Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Прямое и переносное значение слова"»
Министерство образования РФ Министерство образования Республики Саха (Якутия) Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 с углублённым изучением английского языка г. Ленска»
Урок по теме: «Прямое и переносное значение слова» (5класс), (по учебнику Т. А. Ладыженской)
Автор: Шельтик Г.А., учитель русского языка и литературы
Тема: «Прямое и переносное значение слова»
Тип урока: ОНЗ
Цель урока: организовать работу по освоению учащимися знаний о прямом и переносном значении слова.
Задачи: — образовательные: 1.Познакомить учащихся с понятиями прямого и перенос- ного значения слова. 2.Развивать умение различать прямое и переносное значение слова.
— развивающие: 3.Развивать умение применять знания в разных ситуациях. 4.Способствовать развитию умений классифицировать и анализировать изученные понятия; развитию у школьников монологической речи. 5.Показать употребление переносных значений в речи, в том числе художествен- ной (метафора, олицетворение).
— воспитательные: 6. Формировать познавательную активность. 7.Развивать умение организовывать работу в парах, рефлексию самостоятельной деятельности. 8.Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Учитель: В одном из былин об Илье Муромце есть такие слова: «Слово, оно что яблочко: с одного- то боку зелёное, так с другого румяное, ты умей его, девица, повёртывать …»(3 минуты)
— Вдумайтесь в смысл этих слов. Как вы их понимаете?
— Сегодня на уроке мы попробуем связать слова из былины с содержанием нашего урока. Запишите эти слова в тетрадь, подчеркните самые важные.
‖. Актуализация знаний.
— Давайте вспомним материал, который потребуется для открытия новых знаний.
— Слово бежать однозначное или многозначное? Докажите, записав примеры словосочетаний или предложений с этим словом. (3 минуты)
— Где можно найти многозначность или однозначность данного слова?
— Найдите слово в толковом словаре, прочитайте вслух. Что обозначает оно?
III. Выявление места и причины затруднения.
— Что обозначает в словаре сокращённое «Перен.»? Мы можем только догадываться.(2 минуты)
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
— Какова цель вашей дальнейшей деятельности? (4 минут)
— Вернёмся к словарной статье. Какое действие может быть на самом деле, а какое походить на это действие? Объясните.
— Кто из вас, ребята, может назвать тему нашего урока?
— Запишем тему урока в тетрадь. Кто из вас может сказать, что есть прямое, а что — переносное значение?
— Обратимся к учебнику параграф 66, стр.157.
— Прочитайте теорию. Что вы выделили для себя в этом параграфе?
V. Реализация построенного проекта.
— Установим закономерность определения прямого и переносного значения слов.
Для этого проанализируйте данные примеры: (3 минуты)
Слайд.
Мраморная кожа — мраморные колонны;
Пшеничное поле — пшеничные локоны;
Седые волосы — утро седое;
Васильковые глаза — васильковое поле.
VI. Первичное закрепление.(4 минуты)
1.Запишите в два столбика по два словосочетания: в один — с прямым, в дру- гой — с переносным значением слов. Проанализируйте свои примеры.
Слайд.
2. Сообщение учителя: (1 минута)
Очень часто в речи мы слышим выразительные средства языка: метафоры, олицетворения. Они чаще всего встречаются в текстах художественного стиля речи и используются для создания запоминающихся ярких представлений о явлениях и предметах .
— Вспомним, ребята, что называется метафорой. (3 минуты)
Слайд с определениями метафоры и олицетворения.
Метафора — употребление слов или оборотов речи в переносном значении. Неназванное сравнение одного предмета или явления с другим. Метафора — более широкое понятие, чем олицетворение.
Олицетворение — троп, перенос свойств человека на неодушевлённые предметы.
— Связаны ли эти понятия с темой нашего урока? Докажите.
VII . Включение в систему знаний.
1 . Самостоятельная работа с текстом (в парах).
Слайд с заданием. Тексты лежат на столах.
— Прочитайте внимательно текст. (8 минут)
— Назовите проблему, поднятую автором в данном тексте.
— Озвучьте пути решения этой проблемы.
— Выпишите метафоры и олицетворения в два столбика.
— Связаны ли эти понятия с темой урока? Как вы считаете? — Выпишите предложения с однородными членами, объясните постановку знаков препинания при них.
Не будь неряхой в лесу.
Природа праздновала какой – то небывалый праздник! Солнышко ласково улыбалось, жемчужные берёзы нарядились в кружево листвы. А лес расстелил полянку, точно изумрудную скатерть. Но выпачкал её неряха: намусорил, бумажки разбросал, консервную банку оставил. Из- за такой банки чуть не погиб медведь. Он нашёл брошенную банку, начал её вылизывать. Засунул голову по уши, а вытащить не смог. Медведь мог погибнуть. Мимо проходившие пограничники освободили Мишку от душившей его банки.
— У кого возникли затруднения при выполнении заданий?
2. Упражнение №351 (Устно). (3 минуты)
— Какие слова обыграл художник? Можем ли мы сказать, что это переносное значение слов.
VIII. Рефлексия учебной деятельности.
— Что нового вы узнали на уроке? ( Вернуться к предложению из былины) (2 минуты)
— Какую бы оценку за урок вы поставили себе? (1 минута)