kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Наречие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке учащиеся самостоятельно дают определение наречию. Акцентируют внимание на общем грамматическом значении наречий, выделяют отсутствие непостоянных морфологических признаков, доказав, что наречие – неизменяемая часть речи. Развитие логического мышления и речи учащихся при поиске и формулировании ответов на проблемные вопросы. Формируют  коммуникативную компетенцию путём работы в парах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Наречие" »

Теме: «Наречие как часть речи».

Цель урокасистематизировать и расширить знания учащихся о наречиях.

Задачи:

1. Дать определение наречию. Акцентировать внимание учащихся на общем грамматическом значении наречий. Объяснить отсутствие непостоянных морфологических признаков, доказав, что наречие – неизменяемая часть речи. Напомнить о синтаксической роли наречий.

2. Развитие логического мышления и речи учащихся при поиске и формулировании ответов на проблемные вопросы. Развитие таких мыслительных операций как сопоставление, классификация, анализ.

3.Формирование коммуникативной компетенции путём работы в парах.

воспитание эстетического вкуса, любви к природе, к пейзажной лирике русских поэтов.

Тип урокаизучение нового материала.

Форма урока: урок-открытие новых знаний.

Технология: технология проблемно-диалогического обучения.

Оборудование: интерактивная доска; мультимедийная презентация; раздаточный материал: карточки с таблицами и дидактическим материалом к уроку.

Ход урока

І. Организационный момент.

ІІ. Формулирование темы и цели урока.

СЛАЙД 2-5 (музыка)

Замедленно, почти что на весу,
Плывут снежинки тихо, беззаботно.
Ловлю – они повсюду – на носу,
На лбу, ресницы трогают щекотно!

Мороз кусает! Что его укус –
Знакомые проделки и повадки!
Смеюсь! Снежинки пробую на вкус –
Пломбирны, восхитительны и сладки!

Восторженность! Волшебная пора –
Метель очаровала белизною!
Счастливый, я стою среди двора,
И кружатся снежинки надо мною!

Осип Беленький

- Скажите, пожалуйста, каким чувством наполнено это стихотворение?

- Чувством радости, счастья, восторженности!

- Ребята, а вы не заметили в этом стихотворении какое-то необычное слово?

- Пломбирны.

- Есть ли такое слово в русском языке?

- Нет.

- Значит, его придумал сам автор. А как вы думаете, почему снежинки именно «пломбирны»?

- По вкусу напоминают мороженое, пломбир.

- Я надеюсь, что благодаря этому стихотворению, очень позитивному, наполненному целой бурей положительных чувств и эмоций, мне удалось поднять вам настроение и создать положительный эмоциональный настрой на урок.

ІІІ. Проверка домашнего задания

Придумать предложение со словом «пломбир», в котором обязательно должен быть деепричастный оборот.

А сейчас я предлагаю вам самостоятельно сформулировать тему сегодняшнего урока, обратив внимание на первую строфу этого стихотворения и определив, слова какой части речи встречаются в этих сточках чаще других.

СЛАЙД 6

- Наречие.

- Назовите наречия.

- Замедленно, почти, на весу, тихо, беззаботно, повсюду, щекотно.

- Посмотрите, в одной строфе автор использует 6 наречий! Итак, какова тема урока?

- «Наречие как часть речи».

- Открываем тетради и записываем число и тему урока. (Учитель записывает на доске тему)

СЛАЙД 7

С наречием отчасти вы уже знакомы, но как самостоятельную часть речи вы изучаете её впервые. И цели нашего сегодняшнего урока:

СЛАЙД 8

ІV. Изучение нового материала.

- Начать разговор о наречии мы должны с определения. Что же такое наречие?

- Наречие – это часть речи, отвечающая на вопросы: как? когда? где? куда? откуда? и другие.

- Когда мы с вами даём определение любой части речи, мы говорим не только о том, на какие вопросы она отвечает. А ещё обязательно говорим о грамматическом значении. Каково же грамматическое значение наречий?

Вернёмся к первому предложению в стихотворении. Находим наречие. От какого слова задаем вопрос к наречию?

Плывут (как?) замедленно

Плывут (как?) тихо, беззаботно

СЛАЙД 9

(Учитель работает со словосочетаниями маркером на интерактивной доске)

- Главное слово в этих словосочетаниях – плывут. Это слово какой части речи?

- Глагол.

- Что обозначают глаголы?

- Действие.

- Значит, наречие, примыкая к глаголу, обозначает?

-Признак действия.

- Верно, наречие чаще всего примыкает к глаголу и обозначает признак действия. Послушайте еще некоторые интересные факты.

СЛАЙД 10

Корень в слове «наречие» -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Этот корень имел глагол со значением “говорить”. От него произошли такие слова, как изречение, речистый, нарекать и другие.

Если буквально перевести на современный язык, получится “наглаголие”. А в латыни называлось “приглаголие”. Это потому, что всегда употребляется с глаголом: примыкая к нему, поясняя, уточняя его, придавая ему четкость.

- А как вы считаете, может ли наречие зависеть от слов других частей речи? Давайте это проверим.

(Ответы учащихся, в случае затруднения – подсказка учителя)

На интерактивной доске появляется предложение:

СЛАЙД 11

- Найдите наречия в данном предложении. Сформулируйте вопросы.

Очень внимательному человеку обязательно откроется чудесная красота спящего зимнего леса.

Внимательному (насколько?) очень

Главное слово в словосочетании – имя прилагательное, значит, наречие может обозначать ещё и признак признака.

- Обратите внимание на ещё одно предложение, найдите в нём наречия, сформулируйте к ним вопросы, определите общее грамматическое значение наречий.

Особенно волшебно и сказочно выглядит зимний лес.

СЛАЙД 12

Волшебно и сказочно (насколько?) особенно

Значит, наречие может примыкать и к другим наречиям и обозначать признак признака.

- Проанализируйте следующие словосочетания и сделайте вывод.

СЛАЙД 13

Чтение (какое?) вслух

Взгляд (какой?) исподлобья

Яйца (какие?) всмятку

Чтение, взгляд, яйца – это имена существительные, значит, наречие может обозначать ещё и признак предмета.

- Верно, но такое бывает достаточно редко.

А сейчас давайте дадим полное определение наречию.

Работа с правилом стр. 174. (прочитайте правило). Правильно ли мы дали определение?

V. Актуализация изученного

Задание. Выписать словосочетания с наречиями в столбик. К каждому словосочетанию подберите наречия-синонимы.

НАПРИМЕР. Смеяться весело, забавно, ликующе, торжественно и т.д.

Тихо в воздухе кружатся

Бабочки-снежинки,

И на голый лес ложатся

Липкие пушинки.

Вечер движется несмело,

Снег всё реже, тише.

Словно кто-то краской белой

Разукрасил крыши.

К ним наутро от мороза

Снег пристынет клейкий.

И оденутся берёзы

В заячьи шубейки.

Г. Зайцев

(Тихо кружатся, спокойно, бесшумно, неслышно

Несмело движется, робко, трусливо, боязливо, пугливо

Словно разукрасил, точно, будто

Пристынет наутро, по утру, рано, утречком)

А сейчас давайте попробуем изменить форму слова.

-Какой вывод можем сделать?

- Форма глагола меняется, а наречие остаётся неизменным.

Наречие – неизменяемая часть речи и не имеет непостоянных признаков.

- А как этот факт отражается на строении слова?

У наречий нет окончания.

VІ. Физкультминутка. СЛАЙД 14

Медленно встаньте, резко поднимите руки, плавно их опустите, высоко подпрыгните, низко присядьте, тихо сядьте за парту.

Какие наречия я назвала?

VІІ. Изучение нового материала.

СЛАЙД 15

(найти и подчеркнуть наречия как члены предложения)

На поляне вел̣иче̣стве̣нно возвышался нео̣быч̣айно красивый в своих сверкающих одеждах дуб, он спо̣кой̣но и очень тор̣жес̣твен̣но оглядывал свои владения.

Каким членом предложения являются? (обстоятельством)

К каким словам относятся наши наречия?

К глаголу (возвышался величественно, оглядывал спокойно и торжественно), к прилагательному (необычайно красивый), к наречию (очень торжественно)

!!!Реже наречие может являться определением или сказуемым. Например: Весело на поляне. Всюду снег.

Работа с правилом стр.175

Давайте разберем еще одно предложение.

СЛАЙД 16

Зимнее царство необычайно, спокойно и величественно.

Какой частью речи являются слова необычайно, спокойно и величественно.

- Для того, чтобы не путать краткие прилагательные и наречия.

СЛАЙД 17

Алгоритм рассуждения выводится на экране.

Наречие

Краткое прилагательное

1. Задаём вопрос.

Как?

Каково?

2. Морфологические признаки.

Неизменяемая часть речи

Средний род, единственное число.

3 Синтаксическая роль.

Обстоятельство

Сказуемое


СЛАЙД 18

- Самостоятельно поработайте с предложением из стихотворения Никитина Ивана Саввича «Зимняя ночь в деревне». Найдите и подчеркните наречия.

(У экрана работает ученик)

VІІІ. Актуализация новых знаний

На месте пропусков вставить подходящие по смыслу наречия.

Зима! Хорошо пробежаться по морозцу в зимнее утро! Улицы, вчера еще унылые, сплошь покрыты белым снегом, и солнце переливается в нем слепяшим блеском. Причудливый узор мороза лег на витрины магазинов и наглухо закрытые окна домов, иней покрыл ветви тополей. Глянешь ли вдоль улицы, вытянувшейся ровной лентой, вблизи ли вокруг себя посмотришь, везде все то же: снег, снег, снег. Изредка подымающийся ветерок пощипывает лицо и уши, зато как красиво все вокруг! Какие нежные, мягкие снежинки плавно кружатся в воздухе. Как ни колюч морозец, он тоже приятен. Не за то ли все мы любим зиму, что она так же, как весна, наполняет грудь волнующим чувством. Все живо, все ярко в преобразившейся природе, все полно бодрящей свежести. Так легко дышится и так хорошо на душе, что невольно улыбаешься и хочется сказать дружески этому чудному зимнему утру: «Здравствуй, зима!»

(Зима! _________ пробежаться по морозцу в зимнее утро! Улицы, ___________ унылые, _______ покрыты белым снегом, и солнце переливается в нем слепящим блеском. Причудливый узор мороза лег на витрины магазинов и ______________ закрытые окна домов, иней покрыл ветви тополей. Глянешь ли ________ улицы, вытянувшейся ровной лентой, ___________ ли ___________ себя посмотришь, _________ все то же: снег, снег, снег. ___________ подымающийся ветерок пощипывает лицо и уши, зато как ___________ все ___________! Какие нежные, мягкие снежинки ____________ кружатся в воздухе. Как ни колюч морозец, он тоже приятен. Не за то ли все мы любим зиму, что она так же, как весна, наполняет грудь волнующим чувством. Так __________ дышится и так ________ на душе, что ___________ улыбаешься и хочется сказать дружески этому чудному зимнему утру: «Здравствуй, зима!»)

ІХ. Обобщение изученного материала.

- Назовите ключевые слова сегодняшнего урока.

Х. Рефлексия

ХІ. Выставление мотивированных оценок.

ХІІ. Домашнее задание.

- Я надеюсь, вы заметили, что все тексты и предложения, с которыми вы работали, были связаны одной темой. Какой?

-Зима, зимний пейзаж.

СЛАЙД 19

- Дома вам предстоит написать сочинение-миниатюру на тему: «Зимний лес», «Зимний пейзаж», использовать в тексте наречия, подчеркнуть все наречия как члены предложения




6




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока "Наречие"

Автор: Бибикова Ольга Владимировна

Дата: 04.11.2014

Номер свидетельства: 126132

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Конспект урока "Наречие как часть речи" 4 класс"
    ["seo_title"] => string(47) "konspekt_uroka_narechie_kak_chast_rechi_4_klass"
    ["file_id"] => string(6) "589805"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1635359047"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Конспект  урока " Наречие" "
    ["seo_title"] => string(26) "konspiekt-uroka-nariechiie"
    ["file_id"] => string(6) "121387"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413963463"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Конспект урока "Наречие как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-nariechiie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "109949"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405275733"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Конспект урока "Наречие""
    ["seo_title"] => string(23) "konspekt_uroka_narechie"
    ["file_id"] => string(6) "561133"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1603543142"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Конспект урока " Наречие""
    ["seo_title"] => string(25) "konspekt_uroka_narechie_1"
    ["file_id"] => string(6) "561155"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1603558248"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства