проверка работ учащимися
6. Сдача работ для проверки
IV. Домашнее задание.
Найти в толковом словаре словарные статьи о существительных ЯЗЫК, РЕЧЬ и записать в тетради.
V. Подведение итогов урока.
Урок №5 Русский язык 5 класс дата___________________
Тема урока: Фонетика. Классификация звуков: гласные и согласные.
Цели урока: 1. познакомить с русским алфавитом; с названиями букв русского алфавита; с количеством звуков и букв; с двойной ролью букв Е,Е,Ю,Я.
2.располагать слова в алфавитном порядке.
3. воспитание чувства юмора.
Тип урока: изучение нового материала
Методы и приемы: Чтение по ролям, игра «Кто больше?»
Оборудование: учебник, опорная таблица.
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Подготовка к восприятию темы урока: Сообщение темы и цели урока.
III.Проверка домашнего задания.
Упр.21
Муравьи слепы. Однако они прекрасно ориентируются, общаются друг с другом. Оказывается, у них есть свой особый язык – «язык» запахов.
IV. Новая тема.
Слово учителя: Тысячи разных звуков окружают человека: шуршание осенних листьев, пение птиц, лай собак, смех детей. Окружают нас и особые звуки – звуки речи, из которых состоят слова. Как вы думаете, сколько нужно звуков, чтобы составить несколько миллионов слов на русском языке? Оказывается, всего 42. Раздел науки о языке, который изучает звуки речи, называется ФОНЕТИКОЙ. Звуки мы произносим и слышим, а буквы – видим и пишем. А теперь познакомьтесь с русским алфавитом на стр.14 и произношением этих букв. (Правило на стр.14)
Карточка 1. Вставьте пропущенные буквы и разделите на слоги.
М…сяц з…яц
З…мляника уч…ник
Хл…б р…ба
Кр…чать вр…ч
Карточка 2.
Семантическая карта
Слоги
Примеры:
1 слог
2 слога
3 слога
Отец
+
Вермишель
+
Мать
+
Собака
+
Волк
+
Трава
+
VI. Подведение итогов урока.
Тест.
1.Укажите слово с 1 слогом.
А)ведро В)мел С)тихо
2.Укажите слово с 2 слогами.
А)солнце В)вещь С)валенки
3.Укажите слово с 3 слогами.
А)ветер В)сапоги С)сумка
4.Укажите слово с 4 слогами.
А)песня В)год С)воскресенье
5.Укажите существительное.
А)красивый В)красота С)красоваться
VII. Домашнее задание.
1.Упр.42, стр.19
2.Комментирование оценок
Урок №7 Русский язык 5 класс дата___________________
Тема урока: Нормы произношения ударных и безударных гласных, звонких и глухих , твердых и мягких согласных.
Цели урока: 1.познакомить учащихся с твердыми и мягкими согласными; с обозначением мягкости согласного звука; с нормами произношения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, с употреблением в русском языке твердых и мягких согласных.
2. развивать умения правильно употреблять пословицы и поговорки; умения правильно произносить слова с мягкими согласными.
3. воспитание интереса к устному народному творчеству.
Ъ и Ь звуков не обозначают, к гласным и согласным буквам
не относятся
IV.Новая тема.
Слово учителя: Ребята, согласные звуки бывают твердые и мягкие. Мягкость
согласного звука обозначается на письме гласными буквами Е,Е,И,Ю,Я, а также мягким знаком Ь
В русском языке в одном слове могут быть и твердые, и мягкие согласные. Например: СОЛЬ МАЛЬЧИК МОРЕ МЫЛИ ГОВОРИЛИ
Мягкий знак обозначает мягкость согласных (кроме шипящих) на конце слова (пять, тетрадь, сентябрь) и в середине слова перед твердыми согласными (письмо, возьму).
Парные согласные
Непарные согласные
Твёрдые
Мягкие
Непарные твёрдые
Непарные мягкие
Б
Б ‘
Ж, Ш, Ц
Й, Ч, Щ
В
В’
Г
Г’
Д
Д’
З
З’
К
К’
Л
Л’
М
М’
Н
Н’
П
П’
Р
Р’
С
С’
Т
Т’
Ф
Ф’
Х
Х ‘
Звонкие и глухие согласные
Звонкие
Глухие
парные
непарные
парные
непарные
б, в, г, д, ж, з
й, л, м, н, р
п, ф, к, т, ш, с
х, ц, ч, щ
Чтобы не ошибиться в правописании безударного гласного в корне, слово надо изменить или подобрать родственное слово так, чтобы этот звук оказался под ударением: сосна – сосны, белить – белый.
Во многих корнях правописание гласных нельзя проверить ударением: гараж, корзина, резина, сигнал. Правописание таких слов надо запомнить или справляться в орфографическом словаре.
V. Первичная проверка ЗУН:
1.Задание №1: Измените слово или подберите родственные слова так, чтобы пропущенные гласные оказались под ударением.
Урок №8 Русский язык 5 класс дата__________________
Тема урока: Особенности произношения твердых согласных Ж,Ц,Ш, мягких согласных Ч,Щ, а также сочетаний –ого,-его, жи--, ши-, чт-, чн—и др.
Цели урока: 1. познакомить с употреблением и произношением твердых согласных букв Ц,Ж и Ш; мягких согласных букв Ч и Щ; а также сочетаний –ого,-его, жи--, ши-, чт-, чн—
2. развивать умения быстро читать скороговорки; придумывать предложения с данными словами ; правильно произносить слова с согласными Ж,Ш,Ц,Ч,Щ.
3. воспитание интереса к изучаемому предмету.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: опорная таблица, карточки
Ход урока:
I.Организационный момент
II. Проверка домашнего задания.
Упр.55
Шест – шесть, угол – уголь, ел – ель.
III. Актуализация знаний.
В русском языке
42 звука
гласные - 6
согласные - 36
Парные согласные
Непарные согласные
Твёрдые
Мягкие
Непарные твёрдые
Непарные мягкие
Б
Б ‘
Ж, Ш, Ц
Й, Ч, Щ
В
В’
Г
Г’
Д
Д’
З
З’
К
К’
Л
Л’
М
М’
Н
Н’
П
П’
Р
Р’
С
С’
Т
Т’
Ф
Ф’
Х
Х ‘
Звонкие и глухие согласные
Звонкие
Глухие
парные
непарные
парные
непарные
б, в, г, д, ж, з
й, л, м, н, р
п, ф, к, т, ш, с
х, ц, ч, щ
IV. Новая тема.
Слово учителя: Ребята перед вами несколько букв Ж Ш Ц Ч Щ Как вы думаете, какая из них твердая, а какая мягкая? Как вы это узнали?
Твёрдые и мягкие согласные
Буквы Ж, Ш, Ц
Буквы Ч, Щ
Буквы Ж и Ш обозначают твёрдые согласные и произносятся твёрдо. Согласный Ц всегда твёрдый.
Ч и Щ мягкие согласные, которые всегда произносятся мягко.
Цирк, живот, шина
Чаща, чашка, щавель
Правописание
1.ЖИ, ШИ пишутся с буквой И: жить, шить.
2.ЧА, ЩА пишутся с буквой А: чаща, щавель.
3.ЧУ, ЩУ пишутся с буквой У: чудо, щука.
Исключение: парашют, брошюра, жюри.
1.В сочетаниях ЧК, ЧН буква Ь не пишется.
2.Сочетание ЧН произносится как [ШН]: конечно - коне[шн]о.
3.Сочетание ЧТ произносится как [ШТ]: чтобы - [шт]обы.
4.В окончаниях –ОГО, -ЕГО родительного падежа прилагательных и причастий мужского и среднего рода вместо Г произносится звук [В]: большого - большо[в]о, синего – сине[в]о.
Век - вечный, восток, удача, кузнец; дочь – дочка, ночь, печь, свеча.
VII. Подведение итогов урока.
Тест.
1.Укажите с ЖИ.
А)лы… В)….шка С)….петь
2.Укажите с ШИ.
А)лу… В)ма…на С)но….
3.Укажите слово с ЧА.
А)ро… В)пло…дь С) ….сы
4.Укажите слово с окончанием -ОГО.
А)летн…. В)умн… С)син….
5.Укажите слово с окончанием -ЕГО.
А)сильн… В)зелён… С)зимн…
VIII. Домашнее задание.
1.Упр.68, стр.26
2.Комментирование оценок
Урок №9 Русский язык 5 класс дата___________________
Тема урока: Классификация согласных звуков. Фонетический разбор слова
Цели урока: 1. познакомить учащихся с твердыми и мягкими согласными; с обозначением мягкости согласного звука; с нормами произношения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, с употреблением в русском языке твердых и мягких согласных.
2. развивать умения правильно употреблять пословицы и поговорки; умения правильно произносить слова с мягкими согласными.
3. воспитание интереса к устному народному творчеству.
I. Организационный момент а) Организация внимания учащихся.
II.Проверка домашнего задания.
Упр. 68
Овца – овцы
Курица – курицы
III.Актуализация знаний.
В русском языке
42 звука
гласные - 6
согласные - 36
Парные согласные
Непарные согласные
Твёрдые
Мягкие
Непарные твёрдые
Непарные мягкие
Б
Б ‘
Ж, Ш, Ц
Й, Ч, Щ
В
В’
Г
Г’
Д
Д’
З
З’
К
К’
Л
Л’
М
М’
Н
Н’
П
П’
Р
Р’
С
С’
Т
Т’
Ф
Ф’
Х
Х ‘
Звонкие и глухие согласные
Звонкие
Глухие
парные
непарные
парные
непарные
б, в, г, д, ж, з
й, л, м, н, р
п, ф, к, т, ш, с
х, ц, ч, щ
Твёрдые и мягкие согласные
Буквы Ж, Ш, Ц
Буквы Ч, Щ
Буквы Ж и Ш обозначают твёрдые согласные и произносятся твёрдо. Согласный Ц всегда твёрдый.
Ч и Щ мягкие согласные, которые всегда произносятся мягко.
Цирк, живот, шина
Чаща, чашка, щавель
IV. Новая тема.
1. Слово учителя: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с порядком фонетического разбора. Но сначала давайте мы вспомним все, что мы знаем по фонетике.
-Сколько букв в русском алфавите?
-Сколько гласных букв?
-Сколько согласных букв?
-Сколько парных согласных по по глухости и звонкости?
3)В слове 5 звуков: 2гласных [а],[ы], з согласных [й],[з],[к].
4)й- [й]-согласный, звонкий, мягкий, непарный
а- [а]- гласный, безударный
з- [з]-согласный, звонкий, твёрдый, парный
ы- [ы]-гласный, ударный
к- [к]-согласный, глухой, твёрдый, парный
4 буквы, 5 звуков
2.Задание 2.Разноуровневое задание.
Первый уровень. Спишите, сделайте фонетический разбор слов:
Река, лук.
Второй уровень. Спишите, сделайте фонетический разбор слов:
Задача, успех.
Третий уровень. Спишите,сделайте фонетический разбор слов:.
Ёлка, дуб, ложка.
3.Вып. упр.78.
Шубка – шуба, зубки – зубы, губки – губы;
Отгадка –отгадочка, зарядка – зарядочка, лодка – лодочка.
4.Работа по карточке.
Карточка 1. Перепишите, вставляя вмесо точек нужные по смыслу слова из скобок..
1)Сегодня встречаем желанного ……… . Приехала дорогая ………. . (гостя, гостья). 2)Завтра товарищ отправится в дальний ……… . Скоро ……… дождь. (полёт, польёт) 3)Сейчас я ……. Морковь, а потом ……… её водой из речки. (полю, полью). 4)Я ……..огурцы. Я ………молоко в бидон. (солю, солью). 5)У нас дружная ………… . Упало ………..на хорошую почву. (семя, семья)
VII. Подведение итогов урока.
Тест.
1.Укажите слово с сочетанием ЧТ.
А)ме….а В)чувс…о С)чуде….о
2.Укажите слово с сочетанием ЧН .
А)невозмо…о В)ску…о С)ну….о
3.Укажите гласный звук.
А) [й] В) [и] С) [з]
4.Укажите согласный звук.
А) [о] В) [у] С) [л]
5.Укажите, в каком слове больше звуков, чем букв.
А)камень В)лето С)весна
VIII. Домашнее задание.
1.Упр.74, стр.28
2.Комментирование оценок
Урок №10 Русский язык 5 класс дата____________________
Тема урока: Изложение.
Цели урока: 1.развивать у учащихся грамотно излагать текст; развивать письменную
речь;
2. учить учащихся писать изложение
3 воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Тип урока: урок- контроль
Оборудование: учебник, сборник изложений
Ход урока:
Организационный момент
Постановка цели урока
Чтение текста изложения (стр.17)
Кто придумал загадки?
Работа над текстом
–Найдите в тексте часть – введение
-основную часть
- заключительную часть
Составление плана к изложению
1.Загадки возникли в глубокой древности.
2.Значение загадок
Пересказ по плану.
Заключительное чтение по плану.
Запись изложения в тетради для контрольных работ.
Подведение итогов урока
Домашнее задание: повторить изученные правила
Урок №11 Русский язык 5 класс Дата___________
Тема урока: Графика. Алфавит. Соотношение звуков и букв. Слоговой принцип
русской графики
Цели урока: 1. научить учащихся делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударные и безударные слоги;
Ъ и Ь звуков не обозначают, к гласным и согласным буквам
не относятся
IV. Объяснение нового материала
1.Слово учителя: Графика – это совокупность особых знаков, с помощью которых устная речь передаётся на письме.
В русском языке 33 буквы. Буквы принято располагать в определённом порядке.
Все буквы, расположенные в принятом порядке, называется алфавитом.
Гласных букв – 10 (а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я). Согласных букв – 21. Две буквы Ь и Ъ к гласным и согласным не относятся.
Звуки речи обозначаются на письме и в печати буквами. Звуки мы произносим и слышим; буквы пишем и видим.
В русском языке 42 звука. Гласных звуков 6 (а, и, о, у, ы, э ). Согласных звуков – 36.
Парные согласные
Непарные согласные
Твёрдые
Мягкие
Непарные твёрдые
Непарные мягкие
Б
Б ‘
Ж, Ш, Ц
Й, Ч, Щ
В
В’
Г
Г’
Д
Д’
З
З’
К
К’
Л
Л’
М
М’
Н
Н’
П
П’
Р
Р’
С
С’
Т
Т’
Ф
Ф’
Х
Х ‘
Звонкие и глухие согласные
Звонкие
Глухие
парные
непарные
парные
непарные
б, в, г, д, ж, з
й, л, м, н, р
п, ф, к, т, ш, с
х, ц, ч, щ
Сколько в слове гласных, столько в нём и слогов. Слоги бывают открытые и закрытые. Открытый слог – это слог, который оканчивается на гласный звук: за-ря, во-да.
Закрытый слог – это слог, который оканчивается на согласный: сос-на, чер-неть.
В русском языке есть слова со стечением согласных, в которых встречаются рядом две, три, четыре согласные: загадка, рассказ, текст.
V. Первичная проверка ЗУН:
1.Задание №1: разделите слова на слоги:
Школа, мама, юноша, журнал, учитель, садик, лес, ёлка, пять.
2.Задание №2: игра «Четвёртый лишний»:
1.Парта 1.Пёс
2.Буква 2.Море
3.Нос 3.Лень
4.Земля 4.Мел
VI. Закрепление материала:
1.Задание №1. Разноуровневые задания:
Первый уровень. Подчеркните гласные буквы:
Вишня, дом, бумага, стол, дорога, шапка, лента, берёза.
1.Укажите слово, в котором нет звонких согласных звуков.
А)копоть В)день С)гора
2.Укажите слово, в котором нет глухих согласных.
А)пот В)лебеди С)тётя
3.Укажите гласный звук.
А) [в] В) [н] С) [у]
4.Укажите звонкий согласный звук.
А) [с] В) [м] С) [п]
5.Какая буква не даёт звука.
А)й В)ё С)ъ
VIII Домашнее задание.
1.Упр.77, стр.29
2.Комментирование оценок
Урок №12 Русский язык 5 класс Дата_______________
Тема урока: Буквы гласных звуков. Буквы согласных звуков. Звуковое значение букв Е,
Ё, Ю, Я
Цели урока:
Обобщить пройденное о буквах и звуках, обеспечить условия для определения функции букв и звуков; упражнять учеников в чтении слогов, слов, текстов;
работать над развитием фонематического слуха и культуры звукопроизношения;
воспитывать культуру учебного труда.
Тип урока: изложение нового материала
Оборудование: алфавит, карточки, таблицы, схема
Ход урока
I. Орг. момент.
Поприветствуйте друг друга улыбкой, пожелайте мысленно удачи своим товарищам и себе.
II. Проверка домашнего задания.
Глаза – глаз, флаги – флаг, арбузы – арбуз, острова – остров.
III. Определение темы урока. Целеполагание.
– С работой каких букв и звуков мы знакомились на прошлом уроке?
(На прошлом уроке мы знакомились с работой букв и звуков. Буква Пп обозначает два звука – твердый [п] и мягкий [ п’]. Эти звуки парные – [б ] и [б’])
– Какую цель вы перед собой поставите? (Дети называют каждый свою цель, например: “Узнать, какую работу выполняет буква”, “ Учиться правильно произносить звук”, “учиться хорошо читать” и т.д.)
Ъ и Ь звуков не обозначают, к гласным и согласным буквам
не относятся
V. Работа над новой темой.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я
Буквы е, ё, ю, ямогут иметь разное звуковое значение: они могут обозначать два звука ([й] + соответствующий гласный [э], [о], [у], [а]) и один звук (только гласный).
Два звука эти буквы обозначают:
1) в начале слова: ем ([йэ]) ёлка ([йо]), юный ([йу]), ящик([йa])
2) после гласной буквы: заезд ([йэ]), паёк ([йo]), знаю (йу]), баян ([йa])
3) после разделительных ь и ъ знаков: Пьер ([йэ]), льёт ([йo]), солью ([йy]) семья ([йа]), съел ([йэ]), адъютант ([йy]) предъявлен ([йa])
Один гласный звук (с указанием на мягкость предшествующего согласного) эти буквы обозначают после согласной буквы: пел ([п'э]л), лёг ([л'о]г), сюда ([с'у]да), пять ([п'а]ть).
1)Чтение слогов. Работа со скороговоркой.
– Переходим на следующую ступеньку нашего плана. Читаем слоги
– Прочитайте скороговорку : Ёжику на ужин жук жужжащий нужен.
– В каких словах встречается правило? Произнесите скороговорку, выделяя голосом звук [ж].
Ъ и Ь звуков не обозначают, к гласным и согласным буквам
не относятся
Я - волшебник. Захочу – Появлюсь и превращу Мел, которым пишут в школе, В мель, опасную на море.
Кто волшебник – отгадай, Выше руку поднимай. Мягкий голос, мягкий шаг… Это буква – … (мягкий знак)
– Что вы знаете о букве Ь?
- Для чего нужен Ь?
- На каком месте в слове может стоять Ь?
- Вспомните слова с Ь на конце слова? В середине?
IV.Новая тема:
Употребление Ь на письме
Буква Ь пишется
1.На конце слова Ь пишется после любого мягкого согласного, кроме шипящих
2.В середине слова буква Ь пишется:
3.Буква Ь не пишется внутри сочетаний чк, чн, нч, нщ, рщ, рч
4.Буква Ь не пишется между двумя мягкими Л
а)после мягкого Л, стоящего перед любым гласным (твёрдым или мягким)
б)после мягкого согласного, стоящего перед твёрдым согласным
Конь, фонарь
Больной, сельдь, мальчик, пильщик
Кузьма, меньше, просьба
речка, нянчить, каменщик
иллюзия
Разделительный твёрдый знак Ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед буквами Е, Ё, Я: подъезд, съел, съёмка, объявление.
Употребление прописных букв
1.С прописной буквы пишется первое слово текста, в частности первое слово цитаты.
2.С прописной буквы пишется первое слово после точки, восклицательного или вопросительного знака.
3.С прописной буквы пишутся все имена собственные существительные.
a). Работа с презентацией по теме урока.
Перед Е,Ё,И,Ю,Я
Я в корнях стою, друзья.
Воробьи, семья, жильё-
Перед Я,Ю,И,Е,Ё.
Воробьи, жильё, ручьи,
Листья, крылья, стулья, чьи.
Колья, перья и семья,
Вьюга, осенью, друзья.
Мягкий знак- хитрый знак. Не назвать его никак. Он не произносится, но в слово часто просится.
Вывод:Мягкий знак звука не обозначает.
Мягкий знак показывает, что согласный звук перед ним произносится мягко: уголь.
Заячьи уши Медвежья голова Лисья морда Волчьи лапы
6. Развитие навыков связной речи.
Составить короткий рассказ, начиная словами:
На лесной поляне…. На высокой сосне…. Под деревом…. За кустами…
VII. Подведение итога.
Тест.
1.Укажите слово с Ь.
А)мяч… В)гус… С)сон…
2.Укажите слово с Ъ.
А)с…есть В)об…учить С)сем…я
3.Укажите слово с Ь.
А)под…езд В)об…явление С)друз…я
4.Укажите слово без Ь и Ъ.
А)пол…я В)руж…ё С)с…ем
5.Какая буква не даёт звука.
А)ъ В)ю С)о
VIII. Домашнее задание.
1.Вып. упр.179, стр.76
2.Оценки учащимся.
Урок №14 Русский язык 5 класс дата________________
Тема урока: Орфограмма. Принципы обозначения на письме звуков
Цели урока:
1. дать понятие об орфограмме, принципах обозначения звуков, оказывать взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль,
2.развитие умений находить орфограммы – буквы согласных по опознавательным признакам, разграничивать разные виды орфограмм – букв согласных, правильно писать слова с орфограммами – проверяемыми и непроверяемыми буквами согласных и буквами непроизносимых согласных в корне слова, графически обозначать орфограммы и их опознавательные признаки.
3.привить интерес к русскому языку
Тип урока: урок развития умений.
Оборудование: таблицы, карточки, схемы
Ход урока
I.Организационный момент.
II.Проверка домашнего задания.
Вып .упр.177
Вить – вьёт, вьют;
Пить – пьёт, пьют.
III. Актуализация знаний.
IV.Новая тема.
Орфография
Орфография – это совокупность правил, устанавливающих:
1)единообразное написание значимых частей слова: корней, приставок, суффиксов и окончаний
2)раздельное и слитное написание слов и их частей речи
3)употребление прописных букв
4)правила переноса слов
1.Правила, устанавливающие написание значимых частей слова, основаны на морфологическом принципе: значимые части слова пишутся единообразно, независимо от изменения в речи гласных и согласных.
2.Раздельное написание слов основывается на принципе: писать все слова русского языка, самостоятельные и служебные, раздельно.
3.Употребление прописных букв связано с выделением имён собственных.
4.Правила переноса основываются на делении слов на слоги с учётом состава слова.
Замена одного звука другим при образовании и изменении слов называется чередованием: книга – книжка, писать –пишу, ответить – отвечу.
Урок №15 Русский язык 5 класс дата__________________
Тема урока: Нормы правописания аффиксов. Написание ъ,ь в частях и между частями слов
Цели урока: 1. познакомить с частью слова – приставкой; с его ролью ( образование слова); с его местом в слове (перед корнем), формировать способность дифференцировать условия употребления Ъ и Ь знаков.
2. развивать умения образовать новые слова при помощи приставки, развивать умение отличать употребления Ъ и Ь знаков в словах
Кликнула кошка мышку. Мышка – за кошку, кошка за Жучку, Жучка – за внучку.
III. Новая тема.
Аффиксы
Нормы правописания аффиксов
Аффиксы (от лат. affixus—прикрепленный),— это необязательная часть слова. В русском языке аффиксы представлены приставками (или префиксами), суффиксами, интерфиксами (соединительными морфемами), постфиксами и окончаниями (или флексиями). Есть слова, в которых аффиксы отсутствуют: беж, здесь, интервью и др., но в большинстве русских слов основы производные, образованные от родственных слов с помощью разных словообразовательных аффиксов. Например, основы слов бел-изн(а), бел-оват(ый), бел-еньк(ий), бел-е(ть)—производные, в них суффиксы вносят новые лексические и лексико-грамматические значения и вместе с окончаниями оформляют слова. В составе основ глаголов всматриваться, перезваниваться выделяются корни -сматр-и -зван- как носители основного лексического значения слова, а также служебные словообразовательные аффиксы: приставки в- и пере-, суффиксы -ыва-/-ива-, постфикс -ся (формообразующий аффикс -ть находится за пределами основы).
Аффиксы лишены самостоятельных лексических значений. Они служат носителями лексико-грамматических, лексических и грамматических значений только в слове и его формах. Так, лексическое значение слов молочник, чайник складывается из лексического значения корней молок-, чай- и лексико-грамматического значения суффикса -ник('вместилище, посуда'). В составе производящей основы может быть несколько корней, при этом каждый корень служит носителем лексического значения основы: водогрязелечебница, засухоустойчивый и др. Лексическое значение производной основы складывается из лексического значения корня (или корней) и лексико-грамматических значений аффиксов основы.
Аффиксальный способ словообразования
При аффиксальном (морфологическом) способе словообразования производное слово образуется присоединением словообразовательных аффиксов (суффиксов, префиксов и т. п.) к производной, основе (или к производящему слову): редакция — редакционный, плавать — плавательный, убедить — переубедить.
Способы аффиксального словообразования, в которых используется одна производящая основа, различаются характером словообразовательного аффикса, образующего производное слово.
1. Суффиксальный способ словообразования, или суффиксация,— это образование производного слова посредством словообразовательного суффикса. Способ суффиксации используется в словообразовании всех основных частей речи.
Суффиксация — главный способ русского аффиксального словообразования. Способом суффиксации образуются существительные: Марс —марсианин, актер — актриса, трактор — тракторист, сто — сотка, обкатать — обкатка, стряпать — стряпня, виноград — виноградник, отцовский — отцовство, котел — котельщик, ядерная (физика) — ядерщик, дублировать — дубляж;прилагательные; дисциплина — дисциплинарный, утро — утренний, будни — будничный, скорость — скоростной, спутник — спутниковый, Толстой — толстовский, город — городской, торф — торфяной;глаголы: завтрак — завтракать, хромой — хромать, чудак — чудачествовать, сухой -— сушить, ты -— тыкать, учитель — учительствовать.
Буквы Ъ и Ь живут в русском алфавите, они не обозначают звуков, но выполняют на письме очень важную роль
Сделайте вывод о том, какую роль выполняет Ъ и когда он употребляется.
(Выполняет разделительную роль. Употребляется после приставок на согласную букву, перед гласными Е,Ё,Ю,Я).
Вывод, что Ь выполняет в словах 3-и функции: показывает мягкость согласного, указывает на грамматические признаки и формы, разделяет гласный и согласный
Что объединяет разделительные Ъ и Ь в разделе «Фонетика»?
(Они не обозначают звуков и указывают на спрятавшийся звук Й перед гласными Е,Ё,Ю,Я,И).
IV.Первичная проверка знаний.
КУПИТЬ – ВЫКУПИТЬ
ЧИТАТЬ – ПРОЧИТАТЬ
ПИСАТЬ – ПЕРЕПИСАТЬ
БЕЖАТЬ – ДОБЕЖАТЬ
-Сравните их и скажите, чем они отличаются?
- Где находится приставка: перед корнем или после корня?
V.Закрепление темы.
1.Задание 1. Заполните таблицу.
Приближение
Удаление
подползти
отползти
прибежать
убежать
2. Задание 2.Разноуровневое задание.
Первый уровень. Перепишите слова, подбирая родственные.
Третий уровень. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
1)Я вошёл в к…бину, меня ус…дили в кресло, бесшумно з…хлопнули люк. 2)Я ост…лся наедине с приборами, освещёнными не дневным с…лнечным светом, а искусственным. 3)Вот убр…ли железные фермы и н…ступила тишина.
3.Вып. задание 3.
Разделите слова на два столбика. Сначала слова, которые нельзя переносить, затем слова, которые переносятся.
Урок №17 Русский язык 5 класс дата__________________
Тема урока: Диктант «Осень»
Цели урока: 1. проверить орфографические и пунктуационные навыки учащихся по изученным материалам;
2. развивать умения грамотно выполнять письменную контрольную работу, правильно переносить слова, расставлять знаки препинания.
3. воспитание внимательности и аккуратности при выполнении работ.
Тип урока: урок -контроль знаний
Оборудование: сборник диктантов
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Постановка цели урока
III. Знакомство с текстом диктанта.
Осень.
Октябрь- месяц листопадов. Оранжевые, бурые , красные, желтые листья тихо падают на землю. Как живые шуршат под ногами.
Самый длинный срок листопада у березы. Он длится два месяца. А как чудесен букет из осенних листьев!
На севере Казахстана в конце октября деревья стоят голые, притихшие. Поля опустели. Пришла настоящая осень.
/ 50 слов./
1.Работа с трудными словами (объяснение их значений, написаний)
2.Объяснение правил оформления работ.
*соблюдать абзац
*дописывать строчку до конца
*сделать правильный перенос слов
*писать без помарок и исправлений
3. Запись текста под диктовку учителя
4. Проверка всего текста при повторном чтении
5. Самостоятельная проверка работ учащимися
6. Сдача работ для проверки
IV. Домашнее задание.
Найти в толковом словаре словарные статьи о существительных ЯЗЫК, РЕЧЬ и записать в тетради.
V. Подведение итогов урока.
Урок №18 Русский язык 5 класс дата_________________
Тема: Орфографические словари и справочники
Цели:1) Сформировать навыки правописания слов с помощью орфографического словаря, через подбор однокоренных слов и синонимов. Повторить правописание гласных и согласных в корне слова.
2) развитие устной и письменной речи, умение пользоваться толковым словарём, умение отвечать на поставленные вопросы давать полные ответы и аргументировать свои выводы.
2.В 1935-1940 гг. былиздан 4-хтомный «Толковыйсловарьрусскогоязыка» (В. Виноградов, Г. Винокур, С. Ожеговым).
3.Общеупотребительнаялексикаифразеологиясовременногорусскоголитературногоязыкапредставленавчетырёхтомном «Словарерусскогоязыка», изданномв 1957-1961 гг. ИнститутомрусскогоязыкаАкадемиинаукСССР.
4.В «Краткомэтимологическомсловарерусскогоязыка»(Н. Шанский, В. Иванов), данообъяснениепроисхожденияболее 7000 слов.
5.Справочникомпорусскойфразеологииможетслужить «Фразеологическийсловарьрусскогоязыка» (А. Молотков). Всловаресобраноболее 4000 фразеологизмов.
6.Богатаясинонимикаполнопредставленав «Словаресинонимоврусскогоязыка» (А. Евгеньева). Здесьпомещеноболее 4000 словарныхстатей.
7. «Школьныйсловарьантонимоврусскогоязыка» (М. Львов). Всловареболее 500 словарныхстатей.
8.Непроверяемые написания называют традиционными. Их надо запоминать. Усвоению таких орфограмм помогает вдумчивое, медленное чтение, анализ состава значимых частей слова. Если возникают затруднения в написании, надо обращаться к орфографическому словарю (Д. Н. Ушаков, С. Е. Крючков). Наиболее полным является «Орфографический словарь» Института русского языка Академии наук СССР (1974).
IV.Тренировочные упражнения.
1.Задание 1. Составьте словосочетания с каждым из прилагательных, выбрав необходимое слово из скобок.
Прозрачный, презренный (стекло, человек).
Громоздкий, большой (тело, дерево).
Благодатный, благодарный (место, поступок).
2. Задание 2.Разноуровневое задание.
Первый уровень. Перепишите слова, подчеркните гласные.
Тот, кто работает в шахте - (шахтёр) Тот, кто учит детей- (учитель) Тот, кто учится на отлично- (отличник) Здание, где учатся школьники- (школа)
Карточка 2.
Дать толкование лексического значения слова.
Землетрясение, северный, мраморный, деревянный.
V. Подведение итогов урока по вопросам, записанным на доску.
- Что такое орфография? - Что такое лексическое значение слова? - Как можно определить правильное написание слова? - В каком словаре даётся правильное написание слов?
Тест.
1.Укажите слово с неделимым слогом.
А)стон В)рука С)голова
2.Укажите гласный звук.
А) [щ] В)[ж] С)[и]
3.Укажите согласный звук.
А)[э] В)[ч] С)[ы]
4.Укажите слово с мягкими согласными.
А)доска В)тётя С)ручка
5.В каком слово с глухими согласными.
А)степь В)баран С)лиса
VI. Домашнее задание.
1.Найти и выписать лексическое значение двух слов: коллега и корреспондент. 2.Оценка учащимся.