Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Основные способы образования слов в русском языке"
Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Основные способы образования слов в русском языке"
Конспект этого урока можно использовать при повторении темы "Основные способы образования слов в русском языке". Задания направлены на развитие предметных и метапредметных умений. Организационный момент, включающий в себя стихотворения об осени и цветах, создает доброжелательную атмосферу и настрой на продуктивную работу. Далее плавно идет переход к следующему этапу урока. Ребята с удовольствием, в форме игры, приступают к выполнению задания: образованию однокоренных слов с корнем "цвет", - одновременно повторяя пройденный материал по этой теме. На уроке использованы разные формы сотрудничества, что способствует развитию коммуникативных универсальных учебных действий.На рефлексивно- оценочном этапе учащимися были повторены цели урока и предложено оценить свою работу на уроке. Подобранный материал к уроку соответствует одной теме: "Осень".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- дать возможность учащимся осознать, что процесс взаимодействия на уроке влияет на достижение успеха в деятельности каждого ученика.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Наглядные пособия:
картина А. Лактионова «Вновь я посетил…» (Пушкин в Тригорском);
заголовок: «Цветы последние милей
Роскошных первенцев полей»
А.С. Пушкин
картина И. Е. Репина «Осенний букет» (Портрет дочери художника)
букеты живых цветов (астры, хризантемы, гвоздики)
выставка книг о цветах
заголовок: «Нет ничего прекраснее цветов,
пришедших в палисады и жилища.
Они пришли из глубины веков,
Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище»
Ход урока.
Слово учителя: Сегодня 16 октября – середина осени.
Нет ничего прекрасней русской осени,
Когда сентябрь и солнечен и тих.
Давно скворцы свои дома забросили
И где-то с грустью вспоминают их.
Проходит осень тихо по земле.
Кружатся листья, как воспоминанья.
Как искры в остывающей золе, мерцают звезды…
Тускло их мерцанье.
От злых ветров бросает речку в дрожь.
И в стаю сбились лодки на причале.
И только лес, божественно хорош
В цветах любви, надежды и печали…
(Стихотворение А. Дементьева «Сентябрь» звучит на фоне музыки П. И. Чайков-ского)
Это прекрасное время года композиторы воспели в своих музыкальных произведениях. Сейчас прозвучала песнь П. И. Чайковского – одна из двенадцати фортепианных пьес из цикла «Времена года».
Художники воспели осень в своих картинах. Перед вами картина И. Е. Репина «Осенний букет». Это портрет дочери художника. У нее в руках букет осенних цветов.
Осень воспевали не только художники, музыканту, но и многие поэты. Любимым временем года была осень и у А. С. Пушкина. Сколько стихов он ей посвятил! Пушкин писал: «Цветы последние милей Роскошных первенцев полей».
Цветы… сколько красоты и поэзии заключено в этом простом и всегда доступном подарке.
Встречи и проводы, свидания и разлуки, дни рождения, школьные звонки – во всех этих событиях в жизни человека сопровождают цветы.
До поздней осени цветут в садах астры, хризантемы, георгины, гвоздики.
Учащиеся: (выходят 4 девочки с букетами цветов и читают о них стихи)
Астра
Осень над парком тенистым…
Ложится золото кленов на воды пруда.
Кружатся листья… Умолкли птицы…
В похолодевшее небо глядится
Астра, лучистая астра – звезда.
Хризантема
В синем поле холодные тени,
Белый иней в саду на заре…
Хризантемы цветут, хризантемы,
День осенний стоит на дворе.
Георгин
Наливаются гроздья рябины.
Журавли расставанья трубят.
В палисаде цветут георгины,
Как последние листья горят.
Гвоздика
Огневых гвоздик монисты
Под разливами ветров
Рассыпаются как искры,
В сочной зелени лугов.
Проверка домашнего задания:
Книжных закладок с изображениями осенних цветов и стихами о них.
Игра«За кем последнее слово?» (Выигрывает тот, кто последним назовет слово с корнем «цвет»)
(Работа проверяется в паре: ребята обмениваются тетрадями с соседом по парте)
Словарный творческий диктант.
Подобрать к глаголам, которые диктует учитель, родственные, противоположные по смыслу слова с другими приставками: прилететь, вбежать, запереть, принести, сложить.
- Что такое приставка?
- Что общего у приставки и суффикса?
- В чем отличие?
VIII. Самостоятельная работа. (Ученики выполняют упражнение № 127 по заданию письменно). В это время 2 ученика работают с карточками у доски.
IX. Выборочный диктант.
Выбрать из предложений слова и определить способ их образования.
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
В осиннике осень машет алым крылом.
Ягоды клюквы употребляют для приготовления клюквенного морса, киселя и
пастилы.
Кисловатые ягоды брусники вкусны и полезны.
Калина – невысокий ветвистый кустарник.
Ой, рябина-рябинушка,
Что взгрустнула ты?
Калину, рябину очень любят в России. Народ сложил о них песни и сказки.
X. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
XI. Домашнее задание: параграф 26, упр. 126 (по заданию)