Урок русского языка,проведенный во 3 «В» классе.
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.
Учитель первой категории МКОУ Светлоярская СОШ №2 имени Ф.Ф. Плужникова
Тема: Сложные слова - закрепление.
Цели: создать условия для воспитания потребности совершенствовать свою устную и письменную речь; развития интереса к родному языку, умения находить сложные слова , выделять корень в словах .
Предметные: формировать умение в распознавании основ сложных слов и частей слова, образование и правописание сложных слов . Личностные: обращают внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи, выбор слов знаков препинания).
Познавательные: ориентируются в учебнике, словаре; находят ответы на вопросы в тексте, в иллюстрациях.
Коммуникативные: слушают и понимают речь других, пользуются приемами слушания , проявляя уважение и терпимость к чужому мнению,; высказывать и аргументировать , отстаивать собственное мнение, умение договариваться о распределении ролей и функции.
Рефлексивные: самоанализ деятельности проводимый каждым ребенком.
Оборудование : индивидуальные карточки для учащихся, раздаточный материал.
План и ход урока.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный момент. | |
-Какой у нас урок? | У нас урок русского языка. |
-Покажите, с каким настроением вы пришли на урок? | Дети показывают смайлики |
-Каким бы вы хотели увидеть наш урок? | -интересным , познавательным, развивающим. |
-Что необходимо сделать для того чтобы урок прошел успешно? | -необходимо думать, размышлять , отвечать на вопросы, задавать вопросы ,быть внимательным, активным смелым и добрым. |
Актуализация знаний. | |
-Над какой учебной задачей мы работаем? | -мы работаем над учебной задачей «Сложные слова и их правописание». |
-Что такое сложные слова? | -Это слова ,которые имеют два корня. |
- Что такое корень? | -это главная часть слова. |
-Как же образуется слово из двух корней? | -два корня в сложных словах обычно соединяются гласными буквами о или е. |
-В каких случаях пишется буква о? | -соединительная буква о пишется после твердых согласных звуков |
-В каких случаях пишется буква е? | -соединительная буква о пишется после мягких согласных звуков |
-Открыли тетради. Что мы сейчас будем делать? | -мы напишем дату |
Учитель записывает дату | дети выделяют опасные места. |
-Какие бывают сложные слова? | -сложные слова бывают: слова-предметы; слова-признаки. |
-Посмотрите на доску и прочитайте слова самостоятельно | -снеговик, снегопад, землекоп, земляника, островок, остроумный, паровоз, переход, теплоход, тепловой |
-Как вы думаете какую работу я хочу вам сейчас предложить? | -найти сложные слова |
-Чтобы определить сложное слово как вы будете действовать? | -мы должны найти 2 корня |
-Запишите в тетрадь сложные слова | дети записывают |
Взаимопроверка у детей на месте | дети меняются тетрадями и проверяют друг у друга |
Учитель вызывает одного ученика, который закончил работу и пишет на доске сложные слова | |
-Что вы можете сказать о работе своих товарищей? | Ответы детей |
-Проверим работу ученика на доске | |
-Кто согласен с работой ученика? | Ответы детей |
Итог выполненной работы: -Кто справился с работой? -Кто не справился с работой? -На что надо обратить внимание тем кто с работой не справился? | Ответы детей: -Нужно правильно найти и выделить корень и узнать от каких двух слов образуется сложное слово |
Вывод учителя | |
-Кто считает что с этой работой справился легко? -Кто считает что с этой работой справился трудно? | Дети поднимают руку и отвечают |
-Что же нужно нам сделать чтобы помочь этим ребятам преодолеть этим ребятам трудности | -Нужно тренироваться |
-А как вы считаете можем ли мы сами придумать сложные слова самостоятельно? | Дети поднимают руку, кто сможет |
-А как сделать чтобы эта работа прошла быстро и плодотворно? | -Нужно работать в парах |
-Давайте вспомним основные правила работы в парах. | -Работаем вместе, договариваемся, один читает, другой слушает, обсуждаем вместе, один говорит, другой пишет. По окончании поднимаем руку «дружбы» |
-На парте карточки, на карточках сложные слова рассыпались. Вам надо эти слова собрать. -Кто повторит задание, которое вам нужно выполнить? | Ответы детей |
Карточка: | |
Нос | Пряд | |
Шелк | Рог | |
Пусто | Пилка | |
Лес | Сток | |
Вод | Звон | |
-Первую пару вызываю к доске записать работу на доске, выделить корень, подчеркнуть соединительную букву. | |
-Давайте проверим у Даши и Тимура работу. Если вы согласные поднимите зеленый кружочек, если не согласные поднимайте красный кружочек. | Ответы детей |
-Если есть ошибка, дети доказывают ошибку. Итог работы. | |
-Ребята скажите еще раз как найти сложное слово? | Сложное слово состоит из двух корней, из двух слов, их как бы соединяем двумя словами. |
-Я хочу посмотреть, как вы самостоятельно можете составить слова из рассыпанных корней, открывайте учебник стр. 117 №5 | Дети читают задание |
-Что нужно делать? | Ответы детей |
-Возьмите простой карандаш и пометьте точками ,какое сложное слово у вас получилось? | Дети отвечают устно |
-Какие же сложные слова у вас получились. Дома вы эти слова напишите в тетрадях. Открыли дневник и записали задание | |
Рефлексия: -А теперь подведем итог урока -Над какой учебной задачей мы работали? | Ответы детей |
-Что же такое сложно слово? | -Это слова которые имеют 2 корня |
-Что такое корень? | -Это главная часть слова |
-Как образуются сложные слова? | Сложные слова образуются из двух слов-корней и соединяются при помощи гласной буквы –о- или –е- |
-В каких случаях пишется соединительная буква –о- | Ответы детей |
-В каких случаях пишется соединительная буква –е- | Ответы детей |
-Кому было легко поднимите зеленый кружок. Кому было трудно красный. | |
- Все ли мы узнали о сложных словах? | Ответы детей |
-Сложные слова, это один из секретов русского языка. Все ли секреты мы уже открыли? | -Нет |
-Что же будем делать на следующем уроке? | -Продолжать работу над словами |
-Да, но еще нам встретятся новые секреты русского языка | |
Общий итог урока: -Кому сегодня было легко на уроке поднимите зеленый кружок. Кому было трудно красный. Кто старался помогать своим товарищам, поднимите руку. С каким настроением мы заканчиваем урок, поднимите смайлики. Спасибо за урок | |