kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку на тему " Буквы е-и в корнях слов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: буквы е, и в корнях слов

Цель:  познакомить учащихся с группой слов, в  корнях  которых происходит чередование;

-- способствовать отработке и применению навыков при написании корней с чередованием;

-- совершенствовать навыки к списыванию и пересказу текста, построению высказывания по опорным словам;

-- воспитывать уважительное отношение к книге, осознания ее роли в познании.

   Речевая тема:  « Как бы жили мы без книг »

 

                                          Ход   урока

I   Организационный момент.

II    Актуализация опорных знаний.

1.Индивидуальные карточки  « Найди  корень»

2. Мозговой штурм

-- Что такое корень слова?

--Какие слова называются однокоренными?

-- Как найти корень слова?

              3. Найди лишнее

Вода, водитель, подводный, водяной;

Гора, горный, пригорок, горе;

Нос, переносица, носить, носик;

Лыжи, лыжный, лыжник,  лыжня

--Являются ли однокоренными слова   смелый, смелая, смелые?

-- Обоснуйте свой ответ.

--Что такое чередование? Приведите примеры.

4. Говорение. Выразительное чтение наизусть  стихотворения С. Михалкова « Как бы жили мы без книг»

Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг? 
Что бы делал ученик, 
Если не было бы книг, 
Если б все исчезло разом, 
Что писалось для детей: 
От волшебных добрых сказок 
До веселых повестей?.. 

Ты хотел развеять скуку, 
На вопрос найти ответ. 
Протянул за книжкой руку, 
А ее на полке нет! 

Нет твоей любимой книжки - 
'Чипполино', например, 
И сбежали, как мальчишки, 
Робинзон и Гулливер. 

Нет, нельзя себе представить, 
Чтоб такой момент возник 
И тебя могли оставить 
Все герои детских книг. 

От бесстрашного Гавроша 
До Тимура и до Кроша - 
Сколько их, друзей ребят, 
Тех, что нам добра хотят! 

Книге смелой, книге честной, 
Пусть немного в ней страниц, 
В целом мире, как известно, 
Нет и не было границ. 

Ей открыты все дороги, 
И на всех материках 
Говорит она на многих 
Самых разных языках. 

И она в любые страны 
Через все века пройдет, 
Как великие романы 
'Тихий Дон' и 'Дон Кихот'! 

III. Изучение нового материала.

1.Создание проблемной ситуации (запись предложения на доске)

Я  собираю  красные, желтые, зеленые  листья  и скоро соберу  красивый осенний букет. (Синтаксический разбор)

-- Обратите внимание на слова  собираю и соберу.  Найдите корень. Что вы можете сказать об этих словах?

Итак, тема нашего урока  « Буквы е, и в корнях с чередованием»  ( запись на доске)

-- Послушайте стихотворение

Люди пишут, а время стирает,

Все стирает, что может стереть.

Но скажи – если слух умирает,

Разве должен и звук умереть?      ( С. Маршак)

-- Назовите однокоренные слова

Стирает                           стереть

Умирает                         умереть

2. Работа с учебником

-- Чем же определяется правописание чередующихся гласных в корне?

-- Послушайте стихотворение – правило

Чередующиеся гласные в корне слова

Открываем новый лист,
Вот вам корни - БЛЕСТ- и - БЛИСТ -.
Дальше будет ещё круче,
С Е и И корней там куча.
Разлетятся они вмиг:
Этот -ЖЕГ -, а этот -ЖИГ -.
Ах, досада! Упустил!
Убежали –СТЕЛ- и –СТИЛ-.
Приведём-ка их к порядку,
Всех запишем мы в тетрадку.
Будут столбиком стоять,
Мы же будем повторять:

  • -бер-бир-;
  • -пер-пир-;
  • -дер-дир-;
  • -тер-тир-;
  • -мер-мир-;
  • -стел-стил-;
  • -блест-блист-;
  • жег-жиг-.

Внимание! Внимание!
В корнях с чередованием
Пишем И, взглянув сперва,
Есть ли после корня –А-.
Если нет, твоё решенье?
- Пишем Е без промедленья.

IV.  Закрепление навыков и умений.

Выполнение упражнений из учебника

V. Закрепление навыков речевой деятельности

1.  Расскажите о нашей школьной библиотеке, используя опорные  слова и выражения

Библиотека находится (расположена), работает с… до…, читальный зал, обслуживать читателей, книжные новинки, просмотреть журналы, выдать книги, посоветовать ( порекомендовать) почитать.

 

VI. Подведение итогов урока

---Какую тему мы выучили?

-- Когда пишем и в корнях с чередованием?

Стихотворение « Чтоб не измучилось дитя»

Чтоб не измучилось дитя…(А.Пушкин).

Кто устал от нудных правил,                                                   
От ученья занемог?
Кто себя с трудом заставил
Скучный выучить урок?
У кого ошибок море
И в пометах вся тетрадь?
Для кого ученье горе,
Двойку кто схватил опять?
Знаешь, друг, не будь зубрилой,
Ведь зубрёжка – это ложь.
Прочитай стихи, мой милый,
Улыбнись и всё поймёшь.
Вмиг исчезнут огорченья,
Станешь грамотно писать.
От уроков, без сомненья,
Будешь радость получать.
Сделать лёгким всё, что сложно, -
Это главное для всех.
Всё реально, всё возможно.
Верь в себя, придёт успех.

Дом. задан. по усмотрению учителя

 

                                    

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему " Буквы е-и в корнях слов" »

Тема: буквы е, и в корнях слов

Цель: познакомить учащихся с группой слов, в корнях которых происходит чередование;

-- способствовать отработке и применению навыков при написании корней с чередованием;

-- совершенствовать навыки к списыванию и пересказу текста, построению высказывания по опорным словам;

-- воспитывать уважительное отношение к книге, осознания ее роли в познании.

Речевая тема: « Как бы жили мы без книг »


Ход урока

I Организационный момент.

II Актуализация опорных знаний.

1.Индивидуальные карточки « Найди корень»

2. Мозговой штурм

-- Что такое корень слова?

--Какие слова называются однокоренными?

-- Как найти корень слова?

3. Найди лишнее

Вода, водитель, подводный, водяной;

Гора, горный, пригорок, горе;

Нос, переносица, носить, носик;

Лыжи, лыжный, лыжник, лыжня

--Являются ли однокоренными слова смелый, смелая, смелые?

-- Обоснуйте свой ответ.

--Что такое чередование? Приведите примеры.

4. Говорение. Выразительное чтение наизусть стихотворения С. Михалкова « Как бы жили мы без книг»

Ты представь себе на миг, 
Как бы жили мы без книг? 
Что бы делал ученик, 
Если не было бы книг, 
Если б все исчезло разом, 
Что писалось для детей: 
От волшебных добрых сказок 
До веселых повестей?.. 

Ты хотел развеять скуку, 
На вопрос найти ответ. 
Протянул за книжкой руку, 
А ее на полке нет! 

Нет твоей любимой книжки - 
'Чипполино', например, 
И сбежали, как мальчишки, 
Робинзон и Гулливер. 

Нет, нельзя себе представить, 
Чтоб такой момент возник 
И тебя могли оставить 
Все герои детских книг. 

От бесстрашного Гавроша 
До Тимура и до Кроша - 
Сколько их, друзей ребят, 
Тех, что нам добра хотят! 

Книге смелой, книге честной, 
Пусть немного в ней страниц, 
В целом мире, как известно, 
Нет и не было границ. 

Ей открыты все дороги, 
И на всех материках 
Говорит она на многих 
Самых разных языках. 

И она в любые страны 
Через все века пройдет, 
Как великие романы 
'Тихий Дон' и 'Дон Кихот'! 

III. Изучение нового материала.

1.Создание проблемной ситуации (запись предложения на доске)

Я собираю красные, желтые, зеленые листья и скоро соберу красивый осенний букет. (Синтаксический разбор)

-- Обратите внимание на слова собираю и соберу. Найдите корень. Что вы можете сказать об этих словах?

Итак, тема нашего урока « Буквы е, и в корнях с чередованием» ( запись на доске)

-- Послушайте стихотворение

Люди пишут, а время стирает,

Все стирает, что может стереть.

Но скажи – если слух умирает,

Разве должен и звук умереть? ( С. Маршак)

-- Назовите однокоренные слова

Стирает стереть

Умирает умереть

2. Работа с учебником

-- Чем же определяется правописание чередующихся гласных в корне?

-- Послушайте стихотворение – правило

Чередующиеся гласные в корне слова

Открываем новый лист,
Вот вам корни - БЛЕСТ- и - БЛИСТ -.
Дальше будет ещё круче,
С Е и И корней там куча.
Разлетятся они вмиг:
Этот -ЖЕГ -, а этот -ЖИГ -.
Ах, досада! Упустил!
Убежали –СТЕЛ- и –СТИЛ-.
Приведём-ка их к порядку,
Всех запишем мы в тетрадку.
Будут столбиком стоять,
Мы же будем повторять:

  • -бер-бир-;

  • -пер-пир-;

  • -дер-дир-;

  • -тер-тир-;

  • -мер-мир-;

  • -стел-стил-;

  • -блест-блист-;

  • жег-жиг-.

Внимание! Внимание!
В корнях с чередованием
Пишем И, взглянув сперва,
Есть ли после корня –А-.
Если нет, твоё решенье?
- Пишем Е без промедленья.

IV. Закрепление навыков и умений.

Выполнение упражнений из учебника

V. Закрепление навыков речевой деятельности

1. Расскажите о нашей школьной библиотеке, используя опорные слова и выражения

Библиотека находится (расположена), работает с… до…, читальный зал, обслуживать читателей, книжные новинки, просмотреть журналы, выдать книги, посоветовать ( порекомендовать) почитать.


VI. Подведение итогов урока

---Какую тему мы выучили?

-- Когда пишем и в корнях с чередованием?

Стихотворение « Чтоб не измучилось дитя»

Чтоб не измучилось дитя…(А.Пушкин).

Кто устал от нудных правил,
От ученья занемог?
Кто себя с трудом заставил
Скучный выучить урок?
У кого ошибок море
И в пометах вся тетрадь?
Для кого ученье горе,
Двойку кто схватил опять?
Знаешь, друг, не будь зубрилой,
Ведь зубрёжка – это ложь.
Прочитай стихи, мой милый,
Улыбнись и всё поймёшь.
Вмиг исчезнут огорченья,
Станешь грамотно писать.
От уроков, без сомненья,
Будешь радость получать.
Сделать лёгким всё, что сложно, -
Это главное для всех.
Всё реально, всё возможно.
Верь в себя, придёт успех.



.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку на тему " Буквы е-и в корнях слов"

Автор: Тарасова Валентина Васильевна

Дата: 17.06.2014

Номер свидетельства: 106516

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока русского языка  3 класс  по теме «Правописание парных согласных»"
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekturokarusskoghoiazyka3klasspotiemiepravopisaniieparnykhsoghlasnykh"
    ["file_id"] => string(6) "266856"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450263539"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Буквы О - А в корне ЛАГ-ЛОЖ»."
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekturokarusskoghoiazykavusloviiakhriealizatsiifgosv5klassiepotiemiebukvyoavkornielaglozh"
    ["file_id"] => string(6) "332717"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1465132203"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "конспект урока русского языка в 8 классе коррекционной школы 8 вида сложные слова "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-8-klassie-korriektsionnoi-shkoly-8-vida-slozhnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "241212"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445192394"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "План-конспект урока русского языка "Правописание безударных гласных в корне слова" (5 класс)"
    ["seo_title"] => string(97) "plan-konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-pravopisaniie-biezudarnykh-ghlasnykh-v-kornie-slova-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "313194"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459440969"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского языка "Как проверить орфограммы в высказывании""
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekturokarusskoghoiazykakakprovieritorfoghrammyvvyskazyvanii"
    ["file_id"] => string(6) "271714"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451743146"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства