Конспект урока по русскому для 6 класса по теме :"Состав слова"
Конспект урока по русскому для 6 класса по теме :"Состав слова"
??В данном конспекте урока описаны полностью цели и задачи урока.Ученикам объясняется материал, для этого учитель подготовил слайды., затем выполняются упражнения для закрепления нового материала.В конце урока выполняется тестовая работа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому для 6 класса по теме :"Состав слова"»
Тема урока: Словообразование. Состав слова.
Задачи урока:
Образовательные:
уточнить понятия “корень”, “приставка”,
“суффикс”, “окончание”, ” основа “;
составить совместно с учащимися алгоритм
разбора слов по составу;
научиться различать однокоренные слова
и формы одного и того же слова;
Развивающие:
развивать умения планировать, контролировать,
регулировать и анализировать собственную учебную
деятельность;
развивать речь учащихся, обогащать словарный запас
детей;
развивать умение работать с текстом;
развивать сообразительность, мышление, память.
Воспитательные:
создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку
русского языка путём вовлечения каждого в активную
деятельность;
воспитывать потребность оценивать свою деятельность.
воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;
воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.
Оборудование: Компьютер.
Ход урока.
1. Оргмомент.
2.Объяснение нового материала.
- Ребята, начиная с этого урока, вы приступаете к изучению словообразования- раздела языкознания, изучающего состав слова и образование слов.
План урока
1.Словообразование как раздел языкознания.
2.Основа и окончание.
3.Однокоренные слова.
4.Приставка и суффикс.
5.Разбор слова по составу.
6.Выводы.
(слайд)
Словообразование-это раздел языкознания, занимающийся изучением состава и образования слов. Слова русского языка состоят из морфем.
Морфема- это минимальная значимая часть слова.
Виды морфем вам известны уже с 5 класса: это приставка, корень, суффикс и окончание.
Каждый вид морфем в словах обозначается специальными знаками. Эти знаки вы можете видеть на иллюстрации.
ПРИШКОЛЬНЫЙ
Приставка
Корень
Суффикс
Окончание
(слайд)
Основа и окончание
Окончание-это изменяемая часть слова. Чтобы выделить окончание, слово надо изменять, сравнивая его разные формы.
Попробуем найти окончание слов писать и школа. Первое слово является глаголом, поэтому изменять его надо по лицам, второе- существительным, значит оно изменяется по падежам.
На иллюстрации хорошо видно, что при изменении слов большая часть не изменяется. Эта часть называется основой. Как и другие части слова, основа тоже имеет специальный знак: в словах она выделяется нижней квадратной скобкой.
Рассмотрите таблицу внимательно: каждая форма слова имеет
своё окончание.
Я пишу И.п. Школа
Ты пишешь Р.П.Школы
Он пишет Д.п.Школе
Мы пишем В.п.Школу
Вы пишете Т.п.Школой
Они пишут п.(о)Школе
(слайд)
НУЛЕВОЕ ОКОНЧАНИЕ.
Рассмотрите, как выглядит в разных формах существительное учебник в именительном и винительном падежах после основы не произносим никаких звуков. Но считать, что у этих слов нет окончания- неверно. Это окончание просто не выражено никакими звуками и называется нулевым.
И.п. учебник
Р.п.учебника
Д.п.учебнику
В.п учебник
Т.п.учебником
П.п.(о) учебнике
У слова учебник в именительном и винительном
падежах нулевое окончание
Задание.
Записать слова, распределяя их в два столбика в зависимости от наличия окончания.(имеет окончание – имеет нулевое окончание)
Приставка-это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Например: при-школьный, у-ходить, на- учить, по- садить, пере- писать
Суффикс-это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов. Например: Барабан-щик, лес- ник, танк- ист, сын- ок, слон-енок
ЗАДАНИЕ
(слайд)
Измените приставку у в слове уходили на данные приставки:
Что вы заметили? Изменились ли значения слов с изменением приставок? Какой можно сделать вывод?
Расскажите о приставке по плану:
где стоит приставка в слове? для чего служит она?
Измените приставку пов слове посадили на данные приставки:
Что вы заметили? Изменились ли значения слов с изменением приставок? Какой можно сделать вывод?
Расскажите о приставке по плану: где стоит приставка в слове?
для чего служит она?
Измените приставку пов слове покормили на данные приставки:
Что вы заметили? Изменились ли значения слов с изменением приставок? Какой можно сделать вывод?
Расскажите о приставке по плану:
где стоит приставка в слове? для чего служит она?
Измените суффиксы в слове ходили на данные:
Что вы заметили? Изменились ли значения слов с изменением суффиксов? Какой можно сделать вывод?
Расскажите о суффиксе по плану:
где стоит суффикс в слове?
для чего служит он?
В толковом словаре узнайте значение полученных новых слов.
Задание
2. Составить слова по данным схемам.
………..чик ………тель
………...ист ………ок
…………лив-ый …………ник
Отгадайте загадку, запишите отгадку и разберите по составу.
Корень мой находится в цене, -
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале.
(оценка)
Разбор слова по составу
Разбор слова по составу
Разбор слова пор составу- это выделение всех морфем, из которых состоит слово.
Порядок разбора
1.Определить, к какой части речи относится анализируемое слово.
2.Выделить окончание и основу. Для этого слово нужно изменить.
3.Определить, состоит ли основа только из корня или в ней есть приставки и суффиксы Для этого нужно подобрать однокоренные слова и сопоставить их.