Оборудование: интерактивная доска, карточки, слайды с текстами,
Технология: элементы модульной технологии М.М.Жанпейсовой.
Методы обучения: наглядный, практический, словесный.
Тип урока: объяснение нового материала.
Ход урока:
І. Организационный момент
Объявление темы урока, целей и задач урока.
Психотренинг: Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо.
ІІ. Объяснение новой темы
Ребята, скажите мне пожалуйста из чего состоит наша речь?
(из слов ,из предложении и т.д.)
-Хорошо. А для чего нам нужна речь?
(для общения, для того чтобы выразить свои мысли, чувства )
-Правильно ,ребята
-Вот вы постоянно разговариваете друг с другом какую речь вы используете?
(диалог)
-Правильно. Значит вы разговариваете друг с другом на прямую.
Прямая речь – это чьи-либо слова, которые передаются дословно, без изменений.
Например: «Мама, мы сегодня идём в магазин за платьем? »- спросила Айжан.
Прямая речь сопровождается словами автора, которые указывают на того, кто говорит, и к кому обращена прямая речь.
Прямая речь (П.,п.) и слова автора (А.,а.) связаны между собой по смыслу и интонационно и образуют предложения с прямой речью.
Прямая речь может :
↓ ↓
Находиться после слов автора:
Например:
1.Классный руководитель сказал: « Завтра состоится родительское собрание.» А: «П.»
↓ ↓
Стоять перед словами автора
2.« Завтра состоится родительское собрание,» - сказал классный руководитель. «П»,-а.
↓ ↓
Разрываться словами автора:
3.« Завтра состоится родительское собрание,- сказал классный руководитель,- явка родителей обязательна». «П,-а,-п ».
-Хорошо открыли тетради, записали сегодняшнее число и тему нашего урока.
-Молодцы!
-А теперь, ребята, нашли в учебнике упражнение № 303 на стр. 235. Прочитайте, что мы должны сделать?
-Ребята, перед тем как прочитать этот текст, давайте познакомимся с новыми словами. Кто мне скажет что означают слова : окликнули и запряги.
ІІІ. Словарная работа:
Окликнули, окликнуть – шакыру, шакырды.
-Кто мне скажет сколько слогов в слове? (4)
-А в какой слог падает ударение? ( на и , на второй слог)
-Правильно.
Запряги, запрячь- жігу.
-Ребята, вы заметили что слове после р слышится другая буква. Как можно это проверить? ( помощью другого слова )
Правильно с помощью другого слова запрячь. Сколько слогов в этом слове? (два ). На какой слог падает ударение. (второй) Если оно под ударением то пишем букву я.
Хорошо.Сейчас я вам прочитаю, а потом будете читать вы.
ІV. Чтение текста.
а) Первичное чтение текста учителем.
б) чтение текста учениками по цепочке.
в) найдите в тексте прямую речь.
V. Работа по учебнику
Упр.303 Найдите в тексте прямую речь и слова автора. Скажите, как по отношению к словам автора расположена прямая речь.
-Давайте запишем несколько предложении с прямой речь и со словами автора и их схему.
«Зачем вы не спите?»-спросил он их. – «До сна ли нам,-отвечал Антон.- До чего мы дожили, кто бы подумал…» - «Тише!- прервал Дубровский.- Где Егоровна?» - «В доме»,- отвечал Гриша. – «Поди, приведи её сюда да выведи из дому всех наших людей, чтоб ни одной души в нём не оставалось, а ты, Антон, запряги телегу ». ( «П?»-а.- «П,-а.-п…» - «П! –а.- п?»- «П»,-а.- «П».)
VІ. Самостоятельная работа.
Игра «Найди свою половинку».
Работа по карточкам:
а) Найти половинку
б) записать предложение и схему к этому предложению.
Берик говорит Марату: «Это же такое простое задание, не тупи».
«Прочтите об ураганах, и вы увидите, какие они страшные,»- продолжала учительница.
«Айгуль, ты,знешь какой недавно был праздник?»- спросила Жанна.