kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Основные способы образования слов в русском языке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект этого урока можно использовать  при повторении темы "Основные способы образования слов в русском языке". Задания направлены на развитие предметных и метапредметных умений. Организационный момент,  включающий в себя  стихотворения об осени и цветах, создает доброжелательную атмосферу и настрой на продуктивную работу. Далее плавно идет переход к следующему этапу урока. Ребята с удовольствием,  в форме игры,  приступают к выполнению задания:  образованию однокоренных слов с корнем "цвет", - одновременно повторяя пройденный материал по этой теме. На уроке использованы разные формы сотрудничества, что способствует развитию коммуникативных универсальных учебных действий.На рефлексивно- оценочном этапе учащимися были повторены цели урока и предложено оценить свою работу на уроке. Подобранный материал к уроку соответствует одной теме: "Осень".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Основные способы образования слов в русском языке" »

Тема: «Основные способы образования слов в русском языке»

Тип урока: урок закрепления знаний.

Цель урока: создать условия для повторения учебной информации, ее закрепления различными видами работ.

Задачи:

образовательная:

- способствовать осознанию основных способов образования слов в русском языке.

развивающая:

- развивать познавательную активность,

- развивать память, мышление и речь,

- развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать.

воспитательная:

- дать возможность учащимся осознать, что процесс взаимодействия на уроке влияет на достижение успеха в деятельности каждого ученика.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Наглядные пособия:

  • картина А. Лактионова «Вновь я посетил…» (Пушкин в Тригорском);

заголовок: «Цветы последние милей

Роскошных первенцев полей»

А.С. Пушкин

  • картина И. Е. Репина «Осенний букет» (Портрет дочери художника)

  • букеты живых цветов (астры, хризантемы, гвоздики)

  • выставка книг о цветах

заголовок: «Нет ничего прекраснее цветов,

пришедших в палисады и жилища.

Они пришли из глубины веков,

Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище»



Ход урока.



  1. Слово учителя: Сегодня 16 октября – середина осени.

Нет ничего прекрасней русской осени,

Когда сентябрь и солнечен и тих.

Давно скворцы свои дома забросили

И где-то с грустью вспоминают их.


Проходит осень тихо по земле.

Кружатся листья, как воспоминанья.

Как искры в остывающей золе, мерцают звезды…

Тускло их мерцанье.


От злых ветров бросает речку в дрожь.

И в стаю сбились лодки на причале.

И только лес, божественно хорош

В цветах любви, надежды и печали…

(Стихотворение А. Дементьева «Сентябрь» звучит на фоне музыки П. И. Чайков-ского)

Это прекрасное время года композиторы воспели в своих музыкальных произведениях. Сейчас прозвучала песнь П. И. Чайковского – одна из двенадцати фортепианных пьес из цикла «Времена года».

Художники воспели осень в своих картинах. Перед вами картина И. Е. Репина «Осенний букет». Это портрет дочери художника. У нее в руках букет осенних цветов.

Осень воспевали не только художники, музыканту, но и многие поэты. Любимым временем года была осень и у А. С. Пушкина. Сколько стихов он ей посвятил! Пушкин писал: «Цветы последние милей Роскошных первенцев полей».

Цветы… сколько красоты и поэзии заключено в этом простом и всегда доступном подарке.

Встречи и проводы, свидания и разлуки, дни рождения, школьные звонки – во всех этих событиях в жизни человека сопровождают цветы.

До поздней осени цветут в садах астры, хризантемы, георгины, гвоздики.

Учащиеся: (выходят 4 девочки с букетами цветов и читают о них стихи)

Астра

Осень над парком тенистым…

Ложится золото кленов на воды пруда.

Кружатся листья… Умолкли птицы…

В похолодевшее небо глядится

Астра, лучистая астра – звезда.

Хризантема

В синем поле холодные тени,

Белый иней в саду на заре…

Хризантемы цветут, хризантемы,

День осенний стоит на дворе.


Георгин

Наливаются гроздья рябины.

Журавли расставанья трубят.

В палисаде цветут георгины,

Как последние листья горят.


Гвоздика

Огневых гвоздик монисты

Под разливами ветров

Рассыпаются как искры,

В сочной зелени лугов.

  1. Проверка домашнего задания:

  • Книжных закладок с изображениями осенних цветов и стихами о них.

  1. Игра «За кем последнее слово?» (Выигрывает тот, кто последним назовет слово с корнем «цвет»)

Цветок, цветик, цветенье, цветник, расцветка, цветочница, цветной, соцветие, цветущий, одноцветный, разноцветный и т.д.)

- Как называются эти слова? (однокоренными)

  1. Объяснительный диктант.

Учащиеся записывают текст, объясняя изученные орфограммы.

Очень хорош осиновый лес в дни ранней осени. Цветным ковром

расстилаются под осинками опавшие листья. Под ними видны красноватые шляпки поздних грибов – подосиновиков.

  1. Объяснить постановку тире в последнем предложении.

  2. Разобрать слова по составу: осиновый, расстилаются, красноватые, подосиновиков.

- Что значит разобрать слова по составу?

- А что значит выполнить словообразовательный разбор?

  1. Показать от чего и с помощью чего образованы прилагательные: осиновый и красноватые.

- Какое значение у суффиксов –ов- и –оват-? Приведите примеры слов с этими суффиксами.

- Какие еще вы знаете суффиксы? (Учащиеся называют уменьшительно-ласкательные суффиксы)

- Найдите в записанном тексте слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. (Осинки, шляпки)

  1. Сказка о суффиксе –чик-. (Ученик рассказывает сказку)

  2. Распределительный диктант.

Распределить слова в 2 столбика в соответствии со значением суффикса –чик-

Летчик, вкладчик, диванчик, докладчик, костюмчик, сарафанчик, газетчик, мандаринчик, разведчик, чемоданчик, ракетчик.

(Работа проверяется в паре: ребята обмениваются тетрадями с соседом по парте)

  1. Словарный творческий диктант.

Подобрать к глаголам, которые диктует учитель, родственные, противоположные по смыслу слова с другими приставками: прилететь, вбежать, запереть, принести, сложить.

- Что такое приставка?

- Что общего у приставки и суффикса?

- В чем отличие?

VIII. Самостоятельная работа. (Ученики выполняют упражнение № 127 по заданию письменно). В это время 2 ученика работают с карточками у доски.

IX. Выборочный диктант.

Выбрать из предложений слова и определить способ их образования.

  1. Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

  1. Отговорила роща золотая

Березовым веселым языком.

  1. Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный.

  1. В осиннике осень машет алым крылом.

  2. Ягоды клюквы употребляют для приготовления клюквенного морса, киселя и

пастилы.

  1. Кисловатые ягоды брусники вкусны и полезны.

  2. Калина – невысокий ветвистый кустарник.

  3. Ой, рябина-рябинушка,

Что взгрустнула ты?

Калину, рябину очень любят в России. Народ сложил о них песни и сказки.

X. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

XI. Домашнее задание: параграф 26, упр. 126 (по заданию)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Косарева Елена владимировна

Дата: 17.09.2015

Номер свидетельства: 231291

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Методическая разработка урока по теме "Фонетическая структура современного английского языка" "
    ["seo_title"] => string(107) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-tiemie-fonietichieskaia-struktura-sovriemiennogho-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "158506"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421755827"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Доклад "Проблема адаптации учащихся 5 класса на уроках русского языка""
    ["seo_title"] => string(70) "dokladprobliemaadaptatsiiuchashchikhsia5klassanaurokakhrusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "304302"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457695953"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Использование новых информационных технологий на уроках  русского языка "
    ["seo_title"] => string(80) "ispol-zovaniie-novykh-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "221363"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1435228905"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Доклад «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»"
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_ispolzovanie_novykh_informatsionnykh_tekhnologii_na_urokakh_russkogo_iazy"
    ["file_id"] => string(6) "529662"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575212396"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальных классов "
    ["seo_title"] => string(117) "formirovaniie-rieghuliativnykh-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "154419"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421157938"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства