kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«А.Н.Островский – создатель русского национального театра. Этапы биографии и творчества».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературы  в 10 классе.

Тема урока: «А.Н.Островский – создатель русского национального театра. Этапы биографии и творчества».

Задачи урока:

Воспитательные:

  • привитие интереса к личности и произведениям А.Н Островского;
  • развитие познавательного интереса;
  • воспитание любви и уважения к русской литературе и русскому театру.

Развивающие: 

  • развитие аналитических способностей учащихся, работа над их монологической речью;
  • способствовать  формированию умения сравнивать, обобщать материал, развитие памяти;
  • совершенствовать умение подбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять другим.

Обучающие:

  • познакомить с личностью и поэзией А.Н.Островского, показать истоки и значение его творчества;
  • раскрыть роль в развитии русской драматургии и театра;
  • способствовать формированию умения сравнивать, обобщать материал, развитие памяти.

Цель урока:

а) вызвать интерес  учащихся к жизни и творчеству драматурга;                                                                           б) продолжить развивать умения выражать свои мысли, аргументировать;                                                                        в) познакомить учащихся с жизнью, творчеством, театральной деятельностью А.Н Островского.

Материалы к уроку:  Портрет Островского, презентация, компьютер.

Методы:Словесные методы (беседа, рассказ, лекция).

Наглядные методы (метод  иллюстраций – картины).

План урока:

  1. Орг. момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Объяснение нового материала.
  4. Обобщение (подведение итогов).
  5. Домашнее задание.
  6. Заключительное слово учителя.

 Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Тема нашего урока: «А.Н.Островский – создатель русского национального театра. Этапы биографии и творчества». И на доске  вы можете увидеть эпиграф к уроку, это слова А.Н.Островского «Автобиографическая записка», 1884 г: «Моя задача – служить русскому драматическому искусству. Другие искусства имеют школы, академии, высокое покровительство, меценатов…У русского драматического искусства один только я. Я – все: и академия, и меценат, и защита».

Готовятся к уроку: записывают число, тему и эпиграф в тетрадях.

2.Проверка  домашнего задания.

- Ребята, какое задание было задано на дом?                           - Всмотритесь в портрет Островского. «В его облике нет как будто ни капли возвышенного, романтического! Покойно сидит Островский в домашней шубейке на беличьем меху, запечатленный точной кистью художника, и только глаза его – голубые, умные и острые, отнюдь не назидательные, но выпытывающие, ненасытные, доверчивые, не дающие солгать, только эти детские глаза его – свидетели совершающейся в нем горячей внутренней жизни».                                                                    

- Расскажите об основных жизненных этапах Островского, что вам запомнилось?

- На слайде  представлены известные произведения Островского, перепишите их в тетради. «Свои люди — сочтёмся» (1849); «Гроза» (1859);  «Женитьба Бальзаминова» (1861); «На всякого мудреца довольно простоты» (1868);              «Бешеные деньги» (1870);                    «Лес» (1870);  «Снегурочка» (1873);  «Бесприданница» (1878);              «Таланты и поклонники» (1882).

Ученики: «Нужно было изучить биографические сведения А.Н Островского».

Ответы учеников: «Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве. Детство и юность будущего драматурга прошли в Замоскворечье. Отец Островского, Николай Федорович, под конец жизни заслужил и приобрел чин потомственного дворянина. Мать Островского, Любовь Ивановна, была дочерью священника. Родила мужу одиннадцать детей, из которых выжило четверо. Умерла в 1831 году. Детей воспитывала няня, Авдотья Ивановна Кутузова, а впоследствии – вторая жена Николая Федоровича. Мачеха Островского, баронесса Эмилия Андреевна фон Тесин, по происхождению была шведкой. Она воспитала детей Николая Федоровича и привила им любовь к европейскому искусству. Во многом благодаря ей дети в семье Островских говорили на нескольких языках. Александр, в частности, знал греческий, французский, немецкий, позже - английский, итальянский, испанский языки». «Систематического образования не получил. Детство и часть юности прошли в центре Замоскворечья. Благодаря большой библиотеке отца Островский рано познакомился с русской литературой и почувствовал наклонность к писательству, но отец хотел сделать из него юриста. Окончив в 1840 гимназический курс в Московской гимназии (поступил в 1835), Островский поступил на юридический факультет Московского университета, но окончить курс ему не удалось (учился до 1843)». «По желанию отца, он поступил на службу писцом в суд. В московских судах служил до 1851. К 1846 было уже написано много сцен из купеческого быта, и задумана комедия "Несостоятельный должник". Литературную известность Островскому принесла комедия "Свои люди - сочтемся!" (первоначальное название —"Банкрут"), опубликованная в 1850. Пьеса вызвала одобрительные отклики H.В. Гоголя, И.А. Гончарова. К постановке на сцене комедия была запрещена, Влиятельное московское купечество, обиженное за все свое сословие, пожаловалось "начальству"; а автор был уволен со службы и отдан под надзор полиции по личному распоряжению Николая I     ( надзор был снят только после воцарения Александра II). На сцену пьеса была допущена только в 1861».  «1863 Островский был награжден Уваровской премией и избран член -корреспондентом Петербургской Академии наук. Не смотря на то, что его пьесы делали хорошие сборы и что в 1883 император Александр III пожаловал ему ежегодную пенсию в 3 тыс. рублей. Усиленная работа быстро истощила организм; 14 июня 1886 Островский скончался в своем костромском имении Щелыкове. После смерти писателя, Московская дума устроила в Москве читальню имени А.Н. Островского».

3. Изучение нового материала.

- Так почему же Островского называют создателем русского национального театра?

Островский стал первооткрывателем, «Колумбом Замоскворечья». Но общественное значение его комедий быстро переросло рамки правдивого бытописания. За лицами возникли типы, за бытовыми картинами – социальные явления. Островский стал наследником русского реализма. В 40- ые гг., когда в прозе и поэзии все более прочное место завоёвывал критический реализм, на сцене процветали напыщенные мелодрамы                       ( драматическое произведение, в котором неправдоподобные ужасы сочетаются с преувеличенной чувствительностью героев, а герой - либо злодеи, либо образцы добродетели). Белинский призывал писателей идти по стопам Гоголя, создавать драматические произведения, которые бы правдиво изображали и объясняли жизнь. Такое произведение появилось в 1849 году молодой драматург Островский написал пьесу «Свои люди – сочтемся». Н.А. Добролюбов, признавая необычный талант Островского писал: «Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и великим умением изображать резко и живо самые существенные её стороны». Пьесы Островского, - писал критик,- «это не комедии интриг и не комедии характеров собственно, а нечто новое, чему мы дали бы название «пьеса жизни». Индивидуальность и типичность героев раскрывается не только в поведении, но и в речи. Драматург характеризует людей с помощью диалога. Для повышения сценичности пьес умело использует прием контраста, сочетает драматические и комические моменты. Важным фактором является так же выбор места действия. Он был создателем «Аристократического кружка», «Общества русских драматических писателей», помогал молодым драматургам, руководил постановкой своих пьес в Малом театре, занимался воспитанием артистов. Им написано большое число статей, писем, проектов  и предложений, касающихся репертуара русской сцены и пересмотра законов  положений о театре. Он боролся с наплывом пошлых, безыдейных пьес, отстаивал реализм как единственно плодотворное направление в русском театральном искусстве. Островский всю жизнь мечтал основать русский народный театр. Особенно заботливо он относился к Малому театру, за которым закрепилось название «Дом Островского». Островский был режиссером - постановщиком своих пьес, он распределял роли, сам проводил репетиции с актерами. В последний год жизни Островского под давлением общественности были официально признаны его заслуги: он был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и руководителем театрального училища. Именно с Островского начинается русский театр в его современном понимании: писатель создал театральную школу и целостную концепцию театральной постановки. Сущность театра Островского заключается в отсутствии экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому нутру. В пьесах Александра Николаевича изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию.      Основные идеи реформы театра представлены на слайде, зафиксируйте их в свои тетради.

§  Создает театральную школу и целостную концепцию игры в театре (продолжил Станиславский);

§  отсутствие экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому нутру;

§  На сцене изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию;

§  театр должен быть построен на условностях ;

§  мастерство речевых характеристик, выражающих почти все о героях;

§  ставка не на одного актёра.

Слушают лекцию, записывают важные моменты.

4.Подведение итогов.

Итак, за 40 лет творчества Островским создано около 50 пьес. Новаторство Островского проявилось прежде всего в тематике его произведений. Содержанием его пьес становится сама жизнь, такая, как она есть.

Обратите внимание на слайд основные объекты изображения:

купечество («Свои люди – сочтемся»);       чиновничество («Доходное место»); дворянство («Лес»); актерская среда («Таланты и поклонники», «Без вины виноватые»);           учительство («В чужом пиру похмелье»);        студенчество («Трудовой хлеб»); крестьянство   («Воспитанница», «Воевода»).

Могучий талант Островского осуществил эту мечту о национальном, «народном, русском театре». Островский сам сознавал свою близость к народному творчеству. Чрезвычайно важна роль Островского и в истории русской литературы. Пьесы его имеют для нас важнейшее познавательное значение. Островский не был спокойным, бесстрастным бытописателем русской жизни. Это был общественный трибун, демократ. Глубина изображения Островским быта и психологии русского народа действительно дает ему все права на имя великого народного русского драматурга.
«Только те произведения, писал Островский,- пережили века, которые были истинно народными у себя дома; такие произведения со временем делаются понятными и ценными и для других народов, а, наконец, и для всего света».
Эти слова великого русского писателя полностью приложим к драме «Гроза», одному из шедевров не только русской, но и мировой драматургии.

Слушают, конспектируют.

5.Домашнее задание

- Открываем дневники и записываем домашнее задание: повторить записи в тетради, перечитать пьесу Островского «Гроза».Сегодня за урок получили оценки:………,я довольна вашей работой.

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

6.Заключительное слово

Вы сегодня хорошо поработали, спасибо за урок! До свидание.

Собирают вещи, прощаются.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««А.Н.Островский – создатель русского национального театра. Этапы биографии и творчества». »

Конспект урока литературы в 10 классе.

Тема урока: «А.Н.Островский – создатель русского национального театра. Этапы биографии и творчества».

Задачи урока:

Воспитательные:

  • привитие интереса к личности и произведениям А.Н Островского;

  • развитие познавательного интереса;

  • воспитание любви и уважения к русской литературе и русскому театру.

Развивающие:

  • развитие аналитических способностей учащихся, работа над их монологической речью;

  • способствовать формированию умения сравнивать, обобщать материал, развитие памяти;

  • совершенствовать умение подбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять другим.

Обучающие:

  • познакомить с личностью и поэзией А.Н.Островского, показать истоки и значение его творчества;

  • раскрыть роль в развитии русской драматургии и театра;

  • способствовать формированию умения сравнивать, обобщать материал, развитие памяти.

Цель урока:

а) вызвать интерес учащихся к жизни и творчеству драматурга; б) продолжить развивать умения выражать свои мысли, аргументировать; в) познакомить учащихся с жизнью, творчеством, театральной деятельностью А.Н Островского.

Материалы к уроку: Портрет Островского, презентация, компьютер.

Методы:Словесные методы (беседа, рассказ, лекция).

Наглядные методы (метод иллюстраций – картины).

План урока:

  1. Орг. момент.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Объяснение нового материала.

  4. Обобщение (подведение итогов).

  5. Домашнее задание.

  6. Заключительное слово учителя.

Ход урока



Этапы урока

Деятельность учителя


Деятельность учащихся


1.Организационный момент






- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Тема нашего урока: «А.Н.Островский – создатель русского национального театра. Этапы биографии и творчества». И на доске вы можете увидеть эпиграф к уроку, это слова А.Н.Островского «Автобиографическая записка», 1884 г: «Моя задача – служить русскому драматическому искусству. Другие искусства имеют школы, академии, высокое покровительство, меценатов…У русского драматического искусства один только я. Я – все: и академия, и меценат, и защита».


Готовятся к уроку: записывают число, тему и эпиграф в тетрадях.


2.Проверка домашнего задания.


- Ребята, какое задание было задано на дом? - Всмотритесь в портрет Островского. «В его облике нет как будто ни капли возвышенного, романтического! Покойно сидит Островский в домашней шубейке на беличьем меху, запечатленный точной кистью художника, и только глаза его – голубые, умные и острые, отнюдь не назидательные, но выпытывающие, ненасытные, доверчивые, не дающие солгать, только эти детские глаза его – свидетели совершающейся в нем горячей внутренней жизни».

- Расскажите об основных жизненных этапах Островского, что вам запомнилось?

- На слайде представлены известные произведения Островского, перепишите их в тетради. «Свои люди — сочтёмся» (1849); «Гроза» (1859);  «Женитьба Бальзаминова» (1861); «На всякого мудреца довольно простоты» (1868);  «Бешеные деньги» (1870);  «Лес» (1870); «Снегурочка» (1873);  «Бесприданница» (1878);  «Таланты и поклонники» (1882).






Ученики: «Нужно было изучить биографические сведения А.Н Островского».

Ответы учеников: «Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве. Детство и юность будущего драматурга прошли в Замоскворечье. Отец Островского, Николай Федорович, под конец жизни заслужил и приобрел чин потомственного дворянина. Мать Островского, Любовь Ивановна, была дочерью священника. Родила мужу одиннадцать детей, из которых выжило четверо. Умерла в 1831 году. Детей воспитывала няня, Авдотья Ивановна Кутузова, а впоследствии – вторая жена Николая Федоровича. Мачеха Островского, баронесса Эмилия Андреевна фон Тесин, по происхождению была шведкой. Она воспитала детей Николая Федоровича и привила им любовь к европейскому искусству. Во многом благодаря ей дети в семье Островских говорили на нескольких языках. Александр, в частности, знал греческий, французский, немецкий, позже - английский, итальянский, испанский языки». «Систематического образования не получил. Детство и часть юности прошли в центре Замоскворечья. Благодаря большой библиотеке отца Островский рано познакомился с русской литературой и почувствовал наклонность к писательству, но отец хотел сделать из него юриста. Окончив в 1840 гимназический курс в Московской гимназии (поступил в 1835), Островский поступил на юридический факультет Московского университета, но окончить курс ему не удалось (учился до 1843)». «По желанию отца, он поступил на службу писцом в суд. В московских судах служил до 1851. К 1846 было уже написано много сцен из купеческого быта, и задумана комедия "Несостоятельный должник". Литературную известность Островскому принесла комедия "Свои люди - сочтемся!" (первоначальное название —"Банкрут"), опубликованная в 1850. Пьеса вызвала одобрительные отклики H.В. Гоголя, И.А. Гончарова. К постановке на сцене комедия была запрещена, Влиятельное московское купечество, обиженное за все свое сословие, пожаловалось "начальству"; а автор был уволен со службы и отдан под надзор полиции по личному распоряжению Николая I ( надзор был снят только после воцарения Александра II). На сцену пьеса была допущена только в 1861».  «1863 Островский был награжден Уваровской премией и избран член -корреспондентом Петербургской Академии наук. Не смотря на то, что его пьесы делали хорошие сборы и что в 1883 император Александр III пожаловал ему ежегодную пенсию в 3 тыс. рублей. Усиленная работа быстро истощила организм; 14 июня 1886 Островский скончался в своем костромском имении Щелыкове. После смерти писателя, Московская дума устроила в Москве читальню имени А.Н. Островского».

3. Изучение нового материала.

- Так почему же Островского называют создателем русского национального театра? Островский стал первооткрывателем, «Колумбом Замоскворечья». Но общественное значение его комедий быстро переросло рамки правдивого бытописания. За лицами возникли типы, за бытовыми картинами – социальные явления. Островский стал наследником русского реализма. В 40- ые гг., когда в прозе и поэзии все более прочное место завоёвывал критический реализм, на сцене процветали напыщенные мелодрамы ( драматическое произведение, в котором неправдоподобные ужасы сочетаются с преувеличенной чувствительностью героев, а герой - либо злодеи, либо образцы добродетели). Белинский призывал писателей идти по стопам Гоголя, создавать драматические произведения, которые бы правдиво изображали и объясняли жизнь. Такое произведение появилось в 1849 году молодой драматург Островский написал пьесу «Свои люди – сочтемся». Н.А. Добролюбов, признавая необычный талант Островского писал: «Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и великим умением изображать резко и живо самые существенные её стороны». Пьесы Островского, - писал критик,- «это не комедии интриг и не комедии характеров собственно, а нечто новое, чему мы дали бы название «пьеса жизни». Индивидуальность и типичность героев раскрывается не только в поведении, но и в речи. Драматург характеризует людей с помощью диалога. Для повышения сценичности пьес умело использует прием контраста, сочетает драматические и комические моменты. Важным фактором является так же выбор места действия. Он был создателем «Аристократического кружка», «Общества русских драматических писателей», помогал молодым драматургам, руководил постановкой своих пьес в Малом театре, занимался воспитанием артистов. Им написано большое число статей, писем, проектов и предложений, касающихся репертуара русской сцены и пересмотра законов положений о театре. Он боролся с наплывом пошлых, безыдейных пьес, отстаивал реализм как единственно плодотворное направление в русском театральном искусстве. Островский всю жизнь мечтал основать русский народный театр. Особенно заботливо он относился к Малому театру, за которым закрепилось название «Дом Островского». Островский был режиссером - постановщиком своих пьес, он распределял роли, сам проводил репетиции с актерами. В последний год жизни Островского под давлением общественности были официально признаны его заслуги: он был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и руководителем театрального училища. Именно с Островского начинается русский театр в его современном понимании: писатель создал театральную школу и целостную концепцию театральной постановки. Сущность театра Островского заключается в отсутствии экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому нутру. В пьесах Александра Николаевича изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию. Основные идеи реформы театра представлены на слайде, зафиксируйте их в свои тетради.
  • Создает театральную школу и целостную концепцию игры в театре (продолжил Станиславский);

  • отсутствие экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому нутру;

  • На сцене изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию;

  • театр должен быть построен на условностях ;

  • мастерство речевых характеристик, выражающих почти все о героях;

  • ставка не на одного актёра.

Слушают лекцию, записывают важные моменты.

4.Подведение итогов.

Итак, за 40 лет творчества Островским создано около 50 пьес. Новаторство Островского проявилось прежде всего в тематике его произведений. Содержанием его пьес становится сама жизнь, такая, как она есть.

Обратите внимание на слайд основные объекты изображения:

купечество («Свои люди – сочтемся»); чиновничество («Доходное место»); дворянство («Лес»); актерская среда («Таланты и поклонники», «Без вины виноватые»); учительство («В чужом пиру похмелье»); студенчество («Трудовой хлеб»); крестьянство («Воспитанница», «Воевода»).

Могучий талант Островского осуществил эту мечту о национальном, «народном, русском театре». Островский сам сознавал свою близость к народному творчеству. Чрезвычайно важна роль Островского и в истории русской литературы. Пьесы его имеют для нас важнейшее познавательное значение. Островский не был спокойным, бесстрастным бытописателем русской жизни. Это был общественный трибун, демократ. Глубина изображения Островским быта и психологии русского народа действительно дает ему все права на имя великого народного русского драматурга.
«Только те произведения, писал Островский,- пережили века, которые были истинно народными у себя дома; такие произведения со временем делаются понятными и ценными и для других народов, а, наконец, и для всего света».
Эти слова великого русского писателя полностью приложим к драме «Гроза», одному из шедевров не только русской, но и мировой драматургии.

Слушают, конспектируют.

5.Домашнее задание

- Открываем дневники и записываем домашнее задание: повторить записи в тетради, перечитать пьесу Островского «Гроза».Сегодня за урок получили оценки:………,я довольна вашей работой.

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

6.Заключительное слово

Вы сегодня хорошо поработали, спасибо за урок! До свидание.

Собирают вещи, прощаются.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Крылова Юлия Алексеевна

Дата: 30.03.2015

Номер свидетельства: 193975


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства