kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку на тему: " Написание сжатого изложения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                                               Основные приёмы компрессии

Исключение

  • исключение повторов;
  • исключение одного или нескольких синонимов;
  • исключение уточняющих и поясняющих конструкций;
  • исключение фрагмента предложения, содержащего несущественную информацию;

Обобщение

  • замена однородных членов обобщающим наименованием;
  • замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
  • замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением

Упрощение

  • слияние нескольких предложений в одно;
  • замена предложения или его части указательным местоимением
  • замена сложноподчинённого предложения простым;
  • замена прямой речи косвенной
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему: " Написание сжатого изложения" »

Тема: Написание сжатого изложения


I. Целеполагание


Учитель: Недавно мы проводили урок развития речи. Какую тему рассматривали?

Ученики: Мы изучили основные приёмы компрессии текста.

Учитель: Что сегодня будем делать?

Ученики: Писать сжатое изложение.

Учитель: Откройте тетради, запишите тему урока: Сжатое изложение.

Учитель: Прочитайте эпиграф, слова М. Горького: «Язык – инструмент, необходимо знать его, хорошо им владеть». Объясните его.

Ученики: Хорошее владение языком – инструментом – необходимо для решения многих важных задач, в том числе для успешной сдачи выпускного экзамена по русскому языку. Одно из заданий ГИА – написание сжатого изложения – требует умения понять текст, запомнить его и грамотно изложить.

Учитель: Таким образом, сформулируйте цель урока.

Ученики: Цель нашего урока – научиться пользоваться языком, его средствами для написания части С1 ГИА – сжатого изложения.

Учитель записывает на доске цель.

Учитель: Какие задачи поставите?

Ученики:

  1. отработать умение выделять главное в тексте;

  2. отработать умение использовать различные приёмы компрессии;

  3. отработать умение логично и лаконично излагать свои мысли;

  4. формировать коммуникативные умения.


II. Разминка


Учитель: Проведём разминку. Вспомните основные приёмы компрессии. Выходим по цепочке к доске и определяем, что относится к исключению, обобщению, упрощению.

За шторкой

Исключение


  • исключение повторов;

  • исключение одного или нескольких синонимов;

  • исключение уточняющих и поясняющих конструкций;

  • исключение фрагмента предложения, содержащего несущественную информацию;


Обобщение


  • замена однородных членов обобщающим наименованием;

  • замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

  • замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением

Упрощение


  • слияние нескольких предложений в одно;

  • замена предложения или его части указательным местоимением

  • замена сложноподчинённого предложения простым;

  • замена прямой речи косвенной

  • исключение повторов;

  • слияние нескольких предложений в одно;

  • замена однородных членов обобщающим наименованием;

  • замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

  • замена предложения или его части указательным местоимением

  • исключение одного или нескольких синонимов;

  • замена предложения или его части определительным или

отрицательным местоимением с обобщающим значением;

  • исключение уточняющих и поясняющих конструкций;

  • исключение фрагмента предложения, содержащего несущественную информацию;

  • замена сложноподчинённого предложения простым;

  • замена прямой речи косвенной







III. Написание сжатого изложения


Учитель: Приступаем к написанию изложения. Перед вами текст – работа известного психолога и журналиста – Шахиджаняна. Также перед вами индивидуальное задание. Такое же задание у вас на партах. Приступаем к его выполнению.

1. Индивидуальное задание

  1. Прочитай текст.

  2. Определи тему текста – о творческом труде и правильном выборе профессии

  3. Определи идею текст – уметь добиваться цели, отстаивать себя и любить то дело, которое делаешь, чтобы в тебе горела «искра».

  4. Определи стиль – публицистический

  5. Определи тип речи – рассуждение

  6. Озаглавь текст – «Любовь к труду», «Когда работа в радость».

  7. Разбей текст на абзацы.

2. Работа в группе

Учитель: Прежде чем мы начнём выполнять следующее задание в группах я попрошу вашего внимания на два слайда. На экзамене вашу работу будут оценивать по этим трём критериям. Критерии у вас на столах. Смотрите в них.

Работать вы сейчас будете по алгоритму. Приступайте.


Алгоритм работы по компрессии текста

1-й ученик в группе руководит работой за выделение ключевых слов.

Задание: Выделите ключевые слова данного

абзаца.

2-й ученик в группе руководит работой за формулировку микротемы.

Задание: Сформулируйте микротему.

3-й ученик в группе руководит работой за сжатие абзаца (распределяет предложения между членами группы).

Задание: Напишите вариант сжатого изложения,

используя основные приёмы компрессии текста.

4-й ученик в группе участвует в сжатии текста.

(Распределите между собой задание самостоятельно)


Ученики работают 7-10 минут, затем отправляют выполненные задания по е-mail на главный компьютер, где «владелец» принимает и оформляет общую таблицу. Затем выводит её на слайд, и учащиеся каждой группы выступают со своим заданием.

№ абзаца

Ключевые слова

Микротема абзаца

Вариант сжатого изложения (подсчитайте количество слов)

1.




2.




3.





Учитель: Итак, возвращаемся к критериям. Кто хочет оценить работу класса? Сколько баллов вы получаете за сжатое изложение?


IV. Итог

Учитель:

- В чём, по вашему мнению, наслаждение жизни?

- Согласны ли вы, что только правильно выбранная профессия может сделать жизнь человека полноценной?


V. Рефлексия

У каждого на парте листок с таблицей:

да – нет

+ (-)

1.



2.



3.



4.



5.



6.




Учитель:

  1. Существует только 3 вида компрессии. (нет)

  2. Замена – принцип компрессии. (да)

  3. Приступать к сжатию надо до определения основной темы. (нет)

  4. Приступать к сжатию надо до того, как составил подробный план и написал полное изложение. (нет)

  5. Я внёс существенный вклад, работая в группе. (да)

  6. Я умею писать сжатое изложение. (да)

Учитель: Поставьте себе оценку за урок. Кто поставил «4», «5»? Я так же оцениваю вашу работу.

Запишите д/з:

Написать сжатое изложение в тетрадях, работая над орфографией и пунктуацией.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока по русскому языку на тему: " Написание сжатого изложения"

Автор: Ульянова Елена Николаевна

Дата: 28.05.2015

Номер свидетельства: 215989

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: "Сжатое изложение" "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-po-tiemie-szhatoie-izlozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "239425"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444769441"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока по развитию речи в 5 классе "Шоколадный торт" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-po-razvitiiu-riechi-v-5-klassie-shokoladnyi-tort"
    ["file_id"] => string(6) "131580"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416166675"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Конспект урока по русскому языку в 9 классе "Комплексный анализ текста. Подготовка к ОГЭ""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_v_9_klassie_komplieksnyi_analiz_tieksta_podgh"
    ["file_id"] => string(6) "356985"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478680690"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Конспект урока по подготовке к ОГЭ по русскому языку на тему: "Пишем сжатое изложение""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_podghotovkie_k_oge_po_russkomu_iazyku_na_tiemu_pishiem_szhato"
    ["file_id"] => string(6) "435737"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1509456442"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Конспект урока на тему "Сжатое изложение"."
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt-uroka-na-tiemu-szhatoie-izlozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "249813"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446980719"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства