kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Порозова Наталья Алексеевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Керчевская СОШ»

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тема урока: «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

Тип урока: изучение нового материала

Технологическая карта изучения темы

Тема: Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

Цели: Научить находить имена существительные, которые имеют форму только множественного числа, в тексте, определять форму и правильно применять их в речи.

Задачи: Формировать УУД:

- Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.

Метапредметные

- Регулятивные УУД: анализ собственной работы, планирование деятельности в соответствии с поставленной задачей, определение цели этапов учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.

- Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, формулирование собственной позиции, умение с точностью и достаточной полнотой выражать свое мнение.

- Познавательные УУД: систематизация материала, полученного на предыдущем уроке, находить нужную информацию в учебнике.

Предметные: формировать представление о существительных, которые имеют форму только множественного числа, умение находить их в тексте, определять форму и правильно применять их в речи.

Планируемый результат:

Предметные:  Знать: имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

Уметь: умение находить существительные, которые имеют форму только множественного числа, в тексте, определять форму и правильно применять их в речи.

Личностные: умение анализировать собственную работу, умение слушать собеседника, сотрудничать с учителем и сверстниками, умение точно и с достаточной полнотой выражать свое мнение

Метапредметные:

Уметь оценивать результаты деятельности (своей-чужой), анализировать успешность достижения целей учебной деятельности, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)

Уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, умение с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)

Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущем уроке, находить нужную информацию в учебнике, ориентироваться в учебнике (Познавательные УУД)

Метапредметные связи: Русский язык, литература

Ресурсы: Основные: Учебник «Русский язык» 5 класс

Дополнительные: карточки с изображением предметов, распечатанные таблицы

Формы работы: Работа в парах, индивидуальная работа

Технологическая карта урока

  1. Организационный момент

Учитель организует внимание учащихся, доброжелательный настрой и приглашает к сотрудничеству

Учащиеся внутренне организуются, мобилизуются на работу

Личностные: формирование положительной мотивации к изучению материала

II. Ориентировочно-мотивационный этап

Учитель вывешивает карточки с изображением одного предмета и несколькими предметами из упр.395

- Назовите к каждому рисунку слово, называющее один такой предмет и много таких предметов.

Предполагаемые ответы:

- Грабли-грабли, ворота-ворота, брюки-брюки, ножницы - только во множественном числе

-Составьте предложения, в которых эти слова называли бы один предмет и много предметов.

Определите тему урока и цель

Предполагаемые ответы

- Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

- Научиться находить существительные множественного числа в тексте, определять их форму и правильно применять их в речи.

Учитель предлагает начать учащимся заполнение таблицы

Начинают заполнение таблицы:

Что знал о числе имен существительных

Что узнал нового

Что еще хочу узнать

Где мне пригодятся полученные знания

Познавательные: Построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование; построение логического высказывания.

Личностные: Формирование уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи

III. Этап актуализации ранее изученного

Учитель активизирует познавательный интерес учащихся

- Мы выяснили, что в русском языке есть имена существительные, которые употребляются только во множественном числе.

Учащиеся актуализируют опорные знания по теме «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

- Давайте обратимся к материалу учебника (с.39) -Есть ли в материале новая для вас информация?

Предполагаемый ответ:

К существительным, которые употребляются только во множественном числе, относятся существительные, обозначающие составные предметы, вещества, явления природы, события, отрезки времени, игры и др.

- Дополните таблицу новой информацией (записывают информацию в таблицу)

Познавательные: структурирование знаний; осознанное построение речевого высказывания.

Регулятивные: определение целей этапов учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.

IV. Объяснение нового материала

Учитель создает ситуацию заинтересованности в получении новой информации

-Прочитайте слова (упр.396). Что их объединяет?

1 ряд – составные предметы

2 ряд – географические названия

3 ряд – явления природы

Учащиеся читают слова, выписывают нужные слова в тетрадь и дополняют своими примерами

Предполагаемый ответ:

1 ряд – ножницы, шипцы и т.д.

2 ряд – Альпы, Карпаты и т.д.

3 ряд – потемки, сумерки и т.д.

Учитель спрашивает несколько учащихся с каждого ряда

Познавательные: формирование системы знаний; построение речевого высказывания

V. Этап применения знаний и способов деятельности (первичное закрепление знаний)

Учитель организует деятельность по переводу знаний в систему

-Обратимся к отрывку из стихотворения С. Я. Маршака «Сказка об умном мышонке» упр.398 (нахождение в тексте существительных, которые употребляются только во множественном числе и определять их форму)

Учащиеся выполняют задания по упражнению.

Предполагаемый ответ:

- В данном стихотворении есть существительные, которые употребляются только во множественном числе, которые обозначают игры: кошки-мышки, жмурки, горелки, пятнашки.

Записывают сложные предложения, в каждой части которого есть имена существительных в качестве однородных членов предложения.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний.

VI. Этап контроля и самоконтроля

Учитель выявляет качество усвоения учащимися знаний и способов действий. Обеспечивает развитие способности к оценочным действиям.

Учащиеся заканчивают заполнение таблицы (что еще хочу узнать и где пригодятся полученные знания)

Познавательные: Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

VII. Подведение итогов, рефлексия

Учитель создает условия для самооценки деятельности учащихся, анализирует степень усвоения учебного материала.

-Какое новое знание вы обрели сегодня на уроке?

Ученики оценивают результаты работы на уроке, анализируют успешность достижения поставленной в начале урока цели.

Предполагаемые ответы:

- Я научился …

Было интересно …

Было трудно …

Я понял, что …

Личностные: Самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные: умение строить речевое высказывание.

VIII. Этап предъявления домашнего задания

Учитель обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения задания.

- упр.399. (написать небольшой учебно-научный текст на тему «Что я знаю о числе имен существительных»

-Учащиеся выполняют упражнения и задания.

Познавательные: Умение строить речевое высказывание в письменной форме.

Регулятивные: целеполагание.

Личностные: нравственно-этическая ориентация

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа» »

Порозова Наталья Алексеевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Керчевская СОШ»

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тема урока: «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

Тип урока: изучение нового материала


Технологическая карта изучения темы

Тема

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

Цели



Задачи

Научить находить имена существительные, которые имеют форму только множественного числа, в тексте, определять форму и правильно применять их в речи.


Формировать УУД:

- Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.

Метапредметные

- Регулятивные УУД: анализ собственной работы, планирование деятельности в соответствии с поставленной задачей, определение цели этапов учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.

- Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, формулирование собственной позиции, умение с точностью и достаточной полнотой выражать свое мнение.

- Познавательные УУД: систематизация материала, полученного на предыдущем уроке, находить нужную информацию в учебнике.

Предметные: формировать представление о существительных, которые имеют форму только множественного числа, умение находить их в тексте, определять форму и правильно применять их в речи.

Планируемый результат

Предметные:

Знать: имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

Уметь: умение находить существительные, которые имеют форму только множественного числа, в тексте, определять форму и правильно применять их в речи.


Личностные: умение анализировать собственную работу, умение слушать собеседника, сотрудничать с учителем и сверстниками, умение точно и с достаточной полнотой выражать свое мнение

Метапредметные:

Уметь оценивать результаты деятельности (своей-чужой), анализировать успешность достижения целей учебной деятельности, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)

Уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, умение с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)

Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущем уроке, находить нужную информацию в учебнике, ориентироваться в учебнике (Познавательные УУД)


Метапредметные связи

Русский язык, литература

Ресурсы:

Основные: Учебник «Русский язык» 5 класс

Дополнительные: карточки с изображением предметов, распечатанные таблицы

Формы работы

Работа в парах, индивидуальная работа









Технологическая карта урока


Этап урока

Деятельность урока

Деятельность учащихся

Формирование универсальных учебных действий

Организационный момент

Учитель организует внимание учащихся, доброжелательный настрой и приглашает к сотрудничеству

Внутренне организуются, мобилизуются на работу

Личностные: формирование положительной мотивации к изучению материала

Ориентировочно-мотивационный этап

Учитель вывешивает карточки с изображением одного предмета и несколькими предметами из упр.395

- Назовите к каждому рисунку слово, называющее один такой предмет и много таких предметов.

-Составьте предложения, в которых эти слова называли бы один предмет и много предметов.

Определите тему урока и цель








Учитель предлагает начать учащимся заполнение таблицы

Размышление на тему, участие в дискуссии



Предполагаемые ответы:

- Грабли-грабли, ворота-ворота, брюки-брюки, ножницы - только во множественном числе










Предполагаемые ответы

- Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

- Научиться находить существительные множественного числа в тексте, определять их форму и правильно применять их в речи.




Начинают заполнение таблицы:

Что знал о

числе имен существительных

Что узнал нового

Что еще хочу узнать

Где мне пригодятся полученные знания









Познавательные:

построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование; построение логического высказывания.







Личностные:

Формирование уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.


Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи

Этап актуализации ранее изученного

Учитель активизирует познавательный интерес учащихся

- Мы выяснили, что в русском языке есть имена существительные, которые употребляются только во множественном числе.

- Давайте обратимся к материалу учебника (с.39)

-Есть ли в материале новая для вас информация?

Дополните таблицу новой информацией

Актуализируют опорные знания по теме «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»








Предполагаемый ответ:

К существительным, которые употребляются только во множественном числе, относятся существительные, обозначающие составные предметы, вещества, явления природы, события, отрезки времени, игры и др.

(записывают информацию в таблицу)


Познавательные:

структурирование знаний; осознанное построение речевого высказывания.



Регулятивные:

определение целей этапов учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.




Объяснение нового материала

Учитель создает ситуацию заинтересованности в получении новой информации

-Прочитайте слова (упр.396). Что их объединяет?

1 ряд – составные предметы

2 ряд – географические названия

3 ряд – явления природы

Спрашивает несколько учащихся с каждого ряда

Читают слова, выписывают нужные слова в тетрадь и дополняют своими примерами




Предполагаемый ответ:

1 ряд – ножницы, шипцы и т.д.

2 ряд – Альпы, Карпаты и т.д.

3 ряд – потемки, сумерки и т.д.

Познавательные:

формирование системы знаний; построение речевого высказывания

Этап применения знаний и способов деятельности

(первичное закрепление знаний)

Организует деятельность по переводу знаний в систему

-Обратимся к отрывку из стихотворения С. Я. Маршака «Сказка об умном мышонке» упр.398 (нахождение в тексте существительных, которые употребляются только во множественном числе и определять их форму)





Выполняют задания по упражнению.

Предполагаемый ответ:

- В данном стихотворении есть существительные, которые употребляются только во множественном числе, которые обозначают игры: кошки-мышки, жмурки, горелки, пятнашки.

Записывают сложные предложения, в каждой части которого есть имена существительных в качестве однородных членов предложения.

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний.


Этап контроля и самоконтроля

Выявляет качество усвоения учащимися знаний и способов действий. Обеспечивает развитие способности к оценочным действиям.

Заканчивают заполнение таблицы (что еще хочу узнать и где пригодятся полученные знания)

Познавательные:

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Подведение итогов, рефлексия

Учитель создает условия для самооценки деятельности учащихся, анализирует степень усвоения учебного материала.

-Какое новое знание вы обрели сегодня на уроке?

Ученики оценивают результаты работы на уроке, анализируют успешность достижения поставленной в начале урока цели.

Предполагаемые ответы:

- Я научился …

Было интересно …

Было трудно …

Я понял, что …

Личностные:

Самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности.



Познавательные:

умение строить речевое высказывание.

Этап предъявления домашнего задания

Учитель обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения задания.

- упр.399.(написать небольшой учебно-научный текст на тему «Что я знаю о числе имен существительных»




-Выполнение упражнения и заданий.

Познавательные:

Умение строить речевое высказывание в письменной форме.


Регулятивные:

целеполагание.


Личностные:

нравственно-этическая ориентация


Используемая литература: Учебник русского языка. – 5 класс


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Порозова Наталья Алексеевна

Дата: 26.10.2014

Номер свидетельства: 122566

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока по теме: "Имя существительное (закрепление)""
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-tiemie-imia-sushchiestvitiel-noie-zakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "277592"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452942070"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока русского языка "Имя существительное.Повторение" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-imia-sushchiestvitiel-noie-povtorieniie"
    ["file_id"] => string(6) "111633"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407697191"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока по русской речи в 5 классе на тему: " Имя существительное". "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-po-russkoi-riechi-v-5-klassie-na-tiemu-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "146415"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419172337"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока по русскому языку  "Род и число имен существительных" "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-rod-i-chislo-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "124449"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414695398"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока "Множественное число имён существительных 1 склонения""
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-mnozhiestviennoie-chislo-imion-sushchiestvitiel-nykh-1-sklonieniia"
    ["file_id"] => string(6) "249732"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446969337"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства