kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Нормы литературного языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: дать понятие литературной нормы, совершенствовать умения использовать в речи языковые средства в соответствии с литературой нормой.

Тип урока: комбинированный

- Нормы литературного языка — это общепризнанные и общепринятые в речевой практике на определенном этапе развития языка I правила употребления слов, словосочетаний и т. д. Норма закрепляется в словарях и справочниках. Она охватывает все уровни языка, характерна как для устной, так и для письменной речи и обязательна для всех.

Основные признаки нормы: устойчивость, традиционность, вариантность, типичность, соответствие узусу* и возможностям системы языка, отражение реальных тенденций развития языка.

Норма — это явление историческое, она складывается в процессе исторического развития языка и может изменяться с течением времени. Изменения, происходящие в процессе исторического развития, приводят к возникновению вариантов норм литературного языка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Нормы литературного языка" »

Цели: дать понятие литературной нормы, совершенствовать умения использовать в речи языковые средства в соответствии с литературой нормой.

Тип урока: комбинированный



Ход занятия.



  1. Слово учителя:


- Нормы литературного языка — это общепризнанные и общепринятые в речевой практике на определенном этапе развития языка I правила употребления слов, словосочетаний и т. д. Норма закрепляется в словарях и справочниках. Она охватывает все уровни языка, характерна как для устной, так и для письменной речи и обязательна для всех.

Основные признаки нормы: устойчивость, традиционность, вариантность, типичность, соответствие узусу* и возможностям системы языка, отражение реальных тенденций развития языка.

Норма — это явление историческое, она складывается в процессе исторического развития языка и может изменяться с течением времени. Изменения, происходящие в процессе исторического развития, приводят к возникновению вариантов норм литературного языка.



  1. Тренировочное упражнение:

- Найдите в отрывках из романа А. Пушкина «Евгений Онегин» грамматические формы, которые не соответствуют нормам современного русского литературного языка. Укажите их современные нормативные варианты. Найдите в романе другие архаичные формы и составьте таблицу по приведенному ниже образцу. Для справок можно использовать книгу Н. Шанского «По следам "Евгения Онегина"».

Часть речи

Употребляется у А. Пушкина

Современная норма

Имя существительное

Бывало, он еще в постеле:

К нему записочки несут. [I, XV]

Современная норма - в постели. (В пушкинское время постеля и постель были одинаково употребительными вариантами. Таким образом, написание в постеле не является орфографической ошибкой.)

Деепричастие

Воспомня прежних лет романы, Воспомня прежнюю лю­бовь... [I, XLVII]

Современная норма - вспомнив. (Воспомня - устаревшая форма деепричастия.)



Что ж мой Онегин? Полусонный

В постелю с бала едет он:

А Петербург неугомонный

Уж барабаном пробужден.

(I, XXXV)


Меж ими все рождало споры

И к размышлению влекло:

Племен минувших договоры,

Плоды наук, добро и зло,

И предрассудки вековые,

И гроба тайны роковые...

(II, XVI)


Он пел те дальные страны,

Где долго в лоно тишины

Лились его живые слезы;

Он пел поблеклый жизни цвет

Без малого в осьмнадцать лет.

(II, X)


К несчастью,

Ларина ташилась,

Боясь прогонов дорогих,

Не на почтовых, на своих,

И наша дева насладилась

Дорожной скукою вполне:

Семь суток ехали оне.

(VII, XXXV)





  1. Слово учителя:


- ТИПЫ НОРМ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Лексические нормы отражают правильность употребления слов. Точность словоупотребления зависит:

а) от значения слова;

б) от правильного выбора слова из синонимического ряда;

от правильного выбора слова из паронимического ряда. Необходимо также учитывать лексическую сочетаемость слов (ср.: карий — коричневый). При выборе слов учитывается и их стилистическая окраска.

Орфоэпические нормы — это правила произношения отдельных звуков, сочетаний звуков, грамматических форм и в широком смысле — нормы ударения (акцентологические нормы). Акцентологические нормы — это нормы ударения. Словообразовательные нормы определяют правила образования слов в русском языке.

Орфографические нормы — нормы правописания слов. Грамматические нормы: морфологические и синтаксические.

Морфологические нормы — это правильное образование грамматических форм, правильный выбор варианта.

Синтаксические нормы отражают правила согласования слов в словосочетании и предложении, правила управления, а также правила построения предложений, простых и сложных. Большую роль в правильной организации высказывания играет порядок слов в простом предложении и порядок следования (расположения) частей в сложном предложении.

Пунктуационные нормы определяют употребление и расстановку знаков препинания в тексте.

Стилистические нормы — это нормы, закрепляющие за функциональными стилями маркированные (отмеченные) языковые средства.


  1. Закрепление.


Чем различаются варианты выделенных слов в современном русском языке?

1. Ему даже показалось, что и один бакенбард был у него меньше и не так густ, как другой. — Барину видна была только одна необъятная бакенбарда. 2. Сжала руки под темной вуалью. — Там в тяжком бреду томительный призрак, свой черный вуаль, вуаль донны Анны, к его изголовью склоняя, смеется. 3. Через несколько минут деревянный ставень поднялся. — Из покосившегося домика с хлопающей ставней вышла женщина. 4. Мне в грезах виделся пестреющий толпою, высокий, мраморный, залитый светом зал. - Ему представилась дверь, запертая наглухо, а за ней огромная полутемная зала. ) — Огромное зало в три квадратные саже­ни... было начищено и сияло. 5. Он провел доктора через переднюю в большую залу, где темнел черный рояль. ) — И на покорную рояль властительно ложились руки.

V. Подведение итогов.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект урока "Нормы литературного языка"

Автор: Седавных Галина Алексеевна

Дата: 08.11.2014

Номер свидетельства: 128017

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Конспект урока по литературному чтению 3 класс Тема: И.А.Крылов, басня «Ворона и Лисица»"
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-3-klass-tiema-i-a-krylov-basnia-vorona-i-lisitsa"
    ["file_id"] => string(6) "277911"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453020753"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "конспект урока риторики по теме "ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ   Употребляй слова правильно!" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-ritoriki-po-tiemie-pravil-naia-riech-upotriebliai-slova-pravil-no"
    ["file_id"] => string(6) "124996"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414862486"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока по русскому языку для учащихся 11 класса "Подготовка к ЕГЭ. Часть С" "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-dlia-uchashchikhsia-11-klassa-podghotovka-k-iege-chast-s"
    ["file_id"] => string(6) "142960"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418398414"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Конспект урока на тему "Деепричастие""
    ["seo_title"] => string(36) "konspekt_uroka_na_temu_deeprichastie"
    ["file_id"] => string(6) "564962"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1606740749"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "конспект урока  русского языка "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "102490"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402508775"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства