kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку "Буквы З и С на конце приставок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящен правонаписанию букв З и С на конце приставок. Урок относится к разделу орфографии. Задачами урока являются: формирование знаний и умений в правописании букв З и С на конце приставок; развитие интереса к языку; развитие торческих способностей учащихся; формирование языковой и речевой культуры. Урок формирует умение работать со словарем, определять лексическое значение слова, видеть морфемную структуру слова, В процессе урока формируется орфографическая зоркость учащихся. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Буквы З и С на конце приставок" »

Конспект урока по русскому языку для учеников 5-го класса

Тема урока: «Буквы З и С на конце приставок»

Цель урока: формировать знания и умения в правописании букв З и С на конце приставок.

Задачи:

1) Образовательная: формировать знания и умения в правописании букв З и С на конце приставок.

2) Развивающая: развивать орфографические умения и навыки.

3) Воспитательная: воспитание языковой и речевой культуры на основе правильного употребления на письме приставок З и С.

Тип урока: комбинированный урок.

Ход урока:

1. Оргмомент: 2 мин.

Здравствуйте! Садитесь!

Запишите в тетради сегодняшнее число и «классная работа».

Сегодня на уроке у нас новая тема. Запишите: Буквы З и С на конце приставок.

II. Повторение и систематизация пройденного. 20 мин.

Но перед тем, как изучить новую тему, мы вспомним определение ПРИСТАВКИ.

а) Итак, восстановите недостающие звенья в определении (на доске).

Приставка – это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов (отв. 1 ученика устно).

Б) Хорошо. На доске написаны слова. Узнайте приставку по значению!! (написать заранее на доске; работать устно)

Вносить – обозначает движение внутрь

Переставить – передвижение с одного места на другое

Уехать – значение удаления

Прибежать – значение приближения

в) Ребята, давайте вспомним другие приставки, известные вам, и сгруппируем в 2 столбика: на гласные и согласные. Но оставьте место и на третий столбик. Задание узнаете чуть позже!!! (выполнять письменно, работая с классом. Учитель работает на доске – вписывает приставки в соотв. столбик).

Гл.

Согл.

На беглый гласный

о-

в-

обо-

до-

об-

подо-

по-

под-

надо-

про-

над-

со-

за-

от-

ото-

на-

с-

во-

пере-

пред-


у-



при-



пре-




Зависит ли правописание этих приставок от произношения? (нет)

А как можно проверить в них орфограммы? (Их можно проверить, подобрав другие слова с данной приставкой, гласные и согласные в которых находятся в сильной позиции). (правило в учебнике1 с 173).

Например: ЗапÁхнуть – зÁпах

Подлить – подпись

Отдать – óттиск (Учитель работает на доске, дети – в тетрадях).

Давайте посмотрим на стр. 174, какие приставки мы не назвали, и запишем их в третий столбик. В чем их особенность? Что это за гласные?

(В приставках, которые оканчиваются на согласный, могут появляться беглые гласные: отбить – отобью; входить – вошел; надрыв – надорвать. Эти гласные не изменяют значение приставки).


В -, во-


приставки с беглыми гласными (учитель переносит схему на доску, ученики – в тетрадь)

Об-, обо-

Под -, подо-

Над -, надо -

С-, со-

От-, ото-


г) А сейчас мы с вами напишем словарный диктант. Ваша задача: объяснить правописание гласных и согласных в приставках (пишем под диктовку, 1 ученик у доски. Другой ученик после выполнения проверяет).

Отделать - приставка ОТ- Отпустить;

Сбор – приставка С-, т.к. приставки З- не бывает;

Подписать – приставка ПОД- ПОДрезать;

Представление – приставка ПРЕД – ПРЕДлагать;

Сбросить – приставка С- Смыть;

Подогнать – приставка ПОДО – с беглой гласной О;

Оторвать – приставка ОТО – с беглой гласной О;

Созвать – приставка СО – с беглой гласной О.

д) Запишем предложение для синтаксического разбора (один ученик работает у доски).


сущ.

гл.

сущ.

пр.

прил.

сущ.

Девочка

сделала

надпись

на

поздравительной

открытке



_ __ __ __ __ __

_ . _ ._ .


_ . _ . _ . _ . _ . __ . __


(По цели высказывания – повествовательное, по интонации – невосклицательное, основа предложения – девочка (подлежащее, выражен. сущ.), сделала (сказуемое, выраж. глаголом). Предложение простое, так как одна грамматическая основа. Двусоставное – есть и подлежащее, и сказуемое. В предложении есть второстепенные члены, поэтому оно распространенное. Сделала (что?) надпись – дополнение. Надпись (где?) на открытке – обстоятельство. На открытке (какой?) поздравительной – определение.

В каких словах есть приставки? Выделите!

Сделала – приставка С-, т.к. приставки З- не бывает; можно проверить, подобрав другое слово с данной приставкой, гласные и согласные в которых находятся в сильной позиции – Смыть.

Надпись – приставка НАД- - НАДрезать.


III. Объяснение нового материала. 20 мин.

а) Кроме неизменяемых приставок есть и изменяемые, имеющие не один, а два варианта и пишущиеся по-разному, в зависимости от условий. Это приставки, оканчивающиеся на З- и С-. Как я уже сказала, приставки на З- и С- изменяемые; условия выбора согласной – глухость/звонкость последующего согласного. Давайте рассмотрим это на примере: разрезать – растолкать; безводный – бесчисленный (объяснение учителя).

Теперь попробуем сформулировать правило и проверить по учебнику. В приставках на З-(С-) перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими – С. (ответ ученика на оценку).

Приставки перечислены на стр. 175. Давайте их зачитаем, и обратим внимание на устаревшие приставки низ- (нис-). Они имеют книжную стилистическую окраску и употребляются в художественных текстах. Слова с такими приставками ограничены в употреблении. Запишем слова с устаревшими приставками в словарик и выделим приставки: низринуться, низвергать, нисходить, низлагать, ниспровергать, ниспослать, ниспадать (записать заранее на обратной стороне доски).

Теперь попробуем объяснить значение данных слов! (работа с толковыми словарями, приготовленными заранее).

Низринуться с утеса – броситься

Низвергать с высоты – сбрасывать сверху вниз;

Нисходить (На нивы желтые нисходит тишина (А.К. Толстой) – спускаться с высоты;

Низлагать с престола – лишать власти («сбраывать вниз»);

Ниспровергать – (Ниспровергнуть мраморную статую) – сбрасывать вниз;

Ниспослать (Здоровый дар благой мне ниспослали боги (Пушкин А.С.) – даровать;

Ниспадать (Ниспадает туман) – опускается выниз.

б) Запишите в тетради – Распределительный диктант (2 ученика работают у доски).

Ваша задача: научиться применять правило с буквами З и С на конце приставок.

Поделите тетрадь на две колонки. Из упражнения 426 я буду называть слова, а вы будете распределять: в первую колонку с З на конце приставки, во вторую – с С на конце приставки. Объяснить написание приставки при проверке.

С З на конце приставки

С С на конце приставки

разглядеть

расцвет (записать в словарь и запомнить)

разбег

вскарабкаться

безбрежный

беспомощный

возглас

беспредельный

безграничный

восклицание

изморозь (на стекле, иней)

распорядок

чрезмерный

бесцельный

безвкусный (записать в словарь и запомнить)

расписание (записать в словарь и запомнить)


рассвет (записать в словарь и запомнить)


рассмотреть (записать в словарь и запомнить)

СБЕГАТЬ – куда мы запишем это слово? (никуда). Есть ли в этом слове изучаемая орфограмма? (нет).

Не путайте измороЗь и измороСь.

Послушайте стихотворение, найдите похожие слова по звучанию, но разные по написанию. Чем они отличаются?

Автор А Лугарёв

Мелкий дождик в день туманный

Называют измороСь,

Снежный иней из тумана

Рассыпает измороЗь.


Утро, что ты нам пошлёшь?

Буквы просто всё решили:

«С» в конце – и будет дождь,

«З» в конце – и ляжет иней. (записать слова на доске)

Обратим внимание на последние два слова – РАССВЕТ, РАССМОТРЕТЬ – давайте назовем еще одну орфограмму. (Это орфограмма с удвоенной согласной на стыке морфем).

Это трудная орфограмма. Как определить, есть ли удвоенная согласная? (нужно выделить корень).

IV. Подведение итогов урока. 3 мин.

Сегодня на уроке мы вспомнили определение приставки, правописание гласных и согласных в приставках, закрепили это на практике. Далее узнали, что кроме неизменяемых приставок, есть еще и изменяемые – это приставки на З и С. Обратили внимание на устаревшие приставки низ- и нис- и приставки с удвоенными согласными.

На следующем уроке мы продолжим изучение приставок.

Сегодня активно работали ……. (выставление оценок).

Д/з: 1) Переписать в словарик слова с удвоенной согласной на СС и туда же придумать и записать слова с удвоенной согласной на ЗЗ. Например: беззаботный. 2) Выучить слова с низ (нис-). 3) Выучить приставки на стр. 175. 4) Выполнить упр. 424.

1 Русский язык: учебник на основе авторской программы М.Т. Баранова,


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока по русскому языку "Буквы З и С на конце приставок"

Автор: Хлопцева Елена Анатольевна

Дата: 24.08.2015

Номер свидетельства: 226659

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока русского языка на тему "Буквы з-с в приставках" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-bukvy-z-s-v-pristavkakh"
    ["file_id"] => string(6) "111861"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408011296"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "конспект урока русского языка в 5 классе по ФГОС"
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekturokarusskoghoiazykav5klassiepofgos"
    ["file_id"] => string(6) "333496"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1465397506"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского языка по теме: "Правописание приставок на з и с". "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-pristavok-na-z-i-s"
    ["file_id"] => string(6) "167130"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423053394"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского языка по теме "Знакомьтесь, другие части слова!" "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-znakom-ties-drughiie-chasti-slova"
    ["file_id"] => string(6) "238134"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444486472"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Конспект  урока. Русский язык "
    ["seo_title"] => string(31) "konspiekt-uroka-russkii-iazyk-1"
    ["file_id"] => string(6) "165264"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422791612"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства