Способствовать развитию умения определять значение и употребление глаголов в речи
Тип урока
Открытие новых знаний и способов действий / решение учебной задачи
Планируемые
результаты
(предметные)
Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры
и гражданской позиции человека; овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка
(орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета
Личностные
результаты
Овладевают начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе
Универсальные учебные действия
(метапредметные)
Познавательные:общеучебные – овладевают базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; логические – осуществляют анализ, классификацию, сравнение.
Регулятивные: формулируют учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
Коммуникативные: управляют поведением партнера, осуществляют контроль, коррекцию и оценку его
действий
Основное содержание темы, понятия
и термины
Часть речи – глагол. Значение и употребление глаголов в речи. Вопросы: что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать? Нераспространенное предложение. Основа предложения. Глагол-сказуемое
Образовательные
ресурсы
Учебник, с. 99–101, электрон. опт. диск (CD-ROM); учебник Русский язык 3 класс В. П. Канакина
Оборудование
Доска, экран, компьютер, проектор
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Глагол".»
Урок русскокго языка в 3 классе
темаурока: ГЛАГОЛ как часть речи.
Педагогические цели
Способствовать развитию умения определять значение и употребление глаголов в речи
Тип урока
Открытие новых знаний и способов действий / решение учебной задачи
Планируемые результаты (предметные)
Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета
Личностные результаты
Овладевают начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Познавательные:общеучебные – овладевают базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; логические – осуществляют анализ, классификацию, сравнение.
Регулятивные: формулируют учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
Коммуникативные: управляют поведением партнера, осуществляютконтроль, коррекцию и оценку его действий
Основное содержание темы, понятия и термины
Часть речи – глагол. Значение и употребление глаголов в речи. Вопросы: что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать? Нераспространенное предложение. Основа предложения. Глагол-сказуемое
Образовательные ресурсы
Учебник, с. 99–101, электрон. опт. диск (CD-ROM); учебник Русский язык 3 класс В. П. Канакина
Оборудование
Доска, экран, компьютер, проектор
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный.
Формы организации урока: парная, групповая, фронтальная.
Продолжительность: 45 мин.
План урока:
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
“Обмен настроением”
II. Минутка чистописания
Оформление тетради
III. Словарная работа
IV. Постановка учебной задачи
V. Усвоение новых знаний и способов действий.
1) Углубление знаний
2) Работа с правилом
ФИЗМИНУТКА
VI.Закрепление знаний и способов действий.
1) Работа в парах
2) Работа в группах
VII. Итог
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
IX. Выставление оценок. Домашнее задание.
Ход урока
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
“Обмен настроением”
Посмотрите на доску, найдите в списке прилагательное, которое описывает ваше настроение. Объясните свой выбор.
Ожидающее– я жду от сегодняшнего урока новых открытий.
Спокойное - я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше.
Приподнятое – я люблю урок русского языка, мы всегда такие интересные задания выполняем!
Ликующее – сейчас я очень рада, что начинается мой любимый урок.
Словарные слова ученики записывают в тетрадях, обозначая орфограммы. (совместная проверка на экране)
IV. Постановка учебной задачи
- Какой частью речи являются эти слова? (глаголом)
-Что вы знаете о глаголе? (Глагол – это часть речи, которая обозначает ДЕЙСТВИЯ ПРЕДМЕТА и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ? В предложении глагол обычно является сказуемым.)
- Скажите, с какой частью речи мы познакомимся сегодня на уроке? (Глагол)
- Сформулируйте тему нашего урока. (Глагол - как часть речи)
V. Усвоение новых знаний и способов действий.
1) Углубление знаний
Работа по стр. учебника 100. Что вы видите на картинках?
- Как сказать одним словом? (действия)
-А представьте себе мир, где ни кто не совершает никаких действий. Это будет застывший, неподвижный, мёртвый мир, где остановилась жизнь.
- Можно ли жить в таком мире?
- Значит, нужны действия и слова, которые их называют и есть такая часть речи.
Послушайте загадку:
Он предметы оживляет,
Всех их в дело вовлекает,
ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,
Строго сам за тем следит.
Он три времени имеет
И спрягаться он умеет.
Детям строят много школ,
Чтоб все знали про…(глагол).
2) Работа с правилом
- Смотрим на экран, слушаем внимательно (воспроизведение правила о глаголе).
- Чтение в учебнике на стр. 101
ФИЗМИНУТКА
VI.Закрепление знаний и способов действий.
1) Работа в парах
Упр. 170, стр. 100 (Один ученик у доски, взаимопроверка)
2) Работа в группах
(Распределение глаголов по корзинам. Устно по электронному приложению)
Упр. 172, стр. 102 (Проверка по электронному приложению)
Упр. 169, стр. 100 (К доске вызываю по очереди два человека)
VII. Итог
-Ребята, давайте подведём итог нашей работы.
-Что нового узнали?
- Где вы можете использовать полученные знания?
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
«Методика Лесенка». У вас на партах листочки с нарисованной лесенкой. Оцените свою работу следующим образом:
- кто работал на уроке активно и выполнял все задания правильно, нарисует себя на самой верхней ступеньке;
- ребята, которые допускали ошибки и что- то не поняли, рисуют себя посередине;
- те, кому было скучно и кто ждал с нетерпением конца урока, рисуют себя на последней ступеньке.
IX. Выставление оценок. Домашнее задание.
За урок получили оценки:…
Стр. 101 правило, Упр. 170 дополнительное задание.
Если останется время
-Я вам сейчас буду читать стихотворение, а вы попробуйте выписать все глаголы. Один ученик у доски.
-Как вы узнаете, что это глагол? (Поставить вопрос)
Я страшное дело – какой деловой:
В любые дела ухожу с головой,
Задачи решаю, на скрипке играю,
Сынишку соседки в коляске катаю.
Я пряжу мотаю, и хлеб покупаю,
И на стадионе голы забиваю.
Ожидающее– я жду от сегодняшнего урока новых открытий.
Спокойное - я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше.
Приподнятое – я люблю урок русского языка, мы всегда такие интересные задания выполняем!
Ликующее – сейчас я очень рад(а), что начинается мой любимый урок.
I группа:
-Прочитайте текст упр.346. Выпишите, почему слово «глагол» получило такое название и как оно образовалось?
Зачитывают ответ и выделяют на документ- камере.
( Глагол-это значит слово, речь. Это важнейший вид слов.
Без глагола не построишь предложений, не передашь собеседнику никаких сообщений. )
-Оцените работу своей группы.
Вывод учеников: мы думаем, что правильно ответили на вопрос, так как без глагола и существительного не построишь правильно нашу речь.
Вывод учителя: я хочу сказать словами писателю А.Югова: «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи».
Возвращаемся к вопросам урока. Мы ответили на 1 вопрос .
II группа:
Выписате слова из упр.344, которые « оживили» картину. Почему вы их выписали ? Чем похожи эти слова?
Зачитывают ответ и выделяют на документ- камере.
-Оцените работу своей группы.
Вывод 2 учеников: Мы сравнили два текста. Тексты читают два ученика. И выяснили, что события и действия переданы более точно и достоверно во втором тексте. А выполнили эту роль следующие слова:(один ученик читает , а второй выделяет на документ- камере).Это глаголы . Они обозначают действие предметов.
Вывод учителя: действительно, глаголы оживляют картину, обозначают действия предметов
Возвращаемся к вопросам урока. Мы ответили на 2 вопрос .
III группа:
Подберите и запишите к каждому существительному из упр. 345 как можно больше слов со значением действия – глаголов.
Капитан делит слова между членами команды.
Вывод учеников: наша группа подбирала глаголы к именам существительным. Как мы это сделали. Я распределила слова между членами группы и каждый от имени существительного задавал вопрос и подбирал подходящие по смыслу слова. Вот что у нас получилось.(Читают по очереди).
Мы выяснили, что глаголов к существительным можно подобрать много, так как с предметом можно производить разные действия. Глаголы очень разговорчивы. Они любят рассказывать о том, что делают имена существительные.
Вывод учителя: : по частоте употребления глагол занимает второе место после существительного.Стоит только спросить: что делать?, что делают?, что будут делать? и глаголы тут, как тут. Но надо помнить один секрет: глаголам нужно задавать вопрос со словом что делать?, иначе ответа не получишь. Вот такиеделовые эти слова глаголы.
Возвращаемся к вопросам урока. Мы ответили на 3 вопрос .
-Подведем итог нашей работы.
-Вспомните, какая цель стояла перед нами?
(мы должны были узнать, что такое глагол и составить его определение)
-давайте попробуем рассказать всё, что мы узнали сегодня о глаголе.
V.Работа над определением.
-Прочитайте определение на стр. 105 .
-Всё ли было верно в вашем рассказе?
-Что бы вы хотели добавить?
Глаголы:
Оживляют картинку, обозначают действия предметов.
Многообразие глаголов.
Частота употребления в речи.
Старославянские слова: «слово», «речь».
Важны при построении предложения, для передачи сообщения.
VI. Первичное закрепление.
-Попробуйте представить глагол в виде живого существа. Какой он? (Слайд)
- Почему у глагола так много рук и ног?
-Я вам сейчас буду читать стихотворение , а вы попробуйте выписать все глаголы. Один ученик у доски. Если есть орфограмма , выделить, объяснить.
-Как вы узнаете, что это глагол?(Поставить вопрос)
Я страшное дело – какой деловой:
В любые дела ухожу с головой,
Задачи решаю, на скрипке играю,
Сынишку соседки в коляске катаю.
Я пряжу мотаю, и хлеб покупаю,
И на стадионе голы забиваю.
VII.Рефлексия деятельности
-Ребята, давайте подведём итог нашей работы.
-Что нового узнали?
Слайд :«Мы узнали»
Глагол – самостоятельная часть речи.
Глаголы обозначают действия предметов.
Глаголы отвечают на вопросы что делать? Что сделать?