Тема | Прямая речь |
Тип урока | Урок «открытия» новых знаний |
Цели урока | развить умение формулировать определение понятий; ввести понятие предложения с прямой речью; формировать умение находить в прямой речи слова автора и прямую речь; ставить знаки препинания в предложениях простейшей конструкции с прямой речью; развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию; обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические умения |
Основные понятия | Прямая речь, кавычки, слова автора |
Решаемые проблемы | Что такое прямая речь? Как отличить слова автора от прямой речи? Как расставить знаки препинания в предложениях с прямой речью? |
Формы обучения | Индивидуальная, фронтальная, групповая. |
Оборудование | презентация, компьютер, проектор. карточки с заданиями, учебник. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
1.Организационный момент
2.Проверка дом.зад. | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу. Тренинг « Пожелания» Разминка «Карусель» Деление на МГ ( по цвету стикера) | Встают в круг, здороваются с учителем. По очереди высказывают пожелания друг другу Образуют два круга и по часовой стрелке опрашивают пройденный материал. |
Слайд 1 |
3. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создание условий для возникновения внутренней готовности включения в деятельность. Организация учебного процесса на этапе 1 Прочитайте предложения. Чем они различаются? 1) Мама сказала кому-то в коридоре, что тайное всегда становится явным. 2) Мама сказала кому-то в коридоре: «Тайное всегда становится явным». - Какое предложение точнее передает слова мамы? Почему? Одно из этих предложений с прямой речью. Какое? - А какие знаки и нужно поставить в предложении с прямой речью? И куда? | Формулируют ответы на вопросы учителя, записывают предложение. | Слайд 2 |
4. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Организация учебного процесса на этапе 2 Как вы думаете, на какой главный вопрос мы должны будем ответить на этом уроке? (Что такое предложение с прямой речью?) -В чем было затруднение? -Что нам делать? -Какое задание я просила сделать? -Что вы не смогли сделать? | Отвечают на вопросы учителя. | |
5. Выявление места и причины затруднения
6. Знакомство с теоретическим материалом
| Цель этапа: зафиксировать задание, вызвавшее затруднение, выявить места и причины затруднений для осознания того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений. Организация учебного процесса на этапе 3 Формулирование темы урока. -Какова же тема нашего урока? (Тема нашего сегодняшнего урока «Прямая речь») -Какова же цель нашего урока? Учитель записывает вопросы детей на доске: Составление кластера . 1 группа – Прямая речь, 2 группа – Знаки препинания при прямой речи. Учитель вносит дополнения по теме урока Высказывания с прямой речью делятся на две части: прямая речь и слова автора. Прочитаем и запомним глаголы, вводящие прямую речь: Сказал, спросил, крикнул, ответил, подумал, шепнул, произнес, объявил, попросил, проворчал и т.д. |
Учащиеся формулируют тему урока. Учащиеся обсуждают ситуацию.
Работа на постере и защита у доски
Учащиеся записывают опорные схемы в тетрадь для правил |
Слайд 3
Слайд 4 Слайд 5
Слайд 6-12 |
| Чтобы найти ответы на эти вопросы, давайте составим план действий. Каков будет первый шаг? Второй? Третий? 1. Если слова автора стоят перед прямой речью, то после них ставится двоеточие, прямая речь пишется с большой буквы (первое слово) и заключается в кавычки. Если данном случае в прямой речи предложение, требующее постановки вопросительного или восклицательного знаков, то эти знаки ставятся внутри кавычек, если же в конце предложения, представляющего собой собственно прямую речь, требуется точка, то она ставится за кавычками. Графически это выгладит так: А: "П? " (Он спросил: "Куда ты собрался? "), А: "П! " (Он вскрикнул: "Никуда не ходи! "), А: "П". (Он ответил: "Схожу-ка в магазин".)
2. Если прямая речь стоит перед словами автора, то между прямой речью и словами автора ставится тире, слова автора пишутся с маленькой буквы. Если данном случае в прямой речи предложение, требующее постановки вопросительного или восклицательного знаков, то эти знаки ставятся тоже ставятся ВНУТРИ КАВЫЧЕК, если же в конце предложения, представляющего собой собственно прямую речь, требуется точка, то ВМЕСТО ТОЧКИ ЗА КАВЫЧКАМИ ставится запятая. Это графически выгладит следующим образом: "П? " - а. ("Куда ты собрался? " - спросил он.) , "П! " - а. ("Никуда не ходи! " - вскрикнул он) , "П", - а. ("Схожу-ка в магазин", - ответил он. ) | Учащиеся обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей
Составление учащимися плана действий. | |
7. Первичное закрепление
Работа В МГ
8. Включение в систему знаний и повторения
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Цель этапа: закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала. Графический диктант-соревнование «Кто лучше?». Два ученика составляют схемы прочитанных учителем предложений (класс работает в тетрадях). Работа на доске коллективно проверяется и оценивается. Князь спрашивает у пастуха: «Чьи это поля?». «Хозяйские», – отвечает пастух. «А кто хозяин?» – интересуется князь. Пастух растолковывает: «Местный помещик»
Тренировочные упражнения
Работа по учебнику. Упражнение 306 стр 240 Цель этапа: повторить и закрепить Организация учебного процесса на этапе 8
Восстановление текста • Прямая речь –это слова ________ , передаваемые без изменения. • В предложениях с прямой речью различают слова автора и ___________. • Прямая речь заключается в __________ и всегда пишется с __________ буквы.
Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность. Организация учебного процесса на этапе 9 - Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? Докажите. - В чём испытывали трудности? - Что помогло нам их преодолеть? - Оцените свою деятельность на уроке 1) выучить правила 2)подобрать 5 предложений с прямой речью из газет и журналов, записать их , составить схемы | Анализируют, сопоставляют и обобщают. Учащиеся выполняют тренировочные упражнения, затем проверяют.
Осуществляют самоконтроль, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности. Оценивает лидер группы работу учеников
| Слайд 13
Слайд14
Слайд 15
Слайд 16-17
|