Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка,5 класс. Прямая речь.»
Т.В.Дождикова
Конспект урока русского языка ,5 класс
Тема урока: прямая речь.
Тип урока: комбинированный урок
Цели урока: расширять и углублять знания учащихся о прямой речи и знаках препинания при ней; развивать пунктуационную зоркость; прививать понимание красоты и волшебства природы, жизни.
Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал: снежинки из бумаги на каждого учащегося, схемы предложений, жетоны(правильный ответ- 1жетон).
Ход урока:
1.Опрос по домашнему заданию. Беседа. - Какое стихотворение Э.Успенского вы прочитали? Зачитайте сложные предложения, которые вы выписали.
2. Эмоциональный настрой на урок.- Перед вами ребята карточки, каждой из которой соответствует вопрос.- Ваша задача - ответить на вопрос. Если ошибаетесь, буква на доске не появляется. Тогда вам могут помочь товарищи. Каждую букву, которая на доске, записываете в тетрадь.
Ребенок разв_вается, флаг разв_вается на ветру. (и,е) я
Ж) Вставить если нужно мягкий знак. р
Реч..ной, учиш..ся.( -,ь)
З) Подобрать антонимы. е
Быстрый- (медленный), аккуратный- (неряшливый)
И) Расставить знаки препинания. ч
Чтобы не было сомненья, ставим звук под ударенье.
К) Найди главные члены предложения. ь
У домика каждый вечер громко поет соловей.
Соловей – очень маленькая неприметная птичка.
- Молодцы, теперь сформулируйте тему сегодняшнего урока. («Прямая речь»)
3.Мотивация учебной деятельности.
-Посмотрите внимательно на тему урока, подумайте чем сегодняшний урок связан с уроком математики. (словом «прямая», которое используется в математике). Какая разница в его значении при разном употреблении.
Перед вами лежат карточки под № 1.Возьмите и заполните левый столбик.
Карточка № 1
Известная информация и предложения (что мне известно по данной теме)
Новая информация (что нового я узнал на уроке)
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Попробуйте поставить цели сегодняшнего урока. Чему мы должны с вами научиться?( находить предложения с пр.речью, уметь их записывать, ставить знаки препинания в них, уметь отличать их на слух)
4. Отработка умений и навыков по теме урока.
Знайка сказал: «Сделаем воздушный шар и полетим на шаре». (Н.Носов «Приключения незнайки)
« Ищи теперь меня за тридевять земель, в тридесятом царстве- у Кощея Бессмертного», - сказала Василиса Премудрая. (русская народная сказка «Царевна лягушка»)
Вдруг щука говорит ему человеческим голосом: « Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь». ( русская народная сказка « По щучьему велению»)
Контроль правильности работы.
5.Работа по учебнику. Прочитайте правила параграф 48, составьте три вопроса к параграфу.
6.Физминутка для пальцев:
Сколько частей речи существует?(10)
Сколько членов предложения? (5)
Сколько стилей речи вы знаете? (5)
Сколько типов речи? (3)
Сколько писем вы писали в своей жизни?
7. Самостоятельная работа. Карточка №2.
Списать предложения в тетрадь и составить к ним схемы.
«Землю разделили - давай море делить»,- проговорил Никита.( р.н.с. «Никита-Кожемяка»)
«Пузырь, может, на тебе переплывем?»- спросил Лапоть.( р.н.с. «Пузырь, Соломинка и Лапоть)
Вопросы на доске.
Как называется сказка?
Какие предложения записаны на карточках( с прямой речью)?
Где стоят слова автора. В начале предложения или в конце?
Как выделяется прямая речь во всех предложениях (« .. ..»)
Найдите и прочитайте в каждом предложении слова автора.
Как слова автора отделяются от прямой речи ( : -)
Когда ставят : , когда ставят – ?
Обратите внимание на то, с какой буквы пишется прямая речь и слова автора.
8.Диагностическая работа.
Составьте связный текст на одну из тем: «Зима», «Зима!», «Зима?», используя предложения с прямой речью.
9. Обобщение, систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике.
Карточка № 3.
Внимательно прочитать текст.
Найти предложения с прямой речью. Составить схемы.
Объяснить из каких частей они состоят. Где находятся слова автора.
В лесу очень тихо и так тепло, что только не тает. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжелые лапы, березы согнулись до самой земли. Только елки стоят прямые, как будто говорят : «Мы самые главные тут».
Ель царствует в зимнем лесу, а береза плачет.
В лесной тишине фигуры из снега стали очень выразительны. «Отчего вы, деревья, ничего не скажете друг другу? Стесняетесь меня?»- хочется им сказать.
Вот и снег полетел. Кажется, что слышишь беседу снежинок. Может, и говорят они о чем? Только я прохожу дальше и весело кричу : «Прощай, лес!».
10. Творческая работа.
Вы слышали о том, что снежинки любят разговаривать в волшебном зимнем лесу. Только стесняются людей. Как вы думаете, о чем они мечтают зимой?
(у каждого учащегося на парте лежит снежинка). Напишите на снежинке, используя прямую речь мысли снежинок (2-3 предложения).
11. Домашняя работа.
Выучить параграф 48.Прочитать и выучить стихотворение.
В начале речь прямая.
В кавычках, затем запятая.
Ставим тире после кавычек,
С маленькой буквы слова автора, как обычно.
Изобразите в виде схемы вариант расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, о котором говорится в этом стихотворении.
Выпишите из литературных сказок 3-4 предложения с прямой речью.
12.Рефлексия.
Оцените наш урок, свою работу на нем и подсчитайте свои жетоны.