- сформировать понятие об имени существительном как части речи, умение осознано распознавать слова, относящиеся к именам существительным и обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы, имена собственные или нарицательные;
- способствовать развитию орфографической зоркости, внимания, мышления, устной и письменной речи;
- воспитывать интерес к изучению русского языка;
- сохранить и улучшить психическое и физическое здоровье учащихся.
- сформировать понятие об имени существительном как части речи, умение осознано распознавать слова, относящиеся к именам существительным и обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы, имена собственные или нарицательные;
- способствовать развитию орфографической зоркости, внимания, мышления, устной и письменной речи;
- воспитывать интерес к изучению русского языка;
- сохранить и улучшить психическое и физическое здоровье учащихся.
- Вижу дети мои готовы к уроку. Если вы хотите получить удовольствие от урока, прошу вас быть моими активными помощниками. Слушать меня и друг друга внимательно. Отвечать правильно и полными ответами.
2 слайд
2.Актуализация знаний.
- С давних времен существует страна под названием РЕЧЬ.
Учёные поделили её на части, каждая из которых имеет своё название -
(слайд 1).
- Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету.
И все, что может видеть глаз, -
Над нами и под нами.
И все что в памяти у нас,-
Означено словами.
- На какие 2 группы делятся все части речи? (самостоятельные и служебные)
- Назовите самостоятельные части речи.
- Назовите служебные части речи.
- (Открываю шторку). Прочитайте самостоятельно про себя.
- Как определить, к какой части речи относится слово? (надо задать к нему вопрос и узнать, что оно обозначает).
- Слов какой части речи больше? (имён существительных)
- Назовите предметы, которые вас окружают.
- К какой части речи относятся эти слова? (имена сущ.)
3.Постановка темы урока.
- Сегодня начнём изучать часть речи - имя существительное.
- (Открываю шторку). Прочитаем все вместе. Что это? (стихотворение)
- Спишите, вставляя пропущенные буквы.
- Поднимите руку, кто сделал? (вызываю одного ученика к доске, он вставляет пропущенные буквы - перетаскивает рукой букву в нужное место , объясняет правописание орфограмм).
- Проверка. Проверьте, так ли у вас, подчеркните пропущенные буквы-орфограммы.
- Кто написал без ошибок? Молодцы.
- Обозначьте все имена существительные буквой «С» ( 1 уч. у доски – пишет карандашом и доказывает, что это сущ.).
- Прочитайте стихотворение без имён существительных (все вместе).
- Понятно, о чём прочитали? (нет).
- Какой вывод можете сделать? (В речи нельзя обойтись без имён существительных).
4слайд
- Давайте вместе прочитаем слова.
- Спишите слова в тетрадь, вставляя пропущенные буквы, подчёркивая орфограммы.
- Проверка (ученики по цепочке называют букву, объясняют правописание, учитель вписывает буквы карандашом на доске). В конце проверяем лупой.
- Почему слово «Москва» написано с заглавной буквы? (название города). К какой части речи относится это слово? (сущ.) Это имя сущ. – собственное, обозначает название единичного предмета.
- К каким частям речи относятся остальные слова? (дети доказывают, задают вопросы к словам). Как называются сущ., которые пишутся со строчной буквы? (нарицательное).
- Вспомните, что такое имя существительное? (ответы детей).
5слайд
- (Открываю шторку - Слайд 5 - Давайте вместе прочитаем и запомним правило (читаем вместе).
- «Предметы» в науке о языке - это всё, о чём можно спросить КТО ЭТО? Или ЧТО ЭТО? - люди, животные, явления природы, события, состояния, чувства людей и другое. Закрываю шторку.
- Расскажите себе шёпотом. Кто запомнил и может рассказать всем? (1- 2 уч. рассказывают). (Открываем шторку. Проверяем).
- (Открываю шторку дальше). – Прочитайте слова по часовой стрелке (все вместе).
- К каким частям речи относятся эти слова? (дети определяют устно).
- Какое предложение можно составить из этих слов? (пословицу). Как вы её понимаете?
- Запишите в тетради и поставьте знаки препинания (1 чел. у доски составляет – рукой передвигает слова и ставит по порядку, расставляет знаки препинания).
- Молодцы! Сконструировали предложение из одних существительных и союза!
6слайд
- ФИЗМИНУТКА.
- Встаньте около своих мест. Проверю, как вы умеете отличать имена существительные от других частей речи. Если я буду называть имена сущ. , вы приседайте и вставайте. Если услышите другие части речи, то молчите.
- Тихо сядьте на свои места, закройте глаза (включаю зрительную музыкальную минутку «Космос»). Откройте глаза и внимательно смотрите глазами за двигающимися предметами.
- Какие предметы увидели на экране? К каким частям речи относятся эти слова? (к именам сущ.).
- Как одним словом назвать все увиденные вами предметы? (космос).
- К какой части речи относится слово «КОСМОС»? Почему? (это сущ., отвечает на вопрос ЧТО?, обозначает абстрактное понятие).
7 слайд
- На какие вопросы отвечают имена сущ.? (открываю шторку)
- Запишите в тетради КТО? ЧТО?
- Я буду загадывать загадки, а вы записывать отгадки в нужный столбик.
(Дети пишут на доске карандашом).
1). Круглый хвостик, глаз косой,
Робко скачет сквозь лесок,
У него в кладовке
Сладкая морковка. (Заяц).
2). Клейкие почки,
Зелёные листочки.
С белой корой
Стоит под горой. (Берёза).
3). Не часы, а тикает,
Не мотор, а кровь гонит. (Сердце).
4). Кличка растрёпанного воробья в рассказе К.Г.Паустовского «Растрёпанный воробей» (Пашка). – Почему напишем с заглавной буквы? (это имя собственное)
- Как называются сущ., которые пишутся со строчной буквы? (имена нарицательные).
- Как называются сущ., которые отвечают на вопрос КТО? (одушевлённые). На вопрос ЧТО? (неодушевлённые) - открываю шторку.
8 слайд
- Распределите имена существительные на 2 группы: нарицательные и собственные (дети рукой перемещают слова в нужный столбик, проверяет программа).
5.Тестирование. Оценка знаний.
9 слайд
- Запишите в тетради один верный ответ из четырёх.
(Проверка сразу после записи: нажимаю на один вариант ответа, выбранный детьми, программа показывает правильность выполнения каждого задания).
- Ставьте плюс, если ответ записали верно.
(Итог: после выполнения всех заданий общий результат выдаёт программа (процент выполнения)).
- Поставьте «5», если сделали без ошибок, «4» - если есть 1-2 ошибки.
- Встаньте те, кто оценил свою работу на «5» и «4». Молодцы! Вы были сегодня внимательны.
10 слайд
6.Итог урока. Обобщение изученного материала.
- Слайд 10. (открываю шторку по ходу ответов детей).
- Что такое имя существительное?
- Что обозначает?
- На какие вопросы отвечает?
- Какие бывают сущ.? (одуш. или неодуш., нариц. или собственные)
7. Рефлексия.
- Кому было трудно выполнить задания?
- На следующем уроке мы продолжим изучать имя существительное.
11 слайд
8. Домашнее задание.
- Дома составьте рассказ об имени сущ. и выполните упр. № 8, с. 54 (2 часть).
- Урок закончен. Сдайте тетради.
12 слайд
9. Упражнение для закрепления.
-На перемене можете заселить части речи в домики. Желтый – существительное,