Конспект урока по русскому языку "Буквы З и С на конце приставок"
Конспект урока по русскому языку "Буквы З и С на конце приставок"
Урок посвящен правонаписанию букв З и С на конце приставок. Урок относится к разделу орфографии. Задачами урока являются: формирование знаний и умений в правописании букв З и С на конце приставок; развитие интереса к языку; развитие торческих способностей учащихся; формирование языковой и речевой культуры. Урок формирует умение работать со словарем, определять лексическое значение слова, видеть морфемную структуру слова, В процессе урока формируется орфографическая зоркость учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Буквы З и С на конце приставок" »
Конспект урока по русскому языку для учеников 5-го класса
Тема урока: «Буквы З и С на конце приставок»
Цель урока: формировать знания и умения в правописании букв З и С на конце приставок.
Задачи:
1) Образовательная: формировать знания и умения в правописании букв З и С на конце приставок.
2) Развивающая: развивать орфографические умения и навыки.
3) Воспитательная: воспитание языковой и речевой культуры на основе правильного употребления на письме приставок З и С.
Тип урока: комбинированный урок.
Ход урока:
1. Оргмомент:2 мин.
Здравствуйте! Садитесь!
Запишите в тетради сегодняшнее число и «классная работа».
Сегодня на уроке у нас новая тема. Запишите: Буквы З и С на конце приставок.
II. Повторение и систематизация пройденного. 20 мин.
Но перед тем, как изучить новую тему, мы вспомним определение ПРИСТАВКИ.
а) Итак, восстановите недостающие звенья в определении (на доске).
Приставка – это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов (отв. 1 ученика устно).
Б) Хорошо. На доске написаны слова. Узнайте приставку по значению!! (написать заранее на доске; работать устно)
Вносить – обозначает движение внутрь
Переставить – передвижение с одного места на другое
Уехать – значение удаления
Прибежать – значение приближения
в) Ребята, давайте вспомним другие приставки, известные вам, и сгруппируем в 2 столбика: на гласные и согласные. Но оставьте место и на третий столбик. Задание узнаете чуть позже!!! (выполнять письменно, работая с классом. Учитель работает на доске – вписывает приставки в соотв. столбик).
Гл.
Согл.
На беглый гласный
о-
в-
обо-
до-
об-
подо-
по-
под-
надо-
про-
над-
со-
за-
от-
ото-
на-
с-
во-
пере-
пред-
у-
при-
пре-
Зависит ли правописание этих приставок от произношения? (нет)
А как можно проверить в них орфограммы? (Их можно проверить, подобрав другие слова с данной приставкой, гласные и согласные в которых находятся в сильной позиции). (правило в учебнике1 с 173).
Например: ЗапÁхнуть – зÁпах
Подлить – подпись
Отдать – óттиск (Учитель работает на доске, дети – в тетрадях).
Давайте посмотрим на стр. 174, какие приставки мы не назвали, и запишем их в третий столбик. В чем их особенность? Что это за гласные?
(В приставках, которые оканчиваются на согласный, могут появляться беглые гласные: отбить – отобью; входить – вошел; надрыв – надорвать. Эти гласные не изменяют значение приставки).
В -, во-
приставки с беглыми гласными (учитель переносит схему на доску, ученики – в тетрадь)
Об-, обо-
Под -, подо-
Над -, надо -
С-, со-
От-, ото-
г) А сейчас мы с вами напишем словарный диктант. Ваша задача: объяснить правописание гласных и согласных в приставках (пишем под диктовку, 1 ученик у доски. Другой ученик после выполнения проверяет).
Отделать - приставка ОТ- Отпустить;
Сбор – приставка С-, т.к. приставки З- не бывает;
Подписать – приставка ПОД- ПОДрезать;
Представление – приставка ПРЕД – ПРЕДлагать;
Сбросить – приставка С- Смыть;
Подогнать – приставка ПОДО – с беглой гласной О;
Оторвать – приставка ОТО – с беглой гласной О;
Созвать – приставка СО – с беглой гласной О.
д) Запишем предложение для синтаксического разбора (один ученик работает у доски).
сущ.
гл.
сущ.
пр.
прил.
сущ.
Девочка
сделала
надпись
на
поздравительной
открытке
_ __ __ __ __ __
_ . _ ._ .
_ . _ . _ . _ . _ . __ . __
(По цели высказывания – повествовательное, по интонации – невосклицательное, основа предложения – девочка (подлежащее, выражен. сущ.), сделала (сказуемое, выраж. глаголом). Предложение простое, так как одна грамматическая основа. Двусоставное – есть и подлежащее, и сказуемое. В предложении есть второстепенные члены, поэтому оно распространенное. Сделала (что?) надпись – дополнение. Надпись (где?) на открытке – обстоятельство. На открытке (какой?) поздравительной – определение.
В каких словах есть приставки? Выделите!
Сделала – приставка С-, т.к. приставки З- не бывает; можно проверить, подобрав другое слово с данной приставкой, гласные и согласные в которых находятся в сильной позиции – Смыть.
Надпись – приставка НАД- - НАДрезать.
III. Объяснение нового материала. 20 мин.
а) Кроме неизменяемых приставок есть и изменяемые, имеющие не один, а два варианта и пишущиеся по-разному, в зависимости от условий. Это приставки, оканчивающиеся на З- и С-. Как я уже сказала, приставки на З- и С- изменяемые; условия выбора согласной – глухость/звонкость последующего согласного. Давайте рассмотрим это на примере: разрезать – растолкать; безводный – бесчисленный (объяснение учителя).
Теперь попробуем сформулировать правило и проверить по учебнику. В приставках на З-(С-) перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими – С. (ответ ученика на оценку).
Приставки перечислены на стр. 175. Давайте их зачитаем, и обратим внимание на устаревшие приставки низ- (нис-). Они имеют книжную стилистическую окраску и употребляются в художественных текстах. Слова с такими приставками ограничены в употреблении. Запишем слова с устаревшими приставками в словарик и выделим приставки: низринуться, низвергать, нисходить, низлагать, ниспровергать, ниспослать, ниспадать (записать заранее на обратной стороне доски).
Теперь попробуем объяснить значение данных слов! (работа с толковыми словарями, приготовленными заранее).
Низринуться с утеса – броситься
Низвергать с высоты – сбрасывать сверху вниз;
Нисходить (На нивы желтые нисходит тишина (А.К. Толстой) – спускаться с высоты;
Низлагать с престола – лишать власти («сбраывать вниз»);
б) Запишите в тетради – Распределительный диктант (2 ученика работают у доски).
Ваша задача: научиться применять правило с буквами З и С на конце приставок.
Поделите тетрадь на две колонки. Из упражнения 426 я буду называть слова, а вы будете распределять: в первую колонку с З на конце приставки, во вторую – с С на конце приставки. Объяснить написание приставки при проверке.
С З на конце приставки
СС на конце приставки
разглядеть
расцвет (записать в словарь и запомнить)
разбег
вскарабкаться
безбрежный
беспомощный
возглас
беспредельный
безграничный
восклицание
изморозь (на стекле, иней)
распорядок
чрезмерный
бесцельный
безвкусный (записать в словарь и запомнить)
расписание (записать в словарь и запомнить)
рассвет (записать в словарь и запомнить)
рассмотреть (записать в словарь и запомнить)
СБЕГАТЬ – куда мы запишем это слово? (никуда). Есть ли в этом слове изучаемая орфограмма? (нет).
Не путайте измороЗь и измороСь.
Послушайте стихотворение, найдите похожие слова по звучанию, но разные по написанию. Чем они отличаются?
Автор А Лугарёв
Мелкий дождик в день туманный
Называют измороСь,
Снежный иней из тумана
Рассыпает измороЗь.
Утро, что ты нам пошлёшь?
Буквы просто всё решили:
«С» в конце – и будет дождь,
«З» в конце – и ляжет иней. (записать слова на доске)
Обратим внимание на последние два слова – РАССВЕТ, РАССМОТРЕТЬ – давайте назовем еще одну орфограмму. (Это орфограмма с удвоенной согласной на стыке морфем).
Это трудная орфограмма. Как определить, есть ли удвоенная согласная? (нужно выделить корень).
IV. Подведение итогов урока. 3 мин.
Сегодня на уроке мы вспомнили определение приставки, правописание гласных и согласных в приставках, закрепили это на практике. Далее узнали, что кроме неизменяемых приставок, есть еще и изменяемые – это приставки на З и С. Обратили внимание на устаревшие приставки низ- и нис- и приставки с удвоенными согласными.
На следующем уроке мы продолжим изучение приставок.
Сегодня активно работали ……. (выставление оценок).
Д/з: 1) Переписать в словарик слова с удвоенной согласной на СС и туда же придумать и записать слова с удвоенной согласной на ЗЗ. Например: беззаботный. 2) Выучить слова с низ (нис-). 3) Выучить приставки на стр. 175. 4) Выполнить упр. 424.
1 Русский язык: учебник на основе авторской программы М.Т. Баранова,