kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему: "Прямое и переносное значение слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал поможет организовать работу по освоению учащимися знаний о прямом и переносном значении слова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Прямое и переносное значение слова"»

Министерство образования РФ Министерство образования Республики Саха (Якутия) Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 с углублённым изучением английского языка г. Ленска»









Урок по теме: «Прямое и переносное значение слова» (5класс), (по учебнику Т. А. Ладыженской)











Автор: Шельтик Г.А., учитель русского языка и литературы

























Тема: «Прямое и переносное значение слова»

Тип урока: ОНЗ

Цель урока: организовать работу по освоению учащимися знаний о прямом и переносном значении слова.

Задачи: — образовательные: 1.Познакомить учащихся с понятиями прямого и перенос- ного значения слова. 2.Развивать умение различать прямое и переносное значение слова.

— развивающие: 3.Развивать умение применять знания в разных ситуациях. 4.Способствовать развитию умений классифицировать и анализировать изученные понятия; развитию у школьников монологической речи. 5.Показать употребление переносных значений в речи, в том числе художествен- ной (метафора, олицетворение).

— воспитательные: 6. Формировать познавательную активность. 7.Развивать умение организовывать работу в парах, рефлексию самостоятельной деятельности. 8.Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

І. Мотивация к учебной деятельности.

— Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок. Откройте тетради, запишите число, классная работа. (2 минуты)

Слайд с яблоком и текстом.

Учитель: В одном из былин об Илье Муромце есть такие слова: «Слово, оно что яблочко: с одного- то боку зелёное, так с другого румяное, ты умей его, девица, повёртывать …»(3 минуты)

— Вдумайтесь в смысл этих слов. Как вы их понимаете?

— Сегодня на уроке мы попробуем связать слова из былины с содержанием нашего урока. Запишите эти слова в тетрадь, подчеркните самые важные.

‖. Актуализация знаний.

— Давайте вспомним материал, который потребуется для открытия новых знаний.

— Слово бежать однозначное или многозначное? Докажите, записав примеры словосочетаний или предложений с этим словом. (3 минуты)

— Где можно найти многозначность или однозначность данного слова?

— Найдите слово в толковом словаре, прочитайте вслух. Что обозначает оно?

III. Выявление места и причины затруднения.

— Что обозначает в словаре сокращённое «Перен.»? Мы можем только догадываться.(2 минуты)

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

— Какова цель вашей дальнейшей деятельности? (4 минут)

— Вернёмся к словарной статье. Какое действие может быть на самом деле, а какое походить на это действие? Объясните.

— Кто из вас, ребята, может назвать тему нашего урока?

— Запишем тему урока в тетрадь. Кто из вас может сказать, что есть прямое, а что — переносное значение?

— Обратимся к учебнику параграф 66, стр.157.

— Прочитайте теорию. Что вы выделили для себя в этом параграфе?

V. Реализация построенного проекта.

— Установим закономерность определения прямого и переносного значения слов.

Для этого проанализируйте данные примеры: (3 минуты)

Слайд.

Мраморная кожа — мраморные колонны;

Пшеничное поле — пшеничные локоны;

Седые волосы — утро седое;

Васильковые глаза — васильковое поле.

VI. Первичное закрепление.(4 минуты)

1.Запишите в два столбика по два словосочетания: в один — с прямым, в дру- гой — с переносным значением слов. Проанализируйте свои примеры.

Слайд.

2. Сообщение учителя: (1 минута)

Очень часто в речи мы слышим выразительные средства языка: метафоры, олицетворения. Они чаще всего встречаются в текстах художественного стиля речи и используются для создания запоминающихся ярких представлений о явлениях и предметах .

— Вспомним, ребята, что называется метафорой. (3 минуты)

Слайд с определениями метафоры и олицетворения.

Метафора — употребление слов или оборотов речи в переносном значении. Неназванное сравнение одного предмета или явления с другим. Метафора — более широкое понятие, чем олицетворение.

Олицетворение — троп, перенос свойств человека на неодушевлённые предметы.

— Связаны ли эти понятия с темой нашего урока? Докажите.

VII . Включение в систему знаний.

1 . Самостоятельная работа с текстом (в парах).

Слайд с заданием. Тексты лежат на столах.

— Прочитайте внимательно текст. (8 минут)

— Назовите проблему, поднятую автором в данном тексте.

— Озвучьте пути решения этой проблемы.

— Выпишите метафоры и олицетворения в два столбика.

— Связаны ли эти понятия с темой урока? Как вы считаете? — Выпишите предложения с однородными членами, объясните постановку знаков препинания при них.

Не будь неряхой в лесу.

Природа праздновала какой – то небывалый праздник! Солнышко ласково улыбалось, жемчужные берёзы нарядились в кружево листвы. А лес расстелил полянку, точно изумрудную скатерть. Но выпачкал её неряха: намусорил, бумажки разбросал, консервную банку оставил. Из- за такой банки чуть не погиб медведь. Он нашёл брошенную банку, начал её вылизывать. Засунул голову по уши, а вытащить не смог. Медведь мог погибнуть. Мимо проходившие пограничники освободили Мишку от душившей его банки.

— У кого возникли затруднения при выполнении заданий?

2. Упражнение №351 (Устно). (3 минуты)

— Какие слова обыграл художник? Можем ли мы сказать, что это переносное значение слов.

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

— Что нового вы узнали на уроке? ( Вернуться к предложению из былины) (2 минуты)

— Какую бы оценку за урок вы поставили себе? (1 минута)

Домашнее задание: параграф 66, упражнение 348.(1 минута)






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему: "Прямое и переносное значение слова"

Автор: Шельтик Галина Александровна

Дата: 19.08.2016

Номер свидетельства: 339960

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме: "Прямое и переносное значение слов". "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-5-klassie-po-tiemie-priamoie-i-pierienosnoie-znachieniie-slov"
    ["file_id"] => string(6) "224206"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438598069"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока  «Типы переносных значений слов» "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-tipy-pierienosnykh-znachienii-slov"
    ["file_id"] => string(6) "184767"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426091335"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект урока на тему: "Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова". "
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-uroka-na-tiemu-lieksichieskoie-znachieniie-slova-priamoie-i-pierienosnoie-znachieniie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "161432"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422212839"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока по русскому языку "Путешествие по стране ЛЕКСИКА" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-putieshiestviie-po-stranie-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "106316"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402996207"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект урока по русскому языку на тему " Прямое и переносное значение слова.""
    ["seo_title"] => string(78) "konspekt_uroka_po_russkomu_iazyku_na_temu_priamoe_i_perenosnoe_znachenie_slova"
    ["file_id"] => string(6) "580212"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1620736308"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства