Цели: ознакомить с основными типами склонения имен существительных;
совершенствовать умение распознавать имена существительные 1 склонения;
развивать орфографическую зоркость, расширять словарный запас учащихся.
Ход урока
1.Организационный момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорите
И тихонечко сидите.
2.Минута чистописания.
а) Письмо букв и соединений.
Учитель показывает на доске, сопровождая комментариями, правильное написание букв и соединений (из предложения).
б) Работа над предложением.
Наступила х.лодная з.ма. (К) .кну (п.д)л.тела синич.ка. Бабушка пож.лела птич.ку.
- Вставьте и объясните пропущенные орфограммы.
- Спишите предложения красиво. Подчеркните главные члены предложения. Укажите части речи.
- Определите падеж имен существительных. Как отличить именительный падеж от винительного?
3. Словарная работа. Введение в тему урока.
- Отгадайте загадки, запишите отгадки. Отметьте безударные гласные.
Он в мундире ярком.
Шпоры для красы.
Днем он - забияка,
Поутру – часы. (петух)
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек. (собака)
Круглое, румяное,
С дерева упало,
Любе в рот попало. (яблоко)
В село мчится,
В двери стучится,
Ворота отворяет,
Пыль поднимает. (ветер)
Идешь, идешь,
Конца не найдешь. (дорога)
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (морковь)
- На какие группы можно разделить эти слова? (по родам)
- Оказывается, эти слова можно разделить по-другому. Как? На этот вопрос ответим в конце урока.
4. Работа по теме урока.
Упражнение 40 стр.84. Устно.
- Обратите внимание на выделенные окончания существительных. Почему существительные в одном и том же падеже и числе имеют разные окончания?
Чтение сведений стр.85
- Прочитайте сведения о языке на с.85
- Сколько склонений есть в русском языке?
- От чего зависят падежные окончания существительных?
5. Физкультурная минутка (музыкальная)
Поработали, ребятки,
А теперь все на зарядку.
Тихо встаньте, улыбайтесь,
Веселее в пляс пускайтесь.
Все танцуйте, не стесняйтесь!
6. Продолжение работы по теме урока.
а)Упражнение 41. стр.85
Выполняют задания в учебнике.
б)Чтение вывода стр.85
- Прочитайте вывод в учебнике.
- Какие существительные относятся к 1 склонению?
(Существительные женского и мужского рода с окончанием - а, - я в начальной форме.)
в)Выборочное письмо.
Упр.42 стр.86
Проверка ( мама, тетя, беседа, библиотека, папа, дядя, дорога, дыня, победа, веялка, сеялка, шалунья, бакалея, статуя, келья)
- Вам встретилось слово келья. Что оно обозначает? (келья - отдельная комната монаха в монастыре; скромное жилище, комната)
- Вернемся к словарной работе. На какие группы можно разделить словарные слова? (По склонениям)
-Найдите слова, которые относятся к 1 склонению. (собака, дорога, морковь)
7. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Сколько типов склонений есть в русском языке?
- Какие существительные относятся к 1 склонению?
- Что нужно сделать, чтобы определить склонение существительного?
8.Домашнее задание.
Стр.85-86 знать выводы, стр.89 упр.46
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: "Основные типы склонения имён существительных. Первое склонение". »
Тема: Основные типы склонения имен существительных.
Первое склонение. (4класс)
Цели: ознакомить с основными типами склонения имен существительных;
совершенствовать умение распознавать имена существительные 1 склонения;
развивать орфографическую зоркость, расширять словарный запас учащихся.
Ход урока
1.Организационный момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорите
И тихонечко сидите.
2.Минута чистописания.
а) Письмо букв и соединений.
Учитель показывает на доске, сопровождая комментариями, правильное написание букв и соединений (из предложения).
б) Работа над предложением.
Наступила х.лодная з.ма. (К) .кну (п.д)л.тела синич.ка. Бабушка пож.лела птич.ку.
- Вставьте и объясните пропущенные орфограммы.
- Спишите предложения красиво. Подчеркните главные члены предложения. Укажите части речи.
- Определите падеж имен существительных. Как отличить именительный падеж от винительного?
3. Словарная работа. Введение в тему урока.
- Отгадайте загадки, запишите отгадки. Отметьте безударные гласные.
Он в мундире ярком.
Шпоры для красы.
Днем он - забияка,
Поутру – часы. (петух)
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек. (собака)
Круглое, румяное,
С дерева упало,
Любе в рот попало. (яблоко)
В село мчится,
В двери стучится,
Ворота отворяет,
Пыль поднимает. (ветер)
Идешь, идешь,
Конца не найдешь. (дорога)
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (морковь)
- На какие группы можно разделить эти слова? (по родам)
- Оказывается, эти слова можно разделить по-другому. Как? На этот вопрос ответим в конце урока.
4. Работа по теме урока.
Упражнение 40 стр.84. Устно.
- Обратите внимание на выделенные окончания существительных. Почему существительные в одном и том же падеже и числе имеют разные окончания?
Чтение сведений стр.85
- Прочитайте сведения о языке на с.85
- Сколько склонений есть в русском языке?
- От чего зависят падежные окончания существительных?
5. Физкультурная минутка (музыкальная)
Поработали, ребятки,
А теперь все на зарядку.
Тихо встаньте, улыбайтесь,
Веселее в пляс пускайтесь.
Все танцуйте, не стесняйтесь!
6. Продолжение работы по теме урока.
а)Упражнение 41. стр.85
Выполняют задания в учебнике.
б)Чтение вывода стр.85
- Прочитайте вывод в учебнике.
- Какие существительные относятся к 1 склонению?
(Существительные женского и мужского рода с окончанием - а, - я в начальной форме.)
в)Выборочное письмо.
Упр.42 стр.86
Проверка ( мама, тетя, беседа, библиотека, папа, дядя, дорога, дыня, победа, веялка, сеялка, шалунья, бакалея, статуя, келья)
- Вам встретилось слово келья. Что оно обозначает? (келья - отдельная комната монаха в монастыре; скромное жилище, комната)
- Вернемся к словарной работе. На какие группы можно разделить словарные слова? (По склонениям)
-Найдите слова, которые относятся к 1 склонению. (собака, дорога, морковь)
7. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Сколько типов склонений есть в русском языке?
- Какие существительные относятся к 1 склонению?
- Что нужно сделать, чтобы определить склонение существительного?
8.Домашнее задание.
Стр.85-86 знать выводы, стр.89 упр.46