Разработка урока по русскому языку для 5 класса на тему "Словосочетание. Связь слов в словосочетании".
Автор: Дударева Марина Александровна, учитель русского языка и литературы Димитровской ОШ Тайыншинского района Северо-Казахстанской области.
Описание работы: предлагаю ва конспект урока в 5 классе по русскому языку
Цель урока:
- формирование знаний о синтаксисе, о единице синтаксиса – словосочетании;
о смысловой и грамматической связи слов в словосочетании; о способах их выражения;
закрепить в ходе урока полученные знания и умения;
- развивать умение определять главное и зависимое слово в с/с; показать, как устанавливается смысловая и грамматическая связь;
- воспитывать чувство патриотизма.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
III Подготовка учащихся к усвоению нового материала
На доске: несколько иллюстраций с изображением стола, несколько надписей: стол, письменный стол, кухонный стол.
- Назовите предмет, изображенный на рисунке вначале одним словом, затем – более точно – тем же словом с зависимым словом, т. е. словосочетанием.
- Какая надпись из данных называет изображенный предмет более точно?
- Почему?
IV Формирование новых знаний
На доске схема:
С/с состоит из двух частей: главной и зависимой.
С/с – это два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.
- Давайте подберем зависимые слова к слову ЦВЕТОК
ЧУДЕСНЫЙ
ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТОК
КОМНАТНЫЙ
- От какого слова мы задаем вопрос?
Работа с учебником.
Параграф 15 (чтение вместе с учителем)
Зависимое слово связывается с главным по смыслу и грамматически. Смысловая связь устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому.
Грамматическая связь выражается с помощью окончания или с помощью окончания и предлога.
Запишем в тетрадях словосочетание: заглянуть в мастерскую.
- Найдите главное и зависимое слово. Задайте вопрос.
- С помощью чего выражается связь слов в этом с/с? Обозначьте схематически.
V Первичная проверка усвоения новых знаний
Выполните упражнение 111
(Установите смысловые и грамматические связи между словами в с/с. Запишите.)