Тема: буквы е, и в корнях слов
Цель: познакомить учащихся с группой слов, в корнях которых происходит чередование;
-- способствовать отработке и применению навыков при написании корней с чередованием;
-- совершенствовать навыки к списыванию и пересказу текста, построению высказывания по опорным словам;
-- воспитывать уважительное отношение к книге, осознания ее роли в познании.
Речевая тема: « Как бы жили мы без книг »
Ход урока
I Организационный момент.
II Актуализация опорных знаний.
1.Индивидуальные карточки « Найди корень»
2. Мозговой штурм
-- Что такое корень слова?
--Какие слова называются однокоренными?
-- Как найти корень слова?
3. Найди лишнее
Вода, водитель, подводный, водяной;
Гора, горный, пригорок, горе;
Нос, переносица, носить, носик;
Лыжи, лыжный, лыжник, лыжня
--Являются ли однокоренными слова смелый, смелая, смелые?
-- Обоснуйте свой ответ.
--Что такое чередование? Приведите примеры.
4. Говорение. Выразительное чтение наизусть стихотворения С. Михалкова « Как бы жили мы без книг»
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б все исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До веселых повестей?..
Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку,
А ее на полке нет!
Нет твоей любимой книжки -
'Чипполино', например,
И сбежали, как мальчишки,
Робинзон и Гулливер.
Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.
От бесстрашного Гавроша
До Тимура и до Кроша -
Сколько их, друзей ребят,
Тех, что нам добра хотят!
Книге смелой, книге честной,
Пусть немного в ней страниц,
В целом мире, как известно,
Нет и не было границ.
Ей открыты все дороги,
И на всех материках
Говорит она на многих
Самых разных языках.
И она в любые страны
Через все века пройдет,
Как великие романы
'Тихий Дон' и 'Дон Кихот'!
III. Изучение нового материала.
1.Создание проблемной ситуации (запись предложения на доске)
Я собираю красные, желтые, зеленые листья и скоро соберу красивый осенний букет. (Синтаксический разбор)
-- Обратите внимание на слова собираю и соберу. Найдите корень. Что вы можете сказать об этих словах?
Итак, тема нашего урока « Буквы е, и в корнях с чередованием» ( запись на доске)
-- Послушайте стихотворение
Люди пишут, а время стирает,
Все стирает, что может стереть.
Но скажи – если слух умирает,
Разве должен и звук умереть? ( С. Маршак)
-- Назовите однокоренные слова
Стирает стереть
Умирает умереть
2. Работа с учебником
-- Чем же определяется правописание чередующихся гласных в корне?
-- Послушайте стихотворение – правило
Чередующиеся гласные в корне слова
Открываем новый лист,
Вот вам корни - БЛЕСТ- и - БЛИСТ -.
Дальше будет ещё круче,
С Е и И корней там куча.
Разлетятся они вмиг:
Этот -ЖЕГ -, а этот -ЖИГ -.
Ах, досада! Упустил!
Убежали –СТЕЛ- и –СТИЛ-.
Приведём-ка их к порядку,
Всех запишем мы в тетрадку.
Будут столбиком стоять,
Мы же будем повторять:
- -бер-бир-;
- -пер-пир-;
- -дер-дир-;
- -тер-тир-;
- -мер-мир-;
- -стел-стил-;
- -блест-блист-;
- жег-жиг-.
Внимание! Внимание!
В корнях с чередованием
Пишем И, взглянув сперва,
Есть ли после корня –А-.
Если нет, твоё решенье?
- Пишем Е без промедленья.
IV. Закрепление навыков и умений.
Выполнение упражнений из учебника
V. Закрепление навыков речевой деятельности
1. Расскажите о нашей школьной библиотеке, используя опорные слова и выражения
Библиотека находится (расположена), работает с… до…, читальный зал, обслуживать читателей, книжные новинки, просмотреть журналы, выдать книги, посоветовать ( порекомендовать) почитать.
VI. Подведение итогов урока
---Какую тему мы выучили?
-- Когда пишем и в корнях с чередованием?
Стихотворение « Чтоб не измучилось дитя»
Чтоб не измучилось дитя…(А.Пушкин).
Кто устал от нудных правил,
От ученья занемог?
Кто себя с трудом заставил
Скучный выучить урок?
У кого ошибок море
И в пометах вся тетрадь?
Для кого ученье горе,
Двойку кто схватил опять?
Знаешь, друг, не будь зубрилой,
Ведь зубрёжка – это ложь.
Прочитай стихи, мой милый,
Улыбнись и всё поймёшь.
Вмиг исчезнут огорченья,
Станешь грамотно писать.
От уроков, без сомненья,
Будешь радость получать.
Сделать лёгким всё, что сложно, -
Это главное для всех.
Всё реально, всё возможно.
Верь в себя, придёт успех.
Дом. задан. по усмотрению учителя