kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Порозова Наталья Алексеевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Керчевская СОШ»

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тема урока: «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

Тип урока: изучение нового материала

Технологическая карта изучения темы

Тема: Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

Цели: Научить находить имена существительные, которые имеют форму только множественного числа, в тексте, определять форму и правильно применять их в речи.

Задачи: Формировать УУД:

- Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.

Метапредметные

- Регулятивные УУД: анализ собственной работы, планирование деятельности в соответствии с поставленной задачей, определение цели этапов учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.

- Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, формулирование собственной позиции, умение с точностью и достаточной полнотой выражать свое мнение.

- Познавательные УУД: систематизация материала, полученного на предыдущем уроке, находить нужную информацию в учебнике.

Предметные: формировать представление о существительных, которые имеют форму только множественного числа, умение находить их в тексте, определять форму и правильно применять их в речи.

Планируемый результат:

Предметные:  Знать: имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

Уметь: умение находить существительные, которые имеют форму только множественного числа, в тексте, определять форму и правильно применять их в речи.

Личностные: умение анализировать собственную работу, умение слушать собеседника, сотрудничать с учителем и сверстниками, умение точно и с достаточной полнотой выражать свое мнение

Метапредметные:

Уметь оценивать результаты деятельности (своей-чужой), анализировать успешность достижения целей учебной деятельности, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)

Уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, умение с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)

Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущем уроке, находить нужную информацию в учебнике, ориентироваться в учебнике (Познавательные УУД)

Метапредметные связи: Русский язык, литература

Ресурсы: Основные: Учебник «Русский язык» 5 класс

Дополнительные: карточки с изображением предметов, распечатанные таблицы

Формы работы: Работа в парах, индивидуальная работа

Технологическая карта урока

  1. Организационный момент

Учитель организует внимание учащихся, доброжелательный настрой и приглашает к сотрудничеству

Учащиеся внутренне организуются, мобилизуются на работу

Личностные: формирование положительной мотивации к изучению материала

II. Ориентировочно-мотивационный этап

Учитель вывешивает карточки с изображением одного предмета и несколькими предметами из упр.395

- Назовите к каждому рисунку слово, называющее один такой предмет и много таких предметов.

Предполагаемые ответы:

- Грабли-грабли, ворота-ворота, брюки-брюки, ножницы - только во множественном числе

-Составьте предложения, в которых эти слова называли бы один предмет и много предметов.

Определите тему урока и цель

Предполагаемые ответы

- Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

- Научиться находить существительные множественного числа в тексте, определять их форму и правильно применять их в речи.

Учитель предлагает начать учащимся заполнение таблицы

Начинают заполнение таблицы:

Что знал о числе имен существительных

Что узнал нового

Что еще хочу узнать

Где мне пригодятся полученные знания

Познавательные: Построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование; построение логического высказывания.

Личностные: Формирование уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи

III. Этап актуализации ранее изученного

Учитель активизирует познавательный интерес учащихся

- Мы выяснили, что в русском языке есть имена существительные, которые употребляются только во множественном числе.

Учащиеся актуализируют опорные знания по теме «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

- Давайте обратимся к материалу учебника (с.39) -Есть ли в материале новая для вас информация?

Предполагаемый ответ:

К существительным, которые употребляются только во множественном числе, относятся существительные, обозначающие составные предметы, вещества, явления природы, события, отрезки времени, игры и др.

- Дополните таблицу новой информацией (записывают информацию в таблицу)

Познавательные: структурирование знаний; осознанное построение речевого высказывания.

Регулятивные: определение целей этапов учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.

IV. Объяснение нового материала

Учитель создает ситуацию заинтересованности в получении новой информации

-Прочитайте слова (упр.396). Что их объединяет?

1 ряд – составные предметы

2 ряд – географические названия

3 ряд – явления природы

Учащиеся читают слова, выписывают нужные слова в тетрадь и дополняют своими примерами

Предполагаемый ответ:

1 ряд – ножницы, шипцы и т.д.

2 ряд – Альпы, Карпаты и т.д.

3 ряд – потемки, сумерки и т.д.

Учитель спрашивает несколько учащихся с каждого ряда

Познавательные: формирование системы знаний; построение речевого высказывания

V. Этап применения знаний и способов деятельности (первичное закрепление знаний)

Учитель организует деятельность по переводу знаний в систему

-Обратимся к отрывку из стихотворения С. Я. Маршака «Сказка об умном мышонке» упр.398 (нахождение в тексте существительных, которые употребляются только во множественном числе и определять их форму)

Учащиеся выполняют задания по упражнению.

Предполагаемый ответ:

- В данном стихотворении есть существительные, которые употребляются только во множественном числе, которые обозначают игры: кошки-мышки, жмурки, горелки, пятнашки.

Записывают сложные предложения, в каждой части которого есть имена существительных в качестве однородных членов предложения.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний.

VI. Этап контроля и самоконтроля

Учитель выявляет качество усвоения учащимися знаний и способов действий. Обеспечивает развитие способности к оценочным действиям.

Учащиеся заканчивают заполнение таблицы (что еще хочу узнать и где пригодятся полученные знания)

Познавательные: Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

VII. Подведение итогов, рефлексия

Учитель создает условия для самооценки деятельности учащихся, анализирует степень усвоения учебного материала.

-Какое новое знание вы обрели сегодня на уроке?

Ученики оценивают результаты работы на уроке, анализируют успешность достижения поставленной в начале урока цели.

Предполагаемые ответы:

- Я научился …

Было интересно …

Было трудно …

Я понял, что …

Личностные: Самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные: умение строить речевое высказывание.

VIII. Этап предъявления домашнего задания

Учитель обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения задания.

- упр.399. (написать небольшой учебно-научный текст на тему «Что я знаю о числе имен существительных»

-Учащиеся выполняют упражнения и задания.

Познавательные: Умение строить речевое высказывание в письменной форме.

Регулятивные: целеполагание.

Личностные: нравственно-этическая ориентация

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа» »

Порозова Наталья Алексеевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Керчевская СОШ»

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тема урока: «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

Тип урока: изучение нового материала


Технологическая карта изучения темы

Тема

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

Цели



Задачи

Научить находить имена существительные, которые имеют форму только множественного числа, в тексте, определять форму и правильно применять их в речи.


Формировать УУД:

- Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.

Метапредметные

- Регулятивные УУД: анализ собственной работы, планирование деятельности в соответствии с поставленной задачей, определение цели этапов учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.

- Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, формулирование собственной позиции, умение с точностью и достаточной полнотой выражать свое мнение.

- Познавательные УУД: систематизация материала, полученного на предыдущем уроке, находить нужную информацию в учебнике.

Предметные: формировать представление о существительных, которые имеют форму только множественного числа, умение находить их в тексте, определять форму и правильно применять их в речи.

Планируемый результат

Предметные:

Знать: имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

Уметь: умение находить существительные, которые имеют форму только множественного числа, в тексте, определять форму и правильно применять их в речи.


Личностные: умение анализировать собственную работу, умение слушать собеседника, сотрудничать с учителем и сверстниками, умение точно и с достаточной полнотой выражать свое мнение

Метапредметные:

Уметь оценивать результаты деятельности (своей-чужой), анализировать успешность достижения целей учебной деятельности, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)

Уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, умение с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)

Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущем уроке, находить нужную информацию в учебнике, ориентироваться в учебнике (Познавательные УУД)


Метапредметные связи

Русский язык, литература

Ресурсы:

Основные: Учебник «Русский язык» 5 класс

Дополнительные: карточки с изображением предметов, распечатанные таблицы

Формы работы

Работа в парах, индивидуальная работа









Технологическая карта урока


Этап урока

Деятельность урока

Деятельность учащихся

Формирование универсальных учебных действий

Организационный момент

Учитель организует внимание учащихся, доброжелательный настрой и приглашает к сотрудничеству

Внутренне организуются, мобилизуются на работу

Личностные: формирование положительной мотивации к изучению материала

Ориентировочно-мотивационный этап

Учитель вывешивает карточки с изображением одного предмета и несколькими предметами из упр.395

- Назовите к каждому рисунку слово, называющее один такой предмет и много таких предметов.

-Составьте предложения, в которых эти слова называли бы один предмет и много предметов.

Определите тему урока и цель








Учитель предлагает начать учащимся заполнение таблицы

Размышление на тему, участие в дискуссии



Предполагаемые ответы:

- Грабли-грабли, ворота-ворота, брюки-брюки, ножницы - только во множественном числе










Предполагаемые ответы

- Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

- Научиться находить существительные множественного числа в тексте, определять их форму и правильно применять их в речи.




Начинают заполнение таблицы:

Что знал о

числе имен существительных

Что узнал нового

Что еще хочу узнать

Где мне пригодятся полученные знания









Познавательные:

построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование; построение логического высказывания.







Личностные:

Формирование уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.


Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи

Этап актуализации ранее изученного

Учитель активизирует познавательный интерес учащихся

- Мы выяснили, что в русском языке есть имена существительные, которые употребляются только во множественном числе.

- Давайте обратимся к материалу учебника (с.39)

-Есть ли в материале новая для вас информация?

Дополните таблицу новой информацией

Актуализируют опорные знания по теме «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»








Предполагаемый ответ:

К существительным, которые употребляются только во множественном числе, относятся существительные, обозначающие составные предметы, вещества, явления природы, события, отрезки времени, игры и др.

(записывают информацию в таблицу)


Познавательные:

структурирование знаний; осознанное построение речевого высказывания.



Регулятивные:

определение целей этапов учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.




Объяснение нового материала

Учитель создает ситуацию заинтересованности в получении новой информации

-Прочитайте слова (упр.396). Что их объединяет?

1 ряд – составные предметы

2 ряд – географические названия

3 ряд – явления природы

Спрашивает несколько учащихся с каждого ряда

Читают слова, выписывают нужные слова в тетрадь и дополняют своими примерами




Предполагаемый ответ:

1 ряд – ножницы, шипцы и т.д.

2 ряд – Альпы, Карпаты и т.д.

3 ряд – потемки, сумерки и т.д.

Познавательные:

формирование системы знаний; построение речевого высказывания

Этап применения знаний и способов деятельности

(первичное закрепление знаний)

Организует деятельность по переводу знаний в систему

-Обратимся к отрывку из стихотворения С. Я. Маршака «Сказка об умном мышонке» упр.398 (нахождение в тексте существительных, которые употребляются только во множественном числе и определять их форму)





Выполняют задания по упражнению.

Предполагаемый ответ:

- В данном стихотворении есть существительные, которые употребляются только во множественном числе, которые обозначают игры: кошки-мышки, жмурки, горелки, пятнашки.

Записывают сложные предложения, в каждой части которого есть имена существительных в качестве однородных членов предложения.

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний.


Этап контроля и самоконтроля

Выявляет качество усвоения учащимися знаний и способов действий. Обеспечивает развитие способности к оценочным действиям.

Заканчивают заполнение таблицы (что еще хочу узнать и где пригодятся полученные знания)

Познавательные:

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Подведение итогов, рефлексия

Учитель создает условия для самооценки деятельности учащихся, анализирует степень усвоения учебного материала.

-Какое новое знание вы обрели сегодня на уроке?

Ученики оценивают результаты работы на уроке, анализируют успешность достижения поставленной в начале урока цели.

Предполагаемые ответы:

- Я научился …

Было интересно …

Было трудно …

Я понял, что …

Личностные:

Самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности.



Познавательные:

умение строить речевое высказывание.

Этап предъявления домашнего задания

Учитель обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения задания.

- упр.399.(написать небольшой учебно-научный текст на тему «Что я знаю о числе имен существительных»




-Выполнение упражнения и заданий.

Познавательные:

Умение строить речевое высказывание в письменной форме.


Регулятивные:

целеполагание.


Личностные:

нравственно-этическая ориентация


Используемая литература: Учебник русского языка. – 5 класс


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Порозова Наталья Алексеевна

Дата: 26.10.2014

Номер свидетельства: 122566

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока по теме: "Имя существительное (закрепление)""
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-tiemie-imia-sushchiestvitiel-noie-zakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "277592"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452942070"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока русского языка "Имя существительное.Повторение" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-imia-sushchiestvitiel-noie-povtorieniie"
    ["file_id"] => string(6) "111633"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407697191"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока по русской речи в 5 классе на тему: " Имя существительное". "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-po-russkoi-riechi-v-5-klassie-na-tiemu-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "146415"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419172337"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока по русскому языку  "Род и число имен существительных" "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-rod-i-chislo-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "124449"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414695398"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока "Множественное число имён существительных 1 склонения""
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-mnozhiestviennoie-chislo-imion-sushchiestvitiel-nykh-1-sklonieniia"
    ["file_id"] => string(6) "249732"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446969337"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства