kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока обучения грамоте на тему: «Звук [и]. Буквы И, и.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан по программе "ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ".

Педагогическая цель: создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [и] и буквами И, и, обозначающими этот звук на письме, с использованием буквы и для обозначения мягкости предшествующих согласных звуков на письме.

Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся научатся: выявлять общий при­знак у предметов; читать слова с мягкими согласными звуками.

Личностные: осмысленно относятся к тому, что делают, зна­ют, для чего они это делают, соотносят свои действия и поступ­ки с нравственными нормами.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: ориентируются в учебнике.

Познавательные: общеучебные - осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические - клас­сифицируют предметы по признаку их использования; сравнива­ют схемы слов.

Коммуникативные: соблюдают в повседневной жизни нор­мы речевого этикета и правила устного общения (обращение, «вежливые» слова); могут решать разные коммуникативные за­дачи, адекватно используя имеющиеся языковые средства.

Ход урока

I. Организационный момент.

Эмоциональный настрой на урок:

-   Ребята, вам тепло? (Да!)

-   В классе светло? (Да!)

-   Прозвенел уже звонок? (Да!)

-   Уже закончился урок? (Нет!)

-   Только начался урок? (Да!)

-   Хотите учиться? (Да!)

-   Значит, можно садиться!

Куда мы с вами попадем,

Узнаете вы скоро.

В известной сказке мы найдем

Помощников веселых

Речевая разминка.

-   Начнем мы наш урок с речевой разминки.

- Послушайте скороговорку.

    Боря Ире дал ириску,

    Ира Боре - барбариску.

-   Повторим хором. (3 раза.)

-   Сначала медленно проговариваем каждое слово, затем при­бавляем темп.

-   Кто желает проговорить самостоятельно, меняя темп?

II. Постановка учебной задачи.

- Догадайтесь, какой звук в этой скороговорке встречается чаще других? ([и]).

- Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока?

-   Сегодня мы познакомимся с новым звуком ([и]), научимся обозначать его буквами и читать с новым звуком слоги и слова.

-   Вы любите преодолевать трудности?

-   Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми труд­ностями.

-   Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

III.   Усвоение новых знаний и способов действий. Работа с инвариантной частью букваря.

1. - Я вам сейчас прочитаю отрывок из сказки, а вы внимательно послушайте и угадайте название этой сказки. (Чтение учителем отрывка из «Спутника букваря», с. 41)

- Итак, как называется эта сказка?  (Царевна-лягушка). (На доске иллюстрация).

-   Куда улетела стрела Ивана-царевича? (На болото.)

-   Кто ее поднял? (Лягушка.)

-   Один из главных героев - Иван-царевич.

- Произнесем его имя по слогам. (И-ван.)

- Покажите на пальчиках, сколько в слове слогов.

2. Выделение звука [и].

- Назовите первый звук в слове ([и]).

- Какой это звук?  (Гласный).

- Как докажите?

- А какие еще звуки бывают? (Согласные тв, согл. мягк.).

- Как вы думаете, гласный звук [и] какой буквой будем обозначать на письме? (И, и, показ печатных букв).

3. Знакомство с печатными и письменными буквами И, и. (На доске табличка).

Буква И наискосок
Примеряла поясок.
Снизу вверх его тянула —
К правой ножке пристегнула
.

- Сравните печатные буквы с прописными.

- Составьте из палочек буквы И, и.

- Итак, ребята, на сегодняшнем уроке нашим помощником будем Иван-царевич. Он приготовил для вас различные испытания.

-   Вы любите преодолевать трудности?

-   Поднимите руки, кто готов справиться со всеми труд­ностями.

-   Трудности всегда преодолеваются, если человек все делает с хорошим настроением, с большим старанием, с хорошими мыслями.

- Первое испытание «Отгадай загадку».

Остроносая старушка 
Узоры вышивает, весь мир одевает,

Что сошьёт – сама не  надевает.   (Иголка)

(На доске предметные картинки иголок)

- Сравним схемы слов. (Работа с интерактивной доской)

(Схемы слов иголка, иголки)

- Первая схема какого слова? А – вторая?

- Что заметили?

(Наблюдаем появление мягкого согласного звука в схеме слова иголки).

-   Почему согласный [к’] - мягкий? (После него стоит глас­ный [и], который делает согласный звук мягким).

- Когда Иван-царевич искал свою стрелу, ему встретился на пути необычный терем. (На доске картинка терема)

- Кто живет в этом тереме? (Гласные).

- Какие гласные на нижнем этаже? А на верхнем?

- Посмотрите на ленту букв, в каком ряду расположена буква и? (В нижнем).

- Гласные нижнего ряда делают согласные звуки мягкими.

- А в верхнем ряду, какие гласные расположились?

- Где на рисунке спряталась буква И?

На калитку посмотри:

Чем она не буква «И»?

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок.

- Итак, ребята, что мы сейчас узнали про звук [и]? (Он гласный, делает согласный звук мягким).

- Молодцы, хорошо преодолели 1-ое испытание.

-   В русском языке есть слова, которые имеют несколько значений. У слова иголки тоже много значений. (На доске картинки)

Есть иголки у ежа.

И, конечно, у ерша.

У сосны и ёлки

Тоже есть иголки.

Это швейная игла.

Всем одежду шьёт она.

4. Физкультминутка «Листики»

Мы листики осенние,                      Дети поднимают руки вверх

На ветках мы сидим.

Дунул ветер - полетели.            Движения руками из стороны

Мы летели, мы летели               в сторону.

И на землю тихо сели.               Дети приседают.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.             Кружатся на месте.

Закружились, полетели

И на землю снова сели.             Дети садятся по местам.

- Следующее испытание.

5. Работа по букварю с. 41.

- Прочитаем столбики слогов (1,2).

-   Чтение слогов с твердыми согласными звуками.

-   Чтение слогов с мягкими согласными звуками.

(Работа с интерактивной доской)

- Чтение столбиков слов.

- Объяснение значения слова лианы. (На доске картинка)

Лианы — вьющиеся и ползучие растения в тропических лесах; своими ветвями они обвивают стволы и ветви других растений.

-   В каком слове все согласные звуки мягкие? (Лилии.)

- Какой общий слог в словах четвертого столбика? (Ли.)

-   Какой общий звук в словах пятого столбика? ([и].)

-   Вывод: буква И обозначает звук [и] и показывает мягкость предшествующего согласного.

- Почему в 5 – ом столбике все слова написаны с большой буквы? (Имена людей пишутся с большой буквы)

- Молодцы, ребята, успешно преодолели 2 – ое препятствие.

6. Минутка отдыха для глаз.

Глазки крепко закрываем

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем, поморгаем

И работать продолжаем.

- Иван-царевич приготовил для вас следующее испытание

 7. Работа по букварю

-   Распределение предметов на две группы.

-   Две группы:  игрушки и школьные принадлежности.

- Пары предметов: кубики и пирамидка, книга и треугольник.

(- Назовите мягкие согласные звуки в названиях пред­метов:

кубики - [б’], [к’]; книга - [н’]).

- Чтение и анализ предложения:  Ира и Нина малы, но умны.

- Дополнение предложения словом книги. (На доске схема предложения)

У Ирины и Нины (книги). (Анализ предложения).

- Как пишется 1-ое слово в предложении?

- Что ставим в конце предложения?

- Почему слова Ирина, Нина написаны с большой буквы?

    (Буква И может быть как частью слова, так и целым словом).

-   Составьте предложения со словом и. (Составляют пред­ложения.)

- Скажите, что мы еще сейчас узнали про букву и?

- Молодцы!

IV.    Работа с вариативной частью букваря.

1. Работа с пословицей.

Учитель читает пословицу: «Испокон века книга рас­тит человека».

-   С какой буквы начинается пословица? (С буквы И.)

-   Сколько таких букв в пословице? (3.)

-   Как вы понимаете смысл пословицы? (Объясняют смысл пословицы.)

Если хочешь много знать,

Многого добиться,

Обязательно читать

Должен научиться

- Молодцы, ребята, успешно преодолели все препятствия. Иван-царевич в подарок вам приготовил игру «Поймай звук [и]».

(Учитель называет слова, а дети хлопают в ладоши, если в слове есть звук [и]:  гиря,  письмо, рамка, ирис, абрикос, слон, нитки,  лампа, пила, паук, рак, три).

VI.     Итог урока. Рефлексия.

-   Что мы сегодня на уроке узнали о букве и?  (Буква И обозначает гласный звук [и], делает согласный звук мягким; буква И может быть самостоятельным словом.)

-   Если вам понравился урок - поднимите красную букву и.

-   Если не понравился - черную букву и.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обучения грамоте на тему: «Звук [и]. Буквы И, и. »

Конспект урока обучения грамоте на тему: «Звук [и]. Буквы И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой и».

Урок разработан по программе «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ».

Педагогическая цель: создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [и] и буквами И, и, обозначающими этот звук на письме, с использованием буквы и для обозначения мягкости предшествующих согласных звуков на письме.

Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся научатся: выявлять общий при­знак у предметов; читать слова с мягкими согласными звуками.

Личностные: осмысленно относятся к тому, что делают, зна­ют, для чего они это делают, соотносят свои действия и поступ­ки с нравственными нормами.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: ориентируются в учебнике.

Познавательные: общеучебные - осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические - клас­сифицируют предметы по признаку их использования; сравнива­ют схемы слов.

Коммуникативные: соблюдают в повседневной жизни нор­мы речевого этикета и правила устного общения (обращение, «вежливые» слова); могут решать разные коммуникативные за­дачи, адекватно используя имеющиеся языковые средства.

Ход урока

I. Организационный момент.

Эмоциональный настрой на урок:

- Ребята, вам тепло? (Да!)

- В классе светло? (Да!)

- Прозвенел уже звонок? (Да!)

- Уже закончился урок? (Нет!)

- Только начался урок? (Да!)

- Хотите учиться? (Да!)

- Значит, можно садиться!

Куда мы с вами попадем,

Узнаете вы скоро.

В известной сказке мы найдем

Помощников веселых

Речевая разминка.

- Начнем мы наш урок с речевой разминки.

- Послушайте скороговорку.

Боря Ире дал ириску,

Ира Боре - барбариску.

- Повторим хором. (3 раза.)

- Сначала медленно проговариваем каждое слово, затем при­бавляем темп.

- Кто желает проговорить самостоятельно, меняя темп?

II. Постановка учебной задачи.

- Догадайтесь, какой звук в этой скороговорке встречается чаще других? ([и]).

- Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока?

- Сегодня мы познакомимся с новым звуком ([и]), научимся обозначать его буквами и читать с новым звуком слоги и слова.


- Вы любите преодолевать трудности?

- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми труд­ностями.

- Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

III. Усвоение новых знаний и способов действий. Работа с инвариантной частью букваря.

1. - Я вам сейчас прочитаю отрывок из сказки, а вы внимательно послушайте и угадайте название этой сказки. (Чтение учителем отрывка из «Спутника букваря», с. 41)

- Итак, как называется эта сказка? (Царевна-лягушка). (На доске иллюстрация).

- Куда улетела стрела Ивана-царевича? (На болото.)

- Кто ее поднял? (Лягушка.)

- Один из главных героев - Иван-царевич.

- Произнесем его имя по слогам. (И-ван.)

- Покажите на пальчиках, сколько в слове слогов.

2. Выделение звука [и].

- Назовите первый звук в слове ([и]).

- Какой это звук? (Гласный).

- Как докажите?

- А какие еще звуки бывают? (Согласные тв, согл. мягк.).

- Как вы думаете, гласный звук [и] какой буквой будем обозначать на письме? (И, и, показ печатных букв).

3. Знакомство с печатными и письменными буквами И, и. (На доске табличка).

Буква И наискосок
Примеряла поясок.
Снизу вверх его тянула —
К правой ножке пристегнула
.

- Сравните печатные буквы с прописными.

- Составьте из палочек буквы И, и.

- Итак, ребята, на сегодняшнем уроке нашим помощником будем Иван-царевич. Он приготовил для вас различные испытания.

- Вы любите преодолевать трудности?

- Поднимите руки, кто готов справиться со всеми труд­ностями.

- Трудности всегда преодолеваются, если человек все делает с хорошим настроением, с большим старанием, с хорошими мыслями.

- Первое испытание «Отгадай загадку».

Остроносая старушка 
Узоры вышивает, весь мир одевает,

Что сошьёт – сама не надевает. (Иголка)

(На доске предметные картинки иголок)

- Сравним схемы слов. (Работа с интерактивной доской)

(Схемы слов иголка, иголки)

- Первая схема какого слова? А – вторая?

- Что заметили?

(Наблюдаем появление мягкого согласного звука в схеме слова иголки).

- Почему согласный [к’] - мягкий? (После него стоит глас­ный [и], который делает согласный звук мягким).

- Когда Иван-царевич искал свою стрелу, ему встретился на пути необычный терем. (На доске картинка терема)


- Кто живет в этом тереме? (Гласные).

- Какие гласные на нижнем этаже? А на верхнем?

- Посмотрите на ленту букв, в каком ряду расположена буква и? (В нижнем).

- Гласные нижнего ряда делают согласные звуки мягкими.

- А в верхнем ряду, какие гласные расположились?

- Где на рисунке спряталась буква И?

На калитку посмотри:

Чем она не буква «И»?

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок.

- Итак, ребята, что мы сейчас узнали про звук [и]? (Он гласный, делает согласный звук мягким).

- Молодцы, хорошо преодолели 1-ое испытание.

- В русском языке есть слова, которые имеют несколько значений. У слова иголки тоже много значений. (На доске картинки)

Есть иголки у ежа.

И, конечно, у ерша.

У сосны и ёлки

Тоже есть иголки.

Это швейная игла.

Всем одежду шьёт она.

4. Физкультминутка «Листики»

Мы листики осенние, Дети поднимают руки вверх

На ветках мы сидим.

Дунул ветер - полетели. Движения руками из стороны

Мы летели, мы летели в сторону.

И на землю тихо сели. Дети приседают.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. Кружатся на месте.

Закружились, полетели

И на землю снова сели. Дети садятся по местам.

- Следующее испытание.

5. Работа по букварю с. 41.

- Прочитаем столбики слогов (1,2).

- Чтение слогов с твердыми согласными звуками.

- Чтение слогов с мягкими согласными звуками.

(Работа с интерактивной доской)

- Чтение столбиков слов.

- Объяснение значения слова лианы. (На доске картинка)

Лианы — вьющиеся и ползучие растения в тропических лесах; своими ветвями они обвивают стволы и ветви других растений.

- В каком слове все согласные звуки мягкие? (Лилии.)

- Какой общий слог в словах четвертого столбика? (Ли.)

- Какой общий звук в словах пятого столбика? ([и].)

- Вывод: буква И обозначает звук [и] и показывает мягкость предшествующего согласного.

- Почему в 5 – ом столбике все слова написаны с большой буквы? (Имена людей пишутся с большой буквы)

- Молодцы, ребята, успешно преодолели 2 – ое препятствие.


6. Минутка отдыха для глаз.

Глазки крепко закрываем

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем, поморгаем

И работать продолжаем.

- Иван-царевич приготовил для вас следующее испытание

7. Работа по букварю

- Распределение предметов на две группы.

- Две группы: игрушки и школьные принадлежности.

- Пары предметов: кубики и пирамидка, книга и треугольник.

(- Назовите мягкие согласные звуки в названиях пред­метов:

кубики - [б’], [к’]; книга - [н’]).

- Чтение и анализ предложения: Ира и Нина малы, но умны.

- Дополнение предложения словом книги. (На доске схема предложения)

У Ирины и Нины (книги). (Анализ предложения).

- Как пишется 1-ое слово в предложении?

- Что ставим в конце предложения?

- Почему слова Ирина, Нина написаны с большой буквы?

(Буква И может быть как частью слова, так и целым словом).

- Составьте предложения со словом и. (Составляют пред­ложения.)

- Скажите, что мы еще сейчас узнали про букву и?

- Молодцы!

IV. Работа с вариативной частью букваря.

1. Работа с пословицей.

Учитель читает пословицу: «Испокон века книга рас­тит человека».

- С какой буквы начинается пословица? (С буквы И.)

- Сколько таких букв в пословице? (3.)

- Как вы понимаете смысл пословицы? (Объясняют смысл пословицы.)

Если хочешь много знать,

Многого добиться,

Обязательно читать

Должен научиться

- Молодцы, ребята, успешно преодолели все препятствия. Иван-царевич в подарок вам приготовил игру «Поймай звук [и]».

(Учитель называет слова, а дети хлопают в ладоши, если в слове есть звук [и]: гиря, письмо, рамка, ирис, абрикос, слон, нитки, лампа, пила, паук, рак, три).

VI. Итог урока. Рефлексия.

- Что мы сегодня на уроке узнали о букве и? (Буква И обозначает гласный звук [и], делает согласный звук мягким; буква И может быть самостоятельным словом.)

- Если вам понравился урок - поднимите красную букву и.

- Если не понравился - черную букву и.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока обучения грамоте на тему: «Звук [и]. Буквы И, и.

Автор: Шашкова Татьяна Сергеевна

Дата: 19.10.2014

Номер свидетельства: 120354

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект  урока обучения грамоте.  Тема: "Звук и буква Тт"."
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-obuchieniia-ghramotie-tiema-zvuk-i-bukva-tt"
    ["file_id"] => string(6) "250912"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447161119"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока обучения грамоте. Тема: "Звук и буква Тт"."
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-obuchieniia-ghramotie-tiema-zvuk-i-bukva-tt-1"
    ["file_id"] => string(6) "250929"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447163044"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока обучения грамоте. Тема урока:  «Гласные звуки и буквы» (УМК « Система Л.В.Занкова») "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-obuchieniia-ghramotie-tiema-uroka-glasnyie-zvuki-i-bukvy-umk-sistiema-l-v-zankova"
    ["file_id"] => string(6) "172882"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423895300"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Конспект урока  обучения грамоте "
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt-uroka-obuchieniia-ghramotie-1"
    ["file_id"] => string(6) "175629"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424282303"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока обучения грамоте "Звук и, буквы И,и" "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-obuchieniia-ghramotie-zvuk-i-bukvy-i-i"
    ["file_id"] => string(6) "140977"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418046321"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства