kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Типы словосочетаний"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка по теме: «Типы словосочетаний»

Место проведения: МКВСОУ «ОСОШ № 9»

Учитель русского языка и литературы: Карякина О.В.

Задачи урока:

•        совершенствовать навыки различия словосочетания от предложения; научить устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании.

•        развивать внимание, память.

•        воспитывать активность, самостоятельность, умение работать в оптимальном темпе, осуществлять самоконтроль.

Цели урока:

•        обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Синтаксис и пунктуация это раздел науки о языке»; объяснить их неразрывную связь;

Оборудование:   интерактивная доска, таблицы.

ХОД УРОКА

І.  Сообщение темы урока и его цели.

 ІІ. Это важно запомнить

     1)Средства связи слов в словосочетании

     2) Строение словосочетаний

     3) Виды словосочетаний

     4) Разбор словосочетаний

ІІІ. Проверь себя

      Я знаю

     Я умею

ІV. Практикум

V. Контроль

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Типы словосочетаний"»



Конспект урока русского языка по теме: «Типы словосочетаний»

Место проведения: МКВСОУ «ОСОШ № 9»

Учитель русского языка и литературы: Карякина О.В.

Задачи урока:

• совершенствовать навыки различия словосочетания от предложения; научить устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании.

• развивать внимание, память.

• воспитывать активность, самостоятельность, умение работать в оптимальном темпе, осуществлять самоконтроль.

Цели урока:

• обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Синтаксис и пунктуация это раздел науки о языке»; объяснить их неразрывную связь;

Оборудование: интерактивная доска, таблицы.

ХОД УРОКА

І. Сообщение темы урока и его цели.

ІІ. Это важно запомнить

1)Средства связи слов в словосочетании

2) Строение словосочетаний

3) Виды словосочетаний

4) Разбор словосочетаний

ІІІ. Проверь себя

Я знаю

Я умею

ІV. Практикум

V. Контроль

І. Это вы уже знаете?

1) Что такое словосочетание?

2) Какие сочетания слов не являются словосочетанием?

3) Виды словосочетаний.

4) Словосочетания – синонимы.

5) Порядок разбора словосочетаний.

ІІ. Это важно запомнить

1.Средство связи слов в словосочетании

Что мы знаем о словосочетании?

Словосочетание – более точно, конкретно, чем слово, называет предмет, описывает признак, характеризует действие

Словосочетание – это сочетание главного и зависимого слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

Словосочетания образуют только связанные между собой самостоятельные слов

Словосочетаниями не являются подлежащее и сказуемое,

однородные члены предложения

Средство связи слов в словосочетании

Связь слов в словосочетании

• Согласование – это способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех те формах, что и главное.

• Управление - это способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определенном падеже.

• Примыкание - это способ подчинительной связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу.

2. Строение словосочетаний.

Строение словосочетания – это модель, которая показывает, какими частями речи выражены главное и зависимое слово в словосочетании.

Словосочетание состоит из главного и зависимого слов, располагающихся по – разному:

Модели могут быть разные

3. Виды словосочетаний.

Вид словосочетания определяется по главному слову.

Именные словосочетания, если главное слово – имя прилагательное

Глагольные словосочетания, если главное слово - глагол

4. Разбор словосочетаний.

Порядок разбора

1. Указать главное и зависимое слова.

Поставить вопрос.

2. Указать какой частью речи выражены главное и зависимое слова. Назвать вид словосочетания

3. Указать средства связи зависимого слова с главным

(по смыслу, окончание, предлог Образец: Ласковое море

( прилаг. + сущ.) – именное, согласование.

ІІІ. Проверь себя.

Я знаю

Закончи предложение.

• В словосочетании от одного слова к другому … (задается вопрос)

• Словосочетание состоит из главного и … (зависимого слов)

• Словосочетания образуют только связанные между собой … (самостоятельные слова)

• Подлежащее и сказуемое словосочетанием не является, потому что,… (они оба главные члены – грамматическая основа предложения)

• Для грамматической связи слов в словосочетании служат … (предлоги и окончании зависимых слов)

• В именном словосочетании главное слово выражено … (именем существительным или именем прилагательным)

2. Вопрос – ответ

• Что такое словосочетание?

• Как определить главное и зависимое слово в словосочетании?

• Как различить именные и глагольные словосочетания?

• Какие сочетания слов нельзя путать со словосочетанием?

• Каков порядок разбора словосочетания?

• Какой способ связи называется согласованием, управлением, примыканием?

Я умею

1.Найти словосочетания.

Вариант 1

1. В осеннем лесу 3. Шел и думал

2. Поздним вечером 4. На прогулке

Вариант 2

1. На столе 3.Синие и красные

2. Колючим кустарником 4.Искать грибы

Вариант 3

1. От тучи 3. У дальнего горизонта

2. Налетел ветер 4. Разбросанные листья

Вариант 4

1. Следовать за товарищем 3. Труд и терпение

2. Связать варежки 4. Зима миновала

2.Обозначьте главное и зависимое слово в словосочетании

Радостное событие

Перепрыгнуть через лужу

Искреннее слово

Громко чихнуть

Прочитать оглавление

• Поставьте вопрос

• Укажите, чем выражены главное и зависимое слово по образцу:

х

Прил. + сущ.

Яблочное пюре

3.Выделить словосочетания из предложении

Выбери только те сочетания слов, которые являются словосочетаниями (запишите их номера )

Мы перебрались через лесной овраг и вышли к небольшой речке.

1. Мы перебрались

2. Через овраг

3. Перебрались и вышли

4. К небольшой речке

5. Вышли к речке

• Летом и осенью запасливые белки сушат шляпки грибов

1. Летом и осенью

2. Белки сушат

3. Сушат летом

4. Сушат осенью

5. Сушат шляпки

6. Шляпки грибов

7. Запасливые белки

ІV. Практикум

Задания для самостоятельной работы.

1 2 3 4 5

1. Заменить, где это возможно данные словосочетаниями

Образец: Шерстяной шарф – шарф из шерсти

• Деревенские улицы, школьная библиотека

• Ученическая тетрадь, высокий человек

• Бабушкины руки, родной дом, вишневое варенье

1. Составьте словосочетания с данными словами . Над главным словом укажите часть речи.

• Телевизор, мечта, огромный, рассчитать, республика, футбол, громадный, канал

1. Составьте словосочетания по данной схеме

Прил. + сущ. …………………..

Сущ. + сущ. …………………..

Прил. + сущ. с прил. ……………………..

Глагол + сущ. ……………………

Глагол + наречие …………………….

1. Составьте 3 именных и 3 глагольных словосочетаний по картинке. Запишите их в две колонки, распределяя по видам словосочетаний.

2. Уточнить значение данных слов, подобрав к ним зависимые слова и определить способ связи.

Словосочетания запишите и сделайте разбор трех из них

• Доска, печь, собака, стоять, школа, читать

v. Контроль

Тест

Цель: проверить умение отличить словосочетания от других сочетаний слов

Вариант 1.

1. а) в осеннем лесу б) на прогулке в) шёл и думал

г) у юннатов д) поздним вечером

2. а) свежим ветром б) бежать на зарядку в) летел и кружился

г) около дома д) на мокрой террасе

3. а) по лесной тропинке б) около дома в) побежал к реке

г) искрится звезда д) по дороге

4. а) вечная мерзлота б) синие и зелёные в) у дома

г) расшумелись дерев ья д) к дремучему лесу

5. а) у дальнего горизонта б) от тучи в) налетел ветер г) от тучи

д) закружил и разбросал

VІ. Домашняя работа

Составить словосочетания, определить вид и способ грамматической связи.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок "Типы словосочетаний"

Автор: Карякина Ольга Владимировна

Дата: 18.02.2016

Номер свидетельства: 294911

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Конспект урока русского языка  по теме «Типы словосочетаний» с использованием ЭОР "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-tipy-slovosochietanii-s-ispol-zovaniiem-eor"
    ["file_id"] => string(6) "121276"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413912493"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Типы словосочетаний"
    ["seo_title"] => string(20) "tipyslovosochietanii"
    ["file_id"] => string(6) "298521"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456336317"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Связь слов в словосочетании "
    ["seo_title"] => string(29) "sviaz-slov-v-slovosochietanii"
    ["file_id"] => string(6) "190865"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427221327"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Правописание слов в словосочетании""
    ["seo_title"] => string(37) "pravopisaniie-slov-v-slovosochietanii"
    ["file_id"] => string(6) "251026"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447170794"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "Урок "Словосочетание""
    ["seo_title"] => string(21) "urokslovosochietaniie"
    ["file_id"] => string(6) "294907"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455744525"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства