Порозова Наталья Алексеевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Керчевская СОШ»
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тема урока: «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»
Тип урока: изучение нового материала
Технологическая карта изучения темы
Тема: Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа
Цели: Научить находить имена существительные, которые имеют форму только множественного числа, в тексте, определять форму и правильно применять их в речи.
Задачи: Формировать УУД:
- Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.
Метапредметные
- Регулятивные УУД: анализ собственной работы, планирование деятельности в соответствии с поставленной задачей, определение цели этапов учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.
- Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, формулирование собственной позиции, умение с точностью и достаточной полнотой выражать свое мнение.
- Познавательные УУД: систематизация материала, полученного на предыдущем уроке, находить нужную информацию в учебнике.
Предметные: формировать представление о существительных, которые имеют форму только множественного числа, умение находить их в тексте, определять форму и правильно применять их в речи.
Планируемый результат:
Предметные: Знать: имена существительные, которые имеют форму только множественного числа
Уметь: умение находить существительные, которые имеют форму только множественного числа, в тексте, определять форму и правильно применять их в речи.
Личностные: умение анализировать собственную работу, умение слушать собеседника, сотрудничать с учителем и сверстниками, умение точно и с достаточной полнотой выражать свое мнение
Метапредметные:
Уметь оценивать результаты деятельности (своей-чужой), анализировать успешность достижения целей учебной деятельности, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)
Уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, умение с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)
Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущем уроке, находить нужную информацию в учебнике, ориентироваться в учебнике (Познавательные УУД)
Метапредметные связи: Русский язык, литература
Ресурсы: Основные: Учебник «Русский язык» 5 класс
Дополнительные: карточки с изображением предметов, распечатанные таблицы
Формы работы: Работа в парах, индивидуальная работа
Технологическая карта урока
- Организационный момент
Учитель организует внимание учащихся, доброжелательный настрой и приглашает к сотрудничеству
Учащиеся внутренне организуются, мобилизуются на работу
Личностные: формирование положительной мотивации к изучению материала
II. Ориентировочно-мотивационный этап
Учитель вывешивает карточки с изображением одного предмета и несколькими предметами из упр.395
- Назовите к каждому рисунку слово, называющее один такой предмет и много таких предметов.
Предполагаемые ответы:
- Грабли-грабли, ворота-ворота, брюки-брюки, ножницы - только во множественном числе
-Составьте предложения, в которых эти слова называли бы один предмет и много предметов.
Определите тему урока и цель
Предполагаемые ответы
- Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа
- Научиться находить существительные множественного числа в тексте, определять их форму и правильно применять их в речи.
Учитель предлагает начать учащимся заполнение таблицы
Начинают заполнение таблицы:
Что знал о числе имен существительных
Что узнал нового
Что еще хочу узнать
Где мне пригодятся полученные знания
Познавательные: Построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование; построение логического высказывания.
Личностные: Формирование уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.
Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи
III. Этап актуализации ранее изученного
Учитель активизирует познавательный интерес учащихся
- Мы выяснили, что в русском языке есть имена существительные, которые употребляются только во множественном числе.
Учащиеся актуализируют опорные знания по теме «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»
- Давайте обратимся к материалу учебника (с.39) -Есть ли в материале новая для вас информация?
Предполагаемый ответ:
К существительным, которые употребляются только во множественном числе, относятся существительные, обозначающие составные предметы, вещества, явления природы, события, отрезки времени, игры и др.
- Дополните таблицу новой информацией (записывают информацию в таблицу)
Познавательные: структурирование знаний; осознанное построение речевого высказывания.
Регулятивные: определение целей этапов учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.
IV. Объяснение нового материала
Учитель создает ситуацию заинтересованности в получении новой информации
-Прочитайте слова (упр.396). Что их объединяет?
1 ряд – составные предметы
2 ряд – географические названия
3 ряд – явления природы
Учащиеся читают слова, выписывают нужные слова в тетрадь и дополняют своими примерами
Предполагаемый ответ:
1 ряд – ножницы, шипцы и т.д.
2 ряд – Альпы, Карпаты и т.д.
3 ряд – потемки, сумерки и т.д.
Учитель спрашивает несколько учащихся с каждого ряда
Познавательные: формирование системы знаний; построение речевого высказывания
V. Этап применения знаний и способов деятельности (первичное закрепление знаний)
Учитель организует деятельность по переводу знаний в систему
-Обратимся к отрывку из стихотворения С. Я. Маршака «Сказка об умном мышонке» упр.398 (нахождение в тексте существительных, которые употребляются только во множественном числе и определять их форму)
Учащиеся выполняют задания по упражнению.
Предполагаемый ответ:
- В данном стихотворении есть существительные, которые употребляются только во множественном числе, которые обозначают игры: кошки-мышки, жмурки, горелки, пятнашки.
Записывают сложные предложения, в каждой части которого есть имена существительных в качестве однородных членов предложения.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний.
VI. Этап контроля и самоконтроля
Учитель выявляет качество усвоения учащимися знаний и способов действий. Обеспечивает развитие способности к оценочным действиям.
Учащиеся заканчивают заполнение таблицы (что еще хочу узнать и где пригодятся полученные знания)
Познавательные: Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
VII. Подведение итогов, рефлексия
Учитель создает условия для самооценки деятельности учащихся, анализирует степень усвоения учебного материала.
-Какое новое знание вы обрели сегодня на уроке?
Ученики оценивают результаты работы на уроке, анализируют успешность достижения поставленной в начале урока цели.
Предполагаемые ответы:
- Я научился …
Было интересно …
Было трудно …
Я понял, что …
Личностные: Самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности.
Познавательные: умение строить речевое высказывание.
VIII. Этап предъявления домашнего задания
Учитель обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения задания.
- упр.399. (написать небольшой учебно-научный текст на тему «Что я знаю о числе имен существительных»
-Учащиеся выполняют упражнения и задания.
Познавательные: Умение строить речевое высказывание в письменной форме.
Регулятивные: целеполагание.
Личностные: нравственно-этическая ориентация