kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку для 10 класса на тему: Роль языка в жизни общества

Нажмите, чтобы узнать подробности

Язык играет большую роль в жизни каждого человека. Задача каждого учителя приобщить своих учеников к умению пользоваться русским языком, применять на практике полученные теоретические сведения. Задача данного урока заключается в воспитании сознательного отношения к языку, как явлению культуры. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку для 10 класса на тему: Роль языка в жизни общества »

8


Тема: "Роль языка в жизни общества"

Класс: 10 

Цели урока:

- формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

- формирование умений опознавать, анализировать языковые факты, работать с текстом, - - извлекать необходимую информацию;

- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков в создании устных и письменных высказываний;

- воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний.

Ход урока

Самая большая ценность народа – его язык, на котором он пишет, говорит, думает.

Д.С.Лихачев (на доске)

1. Организационный момент.

2. Сегодня мы поговорим о роли языка в жизни общества.

1) Что такое язык? Какие важные жизненные понятия и ассоциации связаны для вас с языком?

Беседа

На государственном уровне огромное значение придается языку. В России 2007 год указом президента В.В.Путина был объявлен Годом русского языка.

Народ немыслим без языка. Народ без языка был бы безумен. Главное назначение языка состоит в том, чтобы объединять людей.

Русский язык  - это государственный язык для 145 миллионов россиян. Это язык общения 160 народов и национальностей России.

Это один из шести рабочих языков ООН.

Русский язык – это язык великой русской литературы, и  поэтому он так популярен в мире. Первые слова в космосе были произнесены на русском языке, это первый язык общения в космосе.

Это язык матери и отца. Через родной язык осуществляется духовная связь поколений.

2) Какие высказывания великих людей о русском языке вы знаете?

3. Еще одно высказывание о русском языке на доске.

Автор цитаты – Д.С.Лихачев. Вспомним, что мы знаем про этого известного человека.

Сообщение ученика.

4.  Работа с эпиграфом. Как вы понимаете это высказывание?

Самая большая ценность народа – его язык, на котором он пишет, говорит, думает.

Анализ предложения. Синтаксический разбор.

Какие виды сказуемых встретились в этом предложении?

Какие виды сказуемых вы знаете?

Как называется предложение, в котором есть только один главный член?

Какие виды односоставных предложений вы знаете?

Какие способы связи слов могут быть в словосочетании?

Запишите примеры из предложения.

Согласование: большая ценность;

Управление: ценность народа, пишет на котором;

Примыкание: его язык.

Фонетическая минутка.

В каком слове букв больше, чем звуков: ценность – 8 букв, 6 звуков;

Звуков больше, чем букв: самая – 5б., 6 зв., его – 3 б., 4 зв., язык – 4 б., 5 зв., думает – 6б., 7зв.

Назовите слово, образованное суффиксальным способом:

Ценность – ценный.

5. Работа с текстом.  

1) Выразительное чтение.

Самая большая ценность народа - его язык, на котором он пишет, говорит, думает.

Думает!

Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.

Эмоции, ощущения только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит.

Язык человека - точный показатель человеческих качеств, его культуры.

А ведь бывает и так, что человек не говорит, а  «плюется словами».

Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения.

Это свидетельствует о психологической незащищенности человека, его слабости.

По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов.

Ведь он уверен, что его слово и так весомо.  

Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она  «затягивает».

Итак, есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа.

О русском языке как о языке народа писалось много.

Это один из совершеннейших языков мира, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в 19 веке лучшую в мире литературу и поэзию.

Тургенев говорил о русском языке: «… нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!». (По Д.С.Лихачеву.)

2) Назовите стиль и тип текста.

3) Сформулируйте проблемы, поставленные автором текста. Запишем тезисы.

- Вся жизнь человека проходит через родной язык.

- Язык человека – показатель его культуры.

- Русский язык - один из совершеннейших языков мира.

4) Поработаем над отдельными предложениями (14-16). Подчеркните грамматические основы, назовите вид предложения по составу и тип сказуемого.

О русском языке как о языке народа писалось много. (безличное, простое глагольное сказуемое).

Это один из совершеннейших языков мира, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в 19 веке лучшую в мире литературу и поэзию. (двусоставное, составное именное).

Тургенев говорил о русском языке: «… нельзя  верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!».  

(1. двусоставное, простое глагольное, 2. безличное, составное глагольное, 3. двусоставное, составное именное).

6.  Тест.  Задания с выбором ответа (уровень А)

А 1.  В каком слове звуков больше, чем букв

самая

народ

узнать

ценность

А 2. Укажите верную характеристику 7 предложения:

сложное с подчинительной и бессоюзной связью

простое с однородными членами

сложносочиненное

сложноподчиненное

А 3. Какое сочетание слов является грамматической основой в одной из частей сложного 4 предложения:

эмоции, ощущения окрашивают

подталкивают мысль

эмоции, ощущения окрашивают или подталкивают

окрашивают то или подталкивают

А 4. Какие предложения (6 – 10) являются сложными

6, 7

10.

8, 9

7

А 5. Укажите правильную морфологическую характеристику слова  развивавшийсяиз 14 предложения

действительное причастие

прилагательное

страдательное причастие

деепричастие

Задания с кратким ответом (уровень В)

В 1. Из предложения 10 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом

В 2. Из предложения 6 выпишите словосочетание со связью примыкание

В 3.  В каком предложении (7 -11) есть однородные подлежащие. Напишите номер этого предложения.

В 4. Среди предложений (1-5) найдите предложение, которое связывается с предыдущим при помощи указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

В 5. Назовите вид сказуемого из 6 предложения

Взаимопроверка

А 1. 1, А 2. 4, А 3. 3, А 4. 4, А 5. 1.

В 1. по-настоящему, В 2. его культуры, В 3. 8, В 4. 3, В 5. составное-именное.

Оценивание:

«5» - 10 правильных ответов,

«4» -  8 - 9,

«3» - 5 - 7.

7. А теперь обсудим домашнее задание.

В тетради записаны тезисы статьи Лихачева. Это и есть проблемы, которые поднимает автор статьи.

Ваша задача - прокомментировать одну из названных проблем.

Это должно быть сочинение-рассуждение. Как строится такое сочинение?

Тезис, доказательства, вывод.

Поделитесь своими мыслями. О чем вы будете писать?  Какова роль языка в жизни общества? Для аргументации своих утверждений вы можете использовать  цитаты.

Приложение.    

Для обсуждения представлены 5 слайдов:

Язык – важнейшее средство общения, с помощью которого формируется и выражается человеческая мысль. «Слово – дело великое, - писал Лев Толстой. – Великое, потому что словом можно соединить людей и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти». Слово - поступок, и от нас зависит, будет ли этот поступок добрым или злым.

Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. По тому, как человек говорит, мы можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем сразу определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности. Уважающий себя человек, добившийся чего-то в жизни, никогда не позволит себе выражаться нецензурно. В таком поведении проявляется неразвитость, ограниченность человека.

В наше время часто приходится сталкиваться с бранными и вульгарными выражениями. Человек уже не может построить элементарное предложение, не употребив плохих слов.

Знаете ли вы, что в 17 веке, по Соборному уложению царя Алексея Михайловича, за матерные слова, публично произнесенные, полагалась смертная казнь? В 19 веке матерщинников воспринимали не иначе, как безбожников. А в 21 веке люди используют в своей речи ругательства просто для связи слов, нисколько не стыдясь этого.

Красноречивые, общительные люди обаятельны, а те, кто не может связать и двух слов, не интересны. Не будем сквернословить и грубо выражаться.

Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны. Необходимо   учиться хорошей, грамотной, красивой речи, прислушиваясь, запоминая, читая, изучая.

Бережно относиться к родной речи – это гражданский долг каждого из нас, ибо в слове отражаются национальная история и культура, духовный талант и сила народа. Б.Ахмадуллина пишет: «Единственное мне принадлежащее сокровище – это русская речь. Это русский язык. Лишь этим определяется принадлежность человека к определенному месту земли, которое он величает Родиной».

8.  Я думаю, что  наш урок прошел с пользой. Спасибо за сотрудничество. Надеюсь, что ваши работы будут отличаться языковой грамотностью и богатством мысли.











Приложение

Биография Д.С. Лихачева

Дмитрий Сергеевич Лихачев о себе

Научные интересы — это не совсем то, что научные взгляды. Формирование взглядов не может быть сведено к особенностям жизненных обстоятельств, встреч, знакомств, к воспитанию в семье, школе. Но в интересах ученых многое зависит не только от жизненных условий и бытовых обстоятельств, а от состояния науки, от ее внутренних потребностей и открывающихся возможностей. На известном этапе развития интересов ученого, и тем более его взглядов, они диктуются не извне, а определяются состоянием науки. Тем не менее, формирование интересов ученого под влиянием жизненных обстоятельств школы, учителей, научных руководителей и первых лет работы заслуживает внимание независимо от того — большой или малый перед нами ученый, велик или скромен его вклад в науку. Поэтому я и позволю себе писать о формировании своих научных интересов и рассчитывать на внимание читателей. Право на воспоминания имеет каждый, но в этой статье — не воспоминания, а попытка определить, что и когда, под влиянием каких обстоятельств сформировалось из моих интересов.

Что я считаю важным объяснить?

Почему я избрал своей специальностью филологию.

Почему в филологии я предпочел всему занятия древней русской литературой.

Почему я придаю такое большое значение в занятиях древней русской литературой изучению рукописей и текстологической интерпретации их текста.

Почему я интересуюсь историей литературы по преимуществу как историей культуры.

Почему исторический подход должен, с моей точки зрения, доминировать во всех частных исследованиях и больших концепциях по древней русской литературе.

Почему интерес к прошлому я интерпретирую как заботу о будущем.

Не на все из этих вопросов мне удастся ответить в полной мере точно и однозначно: жизненный опыт слишком многообразен и не всегда прям и ясен.

Я родился в средне интеллигентской семье. Мой отец был инженер-электрик, добившийся высшего электротехнического образования только благодаря своей энергии и работоспособности. Уже в старших классах реального училища он зарабатывал себе на жизнь репетиторством, а в студенческие годы и преподаванием в реальном училище Шкловского-отца известного литературоведа В.Б. Шкловского.

Известную роль сыграло для меня увлечение моих родителей мариинским балетом, а затем озорная и увлекательная атмосфера артистической молодежи в дешевой дачной местности под Петербургом — Куоккале. Имена многих знаменитых художников, актеров, писателей, живших в Куоккале или только посещавших ее, были для меня живыми и повседневными.

Многим в своем воспитании я обязан школам, в которых учился. В старшем приготовительном я учился в Гимназии Человеколюбивого общества на Крюковом канале.








































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока по русскому языку для 10 класса на тему: Роль языка в жизни общества

Автор: Ноздрина Олеся Игоревна

Дата: 22.12.2014

Номер свидетельства: 146697

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Статья : Использование новых технологии на уроках русского языка и литературы."
    ["seo_title"] => string(74) "statiaispolzovaniienovykhtiekhnologhiinaurokakhrusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "289780"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454859136"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Доклад «Проектная деятельность на уроках русского языка в условиях ФГОС ОО»"
    ["seo_title"] => string(77) "doklad_proektnaia_deiatelnost_na_urokakh_russkogo_iazyka_v_usloviiakh_fgos_oo"
    ["file_id"] => string(6) "529691"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575215476"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект урока русского языка в 5 классе "О чем говорят устаревшие слова" "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-o-chiem-ghovoriat-ustarievshiie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "108401"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403689137"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Перспективные технологии в изучении русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(67) "pierspiektivnyietiekhnologhiivizuchieniirusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "276881"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452792965"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "«А.Н.Островский – создатель русского национального театра. Этапы биографии и творчества». "
    ["seo_title"] => string(90) "a-n-ostrovskii-sozdatiel-russkogho-natsional-nogho-tieatra-etapy-bioghrafii-i-tvorchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "193975"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427716128"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства