Русский язык  
 Дата: «___»___________ 20___г Класс: 3- «___»
  
 
 Тема урока: Родительный падеж. (закрепление)
  Цели урока: Содействовать формированию навыка распознавать существительные в форме родительного падежа как с предлогом , так и без предлога; уточнить и расширить знания учащихся о существительных родительного падежа.
  Задачи:
   1)формировать умения распознавать существительные в форме родительного падежа как с предлогом , так и без предлога;
   2)способствовать развитию устную и письменную речь, внимание, мышление, творческие способности детей;
   3) развивать коммуникативные навыки учащихся, содействовать созданию доброжелательной атмосферы на уроке, воспитывать чувство дружбы и товарищества.
  Ожидаемые результаты:
  Предметные: учащиеся знают алгоритм нахождения имен существительных в родительном падеже.
  Личностные: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его; слушать других и принимать иную точку зрения.
  Системно –деятельностные: учащиеся умеют анализировать, обрабатывать, синтезировать и использовать полученную информацию.
    Ход урока.
  1. Организационный момент.  
  - Долгожданный дан звонок,
    Начинается урок.
  - Встали все ровненько, покажите нашим гостям, что вы все готовы к уроку.
  (психологический настрой) :
  - Настроенье каково? (Во!)
  - Все такого мнения?( Все без исключения!)
  ( У учителя звонит сотовый телефон ,он берёт трубку):
  - Алло! Да, здравствуйте! Да что вы говорите! Хорошо,хорошо,мы обязательно постараемся вам помочь!
  - Ребята, сейчас мне позвонил Министр русского языка королевства « Падежей». Он в отчаянии, у них случилась беда: жители этого королевства – падежи, поссорились, а один из них  даже пропал! Он очень просит нас помочь!
  - Поможем?
  -Конечно поможем, как же мы оставим наших друзей в беде!
  -Только путь наш будет нелёгким, нужно преодолеть преграды, быть очень внимательными и догадливыми. Итак, в путь!
  2.Проверка домашнего задания.
   -Мы не можем начать наше путешествие без проверки домашнего задания. (проверка д \з у 71 доп.тетрадь).
   -Назовите имена существительные в родительном падеже выделите окончания, подчеркните предлоги. (слайд 1)  
  -Молодцы! Кто не допустил ни одной ошибки? Вы справились с домашним заданием на отлично .У вас на партах лежат листы оценивания.(слайд 2)
   Если вы не допустили ни одной ошибки, поставьте себе в графе домашнее задание «+» там где оценка «5баллов», если 1 ошибку «+» где «4балла»,если 2 ошибки «+», где о «3»балла и т.д.
   -Поднимите руку у кого -5,4?
   -Кто плохо справился с домашним заданием? Как выдумаете почему?
  3.Актуализация опорных знаний.  
  -Мы спешим на помощь в «Королевство падежей». И на следующем этапе у нас игра «Бегущие минутки». За 1 минуту надо ответить на максимальное количество вопросов. Итак, начинаем!
  1. Часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая в начальной форме на вопросы: Кто? Что?.....(существительное)
  2. Как изменяется имя существительное?..... (по числам, родам и падежам)
  3. Имена существительные отвечающие на вопрос кто? называются?... (одушевленные)
  4.Имена существительные отвечающие на вопрс что? Называются? ....(неодушевленные)
  5. С большой буквы пишутся имена сущесвительные…(нарицательные)
  6. Назовите окончания имен существительных женского рода, приведите пример...( -а, вода, -я,земля)
  7.Назовите окончания имен существительных среднего рода, приведите пример…( -о,небо, -е,солнце)
  8.Назовите окончания имен существительных мужского рода…(конь –нулевое,дядя –юноша -а.я)
  9.Как назывется изменение имен существительных о падежам?...(склонение)
  10.Сколько всего падежей в русском языке?...(6 падежей)
  _Молодцы! Справились с заданием!  
  –В листах оценивания в графе «устные ответы» оцените свой ответ, как вы поработали на данном этапе.
   -Поднимите руки, у кого «5баллов», «4 балла». У кого «3»,»2» балла? Почему?
  3.Минутка чистописания. Словарная работа.
 а) массаж рук:
 - похлопайте в ладоши.
 - постучите в кулачки.
 - покатайте карандаш между ладонями.
 - помассажируйте тупым концом ручки подушечку каждого пальца.
 б) работа в тетради:
  - Открываем тетради, записываем число, классная работа.
   -Какую букву сегодня будем писать? (Пп)
  -Что мы о ней можем рассказать? ( Эта буква согласная, она обозначает два звука:  п  - твердый и  п  - мягкий, эти звуки – глухие, имют пару)
  -Запишите соединения слогов, дети часто путают соединения с гласными и согласными буквами.
  ПРИ НАД ЛЕЖ НОС ТИ
  -Какое слово у вас получилось? (принадлежности)
  -Именно о принадлежностях пойдет речь в словарной работе.(слайд5)
  Запишите слова, вставьте пропущенные буквы, подчеркните непроверяемую безударную гласную в корне слова. (два ученика за доской) Проверка по эталону (слайд 6)  
  Из …льбома, без дн…вника, из т…тради, у к…мпьютера, около п..ртфеля.  
  -Оцените свою деятельность на этапе словарной работы в листах оценивания. (взаимопроверка)
  -Кто справился без ошибок) Кто плохо справился? Где можно проверить написание словарных слов? ( в орфографическом словаре)
  4. Определение темы и цели урока.
  -Ребята, внимательно еще раз прочитайте словарные слова. Что их объединяет? (имена существительные в родительном падеже)
  -Докажите. (отвечают на вопросы чего? употребляются с предлогами)
  - Сформулируйте тему урока. (Родительный падеж имен существительного).  
   -Исходя из темы , какие задачи поставим перед собой на уроке?(научиться определять имена существительные в родительном падеже )
   -Да, сегодня мы будем продолжать формировать навыки определения имен существительных в родительном падеже с предлогами и без предлогов, а так же обогатим свои знания о существительных родительного падежа.  
 6. Работа по теме урока.
  -Ребята, без какой принадлежности вы никогда не выходите в школу.(без портфеля)
 Составьте распространенное предложение со словом портфель.(самые лучшие предложения записываются и разбираются на доске).
 Два ученика работают у доски.
  -Чем в предложении являются имена существительные в родительном падеже? (подлежащим)
 Сделайте вывод(имена существительные в родительном падеже являются второстепенными членами предложения, могут быть дополнением или обстоятельством.)
 7. ФИЗМИНУТКА «Бабочка»
  8. Закрепление нового материала
  1) Работа с деформированным текстом.
  (работа в группе)
 Напоминаю правила работы в группе. (слайд7)
  Запомни и соблюдай простые правила:  
   Уважай своего товарища.
  Умей каждого выслушать.
  Не согласен – предлагай!
 
  - У вас на столах лежат карточки с пословицами о дружбе.
  Восстановите пословицы, употребив слово «друг» в родительном падеже.
  Запишите пословицы правильно.
  1)Без, на, сердце, друг, вьюга.
  2)Не, кланяйся, врагу, жизни, для, не, жалей, друг.
  3)Нет, ищи, друг, береги, а, нашёл.
  4)Легче, потерять, друг, найти, чем.
  - Прочитайте полученные пословицы и поговорки.
  Объясните, как определяли падеж.
  (проверка по эталону слайд 8, заслушать 1 пару)
   -Чему учат пословицы? (Пословицы учат беречь дружбу)
  -Так что же, по-вашему, дружба?(ответы детей)
   -С друзьями действительно можно все преодолеть.
  -Проверьте по эталону и оцените свою работу в листах оценивания на этапе работа с пословицами.
  -Все ли справились без ошибок?
  2)- Наконец, мы добрались до Королевства падежей. Теперь перед нами стоит задача – помирить падежи. Но как это сделать? Как вы думаете?
  -Сколько всего падежей в русском языке?
  -Давайте назовём их по порядку вместе с вопросами. Тогда падежи поймут, что мы их хорошо знаем, без них нам не обойтись, и перестанут ссориться между собой.
  ( После названия всех падежей детьми, выставляю их по порядку).
  - Посмотрите, какой падеж пропал?(Родительный).
  -Куда же он делся?
  -Ой, чьи это следы? Куда они идут?
  (следы ведут к 1- ой парте ученика, карточки перевернуты: от, до, из, без, у для, около, с- по порядку вешаю на доску).
  - Следы ведут к 1 – ой парте. Ну – ка ,Регина, давай проверим, кто спрятался в твоём портфеле?
  - А, вот ,он, Родительный падеж, видимо, хотел остаться у кого?( у Регины).
  Вывод:
  - На какие вопросы отвечает Родительный падеж?
  - С какими предлогами употребляется?  
  9. Сведения о языке.(слайд 9)
 10 Самостоятельная работа.
 - А сейчас ваша задача потренироваться.
 (Дети получают задания разного уровня . Самостоятельная работа учащихся по карточкам.)
 1 уровень.
 Вставьте окончание, определите падеж имени существительного.  
 2 уровень.
 Вставьте предлог и окончание, определите падеж.
 3 уровень.
 Запишите словосочетания, употребляя необходимые предлоги от, до, из, без, у, для, около, после, из-за.
 Улыбнулся…(радость), съехал…(горка), выглянуло…(тучка), перелетел…(дерево), отъехал…(деревня), добежал…(калитка), приехал…(школа).
 (слайд10 На экране эталон, самопроверка + самооценка в листах оценивания).
 11. Итог урока.
  -Какие «задачи» ставили перед собой сегодня на уроке?
 (научиться определять имена существительные в родительном падеже научиться определять имена существительные в родительном падеже)
  -Как вы считаете, справились ли мы с поставленными задачами?
 - Что запомнили с урока?
  -Что узнали нового?
 - Какие задания на уроке понравилось выполнять?
 - Что вызвало затруднение?
 12.Оценивание.(слайд 11)
 - Как оцениваете свою работу?
 Подсчитайте колличество баллов внимательно сверьте с экраном. Поставьте себе оценку.
 23 -25 баллов -оценка «5»
 18-22 балла –оценка «4»
 13-17 баллов –оценка «3»
 0-15 баллов –оценка «2»
 -У кого оценка5,4,3? - Кто получил меньше баллов чем 12? Почему?
 13. Домашнее задание.(на выбор)  
 Упражнение 297 с 132 , творческое задание –написать мини сочинение о друге, употребляя имена существительные в родительном падеже.
 14 Рефлексия.
  -Заполните карточку. Нарисуйте на смайлике настроение, с которым вы уходите с урока.
 Я работал с____________________настроением.
 Я ________________доволен собой.
 Я испытывал затруднения, когда_____________________
 
 
  -Поднимите руки у кого улыбка на смайлике.Я очень довольна вашей работой и тоже дарю вам смайлик.  
  -Листа с оценками положите пожалуйста на стол. Урок окончен.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Лист оценивания
 Ф.И._______________________________________________________
        |        |    5 баллов   |    4 балла   |    3 балла   |    2 балла   |  
  |   1)Домашнее задание     |         |         |         |         |  
  |   2)Игра «БЕГУЩИЕ МИНУТКИ»   |         |         |         |         |  
  |   3)Словарная работа   |         |         |         |         |  
  |   4)Работа в группе   |         |         |         |         |  
  |   5)Самостоятельная работа   |         |         |         |         |  
  |   ИТОГО ОЦЕНКА   |         |         |         |         |  
 
 23 -25 баллов -оценка «5»
 18-22 балла –оценка «4»
 13-17 баллов –оценка «3»
 0-13 баллов –оценка «2»
   
 Лист оценивания
 Ф.И._______________________________________________________
        |        |    5 баллов   |    4 балла   |    3 балла   |    2 балла   |  
  |   1)Домашнее задание     |         |         |         |         |  
  |   2)Игра «БЕГУЩИЕ МИНУТКИ»   |         |         |         |         |  
  |   3)Словарная работа   |         |         |         |         |  
  |   4)Работа в группе   |         |         |         |         |  
  |   5)Самостоятельная работа   |         |         |         |         |  
  |   ИТОГО ОЦЕНКА   |         |         |         |         |  
 
 23 -25 баллов -оценка «5»
 18-22 балла –оценка «4»
 13-17 баллов –оценка «3»
 0-13 баллов –оценка «2»
   Лист оценивания
 Ф.И._______________________________________________________
        |        |    5 баллов   |    4 балла   |    3 балла   |    2 балла   |  
  |   1)Домашнее задание     |         |         |         |         |  
  |   2)Игра «БЕГУЩИЕ МИНУТКИ»   |         |         |         |         |  
  |   3)Словарная работа   |         |         |         |         |  
  |   4)Работа в группе   |         |         |         |         |  
  |   5)Самостоятельная работа   |         |         |         |         |  
  |   ИТОГО ОЦЕНКА   |         |         |         |         |  
 
 23 -25 баллов -оценка «5»
 18-22 балла –оценка «4»
 13-17 баллов –оценка «3»
 0-13 баллов –оценка «2»
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Карточка 2
  - Прочитайте полученные пословицы и поговорки.
  -В каких пословицах слово друг стоит в родит. падеже? Почему?
  - Вместо точек вставьте слово друг и дружба по смыслу.
  1) Старый ……… лучше новых двух.
  2)…………  крепка не лестью, а правдой и честью.
  3)Крепкую ……..и топором не разрубишь.
  4)Нет …….. –ищи, а нашёл – береги.
  5)Легче …… потерять, чем найти.
 Карточка 2
  - Прочитайте полученные пословицы и поговорки.
  -В каких пословицах слово друг стоит в родит. падеже? Почему?
  - Вместо точек вставьте слово друг и дружба по смыслу.
  1) Старый ……… лучше новых двух.
  2)…………  крепка не лестью, а правдой и честью.
  3)Крепкую ……..и топором не разрубишь.
  4)Нет …….. –ищи, а нашёл – береги.
  5)Легче …… потерять, чем найти.
 
 
 Карточка 2
  - Прочитайте полученные пословицы и поговорки.
  -В каких пословицах слово друг стоит в родит. падеже? Почему?
  - Вместо точек вставьте слово друг и дружба по смыслу.
  1) Старый ……… лучше новых двух.
  2)…………  крепка не лестью, а правдой и честью.
  3)Крепкую ……..и топором не разрубишь.
  4)Нет …….. –ищи, а нашёл – береги.
  5)Легче …… потерять, чем найти.
 
 
 Карточка 2
  - Прочитайте полученные пословицы и поговорки.
  -В каких пословицах слово друг стоит в родит. падеже? Почему?
  - Вместо точек вставьте слово друг и дружба по смыслу.
  1) Старый ……… лучше новых двух.
  2)…………  крепка не лестью, а правдой и честью.
  3)Крепкую ……..и топором не разрубишь.
  4)Нет …….. –ищи, а нашёл – береги.
  5)Легче …… потерять, чем найти.
 Карточка 3
 1 уровень.
 Вставьте окончание, определите падеж имени существительного. Используйте алгоритм.
 купил для семь…
 пьет из луж…
 отъехал от рек…
 падает с крыш…  
  
 
 2 уровень.
 Вставьте предлог и окончание, определите падеж.
 пришел … улиц…
 вышел … беседк…
 стоит … стен…
 отдыхал … рек …
 
 
 3 уровень.
 Запишите словосочетания, употребляя необходимые предлоги от, до, из, без, у, для, около, после, из-за.
 Улыбнулся…(радость), съехал…(горка), выглянуло…(тучка), перелетел…(дерево), отъехал…(деревня), добежал…(калитка), приехал…(школа).
 1 уровень.
 Вставьте окончание, определите падеж имени существительного. Используйте алгоритм.
 купил для семь…
 пьет из луж…
 отъехал от рек…
 падает с крыш…  
  
 
 2 уровень.
 Вставьте предлог и окончание, определите падеж.
 пришел … улиц…
 вышел … беседк…
 стоит … стен…
 отдыхал … рек …
 
 
 3 уровень.
 Запишите словосочетания, употребляя необходимые предлоги от, до, из, без, у, для, около, после, из-за.
 Улыбнулся…(радость), съехал…(горка), выглянуло…(тучка), перелетел…(дерево), отъехал…(деревня), добежал…(калитка), приехал…(школа).
 
 
 
Я работал с____________________настроением.
 Я ________________доволен собой.
 Я испытывал затруднения, когда_____________________
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Я работал с____________________настроением.
 Я ________________доволен собой.
 Я испытывал затруднения, когда_____________________
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Я работал с____________________настроением.
 Я ________________доволен собой. 
 Я испытывал затруднения, когда_____________________
 
 
 
 
 
 
 Я работал с____________________настроением.
 Я ________________доволен собой.
 Я испытывал затруднения, когда_____________________
 
 
 
 
 
 
 Я работал с____________________настроением.
 Я ________________доволен собой.
 Я испытывал затруднения, когда_____________________
 
 
 
 
 
 
 Я работал с____________________настроением.
 Я ________________доволен собой.
 Я испытывал затруднения, когда_____________________
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 