Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему: " Написание сжатого изложения" »
Тема: Написание сжатого изложения
I. Целеполагание
Учитель: Недавно мы проводили урок развития речи. Какую тему рассматривали?
Ученики: Мы изучили основные приёмы компрессии текста.
Учитель: Что сегодня будем делать?
Ученики: Писать сжатое изложение.
Учитель: Откройте тетради, запишите тему урока: Сжатое изложение.
Учитель: Прочитайте эпиграф, слова М. Горького: «Язык – инструмент, необходимо знать его, хорошо им владеть». Объясните его.
Ученики: Хорошее владение языком – инструментом – необходимо для решения многих важных задач, в том числе для успешной сдачи выпускного экзамена по русскому языку. Одно из заданий ГИА – написание сжатого изложения – требует умения понять текст, запомнить его и грамотно изложить.
Учитель: Таким образом, сформулируйте цель урока.
Ученики: Цель нашего урока – научиться пользоваться языком, его средствами для написания части С1 ГИА – сжатого изложения.
Учитель записывает на доске цель.
Учитель: Какие задачи поставите?
Ученики:
отработать умение выделять главное в тексте;
отработать умение использовать различные приёмы компрессии;
отработать умение логично и лаконично излагать свои мысли;
формировать коммуникативные умения.
II. Разминка
Учитель: Проведём разминку. Вспомните основные приёмы компрессии. Выходим по цепочке к доске и определяем, что относится к исключению, обобщению, упрощению.
Учитель: Приступаем к написанию изложения. Перед вами текст – работа известного психолога и журналиста – Шахиджаняна. Также перед вами индивидуальное задание. Такое же задание у вас на партах. Приступаем к его выполнению.
1. Индивидуальное задание
Прочитай текст.
Определи тему текста – о творческом труде и правильном выборе профессии
Определи идею текст – уметь добиваться цели, отстаивать себя и любить то дело, которое делаешь, чтобы в тебе горела «искра».
Определи стиль – публицистический
Определи тип речи – рассуждение
Озаглавь текст – «Любовь к труду», «Когда работа в радость».
Разбей текст на абзацы.
2. Работа в группе
Учитель: Прежде чем мы начнём выполнять следующее задание в группах я попрошу вашего внимания на два слайда. На экзамене вашу работу будут оценивать по этим трём критериям.Критерии у вас на столах. Смотрите в них.
Работать вы сейчас будете по алгоритму.Приступайте.
Алгоритм работы по компрессии текста
1-й ученик в группе руководит работой за выделение ключевых слов.
Задание: Выделите ключевые слова данного
абзаца.
2-й ученик в группе руководит работой за формулировку микротемы.
Задание: Сформулируйте микротему.
3-й ученик в группе руководит работой за сжатие абзаца (распределяет предложения между членами группы).
Задание: Напишите вариант сжатого изложения,
используя основные приёмы компрессии текста.
4-й ученик в группе участвует в сжатии текста.
(Распределите между собой задание самостоятельно)
Ученики работают 7-10 минут, затем отправляют выполненные задания по е-mail на главный компьютер, где «владелец» принимает и оформляет общую таблицу. Затем выводит её на слайд, и учащиеся каждой группы выступают со своим заданием.
№ абзаца
Ключевые слова
Микротема абзаца
Вариант сжатого изложения (подсчитайте количество слов)
1.
2.
3.
Учитель: Итак, возвращаемся к критериям. Кто хочет оценить работу класса? Сколькобаллов вы получаете за сжатое изложение?
IV. Итог
Учитель:
- В чём, по вашему мнению, наслаждение жизни?
- Согласны ли вы, что только правильно выбранная профессия может сделать жизнь человека полноценной?
V. Рефлексия
У каждого на парте листок с таблицей:
№
да – нет
+ (-)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Учитель:
Существует только 3 вида компрессии. (нет)
Замена – принцип компрессии. (да)
Приступать к сжатию надо до определения основной темы. (нет)
Приступать к сжатию надо до того, как составил подробный план и написал полное изложение. (нет)
Я внёс существенный вклад, работая в группе. (да)
Я умею писать сжатое изложение. (да)
Учитель: Поставьте себе оценку за урок. Кто поставил «4», «5»? Я так же оцениваю вашу работу.
Запишите д/з:
Написать сжатое изложение в тетрадях, работая над орфографией и пунктуацией.