Вызов Давайте прочитаем эпиграфы к уроку. Какой смысл вкладывают в эти слова авторы строк? О каком дереве идёт речь? Слова, дружище, - это как листья на дереве, и чтобы понять, почему лист таков, а не иной, нужно знать, как растёт дерево. М.Горький Слова, как деревья, ветвисты. М.Танк. (Слайд №2)Скажите,о каком языковом явлении здесь говорится? Словообразование.(Слайд №3) Тему урока мы узнаем из инсценировки.Инсценировка. Слово «дом». Надоело так жить: быть все время ДОМОМ. Хочется разнообразия. Стать, что ли, снова маленьким. Но как? Словообразователь. Не грустите, обратитесь за помощью к суффиксам. Суффикс «-ик-». Если хотите, я помогу вам в этом. (Становится рядом.) Слово «дом» (размышляя). ... или больше? Суффикс «-ище-». Тогда уменьшительным здесь не место. Делать большим – это по моей части. (Становится на место -ик-.) Слово «дом» (обрадовавшись). Вот это да! Настоящее волшебство: захочу стать маленьким – стану, захочу быть большим – буду! Спасибо вам, Словообразователь. Словообразователь. Это не меня благодарить надо, а ваших помощников. (Все уходят.) Исследовательская работа. – Почему словообразователь назвал суффиксы помощниками?(С помощью суффиксов образуются новые слова. А как еще образуются слова? – Сегодня на уроке мы об этом узнаем. Запишем тему: «Основные способы образования слов». Осмысление Работать мы начнем с заполнения таблицы, где будут расшифрованы основные теоретические положения темы нашего урока. Задание: Внимательно прочтите теоретический материал учебника с.94-95, уточните, что вам знакомо, что не знаете, используя знаки: «+» - я это знаю; «-» - я этого не знал; «?» - недостаточная информация. Итак, что вы у себя отметили? (Слайд №4) +(знаю) | -(новое) | ?? | 1.Приставочный: ро-темнеть 2.Суффиксальный: рот-ик 3.Приставочно-суффиксальный: Пере-лес-ок 4.Бессуффиксный: переход-ить-переход 5.Сложением основ: лес-о-парк 6.Сложением слов: диван-кровать | 1.Переход одной части речи в другую: Столовая(прил.) комната-столовая(сущ.) 2Сложносокращенные слова: -Часть, состоящая из нескольких звуков (завуч, завхоз) -Часть состоящая из начальных букв ((МГУ,ТНТ) | У всех слов в русском языке можно проверить способ образования ? Нет ли исключений? (у некоторых слов нужно знать этимологию –происхождение) лоп-ух(лист,плоское расширение)Обратиться к этимологическому словарю. | Вывод: основные способы образования слов-с помощью значимых частей слова(морфемные,сложение основ, сложносокращенные слова)Слайд №5 Корректирующая работа С разделом «Морфемика и словообразование» вы знакомы из курса 5-го класса. Сейчас вы проверите себя в знании этой темы. «Входной контроль». Задание: Выполните словообразовательный разбор. Работаем в группах. Какая группа быстрее справится? 1. Определите способ образования слов: учительская, преотличный, БЕЗБРЕЖНЫЙ. Понимание. - Есть чудесная книга К.И.Чуковского «От 2 до 5». В ней собраны слова ребят самого маленького возраста. Давайте посмотрим, правильно ли они образовали слова, а если нет, исправим предложения и дадим верное толкование данным выражениям. Выполним задание,обсуждая в группах,кто быстрее даст правильный ответ. 1. Я задверил руку (прищемил руку дверью) 2. Замолоточь этот гвоздик! (забей молотком этот гвоздик) 3. Я намакаронился (наелся макарон) 4. То нельзя, это нельзя, а что льзя? (можно) 5. Из трубы дым трубится ( вьётся, струится) Физминутка Раз-два – выше голова, Три-четыре- руки шире, Пять-шесть –тихо сесть, Семь-восемь – лень отбросим. Игра «Составь слово» А давайте сами попробуем сконструировать слова с помощью отдельных морфем. Работаем в тетради молча, кто первый запишет слово, поднимает руку и даёт готовый ответ. Выделите морфемы в словах. От глагола понёс взять приставку, от глагола дарить корень, от существительного кружок суффикс. От глагола побелел взять корень, от прилагательного маленький суффикс, от прилагательного синий окончание. (беленький) От глагола пришёл взять приставку, от глагола улетел взять корень, от глагола бежит окончание. (прилетит) Задание. Определите, как образованы следующие слова(обозначить графически) Развесёлый(приставка) Овражек Подсвечник Бег Лесовоз Продтовары Мороженая рыба Съел мороженое Парашютистка МГУ кресло-кровать птицефабрика турпоход приморский Сбербанк Работаем по учебнику.Упр.168(читаем задание).Читаем текст стихотворения. Вы должны сделать словообразовательный разбор слов и определить, какими способами они образуются. Задание выполняется в группах Кто готов, поднимает руку. Нужно ли разбирать всё слово полностью по составу? (нет, надо указать только ту часть слова, которая появляется; для этого необходимо правильно определить исходное (базовое) слово. Развесёлый ← весёлый. (приставочный способ) Овражек ← овраг. (суффиксальный) Подсвечник ← свеча. (приставочно-суффиксальный) Бег← бегать. (бессуффиксный) Лесовоз ← лес возит. (сложение основ) Продтовары ← продуктовые товары. (сложносокращённое слово) Мороженая рыба } переход Съел мороженое } в другие части речи. Выполним упражнение по учебнику-169.Прочитаем задание.Выполняем,комментируя,коллективно. Стратегия «Горячий стул» А сейчас один ученик из группы сядет на «Горячий стул». Можете задать ему свои вопросы. Я думаю, что вы, ребята, сегодня эффективно поработали, и, конечно, подобную работу мы будем продолжать дальше, потому что с малого открытия начинается большое. Вопрос классу: - Для чего мы провели такой урок? - Вернитесь к последней графе таблицы. Какие положения остались для вас непонятными? - Объясните, зафиксируйте неполную информацию. Все ли удалось сделать? Работа с сигнальными карточками.Учитель говорит тезисы. Учащиеся поднимают красную карточку, если не согласны с тезисом, желтую – если согласны. 1. Есть четыре морфемных способа образования слов. 2. Слово ручной образовано суффиксальным способом. 3. Слово бег образовано бесприставочным способом. 4. Слово побежать образовано приставочно-суффиксальным способом. 5. Слово лесной образовано от слова лес. Вывод:(Кто попытается сделать?)Словообразование – важнейший раздел русского языка. Этот раздел тесно связан с лексикой, орфографией, культурой речи. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок и сделать нашу речь правильной и грамотной. (Слайды №№6,7,8)Оценки за урок: какая группа работала активнее всех?(оценить )Запишите домашнюю работу. 1. Всем: повторить теорию по теме «Словообразование» 2. базовый уровень – упражнение 172. Определить способы образования слов. 3. Повышенный уровень: Самостоятельно составить тест по теме «Словообразование.» |