Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку : "Глагол. Общее грамматическое значение"»
Русский язык .2 класс.
Тема урока: Глагол. Общее грамматическое значение.
ТЦУ:
Познавательный аспект: создать условия для формирования представления о глаголе как части речи, используя элементы игровых технологий; учить распознавать глаголы в тексте по вопросам, правильно ставить вопрос к глаголу; наблюдать за ролью глагола в речи;формировать умение правильно употреблять глаголы.
Развивающий аспект: способствоватьразвитию мышления, развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать и систематизировать, развивать внимание,орфографическую зоркость, устную и письменную речь, обогащая словарный запас учащихся,определять и объяснять понятия, разрешать проблемы.
Воспитывающий аспект: воспитывать дисциплинированность и собранность, активность, добросовестность, доброжелательность и ответственность, коммуникативные навыки, навык оценки и самооценки.
Тип урока: формирование новых понятий и способов действий. Методы обучения:
1. По способу формирования знаний: наглядный, словесный, проблемный, практический.
2. По характеру учебно-познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный,
частично-поисковый, игровой, проблемный.
Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, работа в паре.
ТСО: карточки для каждого ученика, схема-опора правила, карточки для иры, разрезной материал для работы в парах , учебник.
Ход урока.
1.
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Всем нам хочется учиться.
Чтоб работаю гордиться,
Будьте же внимательны
И во всём старательны.
2.Актуализация знаний
-Ребята, какой раздел мы изучаем? (Части речи)
-Какой раздел языкознания изучает части речи? (Морфология)
-Какие части речи вы уже знаете?
-Какая часть речи называется именем существительным?
-Какая часть речи называется именем прилагательным?
-Сегодня на уроке русского языка мы познакомимся с новой частью речи.
( несколько учеников работает по карточкам)
2. Минутка чистописания
-Отгадайте какую букву мы будем писать , если она находится в корне существительного и обозначает согласный звонкий парный мягкий звук.
белая, беленькая, побелка, забелить
Бббабо
-Найдите закономерность и пропишите до конца строки.
-Что заметили?
- Что вы знаете о гласных первого ряда? (служат показателем твёрдости согласных)
3. Словарная работа.
-Отгадайте новое словарное слово ,мысленно отбросив буквы, обозначающие глухие согласные звуки:
шбцхачрцафбтасн
БАРАБАН
-Дайте определение этому слову. Что же такое барабан?
Барабан-
1. Ударный музыкальный инструмент, в виде полого цилиндра, основания которого обтянуты кожей.
2.Звуки , извлекаемые ударами по такому инструменту.
3. Полый цилиндр в деталях и механизмах.
( Учитель уточняет высказывания учеников)
- Как называются слова ,которые имеют несколько значений?(многозначными)
Запишите это слово. -Прокомментируйте деление на слоги и постановку ударения.
- Назовите орфограмму. ( Непроверяемые безударные гласные А в первом и втором слогах).
-Устно придумайте предложение с этим словом.
-Подберите однокоренные слова. Выделите корень.
барабанить, барабанщик, барабанная (дробь)
-Докажите ,что это однокоренные слова. Правило.
- С помощью каких частей слова образованы новые слова? (суффиксов)
4. Выявление проблемы . Определение темы урока.
-Среди этих слов найдите имя существительное. Докажите.
( Их два: барабан, барабанщик.Эти слова обозначают предмет и отвечают на вопросы что? и кто?)
-Найдите среди этих слов прилагательное. Докажите.
(словобарабанные обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какие?)
-К какой части речи относится слово барабанить?
- Что вы знаете об этой части речи?
- Что ещё можете узнать? Определите тему урока, цели (тема вывешивается на доску)
(высказывание учащихся)
3. Формирование новых знаний и способов действий.
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает расскажет.
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол.
Варит, жарит, моет, чистит-
Всё расскажет нам … (глагол).
-Сегодня на уроке мы попадём в страну "Глаголию", где правит его Величество ГЛАГОЛ
-Давайте познакомимся со словами-жителями этой страны.
- Назовите , что делает каждый предмет?
Мальчик (что делает?) пишет.
Дети (что делают ?) играют.
Лампа (что делает?) светит.
Спортсмен (что делает?) бежит.
Соловей (что делает?) поёт.
Ручеёк (что делают?) струится.
- Что обозначают слова пишет, играют, светит, бежит, поёт, струится? (действия предметов)
-Какие вопросы ставили к словам? (что делает?, что делают?)
- Это-глаголы.
-Давайте сформулируем правило.
-Так что такое глагол? (учащиеся сами делают вывод) На доске вывешивается схема-опора.
Сверяем правило по учебникус. 162
4 . Первичное закрепление знаний и способов действий.
1. Подбор глаголов к существительным.
-Подберите глаголы к слову СОЛНЫШКО (стоит, светит ,греет, падает, улыбается)
Солнышко (что делает?) светит, греет.
-Подберите глаголы к слову ДОЖДЬ (капает, блестит, кружится, моросит, ложится)
Дождь (что делает?) капает, моросит.
Запишите эти слова.
2. Нахождение глаголов в тексте. Самостоятельно с последующей взаимопроверкой.
- Его Величество Глагол рад вам предложить задание. Давайте его выполним!
-Прочитайте стихотворение "Воробей".
-А вы знаете кто его написал? (Агния Львовна Барто). В этом году мы отмечаем 110 лет со дня рождения известной поэтессы.
-Какие слова вам не знакомы?
- Найдите и подчеркните двумя чертами глаголы в стихотворении Агнии Барто "Воробей".
(Самостоятельно)
Воробей.
Воробей по лужице Прыгает и кружится. Перышки взъерошил он, Хвостик распушил. Погода хорошая! Чил-чив-чил!
Взаимопроверка по образцу.
-От каких слов задавали вопрос? (воробей, он)
- Какие вопросы поставили к глаголам?(что делает? что сделал?)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Игра " Что мы видели не скажем, а что делали -покажем"
Дети делятся на две команды. На доске прикреплены для каждой команды по 3 слова-названия действий предмета.
Представители первой команды снимают один лист со словом с доски (например: копать) и говорят слова:"Что мы видели не скажем, а что делали - покажем". И выполняют в соответствии с карточкой , движения. Члены другой команды должны угадать слово, записанное на карточке.
5. Применение новых знаний и способов действий.
Работа в парах "Собери пословицу".
Подобрать к началу каждой пословицы вторую часть, её продолжение.
(половинки пословиц записаны на листочках). Приклеить на лист.
Кто не работает, тот не ест.
Труд кормит, а лень портит. Сделал дело, гуляй смело.
- Прочитайте пословицы. Назовите глаголы.
-На какую они тему? (о труде)
-Трудиться- всегда пригодится. Давайте и мы потрудимся.
Самостоятельная работа. Разноуровневое задание.
-Глагол приготовил для вас ещё одно задание , но он хочет ,
чтобы вы сами сформулировали его. (Проблема!)
1. Подберите подходящие по смыслу глаголы и запишите их.
Солнышко ________________ .
Река зимой ________________ .
Ученик в школе ___________ и ___________ .
Вы можете выбрать любое предложение и выполнить задание.