kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому для 6 класса по теме :"Состав слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. ??В данном конспекте урока описаны полностью цели и задачи урока.Ученикам объясняется материал, для этого учитель подготовил слайды., затем выполняются упражнения для закрепления нового материала.В конце урока выполняется тестовая работа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому для 6 класса по теме :"Состав слова"»

Тема урока: Словообразование. Состав слова.

Задачи урока:

Образовательные:

  • уточнить понятия “корень”, “приставка”,

  • “суффикс”, “окончание”, ” основа “;

  • составить совместно с учащимися алгоритм

  • разбора слов по составу;

  • научиться различать однокоренные слова

  • и формы одного и того же слова;

Развивающие:

  • развивать умения планировать, контролировать,

  • регулировать и анализировать собственную учебную

  • деятельность;

  • развивать речь учащихся, обогащать словарный запас

  • детей;

  • развивать умение работать с текстом;

  • развивать сообразительность, мышление, память.

Воспитательные:

  • создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку

  • русского языка путём вовлечения каждого в активную

  • деятельность;

  • воспитывать потребность оценивать свою деятельность.

  • воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;

  • воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

Оборудование: Компьютер.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2.Объяснение нового материала.

- Ребята, начиная с этого урока, вы приступаете к изучению словообразования- раздела языкознания, изучающего состав слова и образование слов.


План урока

1.Словообразование как раздел языкознания.

2.Основа и окончание.

3.Однокоренные слова.

4.Приставка и суффикс.

5.Разбор слова по составу.

6.Выводы.

(слайд)

Словообразование-это раздел языкознания, занимающийся изучением состава и образования слов. Слова русского языка состоят из морфем.

Морфема- это минимальная значимая часть слова.

Виды морфем вам известны уже с 5 класса: это приставка, корень, суффикс и окончание.

Каждый вид морфем в словах обозначается специальными знаками. Эти знаки вы можете видеть на иллюстрации.


ПРИШКОЛЬНЫЙ

Приставка

Корень

Суффикс

Окончание


(слайд)


Основа и окончание

Окончание-это изменяемая часть слова. Чтобы выделить окончание, слово надо изменять, сравнивая его разные формы.

Попробуем найти окончание слов писать и школа. Первое слово является глаголом, поэтому изменять его надо по лицам, второе- существительным, значит оно изменяется по падежам.

На иллюстрации хорошо видно, что при изменении слов большая часть не изменяется. Эта часть называется основой. Как и другие части слова, основа тоже имеет специальный знак: в словах она выделяется нижней квадратной скобкой.

Рассмотрите таблицу внимательно: каждая форма слова имеет

своё окончание.

Я пишу И.п. Школа

Ты пишешь Р.П.Школы

Он пишет Д.п.Школе

Мы пишем В.п.Школу

Вы пишете Т.п.Школой

Они пишут п.(о)Школе



(слайд)

НУЛЕВОЕ ОКОНЧАНИЕ.

Рассмотрите, как выглядит в разных формах существительное учебник в именительном и винительном падежах после основы не произносим никаких звуков. Но считать, что у этих слов нет окончания- неверно. Это окончание просто не выражено никакими звуками и называется нулевым.

И.п. учебник

Р.п.учебника

Д.п.учебнику

В.п учебник

Т.п.учебником

П.п.(о) учебнике

У слова учебник в именительном и винительном

падежах нулевое окончание


Задание.

Записать слова, распределяя их в два столбика в зависимости от наличия окончания.(имеет окончание – имеет нулевое окончание)

Учитель, мама, море, солнце, стол, сестра, кот, шкаф, тополь, книга, нота, сок, пенал, перемена, журнал, рюкзак, газета, тетрадь. (слайд)

КОРЕНЬ СЛОВА.ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА.


Корень-это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов: лес- лесник-лесничий-лесок.

Все эти слова обозначают предметы и признаки, имеющие отношение к лесу, так как в них входит корень –лес-

Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными.

Лес, лесник, лесок, лесничий, лесной, лесочек, лесничество


Задание

Подберите к данным словам однокоренные слова.

Море, школа, вода, книга, сад.

Загадки

1.Перед корнем я стою,

Значение новое даю.

2.Ну-ка, решите, девочки, мальчики,

Чем от зайчат отличаются зайчики?

Кошка от кошечки, лес от леска,

Дочка от доченьки, день от денька?


(слайд)

Приставка-это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Например: при-школьный, у-ходить, на- учить, по- садить, пере- писать

Суффикс-это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов. Например: Барабан-щик, лес- ник, танк- ист, сын- ок, слон-енок


ЗАДАНИЕ

(слайд)

Измените приставку у в слове уходили на данные приставки:










Что вы заметили? Изменились ли значения слов с изменением приставок? Какой можно сделать вывод?

Расскажите о приставке по плану:

где стоит приставка в слове? для чего служит она?

Измените приставку по в слове посадили на данные приставки:




Что вы заметили? Изменились ли значения слов с изменением приставок? Какой можно сделать вывод?

Расскажите о приставке по плану: где стоит приставка в слове?

для чего служит она?



Измените приставку по в слове покормили на данные приставки:

Что вы заметили? Изменились ли значения слов с изменением приставок? Какой можно сделать вывод?

Расскажите о приставке по плану:

где стоит приставка в слове? для чего служит она?



Измените суффиксы в слове ходили на данные:

Что вы заметили? Изменились ли значения слов с изменением суффиксов? Какой можно сделать вывод?

Расскажите о суффиксе по плану:

где стоит суффикс в слове?

для чего служит он?

В толковом словаре узнайте значение полученных новых слов.


Задание


2. Составить слова по данным схемам.

………..чик ………тель

………...ист ………ок

…………лив-ый …………ник



Отгадайте загадку, запишите отгадку и разберите по составу.

Корень мой находится в цене, -

В очерке найди приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

Вся же – в дневнике я и в журнале.

(оценка)



Разбор слова по составу


Разбор слова по составу

Разбор слова пор составу- это выделение всех морфем, из которых состоит слово.

  • Порядок разбора

  • 1.Определить, к какой части речи относится анализируемое слово.

  • 2.Выделить окончание и основу. Для этого слово нужно изменить.

  • 3.Определить, состоит ли основа только из корня или в ней есть приставки и суффиксы Для этого нужно подобрать однокоренные слова и сопоставить их.

  • 4.Выделить корень, приставку (если есть), суффикс(если есть).



Задание

Разберите самостоятельно по составу слова.

Домовой, приморский, лесник, переписать, летчики, подснежник



  • Выводы:

  • На этом уроке мы узнали, что:

  • Словообразование-это раздел языкознания, занимающиийся изучением состава и образования слов.

  • Окончание- это изменяемая часть слова.

  • Основа-это часть слова без окончания. Чтобы выделить окончание и основу, надо изменять слова, сравнивая его разные формы.

  • Однокоренные слова имеют общий корень.

  • Приставка- это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.

  • Суффикс- это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.

  • Разбор слова по составу- это выделение всех морфем , из которых состоит слово.

Итоговое тестирование

1.Найдите слово без приставки.

а) подъезд

б)подвиг

в) подход

2.Окончание это:

а)общая часть родственных слов

б)изменяемая часть слова

в)часть слов без окончания

3.Найдите форму слова книга.

а)книжник

б)книжный

в)книгой

4.Найдите лишнее слово

а)лето

б)летний

в)летать

5.Суффикс это:

а)значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

б)значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов

в)изменяемая часть слова

6.Найдите слово с приставкой

а)снежок

б)премудрый

в)неряха


Выставление оценок










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока по русскому для 6 класса по теме :"Состав слова"

Автор: Нугманова Шолпан Хасановна

Дата: 12.01.2016

Номер свидетельства: 275533

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока русского языка на тему: "Состав слова. Корень и суффикс" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-sostav-slova-korien-i-suffiks"
    ["file_id"] => string(6) "109613"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404822261"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Конспект урока в 3 классе " Состав слова" "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-v-3-klassie-sostav-slova"
    ["file_id"] => string(6) "223961"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438269410"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "конспект урока русского языка на тему: Состав слова.Основа и окончание. "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-sostav-slova-osnova-i-okonchaniie"
    ["file_id"] => string(6) "195894"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427977729"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Урок русского языка 3 класс.Тема:"Состав слова с позиции его значимых частей" "
    ["seo_title"] => string(85) "urok-russkogho-iazyka-3-klass-tiema-sostav-slova-s-pozitsii-iegho-znachimykh-chastiei"
    ["file_id"] => string(6) "154096"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421097311"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка на тему ,,Лексика" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "109624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404830894"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства