kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему: "Очень нужные и важные слова".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по развитию речи на тему:

 «Очень нужные и важные слова».

1 класс.

Комбинированный тип занятия.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:
      коллективная работа;
      самостоятельная работа.

На занятии используется:

- технология создания учебных ситуаций;

- игровая технология.
Цели:

Обучающая:

научить употреблять различные средства выражения вежливости; познакомить с этикетными выражениями просьбы;

научить выбирать уместное для данной ситуации средство выражения просьбы;

пользоваться интонацией как средством вежливого обращения просьбы.
Планируемые результаты: учащиеся усвоят, что в общении очень важны вежливость и тактичность. Усвоят основные этикетные формулы.

Развивающая: развивать речь детей, мышление, словарный запас.

Формирование УУД:

личностные УУД:

-формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию;
-формирование  мотивации к обучению и познанию;
  формирование умения определять и высказывать самые  простые, общие для всех людей правила; формирование умения оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

регулятивные УУД:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение точно выражать свои мысли;

- умение определять цель деятельности на занятии;                                                                    

 - умение определять успешность своего задания;

 - умение употреблять вежливые слова в речи;

познавательные УУД:

- умение активно пользоваться различными этикетными формами в устной и письменной речи с учетом речевой ситуации;

- формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи;
установление причинно- следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;
умение на основе анализа объектов делать выводы;

умение обобщать и классифицировать по признакам.

коммуникативные УУД:

- умение слушать и понимать других;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными   

   задачами;

- умение оформлять свои мысли в устной форме;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме;
умение использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
умение слушать и вступать в диалог.
Воспитывающая:

-Воспитывать любовь к родному языку.Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям, культуру поведения в целом.

-Воспитывать коммуникативные компетенции в процессе работы в паре, в группе.

Задачи, направленные на достижение личностных результатов :

  1. Формирование умения употреблять этикетные формулы в ситуациях обращения к собеседнику, приветствия, выражения просьбы, пожелания, приглашения, поздравления, извинения, отказа, благодарности и т. д.
  2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения.

Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:

  1. Формирование умения работать с новой информацией по теме;
  2. Формирование умения выстраивать речевые высказывания (познавательные УУД);
  3. Формирование умений работать в статичных группах и парах (коммуникативные УУД);
  4. Формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД).Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материа
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Очень нужные и важные слова". »

Конспект урока по развитию речи на тему:

«Очень нужные и важные слова».

1 класс.



Комбинированный тип занятия.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:
  коллективная работа;
  самостоятельная работа.

На занятии используется:

- технология создания учебных ситуаций;

- игровая технология.


Цели:

  1. Обучающая:

научить употреблять различные средства выражения вежливости; познакомить с этикетными выражениями просьбы;

научить выбирать уместное для данной ситуации средство выражения просьбы;

пользоваться интонацией как средством вежливого обращения просьбы.


Планируемые результаты: учащиеся усвоят, что в общении очень важны вежливость и тактичность. Усвоят основные этикетные формулы.




  1. Развивающая:


развивать речь детей, мышление, словарный запас.


Формирование УУД:

личностные УУД:

-формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию;

-формирование  мотивации к обучению и познанию;

- формирование умения определять и высказывать самые  простые, общие для всех людей правила;

- формирование умения оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

 регулятивные УУД:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- умение точно выражать свои мысли;

- умение определять цель деятельности на занятии;                                                                    

 - умение определять успешность своего задания;

- умение употреблять вежливые слова в речи;


познавательные УУД:

- умение активно пользоваться различными этикетными формами в устной и письменной речи с учетом речевой ситуации;

- формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи;

- установление причинно- следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;

- умение на основе анализа объектов делать выводы;

- умение обобщать и классифицировать по признакам.

коммуникативные УУД:

- умение слушать и понимать других;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными   

   задачами;

- умение оформлять свои мысли в устной форме;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме;

-умение использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

-умение слушать и вступать в диалог.

3. Воспитывающая:

-Воспитывать любовь к родному языку.



-Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям, культуру поведения в целом.

-Воспитывать коммуникативные компетенции в процессе работы в паре, в группе.



Задачи, направленные на достижение личностных результатов :

  1. Формирование умения употреблять этикетные формулы в ситуациях обращения к собеседнику, приветствия, выражения просьбы, пожелания, приглашения, поздравления, извинения, отказа, благодарности и т. д.

  2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения.

Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:

  1. Формирование умения работать с новой информацией по теме;

  2. Формирование умения выстраивать речевые высказывания (познавательные УУД);

  3. Формирование умений работать в статичных группах и парах (коммуникативные УУД);

  4. Формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД).



Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.























Ход урока:

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность детей

1. Орг. момент

-Здравствуйте, дорогие дети!

Ребята, давайте друг другу улыбнемся. Все улыбнулись? Как приятно смотреть на человека, который улыбается. От улыбки жизнь становится радостнее и чуточку добрее. Думаю, что и наше занятие пройдет в доброжелательной обстановке и с пользой для всех.

Дети, поворачиваясь друг к другу, улыбаются. Садятся за свои рабочие места.

2. Вступительная беседа.



Постановка темы и цели занятия.

- Ребята, умеете ли вы говорить по- русски?

- На этот вопрос все вы, не задумываясь, ответили : «Конечно, мы говорим на русском языке! Говорим на уроках, свободно общаемся с друзьями». А если задать такой вопрос: « Хорошо ли вы говорите по –русски?» Прежде, чем ответить, многие из вас задумаются.

- Что же значит говорить хорошо?


- Говорить хорошо- это значит говорить логично, убедительно, выбирая для построения своих высказываний такие языковые средства, которые помогут вам наиболее точно передать ваши мысли и чувства.

-Ребята, мы ежедневно здороваемся и прощаемся, обращаемся к кому-нибудь с просьбой, благодарим за труд, за любезность, извиняемся, если допустили оплошность. И во всех этих случаях нельзя обойтись без специальных слов, употребление которых обязательно для всех. Дело, конечно, не в количестве сказанных слов, а в том, чтобы никогда не забывать о добром слове для другого. Для этого необходимо обогащать свой словарный запас словами и фразами речевого этикета.

Доброе и сердечное отношение ко всем людям, с которыми приходится сталкиваться в жизни, - вот что важнее всего. Вежливым, тактичным, деликатным может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других.





























































-Вежливые, добрые слова приятны для каждого , а грубые, злые слова обижают человека, делают ему больно. С помощью вежливых слов можно даже грустному и обиженному человеку вернуть хорошее настроение.


- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня ?


- Правильно, ребята! Сегодня будем учиться секретам речевого общения. Вспоминать вежливые слова и применять их в определенных ситуациях.


-Послушайте, к нам кто-то стучит. ( Заходит мама с пятиклассником).

- Здравствуйте, вот пришла к вам за советом: «Что мне делать? Подскажите!

Ведь не знает мой сынок правил этикета!

«Спасибо, здравствуйте, простите»

Произносить он не привык, Простого слова «извините»

Не одолел его язык,

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече «Добрый день»,

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит,

И в лучшем случае «здорово» Он вместо «Здравствуйте» бубнит.

А вместо слова «до свиданья» Не говорит он ничего,

Или заявит на прощанье:

«Ну, я пошел. Пока! Всего». –


- Что же ребята, поможем Саше стать вежливым школьником, обучим правилам общения и словам вежливости?

Выслушиваются ответы детей.










Дети высказывают свое мнение.


































Выходит дети и

читают стихи о вежливых словах.

Если наступил на ножку
Хоть случайно, хоть немножко,
Сразу говори: «Простите»
Или лучше – «Извините».

*****
Если бабушка с утра
Пирожок тебе дала,
Ты возьми, скажи «Спасибо» Станет бабушка счастливой!

*****
Каждый скажет на прощанье,
Уходя, всем «До свиданья».
Другу уходить пора –
Скажем мы ему «Пока».

*****
Чтобы что-то попросить,
Нужно вежливыми быть.
Мы «пожалуйста» добавим–
Будут все довольны нами.

*****
Встречу, новый разговор
Мы со «Здравствуйте» начнем.
Друг пришел вдруг на обед –
Скажем мы ему «Привет».


*****
Если вы на именины
Друга Петю пригласили,
Он принес цветок красивый –
Скажем мы ему «Спасибо».

*****
«Добрый вечер», «Добрый день»
Говорить нам всем не лень!
«Утро доброе» мы скажем,
Поутру проснувшись, маме.













Заслушиваются ответы детей.

  1. Работа по теме занятия.

- Вы сказали соседу: «Доброе утро!», тем самым показали своё уважение к человеку. Вы произнесли: « Извините меня, пожалуйста!» – это значит, вы признали свою вину и просите извинить вас. « Благодарю вас!» - это значит, что вы заметили услугу (и это собеседнику тоже очень приятно) и готовы к ответному, доброму действию.

Если вдуматься в старое значение этикетных сочетаний, то становится ясным их глубоко доброжелательный смысл.

– Здравствуйте « будьте здоровы.

– Благодарю вас « дарю благо, благополучие, успех».

– Всего доброго – пожелание всего хорошего, как и в приветствиях – добрый день, доброе утро, добро пожаловать.


-Вспомните, как мы называем человека, который много знает вежливых слов и не стесняется их произносить в разговоре?



- Подберите, пожалуйста, близкие, похожие по значению слова.







- Одним из качеств вежливого человека является ВЕЖЛИВОСТЬ. Как вы считаете, это хорошее качество или нет?


-Но, к сожалению, не все люди обладают хорошими качествами, есть те, которым присуще и плохие.


Слушание аудиозаписи текста В.А. Сухомлинского.


«… По лесной дороге шли двое- дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить. Путники пошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились, напились.

- Спасибо тебе, ручей,- сказал дедушка.

Мальчик засмеялся.

- Вы зачем ручью сказали «спасибо»?- спросил он дедушку. – Ведь ручей не живой, не слышит ваших слов, не поймет вашей благодарности.

-Это не так. Если бы напился волк, он бы спасибо не сказал. А мы не волки, мы- люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит «спасибо»?

Подумай, кому нужно это слово?

Мальчик задумался. Времени у него было много: путь предстоял долгий…»


- Ребята, как бы вы ответили на эти вопросы?


- Как вы думаете земле мы можем сказать «спасибо»?

- А плодовому дереву? Почему?

- Что еще мы можем поблагодарить?


- Для чего говорят слово «спасибо»?


- Слова благодарности обладают магическими свойствами. Так люди выражают внимание и передают положительные эмоции. Слово «спасибо» очень простое и искреннее. Конечно, если оно идет от души, от сердца, переполненного благодарностью.



Задание №1. Работа в парах.


-На каждой парте лежат листочки, в которых перечислены качества человека, вам нужно вычеркнуть плохие.


-Какие слова вычеркнули?




- Какие слова остались?





- Вежливость- это качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой жизни.


















Задание№2. Работа в группах.


-А теперь разделитесь на группы.

Для этого вытащите жетон и займите место за столом, где круг вашего жетона.


- Можно ли разговаривать без слов? В этом нам помогут жесты, мимика, движения.


Группа №1.


- Придумать диалог с использованием вежливых слов к данным ситуациям:

1. Вы забыли ручку;

2. Встретили друга, которого давно не видели.

3. Пожилой человек благодарит женщину, которая уступила место в автобусе.




Группа №2.


- Пословицы разделены пополам. Нужно совместить «половинки», получить целое высказывание, объяснить значение.

1. Доброе слово / и кошке приятно.

2. Слово не воробей / вылетит не поймаешь.

3. Доброе слово / железные ворота открывает.

4. От одного слова / да на век ссора.



Группа №3.


- Придумать диалог с использованием вежливых слов к данным ситуациям:

1. Вы благодарите маму за очень вкусный ужин.

2.Благодарите товарища, который помог подготовиться к контрольной работе.

3. Знакомство с новым одноклассником.






























- Вежливый.






- Воспитанный, деликатный, любезный, уважительный, тактичный, доброжелательный, внимательный, культурный.



Подробные ответы детей.







































Варианты ответов детей.



Да.


Предполагаемые ответы учеников.




Спасибо маме за заботу

И папе за его работу,

Сестре и брату за компанию

И бабушке- за понимание.

Спасибо всем учителям

И воспитателям, и няням. Спасибо, что гордятся нами

И добрым учат нас делам.













Неряшливость, болтливость, драчливость, злость.


Доброта, опрятность, вежливость, внимательность, приветливость.


Герой «Вежливость».


Знакомьтесь- это

Вежливость!

А вот ее слова:

Спасибо, извините,

Пожалуйста, простите!

В общении друг с другом

Они нам всем нужны.

Простите, Вам удобно?

И будьте так добры!

И в жизни очень важно

Их часто повторять

Чтоб было все прекрасно,

Чтоб грустными словами

Людей не обижать!










































-Посмотрите небольшой фрагмент из известной русской народной сказки «Морозко».

Показан небольшой отрывок. Обращение Настеньки к Красному Солнышко, чтобы оно помогло ей закончить работу по вязанию чулок.

Вопросы:

1)  С какими словами обращается Настенька к солнцу, к петушку?
2)  Почему солнышко и петушок помогли девушке?





– Как разговаривала Настенька?

– Она говорила быстро или медленно? Громко или тихо?

.



- «Доброе слово человеку – что дождь в засуху».

Так гласит русская народная пословица. Доброжелательная улыбка, интонация, добрые, вежливые слова играют большую роль при общении. Ведь поблагодарить человека в нужную минуту, сказать ему доброе слово – значит подарить капельку солнца, радости.

Физкультминутка

- Выполнять действия только тогда, когда я скажу «волшебное» слово, если я его не сказала- вы ничего не делаете.


Встаньте, пожалуйста!

Поднимите руки!

Будьте добры, похлопайте в ладоши!

Потопайте.

Попрыгайте, пожалуйста.

Будьте любезны, руки вперед.

Опустите руки, пожалуйста.

Будьте добры, наклоните голову вперед.

Наклоните назад, пожалуйста.

Влево. Вправо.

Будьте любезны, садитесь на свои места.


Викторина

Я предлагаю вашему вниманию викторину, посвященную правилам этикета в современном обществе (вопросы достают из ящика при помощи магнитной удочки)


1. Как быть, если вас толкнули или сказали вам грубость?




2. Употребимо ли обращение «дядя» или «тетя» к человеку, старшему по возрасту?




3. Прилично ли есть или пить на улице?


4. Представьте себе, что вы находитесь в читальном зале библиотеки и у вас неожиданно зазвонил мобильный телефон. Как вы поступите?






Разыграть речевые ситуации, направленные на развитие культуры речевого поведения.

Группа №1.

Ситуация: «Вы входите в класс, а учитель беседует с кем-то из родителей. Как вы поприветствуете их? Можно ли сказать: «Здравствуйте, Елена Владимировна!»? По отношению к кому вы будете невежливы? Как же вы поздороваетесь?

Группа №2.

- Игорь и Лена одновременно подошли к гардеробу. Кто должен пройти первым?


Группа №3.

- Вчера Маша порезала руку. Теперь у неё на руке повязка, и ей трудно снять курточку. Рядом стоит Ира, что она должна сделать?


















- Настенька соблюдала правила речевого этикета, поэтому солнышко и петушок помогли ей.

- Мягко, добро, уважительно.


- Темп был средний, а громкость – тихая.


















































- Не следует делать такому человеку замечание или пытаться выяснять с ним отношения.

- Слова «дядя» и «тётя» обозначают степень родства. Ими не следует пользоваться в разговоре со старшими, если они вам не родственники.

- Неприлично, это некрасиво смотрится со стороны.

- Нужно выйти из зала и негромко переговорить с позвонившим. Разговаривать в зале, как и в любом общественное месте, не стоит: это мешает окружающим.













Дети анализируют ситуации, делают вывод по каждой.

4.Рефлексивно- оценочный этап.


-Саша, выучил правила вежливого общения?

- Ребята перед вами лежат листы формата А3. Выполните по одному рисунку от команды, которые отразят то, что вы узнали из беседы. Прокомментируйте каждую работу.

Дети покажут как они распорядились своими знаниями на практике.

-Ребята, пока мы с вами работали, у нас выросло дерево. ( На доску прикрепляется нарисованное на плакате дерево, рядом лежат вырезанные из цветной бумаги яблоки, листочки и цветочки по количеству учеников в классе). Давайте его оденем. Если занятие прошло для вас с пользой, прикрепите яблоко, если остались сомнения - цветочек, а если совсем ничего не понравилось - зелёный листочек.

Д.З. Каждый ребенок делает по 4 рисунка на формате А4. На следующем занятии будем собирать из рисунков книжку- малышку, которую назовем «Доброе слово что ясный день».

Пятиклассник Саша делится своими размышлениями и впечатлениями.


Настанет, друзья, счастливое время,

Настанут чудесные дни:

Люди приветливы будут со всеми,

Грубить перестанут они.

  Пусть грубость исчезнет навеки!

Пускай по рецептам врачей

Появится в каждой аптеке

Лекарство для грубых людей.

Спасибо за внимание!


















Список использованной литературы:

1. В. Н. Жуков «Словарь русских пословиц и поговорок». Москва «Русский язык» 1993 г.  

2. Гольдин В.Е. Речь и этикет.- М.: Просвещение, 1983.

3. Львова, М.Е. Речевой этикет на уроках русского языка / М.Е. Львова  // Начальная школа. - 2000. - № 5 - 2.- с. 8-13.

4. «Начальная школа» – журнал . 1989 . №10–11.
5. «Начальная школа» – журнал. 2011. №1.

6. Сухомлинский, В.А. Методика воспитания коллектива: учеб. пособие / В.А. Сухомлинский - М.: Просвещение, 1991. -  с.213.

7. Т.А. Ладыженская  «Детская риторика» – 2 класс. Издательство «С-инфо; Издательство «Баласс».


8. Формановская Н. И. Речевой этикет в нашем общении.- М.: Знание, 1987,1989.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему: "Очень нужные и важные слова".

Автор: Пучнина Ольга Владимировна

Дата: 31.01.2015

Номер свидетельства: 164923

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Конспект урока по окружающему миру 1 класс по теме "Почему нужно есть много овощей и фруктов" с презентацией "
    ["seo_title"] => string(127) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-1-klass-po-tiemie-pochiemu-nuzhno-iest-mnogho-ovoshchiei-i-fruktov-s-priezientatsiiei"
    ["file_id"] => string(6) "137005"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417253582"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока окружающего мира по теме "Ты и твои друзья" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-ty-i-tvoi-druz-ia"
    ["file_id"] => string(6) "112642"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408797739"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока по теме: "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-po-tiemie-podghotovka-k-napisaniiu-sochinieniia-rassuzhdieniia"
    ["file_id"] => string(6) "220712"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434796432"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока русского языка "Как составить из слов предложение?" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-kak-sostavit-iz-slov-priedlozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "126238"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415127968"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока по теме: Здоровый образ жизни! Твой выбор. "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-po-tiemie-zdorovyi-obraz-zhizni-tvoi-vybor"
    ["file_id"] => string(6) "197847"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428323249"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства