На уроке учащиеся самостоятельно дают определение наречию. Акцентируют внимание на общем грамматическом значении наречий, выделяют отсутствие непостоянных морфологических признаков, доказав, что наречие – неизменяемая часть речи. Развитие логического мышления и речи учащихся при поиске и формулировании ответов на проблемные вопросы. Формируют коммуникативную компетенцию путём работы в парах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Наречие" »
Теме: «Наречие как часть речи».
Цель урока: систематизировать и расширить знания учащихся о наречиях.
Задачи:
1. Дать определение наречию. Акцентировать внимание учащихся на общем грамматическом значении наречий. Объяснить отсутствие непостоянных морфологических признаков, доказав, что наречие – неизменяемая часть речи. Напомнить о синтаксической роли наречий.
2. Развитие логического мышления и речи учащихся при поиске и формулировании ответов на проблемные вопросы. Развитие таких мыслительных операций как сопоставление, классификация, анализ.
3.Формирование коммуникативной компетенции путём работы в парах.
воспитание эстетического вкуса, любви к природе, к пейзажной лирике русских поэтов.
Оборудование: интерактивная доска;мультимедийная презентация;раздаточный материал: карточки с таблицами и дидактическим материалом к уроку.
Ход урока
І. Организационный момент.
ІІ. Формулирование темы и цели урока.
СЛАЙД 2-5 (музыка)
Замедленно, почти что на весу, Плывут снежинки тихо, беззаботно. Ловлю – они повсюду – на носу, На лбу, ресницы трогают щекотно!
Мороз кусает! Что его укус – Знакомые проделки и повадки! Смеюсь! Снежинки пробую на вкус – Пломбирны, восхитительны и сладки!
Восторженность! Волшебная пора – Метель очаровала белизною! Счастливый, я стою среди двора, И кружатся снежинки надо мною!
Осип Беленький
- Скажите, пожалуйста, каким чувством наполнено это стихотворение?
- Чувством радости, счастья, восторженности!
- Ребята, а вы не заметили в этом стихотворении какое-то необычное слово?
- Пломбирны.
- Есть ли такое слово в русском языке?
- Нет.
- Значит, его придумал сам автор. А как вы думаете, почему снежинки именно «пломбирны»?
- По вкусу напоминают мороженое, пломбир.
- Я надеюсь, что благодаря этому стихотворению, очень позитивному, наполненному целой бурей положительных чувств и эмоций, мне удалось поднять вам настроение и создать положительный эмоциональный настрой на урок.
ІІІ. Проверка домашнего задания
Придумать предложение со словом «пломбир», в котором обязательно должен быть деепричастный оборот.
А сейчас я предлагаю вам самостоятельно сформулировать тему сегодняшнего урока, обратив внимание на первую строфу этого стихотворения и определив, слова какой части речи встречаются в этих сточках чаще других.
СЛАЙД 6
- Наречие.
- Назовите наречия.
- Замедленно, почти, на весу, тихо, беззаботно, повсюду, щекотно.
- Посмотрите, в одной строфе автор использует 6 наречий! Итак, какова тема урока?
- «Наречие как часть речи».
- Открываем тетради и записываем число и тему урока.(Учитель записывает на доске тему)
СЛАЙД 7
С наречием отчасти вы уже знакомы, но как самостоятельную часть речи вы изучаете её впервые. И цели нашего сегодняшнего урока:
СЛАЙД 8
ІV. Изучение нового материала.
- Начать разговор о наречии мы должны с определения. Что же такое наречие?
- Наречие – это часть речи, отвечающая на вопросы: как? когда? где? куда? откуда? и другие.
- Когда мы с вами даём определение любой части речи, мы говорим не только о том, на какие вопросы она отвечает. А ещё обязательно говорим о грамматическом значении. Каково же грамматическое значение наречий?
Вернёмся к первому предложению в стихотворении. Находим наречие. От какого слова задаем вопрос к наречию?
Плывут (как?) замедленно
Плывут (как?) тихо, беззаботно
СЛАЙД 9
(Учитель работает со словосочетаниями маркером на интерактивной доске)
- Главное слово в этих словосочетаниях – плывут. Это слово какой части речи?
- Глагол.
- Что обозначают глаголы?
- Действие.
- Значит, наречие, примыкая к глаголу, обозначает?
-Признак действия.
- Верно, наречие чаще всего примыкает к глаголу и обозначает признак действия. Послушайте еще некоторые интересные факты.
СЛАЙД 10
Корень в слове «наречие» -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Этот корень имел глагол со значением “говорить”. От него произошли такие слова, как изречение, речистый, нарекать и другие.
Если буквально перевести на современный язык, получится “наглаголие”. А в латыни называлось “приглаголие”. Это потому, что всегда употребляется с глаголом: примыкая к нему, поясняя, уточняя его, придавая ему четкость.
- А как вы считаете, может ли наречие зависеть от слов других частей речи? Давайте это проверим.
(Ответы учащихся, в случае затруднения – подсказка учителя)
На интерактивной доске появляется предложение:
СЛАЙД 11
- Найдите наречия в данном предложении. Сформулируйте вопросы.
Очень внимательному человеку обязательно откроется чудесная красота спящего зимнего леса.
Внимательному (насколько?) очень
Главное слово в словосочетании – имя прилагательное, значит, наречие может обозначать ещё и признак признака.
- Обратите внимание на ещё одно предложение, найдите в нём наречия, сформулируйте к ним вопросы, определите общее грамматическое значение наречий.
Особенно волшебно и сказочно выглядит зимний лес.
СЛАЙД 12
Волшебно и сказочно (насколько?) особенно
Значит, наречие может примыкать и к другим наречиям и обозначать признак признака.
- Проанализируйте следующие словосочетания и сделайте вывод.
СЛАЙД 13
Чтение (какое?) вслух
Взгляд (какой?) исподлобья
Яйца (какие?) всмятку
Чтение, взгляд, яйца – это имена существительные, значит, наречие может обозначать ещё и признак предмета.
- Верно, но такое бывает достаточно редко.
А сейчас давайте дадим полное определение наречию.
Работа с правилом стр. 174. (прочитайте правило). Правильно ли мы дали определение?
V. Актуализация изученного
Задание. Выписать словосочетания с наречиями в столбик. К каждому словосочетанию подберите наречия-синонимы.
НАПРИМЕР. Смеяться весело, забавно, ликующе, торжественно и т.д.
- Форма глагола меняется, а наречие остаётся неизменным.
Наречие – неизменяемая часть речи и не имеет непостоянных признаков.
- А как этот факт отражается на строении слова?
У наречий нет окончания.
VІ. Физкультминутка. СЛАЙД 14
Медленно встаньте, резко поднимите руки, плавно их опустите, высоко подпрыгните, низко присядьте, тихо сядьте за парту.
Какие наречия я назвала?
VІІ. Изучение нового материала.
СЛАЙД 15
(найти и подчеркнуть наречия как члены предложения)
На поляне вел̣иче̣стве̣нно возвышался нео̣быч̣айно красивый в своих сверкающих одеждах дуб, он спо̣кой̣но и очень тор̣жес̣твен̣но оглядывал свои владения.
Каким членом предложения являются? (обстоятельством)
К каким словам относятся наши наречия?
К глаголу (возвышался величественно, оглядывал спокойно и торжественно), к прилагательному (необычайно красивый), к наречию (очень торжественно)
!!!Реже наречие может являться определением или сказуемым. Например: Весело на поляне. Всюду снег.
Работа с правилом стр.175
Давайте разберем еще одно предложение.
СЛАЙД 16
Зимнее царство необычайно, спокойно и величественно.
Какой частью речи являются слова необычайно, спокойно и величественно.
- Для того, чтобы не путать краткие прилагательные и наречия.
СЛАЙД 17
Алгоритм рассуждения выводится на экране.
Наречие
Краткое прилагательное
1. Задаём вопрос.
Как?
Каково?
2. Морфологические признаки.
Неизменяемая часть речи
Средний род, единственное число.
3 Синтаксическая роль.
Обстоятельство
Сказуемое
СЛАЙД 18
- Самостоятельно поработайте с предложением из стихотворения Никитина Ивана Саввича «Зимняя ночь в деревне».Найдите и подчеркните наречия.
(У экрана работает ученик)
VІІІ. Актуализация новых знаний
На месте пропусков вставить подходящие по смыслу наречия.
Зима! Хорошо пробежаться по морозцу в зимнее утро! Улицы, вчера еще унылые, сплошь покрыты белым снегом, и солнце переливается в нем слепяшим блеском. Причудливый узор мороза лег на витрины магазинов и наглухо закрытые окна домов, иней покрыл ветви тополей. Глянешь ли вдоль улицы, вытянувшейся ровной лентой, вблизи ли вокруг себя посмотришь, везде все то же: снег, снег, снег. Изредка подымающийся ветерок пощипывает лицо и уши, зато как красиво все вокруг! Какие нежные, мягкие снежинки плавно кружатся в воздухе. Как ни колюч морозец, он тоже приятен. Не за то ли все мы любим зиму, что она так же, как весна, наполняет грудь волнующим чувством. Все живо, все ярко в преобразившейся природе, все полно бодрящей свежести. Так легко дышится и так хорошо на душе, что невольно улыбаешься и хочется сказать дружески этому чудному зимнему утру: «Здравствуй, зима!»
(Зима! _________ пробежаться по морозцу в зимнее утро! Улицы, ___________ унылые, _______ покрыты белым снегом, и солнце переливается в нем слепящим блеском. Причудливый узор мороза лег на витрины магазинов и ______________ закрытые окна домов, иней покрыл ветви тополей. Глянешь ли ________ улицы, вытянувшейся ровной лентой, ___________ ли ___________ себя посмотришь, _________ все то же: снег, снег, снег. ___________ подымающийся ветерок пощипывает лицо и уши, зато как ___________ все ___________! Какие нежные, мягкие снежинки ____________ кружатся в воздухе. Как ни колюч морозец, он тоже приятен. Не за то ли все мы любим зиму, что она так же, как весна, наполняет грудь волнующим чувством. Так __________ дышится и так ________ на душе, что ___________ улыбаешься и хочется сказать дружески этому чудному зимнему утру: «Здравствуй, зима!»)
ІХ. Обобщение изученного материала.
- Назовите ключевые слова сегодняшнего урока.
Х. Рефлексия
ХІ. Выставление мотивированных оценок.
ХІІ. Домашнее задание.
- Я надеюсь, вы заметили, что все тексты и предложения, с которыми вы работали, были связаны одной темой. Какой?
-Зима, зимний пейзаж.
СЛАЙД 19
- Дома вам предстоит написать сочинение-миниатюру на тему: «Зимний лес», «Зимний пейзаж», использовать в тексте наречия, подчеркнуть все наречия как члены предложения