kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку (4 класс) "Весна. Большая вода"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку в 4 классе

 

Тема: Сочинение по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода»

 

1.     Формировать умение описывать содержание картины.

2.     Формировать умение раскрывать замысел художника и передавать свое отношение к картине.

3.     Учить отбирать материал по теме.

4. Формировать умение использовать в тексте средства языковой выразительности.

Ход урока

1. Вступительное слово о художнике.

- Сегодня на уроке будем учиться писать сочинение по картине. Это картина известного русского художника Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку (4 класс) "Весна. Большая вода"»

Конспект урока по русскому языку в 4 классе



Тема: Сочинение по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода»



1. Формировать умение описывать содержание картины.

2. Формировать умение раскрывать замысел художника и передавать свое отношение к картине.

3. Учить отбирать материал по теме.

4. Формировать умение использовать в тексте средства языковой выразительности.

Ход урока



1. Вступительное слово о художнике.

- Сегодня на уроке будем учиться писать сочинение по картине. Это картина известного русского художника Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода».

- Исаак Ильич Левитан написал около 1000 картин, многие из которых стали мировыми шедеврами и хранятся в лучших музеях.

-Что такое шедевр? / Шедевр – исключительное по своим достоинствам произведение искусства./

- Картина, которую мы сегодня будем описывать, находится в Москве в Третьяковской галерее.

- Современники называли Левитана «поэтом русской природы». Как вы думаете почему?

- Да, художник очень любил русскую природу. И умел показать, что очарование и прелесть, заключаются в простоте русского пейзажа.

- Долгие годы Левитан жил в бедности, видел страдания народа. Быть может этим вызвана легкая грусть и задумчивость в большинстве его пейзажей.

- Что такое пейзаж? /Пейзаж – это рисунок, картина, изображающая природу/

- А как назвать художника, изображающего пейзаж? /пейзажист/



2. Рассматривание картины

- Посмотрите внимательно на картину.

- Какие чувства она у вас вызывает?

- Представьте себе, что вы оказались на берегу этой речки. Что вы чувствуете, слышите?



3. Анализ содержания картины

- Как называется картина? Почему?



Уже в названии полотна, состоящем из двух фраз, нель­зя не почувствовать стремления художника кратко рассказать об изображенном. Подобные двойные названия, в которых со­держится своего рода сжатое повествование, характерны для И.И. Левитана: «Вечер. Золотой Плёс», «Деревня. Лунная ночь», «Солнечный день. Озеро», «Осенний день. Сокольни­ки», «Осень. Солнечный день», «Сумерки. Стога»... Худож­ник словно зовет зрителя «прочитать» изобразительный рас­сказ и глубоко проникнуться тем поэтическим чувством, кото­рое вдохновляло его кисть.



- Какие краски подобрал художник для этой картины?

- Какие цвета преобладают?

- Что самое яркое в картине?

- Почему главные цвета голубой и жёлтый?

- Как вы думаете, что привлекло внимание живописца в этом уголке природы?

- Что же интересного увидел Исаак Ильич Левитан?

- А почему вода кажется голубого цвета?

- Какое небо? С чем можно сравнить плывущие по небу облака?

- Какие деревья оказались в воде?

- Почему деревья кажутся такими вытянутыми и изогнутыми?

- Что вы можете сказать о погоде, которая стояла в тот день, когда художник писал картину?

- Что ещё изобразил художник в этом уголке природы?

- Что он этим хотел сказать?

- Какие чувства у вас вызывает эта картина?



4. Составление плана сочинения

- О чём можно сказать во вступлении?



Работа с учебником (С. 87, упражнение 178)

-Какие предложения из упражнения можно использовать во вступлении?



- О чём будем писать в основной части сочинения?

- Что напишем в заключительной части сочинения?



В своей книге «Рассказы о русском пейзаже» В.Н. Осокин пишет: «Весна. Большая вода» — лирико-музыкальная поэ­ма художника о половодье в русских полях, о грациозных по-девичьи березках, купающихся в затопивших все вешних водах, о весне света, как потом назвал это явление Пришвин, и еще об очень многом, что хотелось описывать не прозой, а стихами или воссоздавать музыкой».



Примерный план

  1. Картина художника.

  2. Весенний разлив.

  3. Всё радуются весне!

5. Лексико-орфографическая подготовка (опорный лист)

1.Половодье.

Половодье, река разлилась, подтопила берега, прибрежный лес, лодка.

2. Апрельский день.

Всё освещено ярким солнцем, голубое небо (ясное, лазурное, светлое, бездонное, бескрайнее), сливается с водой, лёгкие облака (кусочки ваты, белые барашки), несут на крыльях весну, прозрачный воздух.

3. Деревья.

Стройные (белоствольные) берёзы, всегда зелёная ель, отражаются, смотрят, тянутся, на стволах берёз солнечные блики.

Одна берёзка изогнулась, чтобы лучше себя рассмотреть

Выглядят беззащитно и трогательно

4. Настроение картины.

Ярко, празднично, пронизана светом, сочетание тёплых и холодных красок (тепло весеннего солнца, прохлада воды), свежесть, ожидание первой молодой зелени, дуновение ветерка, скрип веток, журчание воды, природа пробуждается после зимнего сна.



6. Написание и проверка сочинения



Примерный вариант сочинения

На картине Левитана «Весна. Большая вода» природа изображена величавой, спокойной. Апрельский полдень. Все озарено ласковым солнечным теплом.

Снег растаял. Вода так разлилась, что затопила все низкие места, лес, домишки, сараи, березовую рощу. Медленно течёт река. В сине-голубой воде, как в зеркале, отражаются стройные, как свечки, голые деревья. Совсем скоро распустятся набухшие клейкие почки и появится первая кружевная зелень.

День солнечный, ясный. По бледно-голубому небу плывут облака, напоминающие маленьких барашков. Воздух прозрачный, чистый.
Березовая роща, еще не одетая листвой, просматривается насквозь. Розоватые ветви деревьев нежно выделяются на фоне голубого бездонного неба.

К изгибающемуся берегу причалена старенькая лодка. Видимо, здесь недавно был ее хозяин и вот-вот придет на это же место. Вдали за деревьями виднеются прибрежные домишки и сараи, затопленные большой водой.

Вся картина пронизана искрящимися лучами яркого солнца. Левитан сумел передать радость весенней природы и большую любовь к ней. Его рассказ о приходе весны – это надежда на хорошее лето, счастье.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку (4 класс) "Весна. Большая вода"

Автор: Снегирёва Наталья Владимировна

Дата: 09.04.2016

Номер свидетельства: 316772

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока русского языка на тему "Обособление определений""
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-obosoblieniie-opriedielienii"
    ["file_id"] => string(6) "254196"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447702119"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект урока русского языка "Упражнение в применении приобретенных знаний" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-uprazhnieniie-v-primienienii-priobrietiennykh-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "206421"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430162723"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка "Род имени существительных" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-rod-imieni-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "245992"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446276467"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект урока русского языка по теме "Изменение имен существительных по родам""
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-izmienieniie-imien-sushchiestvitiel-nykh-po-rodam"
    ["file_id"] => string(6) "306755"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458196800"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(265) "Конспект урока письма в специальной (коррекционной) школе VIII вида "Правописание безударных окончаний имен прилагательных единственного числа." "
    ["seo_title"] => string(158) "konspiekt-uroka-pis-ma-v-spietsial-noi-korriektsionnoi-shkolie-viii-vida-pravopisaniie-biezudarnykh-okonchanii-imien-prilaghatiel-nykh-iedinstviennogho-chisla"
    ["file_id"] => string(6) "104923"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402770361"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства