В современной системе образования учителя используют различные новейшие технологии. На уроке русского языка я использовала поэтапно-комплексное обучение. Обучение направлено на развитие личности, его познавательно-психологических качеств как мышление, память и представление. Конечная цель урока - прочное, твердое усвоение програмного материала.
Урок по русскому языку в 4 классе
Тема: « Части речи»
Цели: 1. Закрепить ЗУН учащихся об особенностях имен существительных, прилагательных, глаголов, умения учащихся определять изученные части речи, правильно употреблять их в речи.
2. Развивать мышление, внимание, речь, умение наблюдать, сравнивать делать выводы.
3. Воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к природе.
Ход урока:
1.Орг.момент.
1) Приветствие, настрой детей на успех.
- Добрый день! – тебе сказали.
- Добрый день! – ответил ты.
Нас две ниточки связали
Теплоты и доброты.
- Итак, друзья, внимание! Ведь прозвенел уже звонок. Садитесь поудобнее – начнём скорей урок.
2)Работа по оформлению тетради.
- Прочитайте сегодняшнюю дату и запишите её в тетради, выделите орфограммы
2.Минута чистописания:
- Внимательно посмотрите на слова. Выявите закономерность, с помощью которой подобраны пары.
Большой – маленький
Сухой - ?
Война - ?
Глубокий - ?
Старый - ?
Твёрдый - ?
(К словам левого столбика подобраны антонимы (слова с противоположным значением)). Эти слова начинаются с одной буквы: с буквы М.)
- Сегодня на минутке чистописания мы будем работать с буквой М. Запишите слитно заглавную и строчную буквы, чередуя их до конца строки.
- На второй строке запишите различные соединения строчных букв МЛО (МОЛ ЛОМ ЛМО ОЛМ ОМЛ)
-Орфографическая минутка
Вставить и объяснить пропущенные буквы: тр….ва руч….и со….нце
зу…. рощ…. н….род печ…ка
3.Актуализация знаний:
1. Психологическая подготовка к восприятию темы урока
- При помощи чего люди общаются друг с другом? (При помощи языка, речи.)
- Какая бывает речь? (Устная и письменная.)
- Из чего состоит наша речь? (Из слов.)
- Одинаковое ли значение имеют слова? (Нет. Одни слова обозначают предмет, другие – признак предмета, а третьи – действие предмета.)
- Молодцы!
2. Какое слово лишнее и почему?
Правильно, корень, суффикс, приставка, окончание – это части слова.
А что же такое существительное?
4.Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока.
-Проблемная ситуация.
Мальчик Витя на уроке выполнял задание. Как вы думаете какое? Что он перепутал? Исправьте его ошибки.
Признак предмета – что делать? что сделать? –
имя существительное
Название предмета – кто? что? – глагол
Действие предмета – какой? какая? какое? какие? –
имя прилагательное
5. Всесторонняя проверка знаний.
– Какое сейчас время года?
- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово ВЕСНА?
-Молодцы. Теперь, используя эти слова составьте предложения на тему “Весна”.
- Хорошие получились предложения. Какое вам больше понравилось?
- Какие части речи вы использовали при составлении предложений?
-РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЧЛЕНАМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
За холодной снежной зимой наступила ранняя весна.
5. Постановка цели урока. Сегодня мы повторим всё то, что знаем о частях речи, поговорим о прекрасном времени года – ВЕСНА.
6.Первичное закрепление.
1. - Прочитайте стихотворение “Весна”, записанное на доске.
Весна, весна на улице
Весенние деньки.
Уже стреляют почки
И протирают глазки
Зелёные листочки.
ЗАДАНИЕ:
1 группа. Выписать имя существительное ВЕСНА., определить род, число, падеж, склонение.
2 группа. Выписать имя прилагательное ЗЕЛЁНЫЕ, определить число, падеж.
3 группа. Выписать глагол ПРОТИРАЮТ, определить время, число, лицо, спряжение.
- Какие ещё знаете части речи?
2. - Назовите весенние месяцы. Послушайте, откуда пришло название этих месяцев, и что они означают.
МАРТ – в Древнем Риме март был первым месяцем года и весны и посвящался Марсу, покровителю полей и садов.
АПРЕЛЬ – Родина – Древний Рим. Оно означает “тёплый”, “солнечный”. Наши предки, в древние времена, называли этот месяц – цветень.
МАЙ – название пятого месяца года, последнего месяца весны. Произошло от собственного имени МАИЛ. Так звали богиню земли и плодородия.
3. Итак, наступила весна. Люди любят весну. Всегда ждут её с нетерпением
- Фонетический разбор слова СОЛНЦЕ
4.Работа с книгой. Упражнение 683 стр.262. Комментированная работа.
5. - Улыбается весеннее солнышко. На лесных полянах расцветают цветы. Земля наряжается в праздничный наряд. Какие весенние цветы вы знаете? Очень трудно представить себе жизнь без цветов. С весны до поздней осени в полях, скверах и парках цветут разнообразные растения.
-Разберите по составу слово: подснежник
Ответ – не надо рвать весенние цветы
- Стоит ли губить растение из-за нескольких дней красоты?
Правильно. Ведь не даром говориться: “Поймал бабочку – она погибла, сорвал цветок – он увял, и тогда стало понятно, что к красоте можно прикоснуться лишь сердцем”. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!
Давайте дадим обещание, не срывать ни полевые, ни луговые, ни лесные цветы. Пусть они цветут и благоухают, радуют нас своим запахом и ярким нарядом.
Запомните правило: “Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, которые выращены руками человека.
7.ФИЗМИНУТКА
8.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. (Работа по карточкам.)
Что вы делали, чтобы определить какой частью речи является слово?
9.Закрепление изученного материала.
Изменение частей речи.
10.Итог урока.
— Что интересного вам запомнилось на сегодняшнем уроке?
11. Релаксация
— Изобразите свое настроение в улыбке солнышка, которое мне хотелось бы вам подарить за хорошую работу.
Дети получают солнышко и дорисовывают улыбку либо радостную, либо грустную. Учитель может судить о настроении учеников и в свою очередь дарит детям свое солнышко с улыбкой.
— Сегодня вы узнали много нового и очень порадовали меня. Спасибо вам за работу.